г. Хабаровск |
|
3 июня 2024 г. |
А73-7232/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ": Голубева Ирина Сергеевна, представитель по доверенности N 10 от 09.01.2024;
от федерального казенного учреждения "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел Российской Федерации": Дмитриева Екатерина Викторовна, представитель по доверенности N 33 от 16.08.2023
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 05.03.2024
по делу N А73-7232/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН: 1162724068352, ИНН: 2723187548, адрес: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, помещ. III (1-72) 43, 44, 45, 46)
к федеральному казенному учреждению "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел Российской Федерации" (ОГРН: 1022700918437, ИНН: 2721025301, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 146), Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН: 1037700029620, ИНН: 7706074737, адрес: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16)
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН: 1032700316560, ИНН: 2721104828, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71)
о взыскании 1 630 384, 43 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (далее - ООО "Хабавтотранс ДВ", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к федеральному казенному учреждению "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ФКУ "ДВОУМТС МВД России", учреждение, ответчик) с исковыми требованиями, уточненными при рассмотрении дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании основного долга в размере 1 492 493, 89 руб. за период с 01.07.2022 по 31.12.2022, пени в размере 137 890, 54 руб. за периоды с 11.11.2022 по 10.05.2023, всего - 1 492 493, 89 руб., а в случае недостаточности денежных средств у ответчика взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации (далее - МВД России).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края 20.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ края, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2023 в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении иска, поскольку оказание услуг было невозможно по вине ответчика, т.к. доступ на его территорию был ограничен, ссылается на пункт 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик самостоятельно или посредством третьих лиц вывозил твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) на специально оборудованный полигон, следовательно, услуга по обращению с ТКО оказывалась истцом путем вывоза ТКО с близлежащих к объекту ответчика общедоступных контейнерных площадках.
Указанные обстоятельства подтверждает представленными в материалы дела данными системы ГЛОНАСС.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 28.05.2024 в 16 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В материалы дела ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении, приведенных в апелляционной жалобе доводов.
Согласно позиции ответчика, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не был подписан, поскольку указанная сумма в договоре 1 473 221, 52 руб. рассчитанная по нормативу в объеме 312, 487 м3 в месяц не соответствует действительности, так как ответчиком такое количество ТКО не генерируется. Ответчик неоднократно просил уменьшить сумму договора.
Фактический объем вывозимых в месяц ТКО не может быть больше чем 3, 250 м3, поскольку объем ТКО ограничен количеством контейнеров (1 шт.) на
площадке накопления ТКО ответчика по адресу: г. Хабаровск, пер. Целинный, д. 41.
Также в отзыве даны пояснения относительно недоказанности оказания услуг региональным оператором, приведена судебная практика по арбитражным делам со схожими обстоятельствами.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражала против доводов апелляционной жалобы, указала на законность и обоснованность решения суда, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения; пояснила, что в спорный период, образовавшейся ТКО, никто не вывозил (строительный мусор был вывезен в декабре 2022 года, в апреле 2023 года оставшийся мусор общим объемом 60 м3 на специальный полигон).
МВД России и Министерство ЖКХ края, извещенные о рассмотрении дела, отзыв на жалобу не направили, явку представителей в заседание суда не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствовало проведению судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Хабавтотранс ДВ" (региональный оператор) на основании заключенного 19.10.2021 с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1 с 01.07.2022 осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории городского округа "Город Хабаровск" и территории муниципального района имени Лазо.
Деятельность регионального оператора относится к регулируемой, в связи с чем, постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо на 2022 год, а также производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.11.2022, в соответствии с которой в указанный период установлены величина тарифа за 1 тонну - 6 607,69 руб., за 1 куб. м - 779,71 руб.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 47/104 за период с 01.12.2022 по 31.01.2023 в размере 840,91 рубля за 1 куб. м.
Согласно публичной информации, 13.04.2022 в газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N 68 и официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", региональным оператором размещено адресованное неопределенному кругу лиц - потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора.
04.07.2022 ФКУ "ДВОУМТС МВД России" в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" направлена заявка о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Хабаровск, пер. Целинный, д. 41.
ФКУ "ДВОУМТС МВД России" в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" 29.08.2022 и 07.09.2022 направлялись дополнительные документы.
ООО "Хабавтотранс ДВ" ответным письмом от 30.09.20222 N 7742/ХБДВ направлен на подписание проект договора NТКО-489-ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.07.2022.
08.11.2022 ФКУ "ДВОУМТС МВД России" в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" направило письмо N Д/ОХО-5297, в котором уведомило регионального оператора о наличии собственной контейнерной площадки N УИН 035065 (3 контейнера объемом 0,75 м3 и 5 бункеров объемом 2,5 м3), N УИН 035044 (7 бункеров объемом 2,5 м3), заявив о переходе на коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, итого 15 мест накопления для различных видов отходов.
Данная контейнерная площадка внесена в реестр органами местного самоуправления, что подтверждается уведомлениями Управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда Администрации г. Хабаровска от 17.10.2022 N 9.1-19/7371, от 01.11.2022 N 9.1-19/7863, от 01.11.2022 N 9.1.-19/7861, от 01.11.2022 N 9.1-19-7862.
Ответным письмом ООО "Хабавтотранс ДВ" 09.11.2022 на электронный адрес ФКУ "ДВОУМТС МВД России" указало разъяснить точное количество контейнеров и периодичности их вывозов.
ФКУ "ДВОУМТС МВД России" письмом от 14.11.2022 N Д/ОХО5380 уточнен объем и периодичность вывозов ТКО, а также доведенный лимит бюджетных обязательств.
ООО "Хабавтотранс ДВ" осуществлен выезд на место (площадку) накопления ТКО, расположенную по адресу: г. Хабаровск, пер. Целинный, д. 41, произведен осмотр и составлен соответствующий акт от 14.11.2022 N 1739, согласно которому контейнерная площадка не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21, отсутствуют основания для применения расчетного способа, исходя из количества и объема контейнеров. Исходя из этого, региональный оператор ее не принял.
Имеющиеся разногласия с региональным оператором о порядке способе учет объема и (или) массы ТКО, складирования отходов для их разрешения в порядке статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации или дополнения договора на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на разрешение суда не были переданы, в связи с чем, в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и пунктом 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 которым также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком считается заключенным на условиях публичного типового договора.
В соответствии с доводами иска, в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 региональным оператором ФКУ "ДВОУМТС МВД России" оказывались услуги по вывозу ТКО с установленной территориальной схемой обращения отходов площадок.
Для оплаты оказанных услуг ООО "Хабавтотранс ДВ" выставлены универсальные передаточные документы (УПД) счета-фактуры от 31.10.2022 N БИ10-001277 на сумму 245 536, 92 руб., от 31.10.2022 N БИ10-001278 на сумму 245 536, 92 руб., от 31.10.2022 N БИ10-001279 на сумму 245 536, 92 руб., от 31.10.2022 N БИ10-001280 на сумму 245 536, 92 руб., от 30.11.2022 N БИ11-001970 на сумму 245 536, 92 руб., от 31.12.2022 N БИ12-003092 на сумму 264 809, 92 руб.
Не исполнение обязательств оплаты и отказ удовлетворить претензию от 18.11.2022 N 10781/ХБДВ послужил основанием для обращения ООО "Хабавтотранс ДВ" с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), а также нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, регулирующие обращение с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Таким образом, оплате подлежат фактическим оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее по тексту также - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с Типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Указанными Правилами N 1156 так же установлен порядок заключения договора, который предусматривает заключение договора по заявке собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 5 Правил N 1156 предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) указанных Правил.
В случае, если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10-ти рабочих дней со дня его получения (пункт 8 (16) Правил N 1156).
В силу пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, по общему правилу, в случае, когда между сторонами договор не подписан, договор является заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156, в связи с чем, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в отношении соответствующей категории объектов, на которых осуществляется деятельность.
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Существенными условиями заключаемого договора в силу пункта 25 Правил N 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых ТКО, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, места их приема и передачи, маршрут в
соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 в соответствии с которыми при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Разъяснения о необходимости применения пунктов 5 и 6 Правил N 505 к возникшим отношениям даны в пункте 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269) которые действовали в спорный период 2022 года, нормативы могут устанавливаться дифференцированно: в отношении территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО; в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в отношении видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается, соответственно, в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункты 13, 14 Правил N 269).
При определении норматива накопления ТКО могут применяться различные переменные расчетные единицы - единица площади помещения, количество проживающих граждан и прочие.
Как следует из материалов дела, истцом предъявлены требования об оплате услуг по вывозу ТКО, образуемых от источников образования ТКО находящихся на территории Дальневосточной базы хранения ресурсов на земельном участке кадастровым номером 27:23:0041834:2 общей площадью 199 400 кв.м. по адресу: г. Хабаровск, пер. Целинный, д.41 в отношении объектов недвижимости одного административного здания, трех зданий гаражей, сорока одного склада (хранилищ), одной проходной (площади и кадастровые номера определялись на основании выписки из ЕГРН).
На территории Хабаровского края норматив накопления ТКО установлен приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 N 18 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края" (с учетом изменений) согласно которым для административных зданий, учреждений, контор (пп. 1.1 пункта 1) годовой норматив на одну расчетную единицу составляет 0,8540 куб. м (на одного сотрудника в год); для гаражей, парковок закрытого и открытого типа, автостоянок (пп.3.3 пункта 3) годовой норматив на одну расчетную единицу составляет 0,2731 куб. м (на одно машино-место в год); для рынков (ярмарок) продовольственных, промтоварных, универсальных (пп.2.5 пункта 2) годовой норматив на одну расчетную единицу составляет 0,1403 куб. м (на 1 кв. м общей площади в год.)
Определяя объём оказанных услуг, истец применял указанные нормативы по каждому объекту с учетом площади, а также штатного расписания о количестве работников, но при этом, к складам (хранилищам) применял нормативы накопления для рынков (ярмарок) продовольственных, промтоварных, универсальных ссылая на разъяснительное письмо Министерства ЖКХ края от 18.04.2022 N 5522 в котором указано мнение, что при оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО для категории "оптовые базы, склады продовольственных и промышленных товаров" могут применяться нормативы накопления для категории рынки (ярмарки) продовольственные, промтоварные, универсальные".
В указанном письме отмечено, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами и содержащиеся в них разъяснения носят исключительно рекомендательный характер.
Истец в отношении объектов ответчика применил следующие нормативы: для административных зданий исходя из числа сотрудников - 0,0712 м3/мес. или 0, 8540 м3/год; для гаражей исходя от количества машино-мест - 0,0228 м3/мес. или 0,2731 м3/год; для зданий (хранилище, склад) принят норматив по категории объектов "рынки (ярмарки) продовольственные, промтоварные, универсальные" исходя от общей их площади - 0,0117м3/мес. или 0,1403 м3/год.
Возражая в части примененных нормативов, ответчик указал, что складские помещения имеют свою специфику, рассчитанный объем ТКО по складским помещений произведен без учета конкретной специфики производства и отсутствие ТКО в рассчитанном истцом объеме, и как следствие, невозможность оказания услуг по вывозу ТБО в таком объеме при отсутствии фактически образуемых ТКО по складским помещениям. Представил фотографии помещений складов (хранилищ).
Так же ответчик указал, что штатная численность Дальневосточной базы хранения составляет 70 человек, соответственно, норматив накопления должен применяется для административных зданий исходя из количества работников.
Кроме этого, в подтверждение завышения истцом объемов ТКО истец ссылается на исполненные контракты, заключенные между ФКУ "ДВОУМТС МВД России" и ООО "Спецтехсервис" в период 2020-2022 года с ценой контрактов и объемами ТКО в несколько раз ниже, чем в расчете истца.
Оценивая доводы сторон в указанной части, апелляционный суд находит возражения ответчика обоснованными по следующим основаниям.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) возложена обязанность по согласованию с Федеральной антимонопольной службой утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
Во исполнение Минстроем России разработаны и утверждены приказом от 28.07.2016 N 524/пр Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера, но определяют рекомендованный перечень категорий объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы к ним.
Между тем, ни Правилами N 269, ни Методическими рекомендациями не предусмотрена возможность применения нескольких нормативов накопления в части каждого объекта предприятия с учетом осуществления им одного вида хозяйственной деятельности.
Из системного толкования положений Правил N 269 и Методических рекомендаций следует, что критериями соответствующей дифференциации могут выступать в том числе особенности объектов, на которых образуются отходы, предопределенные механизмом их образования. Различный механизм образования отходов влечет применение конкретных методик определения регулируемой платы (применение разного норматива). В этой связи следует учитывать конкретные параметры формирования величин нормативов для каждой категории, основания установления более высокого норматива для одного вида объекта по сравнению с другим, а также проверять соответствие механизма образования отходов конкретного объекта параметрам того или иного норматива, в зависимости от чего определять величину подлежащей применению регулируемой платы.
В рассматриваемом случае к основным видам деятельности ответчика относится приемка, хранение и содержание установленных запасов материально-технических средств и обеспечение ими приписанных на снабжение подразделений МВД России согласно штатным расписаниям (штатам), табелям и нормам положенности (довольствия), хранение и содержание оперативных запасов материально-технических средств для обеспечения ими снабжаемых подразделений МВД России, привлекаемых к действиям при чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах.
В этой связи, обоснованы возражения ответчика о том, что на объектах недвижимости склады (хранилища), машино-места твердые коммунальные отходы не генерируются, количество персонала, занятого на базе хранения учтено при формировании норматива накопления ТКО на объекте административное здание и не могут учитываться повторно при определении норматива накопления ТКО на спорных объектах.
Учитывая возможный механизм образования отходов на спорных объектах при том, что все объекты ответчика взаимосвязаны единой хозяйственной деятельностью, применение региональным оператором дифференцированного подхода влечет искусственное увеличение стоимости услуги.
Следовательно, необходимо применять только один норматив, который в большей степени охватывает осуществляемую ответчиком деятельность.
В соответствии с нормативами накопления ТКО, утвержденных приказом Министерства ЖКХ края от 12.03.2018 N 18 для административных зданий, учреждений, контор предусмотрен норматив накопления на 1 сотрудника в размере 0,0712 м3 в месяц/ 0,8540 м3 в год.
Из пояснений ответчика следует, что численность личного состава Дальневосточной базы хранения составляет 70 человек, то есть норматив потребления должен быть рассчитан исходя из 70 человек.
Утвержденный постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо за период с 01.07.2022 по 30.11.2022 составляет за 1 куб. м - 779,71 руб.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 47/104 тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо за период с 01.02.2023 по 31.01.2023 составляет за 1 куб. м - 840,91 руб.
Таким образом, в случае оказания услуг по вывозу ТКО ежемесячная плата за обращение с ТКО по указанному расчету составила бы 3 886,07 руб. (0,0712 м3 х 70 чел. х 779,71 руб. м3);
За пять месяцев (июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь): 3 886,07 руб. х 5 = 19 430, 35 руб.; за декабрь: 0,0712 м3 х 70 чел. х 840,91 руб. м3 - 4 191, 10 руб., всего 23 621, 45 руб., что указывает о завышении объемов истцом.
Кроме того, до определения регионального оператора, ответчиком вывоз ТКО осуществлялся по контрактам заключенным с ООО "Спецтехсервис".
ООО "Спецтехсервис" в порядке переоформления выдана лицензия N (27)-270015-Т/П от 15.10.2020 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I-IV классов опасности (ранее лицензия N 27 00353 от 30.11.2018).
Согласно статистике государственных контрактов, заключенных между ФКУ "ДВОУМТС МВД России" и ООО "Спецтехсервис" за 2020-2022 года цена контрактов на оказание услуг по вывозу ТКО составляла:
- по государственному контракту от 03.02.2020 N 9 (на 2020 год) в количестве 72 м3, цена контракта на год 39 240 руб.;
- по государственному контракту от 22.07.2020 N 284 (на 2021 год) в количестве 72 м3, цена контракта на год 39 240 руб.;
- по государственному контракту от 01.09.2021 N 295 (на 2022 год) в количестве 54 м3, цена контракта на год 33 750 руб.;
Договор с ООО "Спецтехсервис" расторгнут 27.07.2022 в связи с утверждением регионального оператора; оплата услуг по вывозу ТКО составила с января по июнь (включительно) 19 575 руб.
Указанное свидетельствует о том, что на территории ответчика не генерируется ТКО в объемах рассчитанных истцом.
Из уведомлений Управления ЖКХ администрации г. Хабаровска от 29.03.2023 N 9.1-19/2267, N 9.1-19/2268 и N 9.1-19/2269 следует, что в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" сведений о месте накоплении ТКО внесены сведения о ликвидации мест (площадок) накопления ТКО идентификационными номерами 035054, 035064 по пер. Целинный, д 41 и об изменении места нахождения площадки 035044 0, 75 куб.м..
Более того, между ФКУ "ДВОУМТС МВД России" и ООО "Хабавтотранс ДВ" заключен договор N ТКО-648/БП/2023/263 на оказание услуг по обращению с ТКО, в котором учет производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, ТКО складируется в 1 контейнер объемом 0, 75 куб.м., который вывозится один раз в неделю, общим объемом в месяц 3,250 м3. Срок договора с 01.09.2023 по 31.12.2023 на общую сумму 10 652, 60 руб.
22.03.2024 между ФКУ "ДВОУМТС МВД России" и ООО "Хабавтотранс ДВ" заключен договор N ТКО-538/БП/2024/96 на оказание услуг по обращению с ТКО, в котором учет производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, ТКО складируется в 1 контейнер, который вывозится один раз в неделю, общим объемом в месяц 3,250 м3. Срок договора с 01.01.2024 по 31.12.024 на общую сумму 27 981 руб.
По выставленным счетам на оплату за сентябрь, октябрь и ноябрь 2023 года по тарифу 819, 43 руб. оплата в месяц составила 2 663, 15 руб. По счету на декабрь 2023 года оплата осуществлена по тарифу 766, 49 руб. по цене в месяц 2 491, 09 руб.
С учетом изложенного, при сравнении объемов ТКО за прошлые года при неизменности расчетных единиц и в отсутствие каких-либо обоснований со стороны регионального оператора, с учетом договоров N ТКО-648/БП/2023/263, N ТКО-538/БП/2024/96 объем фактически вывезенных отходов ТКО (312, 487 м3) явно завышен и не подтвержден относимыми доказательствами.
Кроме того, при оценке доказательств судом не установлен факт оказания региональным оператором ответчику в спорный период услуг по вывозу ТКО.
Согласно пояснениям ООО "Хабавтотранс ДВ" в спорный период по вине ответчика вывоз ТКО не осуществлялся, поскольку отсутствовала возможность проехать транспортному средству на территорию ответчика, который имел возможность складировать ТКО на любую площадку накопления включенную в территориальную схему.
Таким образом, сам истец признает, что не заезжал на территорию ответчика для вывоза ТКО.
ФКУ "ДВОУМТС МВД России" является режимным объектом, отнесено к первой категории по уровню антитеррористической защищенности (Приказ МВД РФ от 31.12.2014N 1152 "Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств".
Согласно Приказу МВД РФ от 10.02.20117 N 58дсп "О мерах по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности зданий, сооружений, помещений и иных объектов территориальных органов МВД России" на ФКУ "ДВОУМТС МВД России" осуществляется круглосуточный контрольно-пропускной режим.
В соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом от 24.08.2021 N 188 "Об утверждении Инструкции о порядке организации контрольно-пропускного режима" следует, что перед прохождением посетителя через контрольно-пропускной пункт на административную территорию ДВБХР, контролер КПП проверяет документы посетителя, записывает сведения о посетителе в Книге регистрации посетителей, осуществляет осмотр транспортных средств при въезде на территорию ДВБХР и выезда с территории.
Согласно представленному в материалы дела журналу регистрации посетителей за период с 01.07.2022 по 31.12.2022 не содержит сведений о том, что региональный оператор пытался заехать на территорию ответчика.
Каких-либо писем (запросов) о допуске автотранспорта регионального оператора на территорию ответчика в материалах дела отсутствуют.
При этом, истец необоснованно выставляет исковые требования с 01.07.2022, поскольку согласно данным сведений системы ГЛОНАС акционерного общества "Спецавтохозяйство по санитарной отчистке города Хабаровска" (далее - АО "САХ г. Хабаровска") указанный истцом автомобиль Н 230 УО 27 впервые подъехал к территории ответчика только 11.08.2023. При этом, по отчетам о периодичности следует, что автомобиль в 2022 году подъезжал 11, 19, 25 августа, 15, 29 сентября, 13, 26, 28 октября, 10, 17, 24 ноября, 15, 22, 29 ноября, т.е. всего 14 раз, вместо указанного истцом количества 28.
Таким образом, апелляционным судом не установлено наличия правовых оснований для применения пункта 2 статьи 781 ГК РФ, ввиду отсутствия надлежащих доказательств.
ООО "Хабавтотранс ДВ" указывает, что при осуществлении деятельности регионального оператора он осуществлял вывоз ТКО со всех контейнерных площадок, находящихся в территориальной схеме, расположенных на территории общего пользования в г. Хабаровска, в связи с чем, услуги для ответчика оказывались вне зависимости от места образования и складирования отходов ответчика. Учитывая общедоступность контейнеров для сбора ТКО, ответчик имел возможность беспрепятственно складировать отходы на любой близлежащей контейнерной площадке.
Доводы заявителя жалобы о возможности складирования ФКУ "ДВОУМТС МВД России" ТКО в иных общедоступных местах накопления отклоняется апелляционным судом, поскольку презумпции продуктирования отходов потребителем в совокупности с возможностью их складирования в иных общедоступных местах накопления недостаточно для вывода о предполагаемом (презюмиремом) оказании услуг региональным оператором, так как в такой ситуации не соблюдается прозрачность движения отходов, что препятствует обеспечению безопасности и минимизации причиняемого им вреда (определение Верховного суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
Более того, из пояснений ФКУ "ДВОУМТС МВД России" и материалов дела следует, что в спорный период услуги по вызову ТКО с объекта, расположенного по адресу: г. Хабаровск, пер. Целинный, д. 41 никем не оказывались, ответчик на своей территории осуществлял складирование отходов, что подтверждается представленными в материалы дела фотоизображениями с заполненными контейнерами. В последующем отходы были вывезены без участия регионального оператора, что им не оспаривается.
В частности, 30.12.2022 между ФКУ "ДВОУМТС МВД России" и ООО "Спецтехсервис" (лицензия N (27)-270015-Т/П от 15.10.2020 на осуществленипе деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I-IV классов опасности ) заключен государственный контракт на вывоз строительного мусора, согласно которому услуги оказаны и оплачены.
12.04.2023 ФКУ "ДВОУМТС МВД России" в адрес администрации г. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом направлено обращение N Д/ОХО-1673 о выделении талонов на вывоз мусора в рамках проведения общегородского субботника 22.04.2022. в спорный период. Данное обстоятельство подтверждается заявкой о согласовании переноса места накопления ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск" от 27.03.2023, письмом администрации Г. Хабаровска от 19.04.2023 N 2702/1-38.
Так, на территории ФКУ "ДВОУМТС МВД России" собственными силами вывезен мусор общим объемом 60 м3 на полигон ТБО собственным транспортом (два автомобиля КАМАЗ госномер М 286 УМ 27, М 264 УМ 27).
Данные из системы ГЛОНАСС, трекинги движения мусоровозов не подтверждают фактическое оказание услуг на сумму 1 481 019, 64 руб. Из содержания отчетов системы ГЛОНАСС возможно установить нахождение транспортного средства на определенном маршруте, однако само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует об оказании региональным оператором спорных услуг, в том числе транспортирование ТКО с объекта отходов, их обработку, обезвреживание и захоронение.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.03.2024 по делу N А73-7232/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7232/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: РФ в лице МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края