г. Москва |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А41-84909/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Асалиевым А.Ш.,
при участии в заседании:
от истца - Широченко Ю.С., по доверенности от 11.01.2024,
от ответчика - представитель не явился, извещено;
от 3-х лиц - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2024 года по делу N А41-84909/23, по иску общества с ограниченной ответственностью "Ильинская пойма" к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным решения,
3-и лица - Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Ильинская пойма" (далее - заявитель, общество, ООО "Ильинская пойма") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- признать незаконным решение Администрации городского округа Красногорск Московской области от 14.07.2023 N Р001-9693206069-73014463 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в отношении земельного участка, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области принять постановление о предварительном согласовании предоставления ООО "Ильинская пойма" в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 1976 кв.м., на котором расположено административно-бытовое здание с кадастровым номером 50:11:0050112:1549, принадлежащее ООО "Ильинская пойма" на праве собственности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2024 года по делу N А41-84909/23 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Красногорск Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ООО "Ильинская пойма" является собственником здания с кадастровым номером 50:11:0050112:1549, площадью 1042,9 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, нос. ПетровоДальнее.
Здание возведено в 1968 году ПК "Ленинский луч" - правопредшественником Сельскохозяйственного производственного кооператива "Ленинский луч" (СПКК "Ленинский луч"), которое впоследствии было реорганизовано в ООО "Ильинская пойма".
СПКК "Ленинский луч" внесло указанное здание в уставный капитал ООО "Петро- Агро" в качестве вступительного взноса. После ликвидации ООО "Петро-Агро" здание было возвращено на основании решения суда правопреемнику учредителя - ООО "Ильинская пойма".
Право собственности па здание зарегистрировано за ООО "Ильинская пойма" на основании определения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2022 по делу N А56-35802/2021, запись регистрации в ЕГРН от 18.05.2022 N 50:11:0050112:1549-50/422/2022-2.
04.04.2023 общество обратилось через личный кабинет официального портала госуслуг Московской области (https://usluin.mosreg.ru/) (РПГУ) за предоставлением государственной услуги: Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В заявлении общество просило о предварительном согласовании предоставления в собственность ООО "Ильинская пойма" земельного участка площадью 1976 кв.м, на котором расположено административно-бытовое здание с кадастровым номером 50:11:0050112:1549, принадлежащее ООО "Ильинская пойма" на праве собственности, в целях эксплуатации данного здания и в соответствии с предоставленной схемой.
26.04.2023 решением Администрации городского округа Красногорск Московской области N Р001-9693206069-70379834 отказано в предоставлении услуги по следующим основаниям: отсутствие документов, обосновывающих местоположение, конфигурацию и площадь земельного участка, подтверждающих соответствие образуемого земельного участка его фактическим границам в соответствии с правоустанавливающими документами на землю; отсутствие правоустанавливающих документов на испрашиваемый участок; информация предоставленная заявителем, противоречит сведениям ЕРГН: расхождение фактической этажности здания с данными ЕГРН.
В решении об отказе обществу рекомендовано предоставить техпаспорт с другим инвентарным номером, скорректировать схему и площадь земельного участка, согласно землеотводным документам и обратиться с заявлением па предоставление участка в аренду.
19.06.2023 за N 11-05620/23 Росреестром исправлена техническая ошибка (по обращению общества), в сведения ЕГРН внесены данные о наличии 1 подземного этажа.
26.06.2023 общество повторно обратилось в Администрацию за предоставлением упомянутой выше государственной услуги, предоставив дополнительно разъяснения относительно техпаспорта на здание, землеотводных документов и схемы земельного участка.
14.07.2023 решением Администрации N Р001-9693206069-73014463 отказано в предоставлении услуги по следующим основаниям: отсутствие документов, обосновывающих местоположение, конфигурацию и площадь земельного участка, подтверждающих соответствие образуемого земельного участка его фактическим границам в соответствии с правоустанавливающими документами на землю; отсутствие
правоустанавливающих документов на испрашиваемый участок; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка функциональному назначению здания и фактическому использованию земельного участка.
Не согласившись с действиями Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и восстановлении нарушенных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 2 пп. 6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с ЗК РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, инициируется гражданином или юридическим лицом путем подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 9 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка (подпункт 10).
На основании пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: 1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; 2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; 3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов являются: - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка; - разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; - испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; - площадь земельного участка превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
По смыслу земельного законодательства, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов в порядке пункта 6 части 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.06.2023 назначение здания - "Нежилое", наименование - "здание правления колхоза". Нежилое здание расположено в зоне О-1, т.е. в Многофункциональной общественно-деловой зоне, установленной для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства.
Как верно установлено судом первой инстанции, противоречий между зарегистрированным в ЕГРН назначением здания и видами разрешенного использования земельного участка, указанными в ПЗЗ для зоны О-1, не имеется.
При этом здание находится в удовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается прилагаемыми фотоматериалами, здание пригодно для использования по целевому назначению.
Земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 3К РФ.
Площадь земельного участка (1 976 кв.м) является соразмерной площади расположенного в границах участка здания (1 042, 9 кв.м).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение Администрации городского округа Красногорск Московской области от 14.07.2023 N Р001-9693206069-73014463 не соответствует требованиям закона.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и в целях восстановления нарушенного права, посчитал возможным обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления ООО "Ильинская пойма" земельного участка площадью 1 976 кв. м и утверждении схемы его расположения согласно представленному заявлению.
Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Администрацией г.о. Красногорск Московской области норм материального права при вынесении обжалуемого отказа, а так же ссылка на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений Главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ и главы 24 АПК РФ", подлежат отклонению.
В силу пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос.
В данном случае возможность принятия решения органом местного самоуправления по данному вопросу не исчерпана, поэтому возложение на Администрацию обязанности принять постановление о предварительном согласовании предоставления ООО "Ильинская пойма", является надлежащим способом устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2024 года по делу N А41-84909/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84909/2023
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИЛЬИНСКАЯ ПОЙМА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