03 июня 2024 г. |
Дело N А84-9903/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Сикорской Н.И., Плотникова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кутеповым О.Н.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Васильевой Ирины Николаевны - Сакало Е.С., представитель по доверенности от 29.05.2023 N 92-12-н/92-2023-1-543,
от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" - Шнайдер Ю.А., представитель по доверенности от 09.01.2024 б/н
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Васильевой Ирины Николаевны на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2024 по делу N А84-9903/2023 (судья Погребняк А.С.)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Васильевой Ирины Николаевны
к Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя"
при участии в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора - Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя
о признании уведомления недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Васильева Ирина Николаевна (далее - истец, ИП Васильева И.Н.) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" (далее - ответчик, ГУП "УК ОРТК Севастополя") о признании уведомления об аннулировании разрешения на участие в универсальной ярмарке от 22.08.2023 N 7, от 28.08.2023 недействительными.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2024 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, МП Васильева И.Н. обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Апеллянт полагает, что Порядок организации универсальной ярмарки не является приложением к распоряжению Главного управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 25.11.2020 N 725-Р "Об организации универсальной ярмарки "Центральная" в городе Севастополе", а также к распоряжению Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя от 26.10.2022 N 603-Р, в связи с чем не является утвержденным в установленном законе порядке и не является основанием для вынесения уведомления об аннулировании разрешения на участие в ярмарке.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству суда.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений, представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
23.07.2018 по договору купли-продажи НТО (павильонов) Индивидуальный предприниматель Васильева Ирина Николаевна приобрела в собственность павильон N 19, площадью 27 кв.м, расположенный во 2-м ряду имущественного комплекса (рынка) "Чайка" (г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20).
01.08.2018 Государственное унитарное предприятие "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя (далее - ГУП УК ОРТК Севастополя) на основании распоряжения Правительства Севастополя от 10.05.2018 г. N 135-РП выдало ИП Васильевой И.Н. разрешение на участие в универсальной ярмарке N412.
Срок действия разрешения с 01.08.2018 по 31.01.2019.
01.02.2019 ИП Васильевой И.Н. на основании распоряжения Правительства Севастополя от 22.11.2018 N 358-РПбыло выдано разрешение на участие в универсальной ярмарке N 229/19.
Срок действия разрешения с 01.02.2019 по 31.12.2019.
19.12.2020 ИП Васильевой И.Н. на основании распоряжения Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 25.11.2020 N 725-РП было выдано разрешение на участие в универсальной ярмарке N 563/21.
Срок действия разрешения с 01.02.2019 по 31.12.2022.
13.12.2022 ИП Васильевой И.Н. на основании распоряжения Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя от 26.10.2022 N 603-Р было выдано разрешение на участие в универсальной ярмарке N671/23.
Срок действия разрешения с 03.01.2023 по 31.12.2027.
Как утверждает истец, ею 18.08.2023 сформировано и подписано платежное поручение N 966105 с назначением платежа - за предоставление торгового места на ярмарке "Центральная" за сентябрь 2023 г. павильон N 19 (2 ряд).
22.08.2023 денежные средства в размере 21 600 рублей поступили на расчетный счет ответчика, согласно платежному поручению N 966105 от 18.08.2023.
22.08.2023 представителю истца было вручено уведомление об аннулировании разрешения на участие в универсальной ярмарке от 22.08.2023 N 7 на основании пунктов 2.15; 3.14; 2.1.1 Порядка организации ярмарки "Центральная" утверждённого постановлением Правительства города Севастополя от 27.04.2020 N 160-ПП "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуги) на них".
28.08.2023 представителю ИП Васильевой И.Н. вручено повторное уведомление об аннулировании разрешения на участие в ярмарке на основании пунктов 2.1.1., 2.15., 3.4. Порядка организации ярмарки "Центральная", утвержденного распоряжением Правительства города Севастополя от 26.10.2022 N 603-Р "Об организации универсальной ярмарки "Центральная" в городе Севастополе".
Истец полагает, что уведомление об аннулировании разрешения на участие в универсальной ярмарке от 22.08.2023 N 7, а также от 28.08.2023 являются незаконными, просит данные уведомления признать недействительными.
Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регулируется порядок организации ярмарок и продажи товаров на них (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ, ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
Разделом I Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Севастополя N 160-ПП от 27.04.2020 г. "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них" (далее - Порядка организации ярмарок) определено, что ярмаркой является мероприятие, организованное с целью реализации, демонстрации товаров участников ярмарки, проводимое в установленные сроки, в определенном месте, информация о котором доведена до определенного круга лиц, с предоставлением ярмарочных мест, согласно утвержденной Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя схеме размещения ярмарочных мест, участникам ярмарки на основании разрешения на участие в ярмарке.
