г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А41-62596/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ИП Шилкина Д.Н. - Панчуков С.А. по доверенности от 07.09.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А41-62596/23
по заявлению индивидуального предпринимателя Шилкина Дмитрия Николаевича
к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области
об оспаривании уведомления и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шилкин Дмитрий Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Шилкин Д.Н.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Сергиев Посад Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным уведомления от 27.04.2023 N P001-9478210570-71180925 и обязании направить в адрес Шилкина Д.Н. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0130117:870.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2023 года по делу N А41-62596/23 уведомление администрации от 27.04.2023 N P001-9478210570-71180925 признано незаконным и отменено. Администрация обязана повторно рассмотреть уведомление предпринимателя о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 30.03.2023. В остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 39-42).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Определением от 09 апреля 2024 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-62596/23 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Как следует из материалов дела, определение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2023 года о принятии заявления по настоящему делу к производству суда вместо администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области было направлено администрации городского округа Павловский Посад Московской области (т. 1 л. д. 31-32).
Доказательств надлежащего извещения администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области судом о дате и времени судебного разбирательства в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное выше, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ИП Шилкина Д.Н. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ИП Шилкина Д.Н., изучив материалы дела, проанализировав доводы заявления, Десятый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, заявитель является индивидуальным предпринимателем, одним из видов деятельности которого является покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
В целях последующего строительства объекта капитального строительства и будущей перепродажи заявителем приобретён земельный участок с кадастровым номером 50:05:0130117:870 (далее - земельный участок).
Для строительства объекта индивидуального жилищного строительства заявитель обратился к администрации городского округа Сергиев Посад Московской области (далее - администрация) с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 30.03.2023 (далее - Уведомление о строительстве).
Уведомлением от 27.04.2023 N P001-9478210570-71180925 администрация известила предпринимателя о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - Уведомление о несоответствии), сославшись на то, что земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного производства СХ-3 и имеет вид разрешенного использования - для дачного строительства, что не соответствует территориальной зоне СХ-3, установленной Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденными постановлением администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 18.06.2021 N 885-ПГ (т. 1 л. д. 8).
Полагая, что указанное Уведомление о несоответствии является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Шилкина Д.Н. в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд считает, что требование ИП Шилкина Д.Н. об оспаривании уведомления от 27.04.2023 N P001-9478210570-71180925 является обоснованным и подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Положения части 1 статьи 51.1 ГрК РФ обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ установлено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основной вид разрешенного использования, вспомогательный и условно разрешенный вид использования объектов недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 37 ГрК РФ любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и процедуры согласования. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Из приведенных норм следует, что при поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно пункту 2 статьи 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
В соответствии со сведениями, указанными в выписке из ЕГРН, земельный участок имеет вид разрешенного использования "Для дачного строительства".
На основании части 7 статьи 54 (переходных положений) Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) для целей применения в указанном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Также в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (код 13.2: ведение садоводства) на данных земельных участках допускается осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае по сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130117:870 для дачного строительства.
Таким образом, все обязательные требования к объекту индивидуального жилищного строительства, установленные статьей 39 ГрК РФ, абзаца 1 пункта 1.17 Нормативов градостроительного проектирования Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 17 августа 2015 года N 713/30) и Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области были соблюдены.
Вместе с тем администрацией не представлено достаточных допустимых доказательств для наличия в рассматриваемом случае предусмотренных законом основания для выдачи уведомления от 27.04.2023 N P001-9478210570-71180925 о несоответствии.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое уведомление является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным, решения, действия, бездействия незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, их восстановления и должно соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения, и не связан конкретными формулировками требования заявителя об устранении нарушения, равно как и выбором им того или иного способа восстановления нарушенных прав и законных интересов.
В качестве способа устранения допущенного нарушения своих прав и законных интересов заявитель просит суд обязать направить в адрес Шилкина Дмитрия Николаевича уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0130117:870.
Однако судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 АПК РФ не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
С учетом изложенного в целях восстановления нарушенных прав заявителя, арбитражный апелляционный суд, принимая во внимание допущенное заинтересованным лицом нарушение, считает необходимым обязать администрацию городского округа Сергиев Посад Московской области повторно рассмотреть уведомление ИП Шилкина Д.Н. от 30.03.2023 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Учитывая изложенное выше руководствуясь пунктом 6.1. статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2023 года по делу N А41-62596/23 отменить.
Признать незаконным и отменить уведомление администрации городского округа Сергиев Посад Московской области от 27 апреля 2023 года N P001-9478210570-71180925 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Обязать администрацию городского округа Сергиев Посад Московской области повторно рассмотреть уведомление индивидуального предпринимателя Шилкина Дмитрия Николаевича (ИНН 771976911668) от 30 марта 2023 года о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В остальной части заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-62596/2023
Истец: Шилкин Дмитрий Николаевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области