г. Вологда |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А05-10816/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Инякиной С.А. по доверенности от 11.12.2023 N 12/2024/ВМФ, от общества с ограниченной ответственностью "Нейтраль" директора Урсу Ф.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нейтраль" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 марта 2024 года по делу N А05-10816/2023,
УСТАНОВИЛ:
федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, дом 2б; далее - Учреждение) обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Нейтраль" (ОГРН 1202900003800, ИНН 2923007640; адрес: 164559, Архангельская область, Холмогорский район, посёлок Луковецкий, строение 25б; далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения от 03.08.2023 N 08-04-29-02-040.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2024 иск удовлетворён, урегулированы возникшие у сторон разногласия относительно условий договора.
Общество с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Учреждение в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 19.09.2017 N 948 принято решение о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Ухтостровское" Холмогорского округа Архангельской области объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военного городка N 74, в том числе наружную сеть водоснабжения протяжённостью 2 598 м по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Ухтостровское", деревня Рембуево, военный городок 74.
Решением суда от 11.02.2019 по делу N А05-10274/2018, на администрацию муниципального образования "Ухтостровское" возложена обязанность принять в муниципальную собственность данные объекты недвижимого имущества.
На основании распоряжения Правительства Архангельской области от 24.08.2020 N 337-рп указанное имущество передано в муниципальную собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" по акту приёма-передачи имущества от 26.08.2020 N 23.
По договору аренды муниципального имущества от 05.09.2020 N 444 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации (арендодатель) передал Обществу в аренду данные объекты недвижимого имущества. Пунктом 1.1 этого договора аренды установлено целевое использование переданного имущества - оказание потребителям МО "Ухтостровское" услуг по водоснабжению. Этот договор расторгнут по соглашению сторон 24.05.2021.
Решением суда от 11.03.2022 по делу N А05-8331/2022 установлено, что Администрацией в 2021 году произведён ремонт указанной сети, путём прокладки новой сети от военного городка N 73 до военного городка N 74 в подземном двухтрубном исполнении.
По акту о подключении к системе водоснабжения от 23.04.2021, составленному с участием Учреждения и Администрации, стороны договорились, что подача холодного водоснабжения по вновь построенному водопроводу в точке подключения возможна только при условии:
- обеспечения коммерческого учёта - установки прибора учёта в месте врезки;
- подачи заявки на заключение договора поставки холодной воды в адрес Учреждения от пользователя водопроводных сетей, владеющего ими на законных основаниях.
Стороны также установили, что границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является стена котельной N 20, расположенной в военном городке N 73.
Запуск и приёмка указанного водопровода произведены Администрацией по акту от 17.06.2021.
Администрация 01.07.2023 по соглашению "Об обслуживании и эксплуатации социально значимых объектов, необходимых для обеспечения водоснабжения" передала Обществу объекты водопроводно-канализационного хозяйства (станция водоподготовки - год завершения строительства 2022, водопроводные сети - год завершения строительства 2022, наружные сети водоснабжения, год завершения строительства 1965, резервуары чистой воды, накопительная емкость хозяйственно-бытовых и промывных стоков), расположенные в д. Рембуево.
Пунктом 1.1 данного соглашения установлено, что исполнитель (Общество) принимает на себя обязательства по эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему ремонту и круглосуточному аварийно-диспетчерскому обслуживанию социально значимых объектов имущества, необходимых для обеспечения водоснабжения.
По переданным централизованным сетям холодного водоснабжения Обществом осуществляется поставка холодной технической воды от камеры ТУ-0 абонентам в д Рембуево.
Поставка холодной технической воды в камеру ТУ-0 производится Учреждением от водозабора, расположенного на территории военного городка N 73, которым Учреждение владеет на праве оперативного управления.
Общество направило 26.07.2023 Учреждению заявку на заключение договора холодного водоснабжения по объекту военный городок N 74 в д. Рембуево, указав необходимое минимальное давление на вводе станции водоочистных сооружений, расположенной в этом в/г 74 не менее 2,5 атм.
Учреждение направило 03.08.2023 Обществу договор холодного водоснабжения от 03.08.2023 N 08-04-29-02-040.
Общество подписало этот договор с протоколом разногласий от 16.08.2023, в котором не согласилось с определением границ раздела балансовой принадлежности водопроводных сетей и границей раздела эксплуатационной ответственности водопроводных сетей. По мнению Общества эта граница должна проходить по месту соединения прибора учёта с водопроводной сетью. Также Общество указало, что необходимое минимальное давление на вводе станции водоочистных сооружений, расположенной в в/г 74, должно быть не менее 5 атм.
Поскольку стороны не урегулировали указанные разногласия, Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, урегулировав возникшие разногласия по условиям договора, руководствуясь статьями 309, 310, 421, 445, 446, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Решением суда от 15.06.2020 по делу N А05-14896/2019 установлено, что Учреждение является единственной организацией водопроводно-канализационного хозяйства, с которой возможно Обществу заключить договор холодного водоснабжения для абонентов в д. Рембуево.
Учреждение, как организация, имеющая на территории военного городка N 73 вблизи дер. Рембуево объекты ВКХ по подъёму и транспортировке воды от оз. Палозеро, осуществляет поставку холодной технической воды до централизованной системы водоснабжения, объекты которой переданы Обществу в аренду.
Учреждение является единственной организацией, к сетям которой возможно технологическое присоединение централизованных водопроводных сетей деревни Рембуево для водоснабжения этой деревни.
Общество на основании договора аренды осуществляет эксплуатацию водопроводных сетей в деревне Рембуево, присоединённых к сетям Учреждения.
Таким образом, для Общества заключение договора холодного водоснабжения абонентов является обязательным.
Согласно пункту 8 части 5 статьи 13 Закона 416-ФЗ предусмотрено, что существенными условиями договора водоснабжения являются границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определённые по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.
Согласно пункту 31 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Согласно пункту 32 Правил N 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается:
а) если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту;
б) в остальных случаях - по внешней границе стены объекта абонента, подключённого к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Согласно пункту 2 Правил N 644 граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод;
Таким образом балансовая принадлежность разграничивается по линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании, а эксплуатационная ответственность - по признаку наличия обязанностей по содержанию и эксплуатации этих сетей.
По смыслу приведённых норм права, границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности устанавливаются с учётом фактических обстоятельств принадлежности участков водопроводно-канализационных сетей абоненту, что корреспондирует общим положениями статьи 210 ГК РФ.
В рассматриваемом случае Учреждение предлагает определить границы раздела балансовой принадлежности водопроводных сетей, а также границы раздела эксплуатационной принадлежности водопроводных сетей в месте врезки (сварной стык) в камере ТУ-0 нового стального трубопровода Д=76 мм (абонента - Общества) в подающий трубопровод Д=89 мм (Организации ВКХ - Учреждения), при этом для эксплуатационного обслуживания и выполнения ремонтных работ абонент (Общество) предоставляет Организации ВКХ (Учреждению) круглосуточный беспрепятственный доступ в камеру ТУ-0.
Общество предлагает установить границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных сетей в месте соединения прибора учёта, указанного в приложении N 4 к договору, установленного на сетях администрации в камере ТУ-0 с водопроводными сетями Учреждения.
Суд первой инстанции правомерно принял условия договора в редакции Учреждения.
Общество в обоснование своей позиции и апелляционной жалобы ссылается на пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Данные доводы являются необоснованными.
В рассматриваемом случае Учреждение владеет плавучей насосной станцией, наружными сетями водоснабжения 1 711 м, водонапорной башней с установленным оборудованием водоподготовки. Насос ЭЦВ 8-25-110 задействован в подъёме воды для д. Рембуево. Вода, минуя водонапорную башню, подаётся по сетям водопровода, находящихся в эксплуатации Учреждения, без очистки и обеззараживания в камеру ТУ-0.
Эта камера ТУ-0 представляет собой колодец шириной 1 500 мм глубиной 4 000 мм. В колодце находятся сети водоснабжения Учреждения в однотрубном металлическом исполнении диаметром 90 мм протяжённостью 1 600 мм., прибор учёта DUAL-50/20 (BY), центральная сеть водоснабжения, переданная Обществу, в полиэтиленовом исполнении диаметром 63 мм, протяжённостью 500 мм, отходящая от прибора учёта и уходящая в периметре камеры ТУ-0 под землю. Эти обстоятельства установлены актом осмотра от 04.12.2023.
Собственником данной камеры ТУ-0 и сетей от места врезки в этой камере ТУ-0 до деревни Рембуево является Администрация.
Согласно акту о подключении к системе водоснабжения от 23.04.2021 вновь построенный Администрацией водопровод присоединён к существующей сети холодного водоснабжения Учреждения в месте врезки - в указанной выше камере ТУ-2, место врезки оборудовано запорной арматурой.
В месте присоединения сетей Общества к сетям Учреждения (в камере ТУ-0) установлен прибор учёта N 20220465 (акт от 17.06.2021).
Таким образом, истцу принадлежат сети до места врезки в них сетей Общества, после этой врезки сетями владеет Общество.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что границей раздела балансовой принадлежности водопроводных сетей и раздела эксплуатационной принадлежности водопроводных сетей является место указанной вышек врезки водопроводной сети Общества к водопроводной сети Учреждения в камере ТУ-0.
Общество в обоснование своей позиции и апелляционной жалобы ссылается на пункт 8 Правил N 491.
Данные доводы являются необоснованными.
Названные Правила N 491 не применяются к рассматриваемым правоотношениям сторон, так как они регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом же случае спор между сторонами касается не поставки воды в многоквартирный дом, а поставки Учреждением воды от озера. Палозера до централизованной системы водоснабжения Общества.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно принят предлагаемый Учреждением порядок разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности сторон по системам водоснабжения.
Поскольку сама камера ТУ-0 принадлежит Администрации и передана в эксплуатацию Обществу, в то время как сети Учреждения заходят в эту камеру и сети Общества присоединены (врезаны) к ним внутри этой камеры, то является обоснованным требование Учреждения о предоставлении Обществом Учреждению круглосуточного беспрепятственного доступа в данную камеру ТУ-0.
На основании изложенного Приложения N 1, 2 к договору правомерно приняты судом в редакции Учреждения.
Суд первой инстанции также верно разрешил разногласия сторон относительно уровня давления холодной технической воды в месте присоединения.
Так Учреждение в приложении N 3 предлагает установить гарантированный уровень давления холодной технической воды в размере 3 кгс/см2, а Общество - в размере 5 кгс/см2.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 644 к существенным условиям договора холодного водоснабжения относится гарантированный уровень давления холодной воды, определяемый в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения).
Согласно части 7 статьи 13, части 7 статьи 14 Закона N 416-ФЗ местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
Таким образом, Учреждение осуществляет поставку холодной воды, обеспечивая именно в этой точке технически возможное максимальное гарантированное давление, а инженерная инфраструктура, находящаяся после врезки сетей, переданных в обслуживание Обществу, находится в сфере контроля уже Общества, которое принимает на себя ответственность за её надлежащую эксплуатацию, включая обеспечение давления при входе воды в станцию ВОС.
Учреждение в обоснование уровня давления в размере 3 кгс/см2 ссылается на то, что система водоснабжения военного городка N 73 автономна, исходя их технических характеристик рабочее давление системы отопления не превышает 3 кгс/см2, эта система холодного водоснабжения включает в себя: плавучую насосную станцию; наружные сети водоснабжения 1 711 м, водонапорную башню с установленным оборудованием водоподготовки. Насос ЭЦВ 8-25-110 задействованный в подъёме воды для деревни Рембуево, используется также для подпитки водой системы отопления военного городка N 73 через котельную, расположенную вблизи камеры ТУ-0 (собственник - Администрация), а также на обеспечение водой при аварийной ситуации на системе водоснабжения объектов военного городка.
Для гарантированного водоснабжения потребителей деревни Рембуево по заявке Администрации, являющегося собственником централизованной системы водоснабжения деревни Рембуево, от 22.10.2019 N 4000 Учреждением 19.02.2020 в адрес Администрации выданы технические условия на присоединение к сетям водоснабжения (далее - ТУ).
Согласно пункту 2 раздела 1 данных ТУ при проектировании необходимо предусмотреть установку насосов подкачки в точке подключения, тип насосов определить проектом.
Доказательств выполнения данных требований ТУ не представлено.
Общество в обоснование наличия у Учреждения технической возможности обеспечить уровень давления в размере 5 кгс/см2 ссылается на акт замера давления в наружной сети водоснабжения в д. Рембуево от 24.08.2023.
Данные доводы являются необоснованными.
Указанный Обществом акт от 24.08.2023 составлен в отсутствие представителей Учреждения.
Общества ссылается на то, что оно как организация, оказывающая коммунальную услугу водоснабжения д. Ребмуево, должно обеспечить давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора в многоквартирных домах от 0,3 кгс/см2 до 6 кгс/см2 и с учётом протяжённости сети при давлении в точке присоединения сетей Общества к сетям Учреждения менее 5 кгс/см2, Общество не сможет обеспечить нужный уровень давления в многоквартирных домах.
Данные доводы являются необоснованными.
Действительно, законодательством уровне установлен диапазон допустимых показателей давления при оказании коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в точке водоразбора. В частности Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также минимальный свободный напор в сети водопровода в зависимости от этажности застройки (СНиП 2.04.02-84).
Так, согласно пункту 3 приложения N 1 к Правилам N 354 давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора в многоквартирных домах должно составлять от 0,3 кгс/см2 до 6 кгс/см2.
Однако обеспечение установленных параметров давления в точке водозабора конечного потребителя (в многоквартирном доме) является обязанностью организации, оказывающей соответствующую коммунальную услугу. Этой организацией которой в рассматриваемом случае является Общество.
Учреждение в данном случае не является лицом, оказывающим коммунальную услугу потребителям Общества (жильцам домов).
Согласно пункту 1 Правил N 354 эти Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов. Поэтому к рассматриваемым в настоящем деле правоотношениям Учреждения и Общества указанные Обществом Правила N 354 и СНиПы не применяются.
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание, что в целях недопущения нарушения прав потребителей деревни Рембуево Учреждением при выдаче технических условий Администрации на присоединение к своим сетям водоснабжения (пунктом 2 раздела 1 этих ТУ) предписано: при проектировании предусмотреть установку насосов подкачки в точке подключения, тип насосов определить проектом. Доказательств выполнения этих требований ТУ не представлено.
Учитывая, что технически возможное максимальное гарантированное давление в точке на границе эксплуатационной ответственности Учреждения составляет 3 кгс/см2, а также принимая во внимание, что Общество не доказало наличие у Учреждения технической возможности поставить уровень давления в размере 5 кгс/см2, суд первой инстанции обоснованно принял условия договора (приложение N 3 к договору) в редакции Учреждения.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, урегулировав возникшие разногласия по условиям договора. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 марта 2024 года по делу N А05-10816/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нейтраль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10816/2023
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" М.О РФ, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: ООО "Нейтраль"
Третье лицо: Администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области, АО администрация Холмогорского МО