В соответствии с указанным Порядком, ярмарки могут быть организованы государственными предприятиями на объектах недвижимости, находящихся в государственной собственности города Севастополя и права на которые не переданы гражданам и юридическим лицам на основании соответствующего правового акта Уполномоченного органа об организации ярмарки.
Сведения о ярмарках, организуемых на территории города Севастополя, подлежат включению в реестр ярмарок, что определяет работу конкретной ярмарки в правовом поле города Севастополя.
В случае если Организатором ярмарки является исполнительный орган города Севастополя, государственное (муниципальное) предприятие или учреждение города Севастополя, ассоциация (союз) сельскохозяйственных товаропроизводителей города Севастополя сведения в реестр ярмарок вносятся не позднее трех рабочих дней, следующих за днем официального опубликования правового акта Уполномоченного органа об организации ярмарки.
Изменения отдельных записей реестра ярмарок (вида, типа, специализации, режима работы ярмарки и другое) вносятся на основании заявления Организатора ярмарки в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого заявления, а в случае если организатором ярмарки является исполнительной орган города Севастополя, государственное (муниципальное) предприятие или учреждение города Севастополя, ассоциация (союз) сельскохозяйственных товаропроизводителей города Севастополя - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем официального опубликования правового акта Уполномоченного органа о внесении изменений в правовой акт об организации ярмарки.
В соответствии с распоряжением Главного управления потребительского рынка и лицензирования города Севастополя N 725-Р от 25.11.2020 "Об организации универсальной ярмарки "Центральная" в городе Севастополе" организована ярмарка "Центральная" сроком до 31.12.2022.
Организатором ярмарки определено Государственное унитарное предприятие "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя".
Ответчик полагал, что действия по направлению истцу уведомления об аннулировании разрешения на участие в универсальной ярмарке являются правомерными, поскольку истцом нарушены сроки внесения оплаты за участие в ярмарке, при том, что Порядок организации ярмарки "Центральная", утверждённый постановлением Правительства города Севастополя от 27.04.2020 N 160-ПП, размещен на интернет-сайте управляющей компании, а также не мог не быть известен истцу ввиду ее неоднократного участия в ярмарке в предшествующие периоды.
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-03 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также пунктами 18, 26 Порядка организации ярмарок, определено, что организатор ярмарки до начала проведения ярмарки определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, условия предоставления ярмарочных мест, в том числе порядок исчисления платы за предоставление ярмарочного места, а также опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий и обеспечивает его выполнение.
Согласно пункту 27 Порядка организации ярмарок, ярмарочные места предоставляются участникам ярмарки в порядке, установленном организатором ярмарки.
Таким образом, постановление Правительства Севастополя N 160-ПП от 27.04.2020 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них" наделило организатора ярмарки правом самостоятельно определять порядок и способ организации ярмарки.
Из материалов дела следует, что 01.12.2020 Организатором ярмарки в печатном издании (газете) "СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ" была опубликована информация о Плане мероприятий по организации универсальной ярмарки "Центральная".
Организатором ярмарки принят Порядок организации универсальной ярмарки "Центральная".
В соответствии с установленными требованиями к опубликованию принятых ненормативно-правовых актов органа исполнительной власти, Распоряжение Главного управления потребительского рынка и лицензирования города Севастополя N 725-Р от 25.11.2020 "Об организации универсальной ярмарки "Центральная" в городе Севастополе" было размещено на официальном сайте Уполномоченного органа, а также на сайте Организатора ярмарки в установленные сроки.
Наличие соответствующей информации на официальном сайте Управляющей компании проверено и установлено судом непосредственно в судебном заседании 05.12.2023 суда первой инстанции. Указанные обстоятельства апеллянтом не оспариваются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании поданного в адрес Организатора ярмарки "Центральная" заявления ИП Васильевой И.Н. было выдано разрешение на участие в ярмарке N 563/2021 от 19.12.2020 сроком до 31.12.2022, то есть до окончания срока действия ярмарки.
Согласно распоряжению Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя N 603-Р от 26.10.2022 срок действия ярмарки "Центральная" был продлен до 31.12.2027.
Данное распоряжение совместно с Порядком организации ярмарки "Центральная" с изменением срока ее действия было опубликовано на официальном сайте Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, а также на сайте Организатора ярмарки.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы истца относительно необходимости размещения на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, сайтах исполнительных органов субъектов РФ информации, поскольку внесение изменений в Порядок организации ярмарки не является решениями, принятыми федеральными органами исполнительной власти, а сам Порядок организации ярмарки "Центральная", разработанный Организатором ярмарки, не является нормативно-правовым актом.
В связи с продлением срока действия ярмарки "Центральная" и на основании поданного заявления ИП Васильевой И.Н. было выдано разрешение на участие в ярмарке N 671/23 от 13.12.2022 сроком до 31.12.2027.
Таким образом, у истца была возможность заранее ознакомиться с условиями участия в ярмарке, в том числе в части сроков и порядка внесения оплаты.
Согласно пункту 2.1.1. Порядка организации ярмарки "Центральная", оплата за участие в ярмарке производится участником ярмарки до 20-го числа месяца предшествующего расчетному месяцу на расчетный счет Организатора ярмарки или в кассу предприятия.
По состоянию на 20.08.2023 денежные средства от ИП Васильевой И.Н. в счет оплаты за сентябрь 2023 года на расчетный счет Организатора ярмарки не поступили.
Судом первой инстанции верно установлено, что фактически денежные средства на основании платежного поручения N 966105 от 18.08.2022 поступили на банковский счет плательщика ИП Васильевой И.Н. 22.08.2023 и той же датой были списаны в счет оплаты, то есть после срока, указанного в Порядке организации ярмарки.
По смыслу статей 314 и 316 ГК РФ моментом исполнения денежного обязательства является дата зачисления денежных средств на счет кредитора.
В соответствии с положениями пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" по смыслу пункта 1 статьи 316 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, по денежным обязательствам, исполняемым путем безналичных расчетов, местом исполнения обязательства является место нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора (получателя средств). При этом моментом исполнения денежного обязательства является зачисление денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего кредитора, либо банка, который является кредитором. Если должника и кредитора по обязательству, исполняемому путем безналичных расчетов, обслуживает один и тот же банк, моментом исполнения такого обязательства является зачисление банком денежных средств на счет кредитора.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что платежное поручение N 966105 действительно датировано 18.08.2023.
Однако, как следует из представленной истцом копии указанного платежного поручения оно было подписано истцом только 22.08.2023.
Таким образом, апеллянт направил на исполнение поручение 22.08.2023, то есть с нарушением срока оплаты.
В связи с чем, доводы предпринимателя о том, что ею предприняты своевременные меры по перечислению ответчику денежных средств отклонены, как противоречащие материалам дела.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства и требования вышеуказанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что внесение денежных средств на счет ГУП "УК ОРТК Севастополя" осуществлено истцом с нарушением предусмотренных сроков и могло являться основанием для принятия Организатором ярмарки решения об аннулировании выданного разрешения на участие в ярмарке.
Согласно пункту 2.15. Порядка организации ярмарки "Центральная", Организатор имеет право досрочно прервать участие участника в ярмарке путем аннулирования разрешения на участие в ярмарке при наличии обстоятельств, предусмотренных, в том числе, подпунктом 10, указанного выше пункта Порядка, который предусматривает аннулирование в случае нарушения пунктов 3.3., 3.4., 3,5 Порядка организации ярмарки "Центральная".
В соответствии с пп. 12 п. 3.4. Порядка организации ярмарки "Центральная", при осуществлении деятельности по продаже товаров, оказания услуг (выполнения работ) на ярмарке участники обязаны своевременно и в установленные Организатором сроки производить оплату ярмарочного места и платных услуг, оказываемых Организатором ярмарки.
Ввиду нарушения вышеуказанных пунктов Порядка организации ярмарки "Центральная", а также отсутствия денежных средств на расчетном счете Организатора ярмарки участнику ИП Васильевой И.Н. было вручено уведомление об аннулировании разрешения на участие в универсальной ярмарке от 22.08.2023 N 7 с обоснованием причин, послужившим обоснованием для принятия такого решения.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, 28.08.2023 истцу было повторно вручено уведомление о необходимости освобождения ярмарочного места от размещенных в нем вещей в десятидневный срок с момента получения уведомления.
По состоянию на 01.09.2023 ярмарочное место было освобождено от принадлежащих ИП Васильевой И.Н. вещей и стало считаться свободным ярмарочным местом.
На основании изложенного, действия ответчика являются правомерными, в связи с чем апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Доводы апеллянта о том, что Порядок организации универсальной ярмарки не является приложением к распоряжению Главного управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 25.11.2020 N 725-Р "Об организации универсальной ярмарки "Центральная" в городе Севастополе", а также к распоряжению Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя от 26.10.2022 N 603-Р, в связи с чем не является утвержденным в установленном законе порядке и не является основанием для вынесения уведомления об аннулировании разрешения на участие в ярмарке, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как постановление Правительства Севастополя N 160-ПП от 27.04.2020 наделило организатора ярмарки ГУП "УК ОРТК Севастополя" правом самостоятельно определять порядок и способ организации ярмарки, в связи с чем был принят Порядок организации универсальной ярмарки "Центральная".
Доводы апеллянта о том, что Порядок организации универсальной ярмарки не соответствует требованиям раздела 8 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 105 к документам служебной переписки, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные Правила не применимы в данном случае, так как не имеют отношения и не распространяют своё действие на Порядок организации универсальной ярмарки "Центральная".
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2024 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2024 по делу N А84-9903/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Васильевой Ирины Николаевны- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-9903/2023
Истец: Васильева Ирина Николаевна
Ответчик: ГУП Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя"