г. Ессентуки |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А22-2281/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акаевой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" Волчковой А.Н. на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.02.2024 по делу N А22-2281/2023, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (далее - ответчик, общество) о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в размере 51 025 311 рублей 48 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.02.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован доказанностью факта причинения вреда почвам.
Общество полагая, что решение суда первой инстанции является незаконным обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не установлена дата причинения вреда. Датой возникновения обязательства по возмещению причиненного вреда следует рассматривать момент его причинения. Судом первой инстанции не были установлены обстоятельства такие как номера скважин, принадлежность данной скважины ответчику, вхождение границ загрязненного земельного участка в состав земельного участка, арендуемого ответчиком. Судом первой инстанции также не был исследован вопрос о том, куда конкретно ведет нефтесбор. В решении суда первой инстанции также не сказано о том из какой части были взяты пробы почв.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.02.2024 по делу N А22-2281/2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Материалами дела установлено следующее.
12.08.2021 года инспекторами управления проведено выездное обследование территории по адресу: Республика Калмыкия, Черноземельский район, к северо-западу от производственного сооружения Тенгутинского месторождения, с привлечением специалистов филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области.
В ходе визуального осмотра территории IV структуры Тенгутинского месторождения к северо-западу от производственного сооружения общества обнаружены два нарушенных земельных участка, загрязненные нефтепродуктом.
Загрязненный земельный участок N 1 образовался в результате утечки нефтепродукта из металлической трубы, которая ведет от скважины до сборного пункта IV структуры Тенгутинского месторождения (площадью 4105,5 м2, размерами 195,5 м х 21 м, с географическими координатами 45°45'54Л" с.ш. 46°29'55.3" в.д.).
Далее нефтепродукт по естественному уклону местности изливается по грунтовой дороге и образует загрязненный земельный участок N 2 (площадью 280 м2, размерами 70 м х 4 м, с географическими координатами 45°45'54.1" с.ш. 46°29'52.Г в.д.).
Местоположение земельного участка визуально соответствует с фото и видеоматериалами, приложенными к письму ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Черные земли" от 10.08.2021 N 192.
По результатам выездного обследования составлены акт выездного обследования от 19.08.2021 N 0063/06/331-КНД/ПР/2021 с приложением фото-таблицы и план - схемы, протокол отбора (измерения) проб почвы от 19.08.2021 N 239 гк.
Для расчета вреда, причиненного почвам, использовано заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 02.09.2021 N 133, которые были проведены на основании выездного обследования от 19.08.2021, так как концентрация нефтепродуктов в почве превысила содержание нефтепродуктов в почве указанные в заключении от 13.09.2021 N 148 по результатам выездного обследования от 12.08.2021. Увеличение концентрации, глубины проникновения нефтепродуктов в почве приводит к процессам деградации почвенных экосистем, вызывает необратимые изменения физических, физико-химических и микробиологических свойств, которые негативно влияют на плодородие почв.
Согласно экспертному заключению Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области от 02.09.2021 N 133 (вх. N 11/7531 от 06.09.2021) в месте предполагаемого загрязнения концентрация нефтепродуктов в десятки раз превышает концентрацию в фоновых точках отбора, что свидетельствует о значительном загрязнении исследуемой территории. Следовательно, выявленное загрязнение является фактором негативного воздействия на состояние почв исследуемой территории, способным причинить существенный вред окружающей среде.
Загрязнение почв отрицательно сказывается на всех звеньях пищевой цепи (трофической пирамиды), начиная от одноклеточных представителей флоры и фауны, заканчивая высшими организмами. А именно, загрязняющие вещества способны усваиваться организмами, находящимися на нижней ступени трофической пирамиды, а затем передаваться на следующие ступени. Каждый токсикант, в том числе и нефтепродукты, обладает определенным механизмом действия (пути воздействия загрязнителя на клетки, ткани, органы и организмы в целом) и обуславливает специфический механизм реагирования - ответные реакции на изменения, вызванные загрязнителем.
Пользователем Тенгутинского участка недр (Тенгутинское месторождение) по лицензии ЭЛИ 00374 НЭ является ООО "ЕвроСибОйл".
Вид пользования недрами - для разведки и добычи полезных ископаемых.
Наименование основных видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр - углеводородное сырье.
Участок недр расположен в Черноземельском районе Республики Калмыкия.
Срок действия лицензии до 25 декабря 2036 года.
В письме от 11.04.2023 N 02-06-04/2737 управления обществу предложено возместить причиненный вред в добровольном порядке в течение 30 дней с момента получения предложения.
Вышеуказанное письмо было возвращено 25.05.2023 в адрес Управления (вх. N 187).
