город Омск |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А81-8329/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Горобец Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3831/2024) Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2024 по делу N А81-8329/2023 (судья Соколов С.В.), по иску Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017237, ОГРН 1058900022059) к семейно-родовой общине коренных малочисленных народов севера "Согласие" (ИНН 8907001836, ОГРН 1048900102129) о взыскании 5 058 465 руб. 21 коп.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа - Березкина Э.С. по доверенности от 06.10.2023 N 13,
при участии в судебном заседании представителя семейно-родовой общины коренных малочисленных народов севера "Согласие" - Галко С.Н. по доверенности от 18.03.2024,
УСТАНОВИЛ:
Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к семейно-родовой общине коренных малочисленных народов севера "Согласие" (далее - СРО КМНС "Согласие", община, ответчик) о взыскании 5 058 465 руб. 21 коп. неосновательного обогащения, в том числе 1 172 408 руб. 43 коп. средств субсидии по соглашению N 10-10/С, 3 781 367 руб. средств субсидии по соглашению N 48-10/С (всего 4 953 775 руб. 43 коп. за 2021-2022 годы), 104 689 руб. 78 коп. процентов за нарушение срока возврата гранта в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки на дату подачи искового заявления.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, размер субсидии по соглашению N 48-10/С, израсходованной не по целевому назначению в 2021 году, составил 3 781 367 руб., также истцом не приняты к подтверждению расходы в сумме 1 172 408 руб. 43 коп. В подтверждение расходов по приобретению ГСМ предоставлены универсальные передаточные документы от 23.03.2020 N 706, от 20.03.2020 N 656, товарная накладная от 19.11.2020 N 29. Однако техника (транспортные средства) на балансовых и забалансовых счетах получателя отсутствуют, количественный состав техники, который использовался для вылова водных биологических ресурсов, ответчиком не подтверждён. Фактически на снегоходы представлены чёрно-белые копии ПТС, при этом согласно данным Службы по надзору за техническим состоянием за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники автономного округа самоходных машин и других видов техники автономного округа за указанными ответчиком членами общины снегоходы не числятся. Также, вместо расчёта по заработной плате (штатное расписание) ответчиком представлены ежемесячные протоколы общего собрания общины, в которых указывается общее количество выловленной рыбы и сумма заработной платы, причитающейся работникам, без учёта и разделения на ценные и малоценные виды рыб, что делает невозможным рассчитать субсидируемую часть заработной платы рыбаков.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2024 апелляционная жалоба назначена к рассмотрению в судебном заседании на 21.05.2024.
СРО КМНС "Согласие" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика просил отказать в ее удовлетворении, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что между Департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) и СРО КМНС "Согласие" (получатель) заключено соглашение от 01.04.2021 N 48-10/С, предметом которого является предоставление получателю субсидии из окружного бюджета в 2021 году на финансовое обеспечение затрат, связанных с добычей (выловом) водных биологических ресурсов (рыбы).
Также, 20.01.2020 между Департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) и СРО КМНС "Согласие" (получатель) заключено соглашение N 10-10/С, предметом которого является предоставление получателю субсидии из окружного бюджета в 2020 году в целях возмещения фактически понесённых затрат с 01.01.2020 в связи с добычей (выловом) водных биологических ресурсов (рыбы).
Согласно разделу III соглашений субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки агропромышленному комплексу автономного округа, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 31.03.2017 N 263-П в действующей в тот период редакции (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Порядка контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидий осуществляется департаментом, органами государственного финансового контроля, в том числе контрольно-счетным органом автономного округа.
Проверка получателя Департаментом осуществлялась с 15 мая по 15 июля 2022 года в форме изучения и анализа документов, представленных получателем.
Проверяемый период - с 01.01.2020 по 31.12.2021.
В 2020 году по соглашению N 10-10/С субсидия на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (рыбы) предоставляется по ставке за 1 тонну реализованной рыбной продукции.
В соответствии с Порядком основанием для предоставления субсидии является справка-расчёт.
На основании представленных справок-расчёт получателю перечислена субсидия в сумме 10 000 000 руб. за 250 тонн реализованной продукции, что соответствует условиям соглашения N 10-1 О/С.
За проверяемый период сплошным методом сопоставлены документы, подтверждающие реализацию продукции: предоставленные получателем копии товарных накладных с оригиналами документов, хранящихся на предприятии, данные баланса готовой продукции с данными ФГИС "Меркурий" (ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утверждённые приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589) и товарными накладными в части реализации готовой продукции расхождений не обнаружено.
По данным первичных документов предприятия вылов рыбы за 2020 год соответствует выделенным квотам и разрешённым объёмам добычи (вылова) ВБР на 2020 год.
При этом приложением N 15 к Порядку установлены направления расхода бюджетных средств, источником которых является субсидия: оплата труда, уплата страховых взносов, уплата налогов, оплата коммунальных, транспортных услуг, услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы, аренда помещений, аренда основных средств, юридические и бухгалтерские услуги, услуги банка, прочие материальные расходы (статья 254 Налогового кодекса Российской Федерации).
По отчёту о фактически произведённых затратах, источником которых является субсидия за 2020 год получателем осуществило следующие расходы:
Наименование расхода |
Расход бюджетных средств, принятый по отчёту о фактически произведённых расходах (руб.) |
Расходы, подтверждённые документально по результатам проверки (руб.) |
Не принимаемые расходы (руб.) |
Оплата труда |
4 698 539,03 |
4 698 539,03 |
0,00 |
Уплата налогов сборов и иных обязательных платежей, в том числе: |
625 224,61 |
620 269,61 |
4 955,00 |
НДФЛ |
580 758,00 |
580 758 |
0,00 |
сбор за пользование ВБР за 2020 год |
39 511,61 |
39 511,61 |
0,00 |
сбор за пользование ВБР за 2021 год |
4 955,00 |
0,00 |
4 955,00 |
Уплата страховых взносов |
936 384,63 |
936 384,63 |
0,00 |
Оплата коммунальных услуг |
2 484 506,10 |
2 484 506,10 |
0,00 |
Прочие материальные расходы (ГСМ)1 |
1 167 453,43 |
0,00 |
1 167 453,43 |
Услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы |
43 238,71 |
43 238,71 |
0,00 |
Услуги банка |
44 653,49 |
44 653,49 |
0,00 |
Итого: |
10 000 000,00 |
8 719 425,00 |
1 172 408,43 |
По результатам проверки не приняты к подтверждению расходы в сумме 1 172 408 руб. 43 коп., в том числе:
- оплата авансового платежа по сбору за пользование ВБР за 2021 год в сумме 4 955 руб. (по условиям Порядка N 263-П возмещению подлежат расходы текущего финансового года);
- материальные расходы по приобретению ГСМ в сумме 1 167 453 руб.43 коп..
В подтверждение расхода по приобретению ГСМ предоставлены УПД от 23.03.2020 N 706 от 20.03.2020 N 656 на 17,991 тонну бензина АИ 92 и товарная накладная от 19.11.2020 N 29 на приобретение масел.
Как указывается Департаментом, объекты, которые используют данные виды топлива на балансовых и забалансовых счетах получателя отсутствуют, также не представлены документы по расходу горюче-смазочных материалов (путевые листы, документы на транспортные средства, приказы о нормах расхода).
В 2021 году изменился порядок субсидирования с возмещения фактически понесенных затрат на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в связи с чем, расчёт по начислению заработной платы рыбаков должен содержать объём добытой рыбы (с разбивкой по видам), расчёт за килограмм, а также начисление районного коэффициента и северной надбавки. Большинство представленных получателем трудовых договоров с рыбаками не содержит размеров оплаты труда (оклады (ставки) с учётом районного коэффициента и северной надбавки).
Трудовые договоры приёмщиков и холодильщика содержат следующую форму оплаты труда:
холодильщик - по ставкам от 35 000 до 75 000 руб.;
приёмщик рыбы - по ставкам от 30 000 до 50 000 руб..
Получателем представлены не расчёт по заработной плате (штатное расписание), а ежемесячные протоколы общего собрания общины, где указывается общее количество выловленной рыбы и сумма заработной платы, причитающейся работникам по фамильно, без учёта и разделения на ценные и малоценные виды рыб, при этом учитывались разный размер ставок.
По условиям же соглашения получатель обязан вести раздельный учёт.
При таких обстоятельствах проверить и рассчитать размер заработной платы рыбакам не представляется возможным, в связи с чем, затраты по указанным трудовым договорам зачтены не были.
По отчёту о фактически произведённых затратах, источником которых является субсидия за 2021 год предприятие осуществило следующие расходы:
Наименование расхода |
Расход бюджетных средств, принятый по отчёту о фактически произведённых расходах (руб.) |
Расходы, подтверждённые документально по результатам проверки (руб.) |
Не принимаемые расходы (руб.) |
Оплата труда (за исключением оплаты труда рыбаков, начисленной за добычу (вылов) малоценных видов и хищных видов водных биологических ресурсов (рыбы), отнесённых к таким видам на основании приказа Минсельхоза России от 18.06.2014 N 196) |
4 223 518,00 |
442 151,00 |
3 781 367,00 |
Уплата налогов, в том числе: |
1 874 237,80 |
1874 237,80 |
0,00 |
НДФЛ |
631 073,00 |
631 073,00 |
0,00 |
страховые взносы |
1233 014,80 |
1 233 014,80 |
0,00 |
взносы на ВБР |
10 150,00 |
10150,00 |
0,00 |
Оплата коммунальных, транспортных услуг |
3 119 514,28 |
3 119 514,28 |
0,00 |
Аренда помещений, аренда основных средств |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Ветеринарно-санитарные услуги |
82 359,95 |
82 359,95 |
0,00 |
Юридические и бухгалтерские услуги |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочие материальные затраты (статья 254 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением сетеснастных материалов и спецодежды) |
0 |
0 |
0 |
Услуги банка |
37 339,97 |
37 339,97 |
0,00 |
Итого: |
9 336 970,00 |
5 555 603,00 |
3 781 367,00 |
Таким образом, по мнению Департамента, размер субсидии по соглашению N 48-10/С, израсходованной не по целевому назначению в 2021 году, составил 3 781 367 руб. 00 коп.
Согласно пункту 7.1.6 соглашений возврат субсидии производится в течение 15 рабочих дней со дня получения получателем требования о возврате субсидии в окружной бюджет по платёжным реквизитам, указанным в требовании о возврате субсидии.
Истцом в адрес ответчика направлено требование о возврате субсидии в окружной бюджет от 23.05.2023 N 89-22/01-08-02/2108.
В связи с оставлением требований истца без удовлетворения Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии со статьёй 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определённом нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на её получение, и при нецелевом использовании субсидии.
Указанный подход подтверждается судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453).
Иные основания для возврата субсидии в Бюджетном кодексе Российской Федерации не закреплены, при этом содержащие в соглашении о предоставлении субсидии основания для возврата субсидии не могут расширять основания, закрепленные законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10).
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка получатели субсидии, с которыми заключены соглашения, принимают на себя обязательства по целевому использованию субсидий и несут ответственность в соответствии с условиями заключенного соглашения и законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней направляет в адрес субъекта государственной поддержки требование о возврате субсидии в случаях:
- нарушения условий, установленных соглашениями о предоставлении субсидии и порядком;
- недостижения планируемых значений показателей результативности использования субсидий (пункт 5.5 Порядка).
В соответствии с пунктом 5.6 Порядка возврат субсидии производится в течение 15 рабочих дней с момента получения получателями субсидий требования о возврате субсидии в окружной бюджет по платежным реквизитам, указанным в требовании о возврате субсидии.
В соответствии с пунктами 5.3.2 соглашений получатель средств (ответчик) обязуется обеспечить исполнение требований главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) по возврату средств в окружной бюджет в случае:
- установления фактов нарушения условий предоставления субсидии;
- не достигнуты установленные значения показателей результатов;
- иные случаи, предусмотренные нормативным правовым актом, согласно которому предоставляется субсидия.
В обоснование исковых требований истец указывает, что размер субсидии по соглашению N 48-10/С, израсходованной не по целевому назначению в 2021 году, составил 3 781 367 руб. 00 коп. (оплата труда), размер субсидии по соглашению N 10-10/С, израсходованной не по целевому назначению, составил 1 172 408 руб. 43 коп. (оплата авансового платежа в сумме 4 955 руб., материальные расходы по приобретению ГСМ в сумме 1 167 453 руб.43 коп.).
Денежные средства в размере 4 995 руб. общиной возвращены, что подтверждается платёжным поручением от 08.09.2023 N 139.
В части материальных расходов по приобретению ГСМ на сумму 1 167 453 руб. 43 коп. ответчик указал, что приобретение ГСМ подтверждено первичными документами (договор на поставку ГСМ, платёжные поручения об оплате ГСМ, УПД от 23.03.2020 N 706, от 20.03.2020 N 656 на 17,991 тонну бензина АИ 92 и товарная накладная от 19.11.2020 N 29 на приобретение масел, акты на списание ГСМ (бензин АИ 92) в общем количестве 24 476,76 литра или 17 991 кг на общую сумму 968 653 руб. 43 коп.).
Бензин АИ-92 в количестве 24 476, 76 литров приобретен в марте года в г. Лабытнанги и развезен бензовозах по участкам, так как у общины не имеется условий для хранения такого количества ГСМ, приобретённые масла распределены между рыбаками сразу после приобретения. Снегоходы и лодочные моторы, используемые на промысле рыбы, находятся в собственности рыбаков, судовые билеты на моторной лодке и свидетельства на снегоходы находятся у рыбаков. В ходе проверки представлен перечень документов на транспортные средства с указанием членов общины, являющихся собственниками техники: акты о передаче имущества между общиной и рыбаками-членами общины не оформлялись. Определить норму расхода ГСМ на вылов рыбы невозможно, тогда как рыбак возвращается с промыслы с разными уловами, а иногда и без улова. Путевые листы для рыбаков не предусмотрены, так как община находится на упрощенной системе налогообложения.
В отношении затрат субсидии на оплату труда в размере 3 781 367 руб. ответчик указал, что факт несения затрат подтверждается трудовыми договорами, формой СЗВ-стаж и ОДВ-1 за 2012 год, протоколами общего собрания общины, платёжными поручения об уплате оплаты труда и страховых взносов во внебюджетные фонды.
В соответствии с положениями Устава общины рыбаки, являющиеся собственниками техники для осуществления добычи рыбы, приняты в члены общины путём решения общего собрания общины. Протоколами общего собрания общины устанавливались приёмные расценки на рыбу, которая выплачивалась рыбакам-членам общины с учётом расценок на виды рыбы, с применением северной надбавки и районного коэффициента. Трудовые договоры содержат информацию по оплате труда по ставкам, указанным истцом с учётом принятой и переработанной рыбы, что соответствует действующему трудовому законодательству.
Оценивая указанные доводы и возражения, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения N 10-10/С субсидия предоставляется в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий): на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (рыбы).
В приложении N 1 к соглашению указываются показатели предоставления субсидии, а именно вылов до 31.12.2020 400 тонн рыбы.
В исковом заявлении истец указывает, что по данным первичных документов предприятия вылов рыбы за 2020 год соответствует выделенным квотам и разрешённым объёмам добычи (вылова) ВБР на 2020 год.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения N 48-10/С субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат получателя в связи с производством (реализацией) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (рыбы).
В приложении N 1 к соглашению указываются показатели предоставления субсидии, а именно вылов до 31.12.2021 262 тонн рыбы.
В исковом заявлении не ставится под сомнение выполнение условий предоставления субсидии, достижение необходимых для выполнения проекта (мероприятий) показателей.
В подтверждение факта приобретения ГСМ на сумму 1 167 453 руб. 43 коп. ответчик представил в материалы дела договор оказания услуг от 19.11.2020 N 15 (поставка ГСМ), товарные накладные от 20.03.2020 N 656, от 23.03.2020 N 706, от 19.11.2020 N 29.
В апелляционной жалобе истец указывает, что объекты, которые используют топливо, на балансовых и забалансовых счетах получателя отсутствуют, также не представлены документы по расходу горюче-смазочных материалов (путевые листы, документы на транспортные средства, приказы о нормах расхода).
Однако из пояснений ответчика следует, что снегоходы и лодочные моторы, используемые на промысле рыбы, находятся в собственности рыбаков, судовые билеты на моторной лодке и свидетельства на снегоходы находятся у рыбаков.
В соответствии с пунктом 4.2 Устава общины приём в члены общины производится путём решения общего собрания на основании заявления, простым большинством голосов.
В силу пункта 4.4. Устава члены общины имеют право участвовать в деятельности общины.
В соответствии с положениями Устава общины рыбаки, являющиеся собственниками техники для осуществления добычи рыбы, приняты в члены общины путем решения общего собрания общины.
Также с указанными лицами заключены трудовые договоры в целях осуществления деятельности общины (трудовые договоры от 09.01.2020 N 5, от 01.02.2020 N 8, от 09.01.2020 N 12, от 01.03.2020 N 16, от 01.10.2020 N 18).
Ответчиком представлены в материалы дела протокол общего собрания от 01.04.2020 об утверждении нормы расхода топлива.
Из данного протокола следует, что рассмотрев все вопросы, связанные с выловом рыбы и доставкой на пункт приемки, и в связи отдаленностью рыбопромысловых участков общее собрание общины решило утвердить норму расхода бензина для снегоходов и лодочных моторов 200 литров (160 кг) на одну тонну рыбы выловленной и доставленной на холодильник. Норма расхода бензина одинакова для всех участков.
