г. Пермь |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А60-60222/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Герасименко Т.С., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии:
от заявителя: Беспалова Е.В., паспорт, доверенность от 09.01.2024, диплом; Соколова И.Н., паспорт, доверенность от 11.12.2023, диплом;
от заинтересованного лица: Литвинова С.С., паспорт, доверенность от 10.01.2024, диплом;
от третьего лица: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Новый дом",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 марта 2024 года
по делу N А60-60222/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" (ИНН 7452035298, ОГРН 1037403771129)
к Администрации Арамильского городского округа (ИНН 6652004270, ОГРН 1026602178239)
о признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство N 03/23 от 18.08.2023,
третье лицо - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новый дом" (далее - заявитель, ООО "Новый дом") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Арамильского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство N 03/23 от 18.08.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2024 (резолютивная часть решения объявлена 22.02.2024) в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в соответствии с разделом 3.3.1 положительного заключения негосударственной экспертизы N 66-2-1-2-022286-2021 от 30.04.2021 проектная документация соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" так как содержит все необходимые разделы.
Суд, соглашаясь с обоснованностью довода заинтересованного лица и делая вывод о несоответствии Проектной документации требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" необоснованно не дал оценку тому, что заинтересованное лицо, утверждая, что документация не соответствует вышеуказанному нормативно-правовому акту, подменяет полномочия экспертизы, что не соответствует действующему законодательству РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 г. N 815 утверждён Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Постановлением установлено, что принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 1 сентября 2022 г., проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Указанные в обосновании отказа и принятые судом как законное требование строительные правила СП 11-105-97, СП 11-104-97 не входят в настоящий перечень. Следовательно, не являются обязательными для их применения.
Таким образом, отсутствует запрет на использование результатов инженерно-геологических изысканий и инженерно-топографических планов со сроком, превышающим 2 года.
Кроме того, между заявителем и ООО "Стройизыскания" заключен договор 04.08.2020 N 468 на изыскания. Результаты инженерно-геологических изысканий получены Заявителем в октябре 2020 года.
Дата начала проектирования объекта определяется моментом заключения договора с ООО КБ "Строительные технологии" N 943-2020, а именно 24.12.2020. Таким образом, срок с момента окончания выполнения изысканий до момента начала проектирования составляет не более 6 месяцев.
Также подтверждением актуальности изысканий является наличие положительного заключения экспертизы по результатам инженерно-геологических изысканий, полученное 30.04.2021 N 66-2-1-1-022482-2021.
Следовательно, суд неверно признал обоснованным такое основание отказа в выдаче разрешения на строительство как истечение срока действия результатов инженерно-геологических изысканий, что является нарушением норм материального права, допущенным судом при принятии судебного акта.
Кроме того, все технические условия были продлены заявителем, о чем представлены в материалы дела подтверждающие документы.
Использование других земельных участков возможно, так как размещение объектов (защитно-охранные сооружения, проезд, площадки для строительной техники) возможно на основании п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ; несоответствие схем по масштабу требованиям ГОСТ 2.302-68 рассматривалось в деле N А60-20227/2023; по благоустройству территории за пределами земельного участка позиция Администрации не соответствует положениям Правил благоустройства, утвержденным решением Думы Арамильского городского округа от 09.03.2023 N 2918.
Все приведенные доводы общество считает свидетельствующими о незаконности решения суда и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела копии заключения кадастрового инженера от 08.04.2024 N 254-2024 рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 159 АПК РФ, в его удовлетворении отказано, поскольку представленное доказательство изготовлено после принятия судом решения (в опровержение выводов суда), не могло быть предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оно на момент принятия обжалуемого судебного акта не существовало, соответственно, дополнительным доказательством, возможность принятия которого предусмотрена частью 2 статьи 268 АПК РФ, оно не является.
Невозможность получения данного доказательства в период рассмотрения дела в суде первой инстанции по уважительным причинам заявителем не обоснована.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Новый дом" 27.04.2023 подано заявление N 01-01-17/153 о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажный жилой дом по ул. Рабочая, 111 Свердловская область, город Арамиль" (расположенного по адресу: Свердловская область, Арамильский городской округ, город Арамиль, улица Рабочая, 111, с приложением документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Администрацией Арамильского городского округа по результатам рассмотрения заявления ООО "Новый дом" от 27.04.2023 N 01-01-17/153 о выдаче разрешения на строительство объекта: "Многоэтажный жилой дом по ул. Рабочая, 111 Свердловская область, город Арамиль" (расположенного по адресу: Свердловская область, Арамильский городской округ, город Арамиль, улица Рабочая, 111) принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, о чем Заявителю выдано Уведомление N 03/23 от 18.08.2023.
Полагая, что полученный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Администрации предусмотренных ч. 13 ст. 51 ГрК РФ оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство признал правомерным, не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и основания выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
По общему правилу, установленному частями 2, 4 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Разрешение на строительство выдается на основании заявления заинтересованного лица, к которому в обязательном порядке прилагаются документы, перечень которых установлен частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке (ч. 14 ст. 51 ГрК РФ).
Материалами дела подтверждено, что Администрацией Арамильского городского округа по результатам рассмотрения заявления ООО "Новый дом" от 27.04.2023 N 01-01-17/153 о выдаче разрешения на строительство объекта: "Многоэтажный жилой дом по ул. Рабочая, 111 Свердловская область, город Арамиль" (расположенного по адресу: Свердловская область, Арамильский городской округ, город Арамиль, улица Рабочая, 111) принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, оформленное Уведомлением N 03/23 от 18.08.2023.
Из содержания оспариваемого уведомления следует, что отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован следующими основаниями:
- Проектная документация не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; Проект организации строительства не содержит характеристику земельного участка, предназначенного для строительства и обоснование необходимости использования для строительства иных земельных участков вне земельного участка, предназначенного для строительства; Необходимо проектом исключить расположение ограждения стройплощадки на землях ИЖС и обосновать использование земель общего пользования; Не соответствие требованиям п. 1 ст.48 ГрК РФ, а именно Проект организации строительства, шифр 943-2020-ПОС, в части стройгенплана установлено, что границы стройплощадки жилого дома выходят за границы земельного участка застройщика.
- Масштаб согласно ГОСТ 21.508-2020 выбран 1:500, что не соответствует графическим материалам в составе проектной документации (ПЗУ, Схема планировочной организации з/у).
- Закончились сроки действия технических условий на подключение к сетям водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, сетям связи, на диспетчеризацию лифтов.
По сути, отказ выдан по двум основаниям: не соответствие проекта организации строительства требованиям части 1 статьи 48 ГрК РФ, так как границы стройплощадки выходят за границы земельного участка, отведенного под застройку, а также в связи с истечением сроков действия технических условий на подключение к инженерным коммуникациям.
Несоответствие графических материалов проектной документации по масштабу, выбранному согласно ГОСТ 21.508-2020, как пояснил представитель заинтересованного лица в судебном заседании, не является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения. Апелляционный суд полагает, что данное замечание является техническим и не относится к основаниям для отказа в выдаче разрешения на строительство, поименованным в части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Проверив обоснованность позиций сторон, апелляционный суд поддерживает позицию заинтересованного лица о наличии препятствий для выдачи разрешения на строительство.
Первым основанием отказа в выдаче разрешения на строительство явилось несоответствие проектной документации требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию": проект должен содержать характеристику земельного участка, предназначенного для строительства и обоснование необходимости использования для строительства иных земельных участков вне земельного участка, предназначенного для строительства.
Из части 1 статьи 48 ГрК РФ следует, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Как следует из материалов дела, заявителем представлена схема Стройгенплан (лист 1 проекта организации строительства шифр 943-2020), в которой отсутствует привязка к земельному участку заявителя с кадастровым номером 66:33:0101005:1954.
Администрацией установлено и иного суду в порядке ест. 65 АПК РФ не доказано, что данная схема исполнена некорректно, не учитывает сложившуюся градостроительную ситуацию и не отображает действительности предполагаемой картины строительной площадки.
В частности, установлено, что застройка заявителем запроектирована не только в границах земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101005:1954, но и за ее пределами, что свидетельствует о нарушении заявителем части 1 статьи 48 ГрК РФ.
Так, с юго-западной и юго-восточной сторон земельный участок Заявителя с кадастровым номером 66:33:0101005:1954 является смежным по отношению к земельным участкам, предназначенным для индивидуально-жилищного строительства, с кадастровыми номерами: 66:33:0101005:1772 (г. Арамиль, ул.Рабочая, д.109), 66:33:0101005:1773 (г. Арамиль, ул. Рабочая, д.109А), 66:33:0101005:411 (г. Арамиль, ул. Пионерская, д.4), 66:33:0101005:414 (г. Арамиль, пер. Восточный, д.1), с расположенными на них жилыми домами (согласно сведениям публичной кадастровой карты Свердловской области).
Исходя из схемы Стройгенплан на листе 1, на части указанных земельных участков ИЖС, заявитель также распространяет стройку, в том числе разворот башенного крана, в сторону каждого домовладения, что сделает проживание жителей соседних домов небезопасным.
Данные обстоятельства приведены Администрацией в отказе, озвучены в ходе судебного разбирательства в первой инстанции и заявителем в порядке ст. 65 АПК РФ не опровергнуты.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 статьи 51 ГрК РФ орган. К указанному заявлению прилагаются, а частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута.
Между тем заявителем к заявлению не приложены какие-либо правоустанавливающие документы на смежные земельные участки и никак не установлен порядок проезда по таким участкам, в том числе, крупногабаритной и тяжелой строительной техники, которая будет использоваться для выполнения строительных работ.
Документы, подтверждающие права на использование земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" с кадастровыми номерами 66:33:0101005:1772, 66:33:0101005:1773, 66:33:0101005:411, 66:33:0101005:414, заявителем в Администрацию не представлены.
Кроме того, исходя из рассматриваемой схемы, заявителем планируется использование земель общего пользования - дороги со стороны переулка Восточный. Обоснование такого предполагаемого использования Заявителем не представлено.
Ссылка подателя жалобы на положения пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, апелляционным судом отклонена.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения включенных в вышеназванный перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На основании указанной нормы Правительство Свердловской области утвердило Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 18.05.2023 N 335-ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов и признании утратившим силу Постановления Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 543-ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов".
Согласно пункту 3 этого положения размещение на землях, земельных участках или части земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, виды которых определены перечнем видов объектов, осуществляется на основании разрешения на использование земель в границах земельного участка, использование которого предусмотрено разрешением, либо в границах, определенных схемой границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (МСК-66)), прилагаемой к разрешению, в случае если заявителем планируется использовать земли или часть земельного участка.
Доказательств выдачи обществу предусмотренного приведенной нормой разрешения в материалах дела не имеется.
Позиция заявителя, приведенная в судебном заседании о том, что до получения разрешения на строительство невозможно получить разрешение на использование других земельных участков, судом не принимается ввиду ее недоказанности (в материалах дела отсутствуют доказательства обращения за получением такого разрешения).
Второе основание отказа связано с истечением срока действия технических условий. При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что из поданных Заявителем в Администрацию АГО документов следует:
1) Проектная документация Раздел 1 "Пояснительная записка" Приложение 6 лист 45: Технические условия, выданы на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения выданы 12.04.2021 года АО "Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области", действительны 18 месяцев, срок действия технических условий окончился 12.10.2022.
2) Приложение 12 лист 59: Технические условия, выданы 30.11.2020. ООО "Средураллифт" на диспетчеризацию лифтов проектируемых объектов, действительны 2 года, срок действия технических условий окончился 30.11.2022.
3) Приложение 11 листы 56-58: Технические условия, выданы 29.12.2020 ПАО "РОСТЕЛЕКОМ", действительны 24 месяца (пункт 7), срок действия технических условий окончился 29.12.2022.
Вместе с тем, технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 ГрК РФ, являются необходимыми и обязательными исходными данными для проектирования, в случае если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Соответственно, в случае истечения срока действия технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, инженерных изысканий и отсутствия информации об их продлении технические условия и результате инженерных изысканий являются недействующими, то есть непредставленными.
Учитывая изложенное, суд заключил, что представленные заявителем технические условия являются недействующими, то есть непредставленными.
Постановлением Администрации Арамильского городского округа от 23.08.2022 N 393 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства (в том числе внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства и внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства в связи с продлением срока действия такого разрешения)" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель или его представитель представляет в Отдел архитектуры и градостроительства следующие документы: заявление о выдаче разрешения на строительство, оформленное согласно Приложениям N 1, N 2 и N 3, N 4 к Регламенту; документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя, уполномоченного на подачу, получение документов; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени Заявителя.
Согласно подпункту "б" пункта 2.12 Административного регламента дополнительно к документам, указанным в пункте 2.11 Регламента заявитель или представитель заявителя предоставляет результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации, в случае если их копии отсутствуют в ГИС ЕГРЗ, в ином случае достаточно реквизитов положительного заключения экспертизы проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка; разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства; проект организации строительства объекта капитального строительства;
На основании СП 11-105-97 и СП 11-104-97 результаты инженерногеологических изысканий теряют актуальность в связи с давностью их получения, если от окончания выполнения изысканий до начала проектирования прошло более 2 лет.
Из представленных ООО "Новый дом" документов, усматривается, что срок действия у технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, к сетям теплоснабжения, связи и диспетчеризацию лифтов закончился.
Доводы заявителя о том, что технические условия подключения, предусмотренные статьей 52.1 ГрК РФ, не являются необходимыми и обязательными условиями для выдачи разрешения на строительство, несостоятельны, поскольку условия технического присоединения являются исходными документами для проектирования в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства не возможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Учитывая, что технические условия в соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ входят в состав проектной документации и являются ее обязательной частью, отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство в связи с истечением сроков действия технических условий является правомерным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о соответствии отказа действующему законодательству соответствуют нормам материального права (часть 13 статьи 51 ГрК РФ) и обстоятельствам дела.
Помимо указанных оснований в оспариваемом отказе в выдаче разрешения на строительство указано на то, что в ряде представленных заявителем схем (чертежей) масштаб не соответствует требованиям ГОСТ 2.302-68.
Пункт 2а ГОСТ 2.302-68 устанавливает масштаб как отношение линейного размера отрезка на чертеже к соответствующему линейному размеру того же отрезка в натуре. В проектной документации шифр 943-2020 Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" лист 7 заявлен масштаб М1:500. Фактическим масштабом является 1:700, который не предусмотрен пунктом 2 ГОСТ 2.302-68.
Согласно пункту 1 ГОСТ 2.302-68 настоящий стандарт устанавливает масштабы изображений и их обозначение на чертежах всех отраслей промышленности и строительства. Стандарт не распространяется на чертежи, полученные фотографированием, а также на иллюстрации в печатных изданиях и т.п.
В нарушение ГОСТ 2.302-68 Заявитель не указал масштаб в рассмотренной выше схеме (лист 1 проекта организации строительства шифр 943-2020-ПОС "Стройгенплан").
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции в данной части, считает необходимым отметить, что само по себе указание масштаба несоответствующего требованиям ГОСТ 2.302-68, не является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. По указанному мотиву суд отклоняет довод жалобы о соответствии схем по масштабу требованиям ГОСТ 2.302-68, установленном при рассмотрении дела N А60-20227/2023.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, признав отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство соответствующим части 13 статьи 51 ГрК РФ, что исключает признание его недействительным на основании статьи 201 АПК РФ.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя выводы суда первой инстанции не опровергают, по существу его доводы сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, что не влечет отмену решения суда.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 марта 2024 года по делу N А60-60222/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Новый дом" (ИНН 7452035298, ОГРН 1037403771129) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 280 от 29.03.2024.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60222/2023
Истец: ООО "НОВЫЙ ДОМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АРАМИЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