город Омск |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А46-13675/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Горобец Н.А.
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф.,
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1209/2024) общества с ограниченной ответственностью "Октагон" на решение от 22.12.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-13675/2023 (судья Е.А. Чекурда), по иску бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 2" (ИНН 5506026764, ОГРН 1025501257044) к обществу с ограниченной ответственностью "Октагон" (ИНН 5503191086, ОГРН 1205500005700) о взыскании 492 307 руб. 60 коп., при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Омска в лице Управления финансового контроля (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), Департамента образования Администрации города Омска (ИНН 5503017610, ОГРН 1025500753101),
при участии в судебном заседании:
от Управления финансового контроля Администрации города Омска - представитель Зайцева Ю.А. по доверенности от 19.04.2024 сроком действия один год, удостоверение,
от общества с ограниченной ответственностью "Октагон" - представитель Морозова М.В. по доверенности от 15.01.2024 сроком действия три года,
от бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 2" - директор Кирикова О.Ю. на основании приказа от 28.08.2020, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 2" (далее - БОУ г. Омска "СОШ N 2", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Октагон" (далее - ООО "Октагон", ответчик) о взыскании 492 307 руб. 60 коп. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения за каждый день просрочки уплаты, начиная с 20.04.2023 по день фактической уплаты.
Определением от 09.08.2023 Арбитражного суда Омской области указанное исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Омска в лице Управления финансового контроля (далее - УФК Администрации г. Омска, третье лицо), Департамент образования Администрации города Омска (далее - Департамент, третье лицо).
Решением от 22.12.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-13675/2023 с ООО "Октагон" в пользу БОУ г. Омска "СОШ N 2" взыскано 492 307 руб. 60 коп. неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения за каждый день просрочки уплаты, начиная с 06.05.2023 по день фактической уплаты; а также 12 846 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "Октагон" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней, ее податель указывает, что клапан балансировочный фланцевый BALLOMAX диаметром 50 мм -2 шт. для корректного отражения расходов, понесенных в связи с его приобретением и установкой, должен быть исключен акта о приемке выполненных работ. Оборудование теплообменник T5MFG - 1 шт. фактически установлено, но в процессе исполнения договора заменено на другое более дорогостоящее, замена оборудования с заказчиком согласована. Полагает, что указанные изменения необходимо внести акт о приемке выполненных работ. Таким образом, полагает, что верным является возврат излишне полученных сумм - 120 603 руб.60 коп. Считает требование о корректировке акта КС-2 от 01.04.2022 N 1 необоснованным, поскольку он содержит достоверную информацию о выполненных подрядчиком работах с корректной стоимостью. В части изменения стоимости тепловых завес "Тепломаш" КЭВ-9П301Е - 5 шт. в место фактически установленных не согласен, поскольку установленное оборудование "BALLU" BHC-L15-S09 - 5 шт. соответствует характеристикам и параметрам согласованного в локальном сметном расчёте, оснований для изменения цены и ее обоснование заказчиком не представлено.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
От УФК Администрации г. Омска поступил отзыв на апелляционную жалобу (приобщен в порядке статьи 262 АПК РФ), в котором просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Протокольным определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 07.05.2024.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 07.05.2024, в соответствии со статьёй 163 АПК РФ объявлен перерыв до 21.05.2024, после окончания которого, судебное заседание продолжено. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
В материалы дела от ООО "Октагон" поступили дополнения к апелляционной жалобе N 2, в которых указывает, что в случае применения истцом ненадлежащих расценок ответчик не должен нести неблагоприятные для себя последствия. Также обращает внимание, что истом не было заявлено, что качество работ не соответствует нормативным требованиям или условиям контракта. Кроме того, полагает, что ссылка истца на то, что фактически работы выполнены в меньшем объеме не может быть принята во внимание, поскольку выполнение работ в меньшем объеме, нежели указан в актах приемки работ, является явным недостатком, который мог быть установлен при обычном способе приемки, в связи с чем, истец после приемки работ не вправе ссылаться на указанные недостатки работ, при принятии работ, поскольку мог выявить недостатки, выразившиеся в завышении объемов выполненных работ, при обычном способе приемки, обратного истцом не доказано.
В судебном заседании 21.05.2024 представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель УФК Администрации г. Омска просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между БОУ г. Омска "СОШ N 2" (заказчик) и ООО "Октагон" (подрядчик) заключен государственный контракт от 22.09.2021 N 11 (далее - контракт от 22.09.2021 N 11), предметом которого являются работы по капитальному ремонту системы отопления, системы горячего водоснабжения, автоматизированного теплового узла и узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно разделу 1 контракта от 22.09.2021 N 11 подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по капитальному ремонту системы отопления, системы горячего водоснабжения, автоматизированного теплового узла и узла учета тепловой энергии и теплоносителя (далее - работы) и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом. Место выполнения работ - здание заказчика, расположенное по адресу: город Омск, ул. 5 Кордная, 43 "А" (далее - объект). Срок (период) выполнения работ - в течение 45 дней с даты заключения настоящего контракта, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к настоящему контракту). Течение срока выполнения работ по настоящему контракту начинается на следующий день после календарной даты заключения настоящего контракта. Настоящий контракт заключен в соответствии с протоколом от 14.09.2021 N 0152300011921001325, идентификационный код закупки 21 35506026764550601001 0015 002 0000 243. Работы по настоящему контракту выполняются подрядчиком лично, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальными сметными расчетами (приложение N 1 к настоящему контракту), в соответствии с рабочей документацией.
В силу пунктов 2.1, 2.2 контракта от 22.09.2021 N 11 цена контракта составляет 8 753 568 руб., в том числе НДС 1 458 928 руб. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом). Подрядчик несет все риски, связанные с повышением цен на работы, в том числе на используемые при выполнении работ товары.
Согласно пункту 2.7 контракта от 22.09.2021 N 11 оплата выполненных работ производится заказчиком в размерах, установленных контрактом, графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 3 к настоящему контракту) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к настоящему контракту) в течение 15 дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) на основании счета-фактуры (счета), выставленного подрядчиком и составленного в унифицированной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика с учетом положений раздела 9 настоящего контракта. Счет-фактура составляется в унифицированной форме.
В соответствии с пунктом 2.10 контракта от 22.09.2021 N 11 заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить объем и (или) виды выполняемых работ по контракту. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Согласно разделу 6 контракта от 22.09.2021 N 11 сдача и приемка выполненных работ производится сторонами после выполнения работ по каждому этапу, указанному в приложении N 2 к настоящему контракту. Сдача выполненных работ подрядчиком и их приемка заказчиком оформляется двусторонним актом о приемке выполненных работ, составленным подрядчиком по форме N КС-2 (с приложением всей исполнительной документации). Заказчик в срок не более 3-х рабочих дней с момента получения от подрядчика документов, подтверждающих выполнение работ в соответствии с настоящим контрактом, а также документов, подтверждающих обеспечение исполнения гарантийных обязательств подрядчиком (за исключением случая, если подрядчик освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств), осуществляет их приемку по объему и качеству либо в этот же срок направляет подрядчику мотивированный отказ от приемки работ. Оформление документа о приемке выполненных работ осуществляется после предоставления подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств в порядке и в сроки, установленные пунктом 4.1.2 настоящего контракта (за исключением случая, если подрядчик освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств). Для проверки соответствия выполненных подрядчиком работ условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. При проведении экспертизы заказчиком собственными силами результаты экспертизы о соответствии выполненных подрядчиком работ оформляются путем подписания акта о приемке выполненных работ.
Выполненные подрядчиком работы, а также использованные при выполнении работ материалы (товары), не предусмотренные сметной документацией, не принимаются заказчиком и оплате не подлежат (пункт 6.6).
Также между БОУ г. Омска "СОШ N 2" (заказчик) и ООО "Октагон" (подрядчик) заключен государственный контракт от 20.12.2021 N 13 (далее - контракт от 20.12.2021 N 13), предметом которого являются работы по капитальному ремонту системы вентиляции и системы теплоснабжения приточной вентиляции.
Согласно разделу 1 контракта от 20.12.2021 N 13 подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по капитальному ремонту системы вентиляции и системы теплоснабжения приточной вентиляции (далее - работы) и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом. Место выполнения работ: здание заказчика, расположенное по адресу - 644018, г. Омск, ул. 5 Кордная, 43 а (далее - объект).
Срок (период) выполнения работ: в течение 30 дней с даты подписания контракта. Течение срока выполнения работ по настоящему контракту начинается на следующий день после календарной даты заключения настоящего контракта. Настоящий контракт заключен в соответствии с протоколом от 06.12.2021 N 0152300011921001769, идентификационный код закупки 21 35506026764550601001 0018 001 4120 243. Работы по настоящему контракту выполняются подрядчиком лично, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальными сметными расчетами (приложение N 1 и приложение N 2 к настоящему контракту), в соответствии с рабочими документациями.
В силу пунктов 2.1, 2.2 контракта от 20.12.2021 N 13 цена контракта составляет 6 225 800 руб., в том числе НДС 1 037 633 руб. 33 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом). Подрядчик несет все риски, связанные с повышением цен на работы, в том числе на используемые при выполнении работ товары.
В соответствии с пунктом 2.7 контракта от 20.12.2021 N 13 оплата выполненных работ производится заказчиком в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) на основании счета-фактуры (счета), выставленного подрядчиком, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика. Счет-фактура составляется в унифицированной форме.
Согласно разделу 6 контракта от 20.12.2021 N 13 сдача и приемка выполненных работ производится сторонами после выполнения работ по каждому этапу, указанному в приложении N 2 к настоящему контракту. Сдача выполненных работ подрядчиком и их приемка заказчиком оформляется двусторонним актом о приемке выполненных работ, составленным подрядчиком по форме N КС-2 (с приложением всей исполнительной документации). Заказчик в срок не более 3-х рабочих дней с момента получения от подрядчика документов, подтверждающих выполнение работ в соответствии с настоящим контрактом, а также документов, подтверждающих обеспечение исполнения гарантийных обязательств подрядчиком (за исключением случая, если подрядчик освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств), осуществляет их приемку по объему и качеству либо в этот же срок направляет подрядчику мотивированный отказ от приемки работ. Оформление документа о приемке выполненных работ осуществляется после предоставления подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств в порядке и в сроки, установленные пунктом 4.1.2 настоящего контракта (за исключением случая, если подрядчик освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств). Для проверки соответствия выполненных подрядчиком работ условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. При проведении экспертизы заказчиком собственными силами результаты экспертизы о соответствии выполненных подрядчиком работ оформляются путем подписания акта о приемке выполненных работ.
Выполненные подрядчиком работы, а также использованные при выполнении работ материалы (товары), не предусмотренные сметной документацией, не принимаются заказчиком и оплате не подлежат (пункт 6.6).
Кроме того, между БОУ г. Омска "СОШ N 2" (заказчик) и ООО "Октагон" (подрядчик) заключен государственный контракт от 23.06.2022 N 14 (далее - контракт от 23.06.2022 N 14), предметом которого являются работы по капитальному ремонту системы отопления (замена радиаторов).
Согласно разделу 1 контракта от 23.06.2022 N 14 подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы о капитальному ремонту системы отопления (замена радиаторов) (далее - работы) и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом. Место выполнения работ - здание заказчика, расположенное по адресу: 644018, г. Омск, ул. 5 Кордная, д. 43 а (далее - объект). Срок (период) выполнения работ - в течение 45 дней с даты заключения настоящего контракта. Течение срока выполнения работ по настоящему контракту начинается на следующий день после календарной даты заключения настоящего контракта. Настоящий контракт заключен в соответствии с протоколом от 17.06.2022 N 0152300011922000670, идентификационный код закупки 22 35506026764550601001 0009 001 4120 243. Работы по настоящему контракту выполняются подрядчиком лично, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальным сметным расчетом (приложение N 1 к настоящему контракту).
В силу пунктов 2.1, 2.2 контракта от 23.06.2022 N 14 цена контракта составляет 668 052 руб., в том числе НДС 111 342 руб. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом). Подрядчик несет все риски, связанные с повышением цен на работы, в том числе на используемые при выполнении работ товары.
В соответствии с пунктом 2.6 контракта от 23.06.2022 N 14 оплата выполненных работ производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком электронного документа о приемке.
Согласно разделу 6 контракта от 23.06.2022 N 14 сдача и приемка выполненных работ производится сторонами после выполнения всего объема работ по контракту. Подрядчик в течение 10 рабочих дней с даты завершения работ, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью лица (далее - ЭП), имеющего право действовать от имени подрядчика, и размешает в ЕИС электронный документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке. В течение 10 рабочих дней, следующих за днем поступления электронного документа о приемке, заказчик в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), производит приемку выполненных работ и осуществляет действия, предусмотренные пунктом 4 или пунктом 5 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ. Оформление электронного документа о приемке выполненных работ осуществляется после предоставления подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств в порядке и в сроки, установленные пунктом 4.1.2 настоящего контракта (за исключением случая, если подрядчик освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств). Для проверки соответствия выполненных подрядчиком работ условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. При проведении экспертизы заказчиком собственными силами результаты экспертизы о соответствии выполненных подрядчиком работ оформляются путем размещения в ЕИС электронного документа о приемке, подписанного заказчиком.
При приемке выполненных работ по объему заказчик проверяет соответствие объема (количества результата) выполненных работ подрядчиком, объему, указанному в настоящем контракте, электронном документе о приемке. При приемке выполненных работ по качеству заказчик проверяет соответствие качества (характеристик) выполненных работ качеству (характеристикам) работ, указанным в настоящем контракте, электронном документе о приемке.
Выполненные подрядчиком работы, а также использованные при выполнении работ материалы (товары), не предусмотренные локальным сметным расчетом, не принимаются заказчиком и оплате не подлежат (пункт 6.8).
Согласно пункту 2.3 контрактов цена работ включает стоимость материалов, расходы на использование машин, механизмов, расходы по доставке материалов.
Как следует из пункта 3.3 контрактов в случае использования при выполнении работ товаров (материалов), в отношении которых в рабочей документации, в локальных сметных расчетах указаны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, а также наименования производителей конкретных материалов и оборудования, подрядчик вправе заменить их эквивалентными товарами (материалами), если иное не установлено настоящим контрактом. В случае замены, подрядчик обязан обеспечить внесение соответствующих изменений в рабочую документацию, в локальные сметные расчеты их согласование и экспертизу (в случае необходимости) в установленном законом порядке за свой счет до начала выполнения работ.
В ходе исполнения указанных контрактов истцом на основании актов по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 приняты и оплачены выполненные подрядчиком работы.
На основании приказа начальника управления финансового контроля Администрации города Омска от 15.03.2023 N 16 проведена проверка использования средств субсидий, предоставленных из бюджета города Омска на иные цели (ремонтно-строительные работы) БОУ г. Омска "СОШ N 2"за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
В ходе контрольного мероприятия выборочно проведены контрольные обмеры объемов работ, выполненных подрядными организациями, проверка соответствия объемов ремонтно-строительных работ, указанных в актах КС-2, фактически выполненным работам и локальным сметным расчетам.
По результатам контрольных обмеров составлены акты, согласованные с представителями истца, департамента образования Администрации города Омска.
Представитель ООО "Октагон", участвовавший в проведении контрольных действий, от подписания актов контрольных обмеров отказался.
УФК Администрации г. Омска 17.04.2023 составлен акт N 14, согласно которому выявлены следующие нарушения.
По результатам проведения контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ по контрактам от 22.09.2021 N 11 и от 23.06.2022 N 14, принятых истцом по актам N КС-2 от 31.10.2021 N 1 на сумму 1 302 982 руб. 80 коп., от 15.11.2021 N 2 на сумму 3 166 988 руб. 40 коп., от 10.01.2022 N 3 на сумму 1 253 667 руб. 60 коп., от 10.01.2022 N 5 на сумму 1 754 264 руб. 40 коп., от 05.07.2022 N 1 на сумму 668 052 руб., установлено, что подрядной организацией не выполнены работы, предусмотренные локальным сметным расчетом, включенные в акт N КС-2, а именно:
- установка манометров с 3х ходовым краном - 3 шт.;
- установка кранов воздушных - 20 шт.;
- установка фильтров для очистки воды диаметром 50 мм - 1 шт.;
- установка фильтров для очистки воды диаметром 100 мм - 2 шт.;
- установка клапана обратного диаметром 25 мм - 3 шт.;
- установка указателей уровня кранового типа - 7 шт.;
- установка затворов, кранов диаметром до 100 мм - 3 шт.;
- установка грязевиков наружным диаметром патрубков до 108 мм - 1 шт.;
- устройство дренажной системы из труб полипропиленовых диаметром 32 мм - 30 м.п;
- установка радиаторов стальных (радиаторов алюминиевых с межосевым расстоянием 350 мм - 3,45 кВт.
В указанные акты КС-2 включены материалы, учтенные локальным сметным расчетом, но неиспользуемые при выполнении ремонтных работ:
- манометр - 3 шт.;
- кран трехходовой диаметром 15 мм - 23 шт.;
- фильтр для очистки воды ФМФ-50 - 1 шт.;
- фильтр для очистки воды ФМФ-100 - 2 шт.;
- фланцы стальные приварные диаметром 100 мм - 7 комплектов;
- клапан обратный муфтовый диаметром 25 мм - 3 шт.;
- кран шаровый латунный диаметром 25 мм - 28 шт.;
- клапан балансировочный фланцевый BALLOMAX диаметром 50 мм -2 шт.;
- кран шаровый с накидной гайкой диаметром 25 мм - 25 шт.;
- клапан обратный муфтовый диаметром 50 мм - 1 шт.;
- кран шаровый фланцевый BALLOMAX диаметром 100 мм - 4 шт.;
- фланцы стальные диаметром 65 мм - 2 комплекта;
- трубы полипропиленовые диаметром 32 мм - 30 м.п;
- муфта полипропиленовая диаметром 32 мм - 24 шт.;
- муфта полипропиленовая соединительная диаметром 32 мм - 20 шт.;
- угольник 90 град, из полипропилена диаметром 32 мм - 30 шт.;
- радиаторы стальные 350 мм - 23 секц.;
- теплообменник НН14 - 1 шт.
Кроме того, контрольным обмером установлено, что подрядной организацией выполнены работы, не включенные в локальный сметный расчет и акты КС-2, а именно:
- установка радиаторов стальных (радиаторов алюминиевых с межосевым расстоянием 500 мм - 2,88 кВт;
- установка кранов воздушных - 79 шт.;
- установка приборов весом до 1,5 кг - 2 шт.;
- установка кранов проходных диаметром до 50 мм - 3 шт.;
- установка клапана обратного диаметром до 50 мм - 3 шт.;
- установка крана шарового диаметром 40 мм - 2 шт.
Дополнительно использованы материалы, не включенные в локальный сметный расчет и акты КС-2, а именно:
- радиаторы стальные 500 мм - 16 секц.;
- пробки радиаторные - 102 шт.;
- кран воздушный - 79 шт.;
- воздухоотводчик автоматический диаметром 15 мм - 2 шт.;
- кран шаровый фланцевый BALLOMAX диаметром 50 мм - 1 шт.;
- кран шаровый фланцевый BALLOMAX диаметром 32 мм - 2 шт.;
- фланцы стальные диаметром 32 мм - 2 комплекта;
- фланцы стальные диаметром 50 мм - 4 комплекта;
- кран шаровый диаметром 40 мм - 2 шт.;
- кран шаровый латунный диаметром 15 мм - 6 шт.;
- кран шаровый латунный диаметром 25 мм - 20 шт.;
- теплообменник T5MFG - 1 шт.
Кроме того, по результатам проведения контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ по контракту от 20.12.2021 N 13, принятых истцом по акту КС-2 от 30.05.2022 N 3 на сумму 1 100 552 руб. 88 коп., установлено, что подрядной организацией:
на узлах смешения приточной вентиляции П1 и П2:
- установка насосов циркуляционных GRUNDFOS марки UPS-25|60 - 2 шт., клапанов регулирующих 3-х ходовых Д15-4 м3/2 с электроприводом RVE02-24P - 2 шт. не производилась (указанные работы и использованные для производства работ материалы учтены локальным сметным расчетом на монтаж приточной вентиляции и в акте КС-2 от 01.04.2022 N 1 на сумму 4 691 042 руб. 95 коп. поз. N 10, 11, 14, 15);
- установка прибора, защиты от сухого хода РД-2 Р - 2 шт. не производилась;
- вместо работ по установке кранов шаровых BALLOMAX диаметром 32 мм - 8 шт., фланцев стальных диаметром 32 мм - 8 комп., кранов шаровых BALLOMAX диаметром 25 мм - 1 шт., фланцев стальных диаметром 25 мм -2 комп., выполнены работы по установке кранов шаровых муфтовых латунных диаметром 25 мм ВВ - 8 шт., кранов шаровых муфтовых латунных диаметром 20 мм - 2 шт.;
- вместо работ по установке клапанов обратных ВВ диаметром 25 мм -2 шт., выполнены работы по установке клапанов обратных ВВ диаметром 20 мм - 2 шт.;
- вместо работ по установке фильтров диаметром 32 мм - 2 шт., выполнены работы по установке фильтров косых для очистки воды диаметром 25 мм - 2 шт.;
- установка воздухоотводчика автоматического диаметром 15 мм - 1 шт. не производилась;
На узлах смешения приточной вентиляции П3, П4, П5 и П6:
- установка насосов циркуляционных GRUNDFOS марки UPS-32|85 - 4 шт., клапанов регулирующих 3-х ходовых Д15-10 м3/ч с электроприводом RVE02-24P - 4 шт. не производилась (указанные работы и использованные для производства работ материалы учтены локальным сметным расчетом на монтаж приточной вентиляции и в акте КС-2 от 01.04.2022 N 1 на сумму 4 691 042 руб. 95 коп. поз. N 18, 19, 22, 23, 26, 27, 30, 31);
- установка прибора, защиты от сухого хода РД-2 Р - 4 шт. не производилась;
- вместо работ по установке кранов шаровых фланцевых BALLOMAX диаметром 50 мм - 16 шт. и диаметром 32 мм - 4 шт., выполнены работы по установке кранов шаровых муфтовых латунных диаметром 40 мм - 16 шт. и диаметром 25 мм - 4 шт.;
- вместо работ по установке клапанов обратных ВВ диаметром 32 мм - 4 шт. выполнены работы по установке клапанов обратных ВВ диаметром 25 мм - 4 шт.;
- вместо работ по установке кранов шаровых ВР-ВР диаметром 15 мм -16 шт. выполнены работы по установке кранов шаровых ВВ диаметром 25 мм- 16 шт.;
- вместо работ по установке фильтров фланцевых ФМФ диаметром 50 мм - 4 шт. выполнены работы по установке фильтров косых для очистки воды диаметром 40 мм - 4 шт.
В ходе проведения контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ, принятых истцом по акту КС-2 от 30.05.2022 N 2 на сумму 434 204 руб. 17 коп., установлено, что подрядной организацией:
- вместо работ по установке решеток жалюзийных регулируемых из алюминиевого профиля с порошковым покрытием размерами 150*400 мм - 2 шт., 200*200 мм - 1 шт., 200*400 мм - 1 шт., 300*500 мм - 6 шт., 300*200 мм - 6 шт., 300*300 мм - 3 шт., 400*400 мм - 6 шт., 400*350 мм - 2 шт., 400*200 мм - 26 шт., 400*600 мм - 4 шт., 450*200 мм - 2 шт., 100*200 мм - 4 шт., 100*300 мм-2 шт., 150*150 мм- 1 шт., 150*250 мм-8 шт., 200*200 мм-9 шт., 200*400 мм - 2 шт., 300*500 мм - 14 шт., 400*200 мм - 9 шт., 400*500 мм - 8 шт., выполнены работы по установке решеток жалюзийных регулируемых из алюминиевого профиля с порошковым покрытием размерами 340*530 мм - 26 шт., 300*500 мм - 4 шт., а также решеток вентиляционных пластиковых размерами 250*250 мм - 25 шт., 200*300 мм -5 шт., 300*300 мм - 3 шт. и 350*350 мм - 37 шт., решеток жалюзийных деревянных - 2 шт. площадью 3,95 кв.м;
- вместо тепловых завес "Тепломаш" КЭВ-9П301Е - 5 шт. установлены тепловые завесы "BALLU" BHC-L15-S09 - 5 шт.
Согласно локальному сметному расчету к контракту от 20.12.2021 N 13 в перечень работ по капитальному ремонту системы вентиляции входят работы по установке тепловых завес "Тепломаш" КЭВ-9П301Е в количестве 5 шт. и стоимостью за единицу 27 470 руб.
Согласно акту КС-2 от 30.05.2022 N 2 на сумму 434 204 руб. 17 коп. работы по установке тепловых завес "Тепломаш" КЭВ-9П301Е в количестве 5 шт. выполнены в полном объеме, при этом их стоимость за единицу составляет 27 470 руб.
Контрольными обмерами объемов ремонтно-строительных работ установлено, что подрядной организацией при выполнении работ по капитальному ремонту системы вентиляции фактически смонтированы тепловые завесы "BALLU" BHC-L15-S09 в количестве 5 шт. со стоимостью за единицу 19 500 руб.
По результатам проведения контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ по договору от 26.12.2022 N 39, принятых истцом по акту N КС-2 от 28.12.2022 N 1 на сумму 192 147 руб. 01 коп., установлено, что подрядной организацией не выполнены работы, предусмотренные локальным сметным расчетом, включенные в акт ф. N КС-2, а именно:
облицовка вент.шахт профилированным листом - 20,45 кв.м; изоляция стен из пенопласта насухо - 0,2 куб.м.
Как указывает истец, общая стоимость невыполненных ремонтно-строительных работ и неиспользованных при выполнении работ материалов составила 675 684 руб.
Заказчиком в адрес подрядчика направлены претензии от 20.04.2023 N 01-47/72, от 18.05.2023 N 01-47/83 с требованием произвести оплату невыполненных работ на сумму 675 684 руб.
ООО "Октагон" вернуло денежные средства на счет Учреждения за невыполненные работы в размере 183 376 руб. 40 коп., что подтверждается платежным поручением от 19.06.2023 N 956.
Таким образом, ООО "Октагон" не обеспечен возврат денежных средств на лицевой счет учреждения за невыполненные ремонтно-строительные работы в сумме 492 307 руб. 60 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Омской области.
Оценив предоставленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 743 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете
В соответствии со статьей 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Судом установлено, что акт приемки выполненных работ по форме КС-2, а также справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3, представленные в материалы дела и подписанные сторонами без возражений, соответствуют условиям контракта.
Факт получения ответчиком от истца оплаты по контракту не оспаривался ответчиком ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Вместе с тем, как указано в пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие акта приемки работ, подписанного сторонами, не лишает их права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Указанный принцип получил особое развитие в законодательстве, связанном с обеспечением государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, В соответствии с приказом начальника управления финансового контроля Администрации города Омска от 15.03.2023 N 16 проведена плановая выездная проверка по вопросу использования средств субсидий, предоставленных из бюджета города Омска на иные цели (ремонтно-строительные работы) - БОУ г. Омска "СОШ N 2".
В ходе проведения проверки произведены осмотры (обмеры) выполненных работ в рамках контрактов от 22.09.2021 N 11, от 20.12.2021 N 13, от 23.06.2022 N 14, от 26.12.2022 N 39, в результате которых выявлены нарушения, что подтверждается актом проверки от 17.04.2023 N 14, актами контрольного обмера от 27.03.2023, 30.03.2023, 31.03.2023, 03.04.2023, 04.04.2023, корректировочными актами по форме КС-2.
Представитель подрядной организации от подписи актов контрольного замера (обмера) отказался, о чем сделана соответствующая запись, что прямо свидетельствует об осведомленности ответчика о результатах контрольных замеров.
По смыслу части 1 статьи 711 и части 1 статьи 746 ГК РФ по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ.
В пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" содержится разъяснение, в соответствии с которым наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Указанное разъяснение в совокупности с рядом норм ГК РФ, в частности статьями 753 - 756 ГК РФ, направлено на защиту заказчика от недобросовестных действий подрядчика и не препятствует ему заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ, что и было осуществлено истцом в рамках настоящего дела.
При этом положения частей 2, 3 статьи 720 ГК РФ подлежат толкованию в системной взаимосвязи с иными положениями действующего законодательства, в частности с указанными выше положениями ГК РФ.
По смыслу положений статьи 33, частей 1, 4 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 10 статьи 70, статей 94, 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований статей 309, 721, 743 ГК РФ качественные характеристики результата выполненных работ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте.
Как установлено судом первой инстанции, пунктами 3.3 контрактов предусмотрено, что в случае использования при выполнении работ товаров (материалов), в отношении которых в рабочих документациях, локальных сметных расчетах указаны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, а также наименования производителей конкретных материалов и оборудования, подрядчик вправе заменить их эквивалентными товарами (материалами), если иное не установлено настоящим контрактом. В случае замены, подрядчик обязан обеспечить внесение соответствующих изменений в рабочие документации, локальные сметные расчеты их согласование и экспертизу (в случае необходимости) в установленном законом порядке за свой счет до начала выполнения работ.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, принятие товара с улучшенными характеристиками, по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, и внесение соответствующих изменений в контракт является правом, а не обязанностью заказчика.
Доказательств выдачи согласия истцом ответчику на замену предусмотренных документацией материалов и оборудования материалы дела не содержат. Так же как отсутствуют доказательства того, что указанное оборудование обладает лучшими качественными характеристиками, чем предусмотренные локально-сметными расчетами.
В настоящем случае подрядчик выполнил работы с отступлениями от условий контракта, что установлено по результатам контрольного обмера и не опровергнуто ответчиком, экономия подрядчика не имеет места, при этом оплата работ произведена как если бы работы были выполнены в соответствии с контрактом, что явно свидетельствует о завышении подрядчиком стоимости работ.
В таких условиях суд апелляционной инстанции считает исковые требования о взыскании неосновательного обогащения в сумме 492 307 руб. 60 коп. являются законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В силу пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно пункту 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты, установленные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, с момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Учитывая факт направления истцом претензии от 20.04.2023 N 01-47/72 о возврате денежных средств в течение десяти рабочих дней, возникновении на стороне ответчика обязанности возвратить денежные средств в срок до 05.05.2023, с 06.05.2023 у истца возникло право на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами
Исходя из доказанности факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по возврату денежных средств, суд приходит к выводу о наличии оснований для дальнейшего начисления процентов за пользование чужими денежными средствами за каждый день просрочки, начиная с 06.05.2023 по день фактической оплаты задолженности.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что иск по настоящему делу направлен на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов и судебную оценку фактов, содержащихся в предписании органа государственного финансового (бюджетного) контроля, в целях установления в рамках состязательного судебного разбирательства баланса интересов сторон спорных правоотношений.
Всем доводам и возражениям, фактически продублированным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Приведенные апеллянтом доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не влекут отмену решения.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и не правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-13675/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Горобец |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13675/2023
Истец: БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 2"
Ответчик: ООО "ОКТАГОН"
Третье лицо: Администрация города Омска, ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА, Администрация города Омска в лице Управления финансового контроля