Таким образом, объём потребления топлива, приобретённый на средства субсидии, соответствует нормам расхода, установленным протоколом.
В подтверждение затрат субсидии на оплату труда в размере 3 781 367 руб. истцом представлены трудовые договоры от 09.01.2020 N 5, от 01.02.2020 N 8, от 09.01.2020 N 12, от 01.03.2020 N 16, от 01.10.2020 N 18, формы СЗВ-стаж и ОДВ-1 за 2021 год, протоколы общего собрания общины от 04.01.2021, от 01.02.2021, от 01.03.2021, от 01.04.2021, от 02.08.2021, от 01.09.2021, от 01.10.2021, от 01.11.2021, от 29.10.2021, от 30.11.2021, платёжные поручения об уплате оплаты труда и страховых взносов во внебюджетные фонды).
В представленном в материалы дела письме от 27.04.2023 N 1 ответчик указывал, что за период с 01.08.2021 по 31.12.2021 за счёт средств субсидии начислена заработная плата в сумме 4 346 400 руб. и страховые взносы в сумме 1 233 019 руб., включая заработную плату рыбакам за вылов ценных пород (сиговых) в сумме 244 400 руб. (сырок - 1731 кг, ряпушка - 6512 кг), заработная плата рыбакам за вылов малоценных пород рыбы за период с 01.01.2021 по 30.11.2021 производилась из средств общины, расценки на рыбу сырец устанавливались с учётом сезона добычи.
В апелляционной жалобе истец указывает, что вместо расчёта по заработной плате (штатное расписание) ответчиком представлены ежемесячные протоколы общего собрания общины, где указывается общее количество выловленной рыбы и сумма заработной платы, причитающейся работникам, без учёта и разделения на ценные и малоценные виды рыб, однако с учётом разного размера ставок, из которых не представляется возможным рассчитать субсидируемую часть заработной платы рыбаков.
Между тем, ответчиком в материалы дела представлены отчёты о рыбохозяйственной деятельности за ноябрь 2021 года, октябрь 2021 года, таблицы, содержащие сведения о добыче, вылове ответчиком по приёмным квитанциям за октябрь и ноябрь 2021 года.
Из таблицы "Добыча вылов по приемным квитанциям" за октябрь 2021 года следует, что всего добыто ценных пород рыбы - 4862 кг, что соответствует показателю, указанному в отчёте о рыбохозяйственной деятельности за октябрь 2021 года и соответствует размеру оплаты труда при стоимости 30 руб. (4 862 х 30 = 145 860 руб.).
Ответчик пояснил, что в ноябре 2021 года не было вылова ценных пород рыб, так как это остаток за октябрь 2021 года, перешедший на ноябрь.
Таким образом, суммы начислений заработной платы производятся в пределах субсидии на оплату труда за год, исходя из общего объёма добычи ценных пород рыб.
Кроме того, согласно пункту 5.3.5 соглашения N 48-10/С получатель субсидии обязан обеспечивать главному распорядителю бюджетных средств:
не позднее 15 февраля года, следующего за годом предоставлении субсидии - отчёт о достижении показателей предоставления субсидии согласно Приложению N 2, ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным, - расшифровку к отчёту о достижении показателей предоставления субсидии согласно Приложению N 2.1, ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным- отчёты о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчётным, - отчёт о рыбохозяйственной деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов.
Как указывает ответчик, в отчётах отражена информация по оплате труда с приложением трудовых договоров, протоколов общего собрания общины об утверждении приёмных расценок на рыбу, которая выплачивалась рыбакам-членам общины, указанные отчёты принимались истцом без замечаний.
Вопреки доводам истца, само по себе наличие недостатков в оформлении договоров не опровергает факта несения ответчиком затрат на оплату труда рыбаков, подтверждённых иными первичными документами.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что позиция истца основана лишь на необходимости формального соблюдения условий соглашений без учёта конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации рыбохозяйственной деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, что не отвечает общим задачам и целях финансирования деятельности.
В данном случае, учитывая достижение СРО КМНС "Согласие" предусмотренных соглашениями показателей субсидии, принимая во внимание подтверждение ответчиком несения затрат при осуществлении субсидируемой деятельности, отсутствие доказательств несоблюдения получателем субсидий целей, для которых они выплачены, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для возврата предъявленных к взысканию бюджетных средств.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы законодательства и обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поэтому оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2024 по делу N А81-8329/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-8329/2023
Истец: Департамент агропромышленного комплекса,торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Семейно-родовая община коренных малочисленных народов севера "Согласие"