В тридцатидневный срок Общество в добровольном порядке причиненный вред не возместило.
Полагая, что действиями общества причинен вред почвам как объектам окружающей среды, управление обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, а так же в области охраны окружающей среды и природопользования.
Загрязнение почв отрицательно сказывается на всех звеньях пищевой цепи (трофической пирамиды), начиная от одноклеточных представителей флоры и фауны, заканчивая высшими организмами. А именно, загрязняющие вещества способны усваиваться организмами, находящимися на нижней ступени трофической пирамиды, а затем передаваться на следующие ступени. Каждый токсикант, в том числе и нефтепродукты, обладает определенным механизмом действия (пути воздействия загрязнителя на клетки, ткани, органы и организмы в целом) и обуславливает специфический механизм реагирования - ответные реакции на изменения, вызванные загрязнителем.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Далее Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с ч.5 ст.13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.51 Закон N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Таким образом, в нарушение указанных требований ответчиком при эксплуатации Производственно-технологического комплекса "Головное сооружение N 1 в Олейниковке" допущено загрязнение почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.
В результате загрязнения земельного участка нефтепродуктами нанесен вред почвам, как объекту охраны окружающей среды.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление N 21), при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Согласно статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде является методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды (часть 10 статьи 14 Закона N 7-ФЗ).
В силу ст. 5 Закона N 7-ФЗ предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение о Росприроднадзора).
При этом, пункт 4 Положения о Росприроднадзоре закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные орган.
Согласно ч. 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 7 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
На основании данной нормы права, сумма от возмещения вреда по настоящему иску подлежит направлению в бюджет Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия в установленном порядке.
Из ч. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ следует, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суд.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как не основание своих требований и возражений.
Согласно п. 3.1. ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку материалами дела подтверждается факт причинения вреда ответчиком, при этом последний доводов о возмещении причиненного окружающей среде вреда в натуре, в виде проведения им работ по технической рекультивации земельных участков, не заявил и соответствующих доказательств не представил, то судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что заявленные исковые требования подлежали удовлетворению.
Довод общества о том, что судом первой инстанции не установлена дата причинения вреда, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно экспертному заключению Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области от 02.09.2021 N 133 (вх. N 11/7531 от 06.09.2021) в месте предполагаемого загрязнения концентрация нефтепродуктов в десятки раз превышает концентрацию в фоновых точках отбора, что свидетельствует о значительном загрязнении исследуемой территории. Следовательно, выявленное загрязнение является фактором негативного воздействия на состояние почв исследуемой территории, способным причинить существенный вред окружающей среде.
Пользователем Тенгутинского участка недр (Тенгутинское месторождение) по лицензии ЭЛИ 00374 НЭ является ООО "ЕвроСибОйл". Вид пользования недрами - для разведки и добычи полезных ископаемых. Наименование основных видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр - углеводородное сырье. Участок недр расположен в Черноземельском районе Республики Калмыкия. Срок действия лицензии до 25 декабря 2036 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были установлены обстоятельства такие как номера скважин, принадлежность данной скважины ответчику, вхождение границ загрязненного земельного участка в состав земельного участка, арендуемого ответчиком, подлежит отклонению как не противоречащие материалам дела. Указанные обстоятельства в полном объеме установлены материалами дела, им дана судом надлежащая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда первой инстанции не сказано о том, из какой части были взяты пробы почв подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Загрязненные земельные участки (площадью 4105,5 кв.м., размерами 195,5 м х 21 м, с географическими координатами 45°45'54.1-м с.ш. 46°29'55.3" в.д.; площадью 280 кв.м., размерами 70 м х 4 м, с географическими координатами 45°45'54.1" с.ш. 46°29'52.1" в.д.) распаханы, произведены работы по снятию и перемещению верхнего слоя почвы с нефтепродуктом.
Пользователем Тенгутинского участка недр (Тенгутинское месторождение) по лицензии ЭЛИ 00374 НЭ является ООО "ЕвроСибОйл".
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судебная коллегия обращает внимание, что апелляционная жалоба заявителя не содержит мотивированных доводов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу чего апелляционный суд рассматривает жалобу истца как поданную по формальным основаниям.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2024 по делу N А20-504/2024 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.02.2024 по делу N А22-2281/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2281/2023
Истец: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "ЕВРОСИБОЙЛ"
Третье лицо: Администрация Комсомольского СМО Черноземельского района РК, Администрация Нарынхудукского СМО РК, АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОЗЕМЕЛЬСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" в лице филиала "ЦЛАТИ" по ЮФО" - Цлати по Астраханской области, Волчков Алексей Николаевич, ФГБУ "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА И ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ"