г. Пермь |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А60-67344/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тауафетдиновой О.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Акватех",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 марта 2024 года
по делу N А60-67344/2023
по заявлению акционерного общества "Акватех" (ИНН 6639020763, ОГРН 1106639000489)
к Межрегиональному управлению N 32 Федерального медико-биологического агентства (ИНН 6639013854, ОГРН 1056600452886)
о признании недействительным предписания N 12 от 08.09.2023 в части,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Акватех" (далее - заявитель, общество, АО "Акватех") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению N 32 Федерального медико-биологического агентства (далее - заинтересованное лицо, Управление, МРУ N 32 ФМБА) о признании недействительным предписания N 12 от 08.09.2023 в части устранения нарушений положений пунктов 8.1., 8.21 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утв. и введ. в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 N 40.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, исходя из буквального толкования пункта 8.1 СП 2.2.3670-20, им регламентируется не организация самих санитарно-бытовых помещений, а необходимость оборудования данных санитарно-бытовых помещений устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением. Общество указывает, что суд первой инстанции, проверяя законность выданного АО "Акватех" предписания на предмет допущенного нарушения вышеуказанного пункта санитарных правил, применил такое же, как и контролирующий орган, неправильное толкование его положения, указав в своих выводах на то, что именно в нарушение п. 8.1 СП 2.2.3670-20 персонал, обслуживающий КНС-1 и КНС-2, не обеспечен санитарно-бытовыми помещениями, не учитывая при этом то обстоятельство, что само вменение указанного нарушения, исходя из содержания нормы, возможно только при установлении факта наличия санитарно-бытовых помещений, но при этом не оборудованных необходимыми устройствами.
Кроме того, общество считает, что вывод суда первой инстанции о нарушении АО "Акватех" пункта 8.21 вышеуказанных санитарных правил опровергается самими же исследованными материалами дела, поскольку требования, указанные в данной норме предусматриваются не для организации помещения для приема пищи на каждом объекте данного предприятия, а на предприятии в целом.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения N 23 от 22.08.2023 руководителя Межрегионального управления N 32 ФМБА России - Главного государственного санитарного врача по г. Заречный, р.п. Малышева Свердловской области Рыжкиной И.В., начальником отдела надзора Межрегионального управления N 32 ФМБА России Шкляровой О.Л., старшим специалистом первого разряда отдела надзора Межрегионального управления N 32 ФМБА России Плеховой Н.И. в период с 28.08.2023 по 08.09.2023 проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Акватех", расположенного по адресу: 624250, Свердловская обл., г. Заречный, ул. Попова, 5. Номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий - КНМ 66230041000003416360 / 2023050794 от 14.09.2022.
В ходе проверки выявлены правонарушения обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, составлен акт плановой выездной проверки N 23 от 08.09.2023.
С целью устранения выявленных нарушений обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в адрес АО "Акватех" выдано предписание N 12 от 08.09.2023, которым обществу предписано в срок до 15.01.2025:
1. Организовать для работников, обслуживающих КНС-1 и КНС-2, которые работают в контакте с хозяйственно-фекальными стоками, санитарно-бытовые помещения: гардеробные для личной и рабочей одежды, душевые, оборудованные устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением в соответствии с требованиями п. 8.1 СП 2.2.3670- 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утв. и введ. в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 N 40.
2. Устранить дефекты окраски и плиточного покрытия поверхностей стен, пола санитарно-бытовых помещений (гардеробной, душевой, санузла) КНС-3, дефекты окраски поверхностей стен санузла КНС-2, покрытие устроить из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями п. 8.13 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".
3. На КНС-2 организовать помещение для приема пищи в соответствии с требованиями п. 8.21 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".
Не согласившись с вынесенным предписанием, АО "Акватех" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании его недействительным в части п. 1 и п. 3.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции наличие совокупности правовых основания для признания оспариваемого в части п. 1, п. 3 предписания недействительным не установил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, пояснений заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) данный Федеральный закон определяет основы правового регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
При выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в силу пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии с Положением о Межрегиональном управлении N 32 ФМБА России, утвержденным приказом ФМБА от 14.06.2022 г. N 24-у, Управление осуществляет функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на объектах и территориях городского округа Заречный и Малышевского городского округа.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленной ему компетенции.
Из материалов дела следует, что обществу вменяется нарушение п. 8.1, п. 8.21 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утв. и введ. в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 N 40, устранение которых возложено на общество пунктами 1 и 3 предписания МРУ N 32 ФМБА N 12 от 08.09.2023.
Нарушения обязательных требований п. 8.1 и п. 8.21 СП 2.2.3670-20 выявлены Управлением при проведении плановой выездной проверки, зафиксированы в акте плановой выездной проверки N 23 от 08.09.2023 и заключаются в следующем.
Из всего комплекса необходимых санитарно-бытовых помещений, оборудованных устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, предназначенных для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, на КНС-1, КНС-2 имеются только санузлы (на КНС-1 - биотуалет).
Для персонала КНС-1, КНС-2 не организовано помещение для приема пищи, прием пищи осуществляется на рабочем месте машиниста насосных установок КНС-2 на отм. 0,00.
Умывальные отсутствуют, раковины для мытья рук размещаются в помещениях КНС-1, КНС-2, где расположено технологическое оборудование.
Гардеробные отсутствуют, шкафы для личной одежды и спецодежды размещаются в помещениях КНС-1, КНС-2, где расположено технологическое оборудование.
В качестве душевой для персонала КНС-1, КНС-2 в здании КНС-2 используется огороженный полиэтиленовой занавеской поддон с душевой сеткой, установленный в насосном отделении на отм. -3,0. Насосное отделение КНС-2 представляет собой единое производственное помещение, обслуживание оборудования которого производится на трех уровнях. На отметке 0,00 находится пульт управления насосным оборудованием, там же установлены шкафы для спецодежды, на отметке -3,0 расположен узел учета тепловой энергии, там же выгорожено место для душевой сетки, на отметке -6,0 находится насосное оборудование. Указанные уровни не изолированы, объединены открытыми технологическими проемами.
Фактически санитарно-бытовое оборудование (душевая сетка, шкафы для спецодежды) установлено непосредственно в производственных помещениях (насосных отделениях канализационных насосных станций).
Таким образом, персонал, обслуживающий КНС-1 и КНС-2, работающий в контакте с хозяйственно-фекальными стоками, которые содержат большое количество микроорганизмов, в том числе потенциально являются инфицированными патогенными микроорганизмами (возбудители туберкулеза, сальмонеллеза, рота- и норовирусной инфекций) не обеспечен санитарно-бытовыми помещениями (гардеробные, душевые, комната приема пищи), предназначенными для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, оборудованными устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением (п. 11.2.1 акта).
На КНС-2 не организовано помещение для приема пищи. Прием пищи допускается вне организованного помещения - в производственном помещении насосного отделения на рабочем месте машиниста насосных установок, отм. 0,00 (п. 11.2.4 акта).
Суд первой инстанции признал, что пункты 1, 3 оспариваемого предписания соответствует закону и апелляционный суд поддерживает данный вывод по следующим мотивам.
Согласно п. 8.1 СП 2.2.3670-20 санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением.
Согласно п. 8.21 СП 2.2.3670-20 на предприятии должны быть организованы помещения для приема пищи. Прием пищи вне организованных помещений не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Статья 8 Федерального закона N 52-ФЗ закрепляет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и услуг, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия"; при эксплуатации общественных помещений, зданий, оборудования осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона N 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Таким образом, АО "Акватех" в рамках осуществляемой им деятельности обязано соблюдать требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены как не имеющие правового значения доводы общества о том, что здание КНС-2 строилось давно и без учета требований, поскольку данное обстоятельство не освобождает юридическое лицо от исполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обеспечения безопасных для человека условий труда, быта и отдыха. Санитарные правила СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" не содержат указаний о неприменимости изложенных в них требований к зданиям и сооружениям, построенным до введения в действие указанных правил, поэтому заявитель необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений санитарных правил.
Выводы суда первой инстанции о соответствии п.1 и п. 3 оспариваемого предписания закону подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства, оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Доводы заявителя жалобы о том, что исходя из буквального толкования п. 8.1 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", им регламентируется не организация самих санитарно-бытовых помещений, а необходимость оборудования данных санитарно-бытовых помещений устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, апелляционным судом отклоняются как необоснованные.
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.
На основании статьи 216.3 ТК РФ установлено, что санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи, устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое".
Материалами дела подтверждено, что фактически санитарно-бытовое оборудование на КНС-1 и КНС-2 (душевая сетка, шкафы для спецодежды) установлено непосредственно в производственных помещениях (насосных отделениях канализационных насосных станций). Следовательно, персонал, обслуживающий КНС-1 и КНС-2, работающий в контакте с хозяйственно-фекальными стоками, которые содержат большое количество микроорганизмов, в том числе являются инфицированными патогенными микроорганизмами (возбудители туберкулеза, сальмонеллеза, рота- и норовирусной инфекций), не обеспечен санитарно-бытовыми помещениями (гардеробные, душевые, комната приема пищи), предназначенными для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, оборудованными устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, что является нарушением п. 8.1 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда". Доказательств, свидетельствующих о наличии соответствующих помещений, заявителем представлено не было.
Довод общества о том, что требования п. 8.21 СП 2.2.3670-20 предусмотрены не для организации помещения для приема пищи на каждом объекте данного предприятия, а на предприятии в целом, судом апелляционной инстанции также подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно поддержана позиция заинтересованного лица, которая строится на нормах санитарно-эпидемиологического законодательства.
Выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемых пунктов предписания закону подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства, оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Таким образом, предписание в обжалуемой части соответствует требованиям законодательства, отвечает критерию исполнимости и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы общества выводы суда первой инстанции не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для изменения которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены (изменения) судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 марта 2024 года по делу N А60-67344/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-67344/2023
Истец: АО "АКВАТЕХ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА