г. Пермь |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А50-3608/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 апреля 2024 года
по делу N А50-3608/2024
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025901374674, ИНН 5906039479)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заявитель, отделение Фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - заинтересованное лицо, учреждение, должник, страхователь) финансовых санкций в сумме 17 500 руб. за непредставление в установленный срок, представление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренных пунктом 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за май 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 3 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены частично. С федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" в доход Социального фонда России взысканы финансовые санкции в размере 17 000 руб. за представление неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год. В удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за май 2022 года отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо настаивает на том, что Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) не установлен срок, в течении которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведений, до их обнаружения Пенсионным фондом, и предоставить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные). Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 и указывает, что, исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за период июль, август, сентябрь 2022 года учреждение реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не предоставлялись. С учетом отсутствия негативных последствий от нарушения для бюджета и застрахованных лиц, своевременности перечислений учреждением страховых взносов, просит не применять финансовые санкции.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 и 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе сверки ежегодной и ежемесячной отчетности за 2022 год, а также сведений налогового органа отделением Фонда выявлены расхождения в отношении 34 застрахованных лиц в представленной ответчиком форме СВЗ-СТАЖ за 2022 год, в связи с чем, 31.05.2022 по телекоммуникационным каналам связи страхователю было направлено уведомление N 11-07/ДП26-4 о необходимости устранения имеющихся расхождений.
Расхождения страхователем фактически устранены 09.06.2023, 19.06.2023, путем представления формы СЗВ-КОРР (корректирующая).
По факту не устранения расхождений в 5-дневный срок отделением Фонда составлены Акты от 29.06.2023 N N 203S18230012749, 203S18230012737, 203S18230012739, 203S18230012742.
08.08.2023 заместителем управляющего отделения Фонда вынесены решения N N 203S19230015469, 203S19230015465, 203S19230015466, 203S19230015467 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания в общей сумме 17 000 руб.
В целях уплаты финансовой санкции в добровольном порядке отделение Фонда направило страхователю требование от 07.09.2022, в котором предлагалось уплатить штраф в срок до 10.10.2023.
В связи с тем, что суммы штрафов остались неуплаченными, отделение Фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика санкции в принудительном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, определены Законом N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 27-ФЗ должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в том числе полученными от налоговых органов, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления 4 по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении системой страхователя.
Страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения (п. 38 Инструкции N 211н).
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (п. 40 Инструкции N 211н)
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 31.05.2023 страхователю по электронным каналам телекоммуникационной связи направлено уведомление N 11-07/дП26-4 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней. Уведомление получено страхователем 01.06.2023. Таким образом, страхователь обязан был представить сведения в срок не позднее 08.06.2023.
Отчеты по форме СЗВ-КОРР за 2022 год представлены страхователем 09.06.2023, 19.06.2023 то есть с нарушением установленного пятидневного срока для устранения ошибок и (или) несоответствий.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что представление сведений с нарушением срока было допущено вследствие объективных обстоятельств, не зависящих от страхователя. В частности, в материалы дела не представлено доказательств наличия в электронной системе документооборота какого-либо сбоя, способного повлиять на содержание и состав представляемой отчетности.
Вина страхователя в совершении нарушения подтверждена материалами дела, обстоятельств ее исключающих отделением Фонда и судом не установлено.
Расчет штрафа судом первой инстанции проверен и признан правильным, соответствующим требованиям статьи 17 Закона N 27-ФЗ, процессуальных нарушений при производстве по делу в действиях отделения Фонда не установлено, с чем также согласен суд апелляционный инстанции.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отражено, что в действиях страхователя в части недостоверного представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2022 год имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем, с учреждения правомерно взыскана финансовая санкция за непредставление в установленный срок для устранения несоответствий и (или) ошибок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год по решениям от 08.08.2023 NN 203S19230015469, 203S19230015465, 203S19230015466, 203S19230015467 в виде штрафа в общей сумме 17 000 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на правовую позицию, отраженную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, отклоняются, поскольку в данном деле рассмотрен случай, когда страхователь самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах и устранил ее до обнаружения органом ПФР.
В настоящем случае ошибку выявило отделение Фонда, направило страхователю в соответствии Законом N 27-ФЗ уведомление об устранении выявленных ошибок (расхождений), однако страхователь данные ошибки в установленный законом срок не исправил, каких-либо объективных причин для неисполнения требования отделения Фонда не привел.
В удовлетворении требований о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за май 2022 года судом было отказано. Оснований оспаривания решения в этой части в жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы учреждения отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03 апреля 2024 года по делу N А50-3608/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3608/2024
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 29 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ"