город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2024 г. |
дело N А53-28816/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.
при участии:
от истца - представитель Филонова А.В. по доверенности от 09.01.2023;
от ответчика - представитель Горбенко А.В. по доверенности от 01.01.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 по делу N А53-28816/2023
по иску Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103294403 ИНН 6164078938)
к публичному акционерному обществу "Россети Юг" (ОГРН 1076164009096 ИНН 6164266561)
о взыскании штрафа
УСТАНОВИЛ:
Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону (далее - истец, департамент) обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу "Россети Юг" (далее - ответчик, общество) о взыскании штрафа в размере 1 150 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 по делу N А53-28816/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и удовлетворить исковое заявление в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что договор считается заключенным с 05.04.2023 - с даты согласования основных условий договора. 21 февраля 2023 года обществом в адрес департамента направлено уведомление о проведении аварийных работ с 21.02.2023 по 25.02.2023. Работы не выполнены, акты выполненных работ и приема указанных работ департаменту не предоставлены.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт.
От ответчика в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения от 25.03.2024 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.10.2022 вступило в силу постановление Администрации города Ростова-на-Дону "Об утверждении организационно-правового порядка прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ" N 1043 от 14.10.2022 (далее - Постановление), которым установлен соответствующий "Организационно-правовой порядок прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ" (далее - Порядок) и приведен в соответствие с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 14.10.2022 N 1043 определяет организационно-правовые требования к прокладке, переустройству, переносу и ремонту подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону, контролю качества благоустройства территории после выполнения указанных работ и является обязательным для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В преамбуле Постановления указано, что в целях актуализации существующей системы взаимодействия органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону с владельцами подземных инженерных коммуникаций в границах города Ростова-на-Дону, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону".
Пунктом 2 и 3 Постановления установлено муниципальным казенным учреждениям, управлению жилищно-коммунального хозяйства района Ростова-на-Дону осуществлять выдачу разрешений на выполнение работ по прокладке, переустройству, переносу и ремонту подземных инженерных коммуникаций, контроль качества благоустройства территории после выполнения указанных работ, за исключением разрешений на прокладку, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростова-на-Дону (далее - прокладка (переустройство, перенос), эксплуатация инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог), и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ.
Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону осуществлять заключение договоров на прокладку (переустройство, перенос), эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог с владельцами таких инженерных коммуникаций, подготовку проектов распоряжений о полном или частичном закрытии движения транспорта на период прокладки (переустройства, переноса) подземных инженерных коммуникаций, контроль качества благоустройства территории после выполнения указанных работ.
Из преамбулы Порядка следует, что он определяет организационно-правовые требования к прокладке, переустройству, переносу и ремонту подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону, контролю качества благоустройства территории после выполнения указанных работ и является обязательным для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приложением к указанному Порядку, в том числе, является "Форма договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростов-на-Дону".
В пункте 1.4 указанного Порядка установлено, что прокладка (переустройство, перенос), эксплуатация инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог (за исключением грунтовых дорог, внутриквартальных проездов) владельцами таких инженерных коммуникаций осуществляется на основании договоров, заключаемых с Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону, содержащих технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных сетей при их прокладке (переносе, переустройстве), эксплуатации инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог.
Форма договора на прокладку (перенос, переустройство) инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростов-на-Дону установлена приложением N 4 к Порядку.
Форма договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростов-на-Дону установлена приложением N 5 к настоящему Порядку.
Типовые технические требования и условия по восстановлению конструктивных слоев дорожной одежды при производстве аварийных работ установлены приложением N 6 к Порядку.
Подпунктом 4.16.4 Организационного порядка предусмотрено, что при отсутствии заключенного с Департаментом договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, в отношении которых проводятся аварийные работы, владелец инженерных коммуникаций совместно с вышеуказанными документами направляет в тот же срок документы для заключения договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог.
Так, существенные условия договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, указанное однозначно не исключает возможность для местной администрации решения вопроса о заключении договоров прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения путем издания соответствующего акта для урегулирования данного вопроса.
