город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2024 г. |
дело N А01-4342/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Ситимов А.Ю. по доверенности от 10.01.2024, диплом, паспорт;
от ПАО "Россети Кубань": Зайцева О.К. по доверенности от 20.11.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.04.2024 по делу N А01-4342/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (ИНН 0105019739, ОГРН 1020100702038)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Чермит Лариса Гафуровна
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управление) от 20.09.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-425/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена Чермит Лариса Гафуровна.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.04.2024 признано незаконным и отменено постановление Управления от 20.09.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-425/2023. Решение мотивировано отсутствием в действиях Общества состава вменённого административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, Общество допустило нарушения требований пунктов 8 и 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Под электрическими сетями необходимого класса напряжения, в случае указания в заявке класса напряжения до 1000В, понимаются любые электрические сети класса напряжения не более 20 кВ. Следовательно, в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В, льготная плата за технологическое присоединение к электрическим сетям заявителей - физических лиц с максимальной мощностью до 15 кВт при соблюдении расстояний (300 метров в городах и поселках городского типа и 500 метров в сельской местности), а также льготные условия платы для заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с максимальной мощностью до 150 кВт (без включения расходов на мероприятия "последней мили" при соблюдении расстояний (200 метров в городах и поселках городского типа и 300 метров в сельской местности)) применяются в случае соблюдения расстояний до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электро сетевого хозяйства сетевой организации.
На сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надёжности и качества электрической энергии).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Управления об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
Управление представило дополнение к апелляционной жалобе. Апелляционный суд принял дополнение к материалам дела.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзывах. Апелляционный суд приобщил отзывы к материалам дела.
Чермит Л.Г. извещённая надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явилась, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Чермит Л.Г. к Обществу с заявкой от 26.05.2023 на новое технологическое присоединение объекта: ВРУ-0,4 кВ для обеспечения электроснабжения земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, по адресу: Республика Адыгея г.Адыгейск, пр-кт В.И. Ленина, 31, кадастровый номер 01:09:0400001:175. Максимальная запрашиваемая мощность 150 кВт, уровень напряжения 0,4 кВ, категория надёжности - III.
Общество приостановило рассмотрение заявки Чермит Л.Г. для получения недостающих документов.
13.07.2023 Общества получило дополнительные сведения и заявка была принята в работу.
17.07.2023 Общество направило Чермит Л.Г. условия типового договора N 31105-23-00822770-1, технические условия и счёт на оплату, который составил 1534661 руб. 97 коп., НДС 20% - 306932 руб. 39 копеек.
19.07.2023 Общество получило обращение Чермит Л.Г. о разъяснении расчёта стоимости по договору N 31105-23-00822770-1.
21.07.2023 был направлен отказ от подписания договора на технологическое присоединение N 31105-23-00822770-1, в связи с несогласием стоимости технологического присоединения.
24.07.2023 Обществом направило Чермит Л.Г. отказ в перерасчёте стоимости по договору N 31105-23-00822770-1.
Чермит Л.Г. обратилась в Управление с жалобой на действия Общества.
По результатам рассмотрения жалобы Чермит Л.Г., Управление установило в действиях Общества нарушение пункта 17 Правил.
08.09.2023 специалистом 1 разряда Управления в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 01/04/9.21-425/2023 по признакам совершения административного правонарушения, ответственность на содержание которого предусмотрено частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.09.2023 руководитель Управления вынес постановление о наложении Обществу штрафа по делу об административном правонарушении N 01/04/9.21-425/2023, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 600000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом названного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами определён порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 17 Правил, в случае подачи заявки юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения объектов микрогенерации, а также одновременного технологического присоединения объектов микрогенерации и энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт (с учётом ранее присоединённых в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), присоединяемых по третьей категории надёжности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от этих энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций составляет не более 200 метров в городах и поселках городского типа и не более 300 метров в сельской местности, в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, а стоимость мероприятий по технологическому присоединению объектов микрогенерации определяется в размере минимального из следующих значений:
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022, 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024.
Как следует из материалов дела, Чермит Л.Г. подана заявка в целях технологического присоединения объекта с запрашиваемой мощностью 150 кВт, заявленный уровень напряжения точки присоединения 0,4 кВ, объект расположен на территории г.Адыгейск, о адресу: пр-кт В.И. Ленина, 31, кадастровый номер 01:09:0400001:175.
С учётом поданной заявки и положений пункта 12 (1) Правил, энергопринимающие устройства Чермит Л.Г. относятся к категория надёжности III.
Согласно схемы размещения объектов электросетевого хозяйства Общества, а также согласно акту измерения расстояний от 13.07.2023 расстояние от земельного участка Чермит Л.Г. до существующей сети Общества ВЛ - 0,4 кВ, составляет 233 м.
Общий перечень мероприятий, относящихся к технологическому присоединению, приведён в пункте 18 Правил и представляет собой комплекс технических и организационных действий сторон по обеспечению возможности подключения энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети, включая подготовку, выдачу технических условий, их согласование и выполнение; разработку сторонами договора проектной документации и иные мероприятия.
Согласно пункту 25(1) Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, включая сетевые организации, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и её распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надёжности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счёт её средств;
в) требования к приборам учёта электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
Таким образом, сетевая организация разрабатывает схему присоединения потребителя к электрическим сетям, учитывая существующие режимы электроснабжения подключенных объектов, разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнять заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Согласно пункту 103 Правил договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, заключается путём направления заявителю выставляемого сетевой организацией счёта для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счёта.
В соответствии с пунктом 104 Правил наличие заключённого заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счёта. Договор считается заключённым на условиях, предусмотренных Правилами, со дня оплаты заявителем счёта, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Согласно пункту 105 Правил заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организации таких документов направить сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 106 Правил предусмотрено, что заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счёта, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счёт в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. В случае неоплаты заявителем счёта в установленный срок его заявка признается аннулированной.
Доказательства того, что на расстоянии менее 200 метров от границ земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства Черемит Л.Г. (согласно заявке), проходит линия Общества классом напряжения 0,4 кВ, в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается, что на расстоянии менее 200 метров от границ земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства Черемит Л.Г., находится линия Общества классом напряжения 10 кВ. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.
С учётом положений пункта 17 Правил, основания для присоединения на льготной основе энергопринимающих устройств Чермит Л.Г., в данном случае у Общества отсутствовали.
Проходящая на расстоянии менее 200 метров от границ земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства Черемит Л.Г., линия Общества классом напряжения 10 кВ, в данном случае не может являться линией необходимого класса напряжения.
Доказательства того, что касс напряжения линий Общества 0,4 кВ и 10 кВ являются соотносимыми в целях выполнения условий заявки Черемит Л.Г., в материалы дела не представлены.
Приказом Департамента регулирования цен и тарифов по Краснодарскому краю от 25.11.2022 N 38/2022-э установлено, что размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики составляет 100 процентов величины указанных расходов. Размер
Материалами дела подтверждается, что при определении размера платы за технологическое присоединение, согласно заявке Черемит Л.Г., Общество произвело расчёт платы не на льготной основе, предусмотрев в технических условиях мероприятия для подключения объекта Чермит Л.Г. к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ в соответствии с договора N 31105-23-00822770-1 и приказом Департамента регулирования цен и тарифов по Краснодарскому краю от 25.11.2022 N 38/2022-э.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что постановление Управления от 20.09.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-425/2023, является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.04.2024 по делу N А01-4342/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-4342/2023
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
Третье лицо: Чермит Лариса Гафуровна