г. Челябинск |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А07-29730/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ибрагимова Тагира Магомедовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2024 по делу N А07-29730/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Ибрагимова Тагира Магомедовича - Фрост А.М. (паспорт, диплом, доверенность от 30.08.2023);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Башкортостан - Ибракова Л.Р. (доверенность от 16.01.2024, паспорт, диплом);
Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан - Русакова О.Н. (доверенность от 15.12.2023, паспорт, доверенность).
Индивидуальный предприниматель Ибрагимов Тагир Магомедович (далее - заявитель, ИП Ибрагимов Т.М., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, Инспекция, МИФНС N3 по РБ) о признании недействительным налоговых уведомлений N 62291495 от 01.09.2021, N 52766747 от 01.09.2022 в части начисления налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021, о признании незаконными действий МИФНС N3 по РБ по отказу в перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021 годы, отраженным в письме от 20.07.2023 N 19615, об обязании МИФНС N3 по РБ произвести перерасчет налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021 годы исходя из налоговой ставки 1,5 процента.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Стерлитамак РБ.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что решением Совета городского округа г. Стерлитамак РБ от 15.07.2020 N 4-2/37з внесены изменения в пункт 2.3 решения Совета городского округа г. Стерлитамак РБ от 21.11.2017 N 4-2/12з, согласно которым данный пункт изложен в новой редакции, устанавливающей налоговую ставку в 1,5 %, внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшее с 01.01.2019 по 31.12.2019. При этом, по мнению апеллянта, при отсутствии положений о возобновлении после 31.12.2019 действия ставки в 2 %, следует, что с 01.01.2019 и по настоящее время действует ставка в размере 1,5 %.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрение настоящего дела в судебном заседании реализовано с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания). Организация участия в судебном заседании посредством системы онлайн-заседания осуществляется в порядке, установленном статьями 153, 154 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ибрагимов Тагир Магомедович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.07.2004.
Согласно представленным налоговым органом сведениям в собственности ИП Ибрагимова Т.М. находятся следующие объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами:
- 02:56:060404:710 (адрес объекта недвижимости: г. Стерлитамак, ул. Мира, д.24, в собственности с 23.09.2013);
- 02:56:050103:589 (адрес объекта недвижимости: г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, д.112, в собственности с 25.11.2016).
Указанные объекты недвижимости используются в предпринимательской деятельности ИП Ибрагимова Т.М., в отношении которой в 2020-2021 годах применяется патентная система налогообложения.
В соответствии с Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.12.2019 N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:56:060404:710 и 02:56:050103:589 включены в Перечень на 2020 год (порядковые номера в Перечне N1345 и N1229 соответственно).
Также указанные объекты недвижимости включены в Перечень на 2021 год (порядковые номера в Перечне N 2826 и N 2786 соответственно) на основании Приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2020 N 1907"Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Налоговым органом в адрес ИП Ибрагимова Т.М. направлены налоговые уведомления:
- от 01.08.2021 N 62291495 на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц по объектам, в том числе, находящимся по адресам: г. Стерлитамак, ул. Мира, д.24 и г.Стерлитамак, ул. Коммунистическая, д.112. Сумма налога к уплате составляет 938 600 руб. и 330 940 руб. соответственно;
- от 01.09.2022 N 52766747 на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц по объектам, в том числе, находящимся по адресам: г. Стерлитамак, ул. Мира, д.24 и г.Стерлитамак, ул. Коммунистическая, д.112. Сумма налога к уплате составляет 933 269 руб. и 426 814 руб. соответственно.
Налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2020-2021 годы по спорным объектам недвижимости по ставке 2%.
Полагая, что начисление налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020-2021 годы по ставке 2 процента незаконно, ИП Ибрагимов Т.М. обратился в Инспекцию с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении спорных объектов недвижимого имущества за 2020, 2021 годы исходя из налоговой ставки 1,5 процента.
Письмом от 20.07.2023 N 19615 МИФНС N3 по РБ отказала в перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021.
ИП Ибрагимов Т.М. обратился с жалобой в Управление ФНС России по Республике Башкортостан на налоговые уведомления Межрайонной ИФНС России 3 по Республике Башкортостан N 62291495 от 01.09.2021, N52766747 от 01.09.2022 в части начисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020-2021 годы.
Решением Управления ФНС России по Республике Башкортостан от 21.08.2023 N 265/17 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Указывая, что налоговые уведомления N 62291495 от 01.09.2021, N52766747 от 01.09.2022 в части начисления налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021 годы, действия МИФНС N3 по РБ по отказу в перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021 годы, что отражено в письме от 20.07.2023 N19615, не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы в предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из соответствия действий налогового органа, направленных им уведомлений положениям действующего законодательства, отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 346.11, пункту 10 статьи 346.43 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, утверждаемый субъектом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Исходя из пункта 7 статьи 378.2 НК РФ формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, на территории которых расположены объекты недвижимости.
Согласно представленным налоговым органом сведениям в собственности ИП Ибрагимова Т.М. находятся следующие объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами:
- 02:56:060404:710 (адрес объекта недвижимости: г. Стерлитамак, ул. Мира, д. 24, в собственности с 23.09.2013);
- 02:56:050103:589 (адрес объекта недвижимости: г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, д. 112, в собственности с 25.11.2016).
Указанные объекты недвижимости используются в предпринимательской деятельности ИП Ибрагимова Т.М., в отношении которой в 2020-2021 годах применяется патентная система налогообложения.
В соответствии с Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.12.2019 N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:56:060404:710 и 02:56:050103:589 включены в Перечень на 2020 год (порядковые номера в Перечне N 1345 и N 1229 соответственно).
Также указанные объекты недвижимости включены в Перечень на 2021 год (порядковые номера в Перечне N 2826 и N 2786 соответственно) на основании Приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2020 N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Налоговым органом в адрес ИП Ибрагимова Т.М. направлены налоговые уведомления:
- от 01.08.2021 N 62291495 на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц по объектам, в том числе, находящимся по адресам: г. Стерлитамак, ул. Мира, д. 24 и г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, д. 112. Сумма налога к уплате составляет 938 600 руб. и 330 940 руб. соответственно;
- от 01.09.2022 N 52766747 на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц по объектам, в том числе, находящимся по адресам: г. Стерлитамак, ул. Мира, д. 24 и г.Стерлитамак, ул. Коммунистическая, д. 112. Сумма налога к уплате составляет 933 269 руб. и 426 814 руб. соответственно.
Налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2020-2021 годы по спорным объектам недвижимости по ставке 2%.
Доводы предпринимателя о наличии оснований для начисления налога на имущество физических лиц, исходя из ставки 1,5 %, обоснованно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района.
В силу пункта 3 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона N 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
На основании пункта 2 Решения Совета городского округа г.Стерлитамак РБ от 13.12.2005 N 2/3з "Об Уставе городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном средстве массовой информации.
На основании статьи 406 НК РФ решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 21.11.2017 N 4-2/12з "Об установлении налога на имущество физических лиц" (далее - Решение от 21.11.2017 N 4-2/12з) в отношении объектов налогообложения включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2%.
Решение от 21.11.2017 N 4-2/12з официально опубликовано 24.11.2017 в газете "Стерлитамакский рабочий" N 225(19017), а также 21.11.2017 на официальном сайте Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан http://www.sovet.sterlitamakadm.ru.
Администрацией городского округа город Стерлитамак РБ указано, что в соответствии с распоряжением Главы Республики Башкортостан от 01.06.2020 N РГ-153 "О дополнительных мерах по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой коронавирусной инфекции", решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 15.07.2020 N 4-2/37з "О внесении изменений в Решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 21.11.2017 N 4-2/123 "Об установлении налога на имущество физических лиц" подпункт 2.3. Решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 21.11.2017 N 4-2/12з "Об установлении налога на имущество физических лиц" изменен и изложен в следующей редакции: "2.3. 1,5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации".
Решением Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 15.07.2020 N 4-2/37з "О внесении изменений в решение от 21.11.2017 N 4-2/12з (в редакции от 12.11.2019 N 4-1/30з)" (далее - Решение от 15.07.2020 N 4-2/37з) подпункт 2.3 изложен в следующей редакции:
"1,5% в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень".
Пунктом 2 Решения от 15.07.2020 N 4-2/37з установлено, что изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Решение от 15.07.2020 N 4-2/37з официально опубликовано 18.07.2020 в газете "Стерлитамакский рабочий" N 83(19471), а также 15.07.2020 на официальном сайте Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан http://www.sovet.sterlitamakadm.ru.
Таким образом, в отношении объектов недвижимости, включенных в Перечень и расположенных на территории города Стерлитамак, при исчислении налога на имущество физических лиц за 2019 год применяется ставка в размере 1,5%.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, налоговый орган правомерно произвел начисление налога на имущество физических лиц по ставке 2% в отношении спорного имущества за 2020 - 2021 годы и направил налоговые уведомления от 01.09.2021 N 62291495, от 01.09.2022 N52766747.
Доводы апеллянта о том, что при отсутствии положений о возобновлении после 31.12.2019 действия ставки в 2 %, следует, что с 01.01.2019 и по настоящее время действует ставка в размере 1,5 %, апелляционная коллегия отклоняет, поскольку пунктом 2 Решения от 15.07.2020 N 4-2/37з прямо установлено, что изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2024 по делу N А07-29730/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ибрагимова Тагира Магомедовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29730/2023
Истец: Ибрагимова Т М
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 3 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация ГО г. Стерлитамак РБ