При этом, при реализации обязанности по заключению договоров прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения стороны свободны в определении условий таких договоров, что обеспечивает баланс интересов сторон. Кроме того, владельцы инженерных коммуникаций не лишены возможности оспаривания акта органа местного самоуправления в установленном порядке, в случае нарушения их прав и интересов.
Судом установлено, что сторонами не оспаривалась обязанность заключения договора прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения, предметом спора в данном деле является неисполнение условий договора и предусмотренная ответственность за его ненадлежащее исполнение.
Как установлено судом первой инстанции, 10.10.2022 исх. N АД-1293 Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону в адрес ПАО "Россети Юг" направил предложение по предоставлению сведений о расположенных в границах автомобильных дорог подземных инженерных коммуникациях, эксплуатируемых ПАО "Россети Юг" для последующего заключения с Департаментом договора на эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
Письмом N АД-1148 от 24.10.2022 в адрес ПАО "Россети Юг" направлено предложение о заключении договора на эксплуатацию подземных инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог (далее - Договор), с приложенным подписанным со стороны Департамента договор и приложениями к нему технические требования и условия, табличная форма для заполнения сведений о подземных инженерных коммуникациях, перечень автомобильных дорог местного значения с твердым типом покрытием и форма акта приемки выполненных работ.
Письмом от 21.11.2022 N РЭ/1300/1238 в адрес Департамента от ПАО "Россети Юг" поступила информация о расположенных границах автомобильных дорог местного значения с твердым типом покрытия и подземных коммуникациях, находящихся на балансе ПАО "Россети Юг".
Как верно отмечено судом первой инстанции, заключению данного договора 05.04.2023 в редакции протокола разногласий предшествовало обращение от 07.12.2022 Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону к ПАО "Россети Юг" к понуждению заключить договор.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Определением от 14.04.2023 по делу N А53-42226/2022 исковое заявление оставлено без рассмотрения в порядке пункта 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что в данном случае договор от 05.04.2023 N 9 в редакции протокола разногласий заключен сторонами 05.04.2023 на основе соглашения сторон, а не понуждения к его заключению, поскольку принятым судебным актом по спору N А53-42226/2022 не произошло урегулирование разногласий, а стороны добровольно заключили его в период рассмотрения дела N А53-42226/2022, согласовав его существенные условия в окончательной редакции 05.04.2023.
Согласно условиям заключенного договора в редакции протокола разногласий от 05.04.2023 N 9 владелец инженерных коммуникаций принимает на себя обязательства осуществлять эксплуатацию (техническое обслуживание, ремонт, работы по устранению аварийных ситуаций инженерных коммуникаций, расположенных в границах автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством и условиями договора (далее - работы), а Департамент, в свою очередь, принимает на себя обязательства не препятствовать осуществлению владельцем инженерных коммуникаций работ и осуществляет мониторинг за соблюдением владельцем инженерных коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при эксплуатации инженерных коммуникаций в границах автомобильной дороги, полосы отвода автомобильной дороги, а также осуществляет контроль за соблюдением условий договора.
В соответствии с договором владельцем инженерных коммуникаций осуществляется эксплуатация инженерных коммуникаций, указанных в приложении N 2 к договору.
Сведения об автомобильных дорогах, в которых проходят инженерные коммуникации, указаны в приложении N 3 к договору.
Пунктом 2.3.1 договора предусмотрено, что до начала производства работ, связанных с доступом к инженерным коммуникациям в границах автомобильных дорог, за исключением работ аварийного характера, согласовать с Департаментом дату начала проведения таких работ и сроки их завершения путем направления соответствующего уведомления, подлежащего рассмотрению Департаментом в срок не более 10 рабочих дней с момента получения уведомления.
В случае непредставления ответа на уведомление в установленный срок дата начала и сроки завершения работ считаются согласованными в соответствии с уведомлением.
В случае невозможности предоставления доступа к инженерным коммуникациям в границах автомобильных дорог в сроки, указанные в уведомлении, Департамент направляет владельцу инженерных коммуникаций информацию о возможных датах предоставления доступа к инженерным коммуникациям в границах автомобильных дорог.
Пунктом 2.3.2 договора установлено, что при необходимости незамедлительного проведения аварийных работ, связанных с доступом к инженерным коммуникациям в границах автомобильной дороги, незамедлительно уведомить Департамент и оперативно информационный диспетчерский центр "05" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону о начале проведении таких работ. Предоставить в Департамент не позднее одного дня с начала производства работ следующие документы:
- схематический чертеж участка ликвидации аварийного порыва инженерной коммуникации, заверенный владельцем инженерной коммуникации с указанием лиц, ответственных за производство работ и сроков их выполнения;
- схема ограждения, ночного освещения места работ и расстановки дорожных знаков;
- схема организации дорожного движения, согласованная с ГИБДД, на период проведения работ (с указанием необходимых технических средств регулирования, в том числе:
дорожных знаков, ограждений, ночного освещения места работ и др.), определяющую режим движения транспортных средств и пешеходов, разработанную в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 58350-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения" и согласованная с органом ГИБДД.
При производстве работ, связанных с доступом к инженерным коммуникациям в границах автомобильных дорог, соблюдать сроки, согласованные в соответствии с пунктом 2.3.1 договора (пункт 2.3.3 договора).
Из раздела 3 договора следует, что работы должны быть начаты и завершены в сроки, согласованные сторонами в соответствии с пунктом 2.3.1 договора, а в случае проведения работ аварийного характера - в сроки, не превышающие пяти дней с начала их проведения.
В случае невозможности завершения аварийных работ в течение пяти дней, владелец инженерных коммуникаций обязан не позднее, чем за сутки до окончания указанного срока обратиться в Департамент для согласования иных сроков завершения работ с указанием причин неисполнения работ в срок, установленный договором.
По завершении работ владелец инженерных коммуникаций уведомляет об этом МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону" (далее - МКУ "ДИСОТИ") для получения справки о восстановлении конструктивных слоев дорожного покрытия автомобильной дороги в порядке, предусмотренном постановлением Администрации города Ростова-на-Дону об утверждении организационно-правового порядка прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ.
Обязательным условием подписания Департаментом акта о восстановлении конструктивных слоев дорожного покрытия автомобильной дороги является наличие справки о восстановлении конструктивных слоев дорожного покрытия автомобильной дороги, выданной владельцу инженерных коммуникаций, выданной в соответствии с пунктом 3.3 договора, и приведение владельцем инженерных коммуникаций автомобильной дороги, включая технические средства регулирования дорожного движения, в первоначальное состояние.
Работы по прокладке (переустройству, переносу) подземных инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог осуществляются владельцем инженерных коммуникаций на основании договоров, заключаемых с Департаментом, содержащих технические требования и условия прокладки (переноса, переустройства) инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог и иными действующими нормами, и правилами.
21 февраля 2023 года в Департамент поступило уведомление ПАО "Россети Юг" о проведении аварийных работ, связанных с доступом к подземным инженерным коммуникациям (КЛ 35 кВ, N 159), на автомобильной дороге по адресу: пр-кт. Кировский, 96. Дата работ согласно уведомлению: с 21.02.2023 по 25.02.2023, а с учетом продления 02.03.2023.
14 июня 2023 года Департамент направил обществу претензию об уплате штрафа по договору за период с 05.04.2023 по 28.07.2023 на сумму 1 040 тыс. рублей, руководствуясь пунктом 5.2 договора, которая отклонена обществом на основании письма от 27.06.2023 N РЭ/1300/546.
Общими нормами главы 27 ГК РФ установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа.
В силу норм главы 28 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Судом первой инстанции верно установлено, что Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и изданное во исполнение статьи 19 данного закона постановление Администрации города Ростова-на-Дону "Об утверждении организационно-правового порядка прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ" от 14.10.2022 N 1043 не установили конкретный срок исполнения, инициатора процедуры и ответственность за неисполнение или уклонение от заключения подобного договора.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Департамента о том, что на ответчика (владелец инженерных коммуникаций) возлагается обязанность по заключению указанного договора.
Более того, из буквального содержания пункта 3 Постановления следует указание Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону осуществлять заключение договоров на прокладку (переустройство, перенос), эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог с владельцами таких инженерных коммуникаций, подготовку проектов распоряжений о полном или частичном закрытии движения транспорта на период прокладки (переустройства, переноса) подземных инженерных коммуникаций, контроль качества благоустройства территории после выполнения указанных работ.
Из буквального содержания пункта 4.16.4 Организационного порядка следует, что при отсутствии заключенного с Департаментом договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, в отношении которых проводятся аварийные работы, владелец инженерных коммуникаций совместно с документами, указанными в пункте 4.16.3 Порядка, направляет в указанный срок документы, предусмотренные пунктом 3.1 Порядка для заключения договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог.
При этом из содержания пункта 4.16 Организационного порядка следует, что, при необходимости проведения аварийных работ на подземных инженерных коммуникациях в границах автомобильных дорог (за исключением грунтовых дорог, внутриквартальных проездов), владелец подземной инженерной коммуникации обязан:
Незамедлительно направить сообщение о начале работ по устранению повреждений в подземных инженерных коммуникациях в оперативно-информационный диспетчерский центр "05" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
Незамедлительно направить сообщение (уведомление) о начале работ по устранению повреждений в подземных инженерных коммуникациях в Департамент.
Не прекращая начатые работы не позднее одного рабочего дня направить в Департамент следующие документы:
- схематический чертеж участка ликвидации аварийного порыва инженерной коммуникации, заверенный владельцем инженерной коммуникации и согласованный с ГИБДД, с указанием лиц, ответственных за производство работ и сроков их выполнения;
- схема ограждения, ночного освещения места работ и расстановки дорожных знаков;
- схема организации дорожного движения на период проведения работ (с указанием необходимых технических средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, ограждений, ночного освещения места работ и др.), определяющую режим движения транспортных средств и пешеходов, разработанную в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 58350-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения" и согласованная с органом ГИБДД.
В силу указанных обстоятельств и с учетом отсутствия прямого указания об установлении ответственности за неисполнение их норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к ответчику санкций за нарушение пункта 4.16.4 Организационно порядка.
Суд исходил из того, что в соответствии с требованиями гражданского законодательства собственник имущества несет бремя его содержания в надлежащем состоянии и вправе беспрепятственно и в любое время им пользоваться. В силу возложенных на сетевые организации (владельцы инженерных коммуникаций) обязанностей по бесперебойной и качественной передаче электрической энергии, проведение аварийно-восстановительных работ на объектах электроэнергетики является обязанностью сетевой организации.
Следовательно судом верно указано, что ПАО "Россети Юг" вправе осуществлять свою деятельность по содержанию и надлежащей эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд пришел к верному выводу о том, что применение ответственности в виде штрафа к владельцу инженерной коммуникации за не направление оферты договора при начале производства аварийных работ, за нарушение сроков выполнения работ не соответствует принципам равенства перед законом, разумности и справедливости при исполнении Постановления от 14.10.2022 N 1043, поскольку стороны оформили свои отношения по результатам заключения договора N 9 с 05.04.2023, согласовав все существенные условия, при этом не установив иной срок его исполнения, в связи с чем обязательства возникают для сторон по общему правилу с момента заключения договора.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что применение финансовых санкций к ответчику, в частности, согласованных в пункте 5.2 договора N 9 от 05.04.2023, по правоотношениям, возникшим до заключения договора, является незаконным и обоснованным, учитывая ранее сделанные выводы суда о том, что договор заключен 05.04.2023 в редакции протокола разногласий на основании волеизъявления сторон, в связи с чем суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа в порядке пункта 5.2 договора с 05.04.2023 по 28.07.2023 на сумму 1 040 тыс. рублей по проведенным аварийным работам, связанным с доступом к подземным инженерным коммуникациям (КЛ 35 кВ, N 159), на автомобильной дороге по адресу: пр-кт. Кировский, 96, с 21.02.2023 по 02.03.2023.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам ответчика, ранее приведенным в возражениях (отзыве) на иск, фактически сводятся к их повторению и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 по делу N А53-28816/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28816/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ ЮГ"