г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А40-291174/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 марта 2024 г. по делу N А40-291174/23, рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, 123112, Москва город, 1-й Красногвардейский проезд, дом 21, строение 1) к Обществу с ограниченной ответственностью "Доктор рядом" (ОГРН: 1027739819898, 107076, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Богородское, Краснобогатырская ул., д. 44, стр. 1, помещ. x, часть ком. 21а, эт.3) о взыскании 420 858 руб.
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Доктор рядом" 1 211 343 руб. 71 коп., включающих задолженность по внесению арендных платежей за период с 01.02.2020 г. по 30.04.2023 г. в размере 915 039 руб. 92 коп., пеней за период с 07.04.2020 г. по 30.04.2023 г. в размере 296 313 руб. 79 коп. в связи с просрочкой внесения арендных платежей, по договору аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, (по результатам аукциона) от 27.03.2014 г. N 00-00047/14.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 марта 2024 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Ответчик против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) и ООО "Доктор рядом" (арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, (по результатам аукциона) от 27.03.2014 г. N 00-00047/14, с учетом дополнительного соглашения от 04.06.2014 г., согласно условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое объект (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью 307 кв.м (этаж 1, пом. II, комн. NN 1-20), расположенный по адресу: г. Москва, ЗАО, ул. Веерная, д. 1, корп. 7.
В соответствии с п. 1.3 договора объект аренды передается в аренду для использования в медицинских целях.
В п.п. 2.1, 2.2 спорного договора установлено, что срок действия договора аренды устанавливается с 17.03.2014 г. до 16.03.2034 г., договор считается заключенным с момента его государственной регистрации в установленном порядке.
Договор аренды прошел государственную регистрацию, о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись от 18.04.2014 г. N 77-77-12/204/2014-681, что подтверждается штампом регистрирующего органа на договоре.
Пунктом 4.4.3 спорного договора предусмотрена обязанность арендатора вносить арендную плату за объект аренды в порядке и в сроки, установленные договором аренды.
В соответствии с п. 5.4 договора арендная плата вносится арендатором в бюджет города Москвы ежемесячно с оплатой не позднее 5 числа текущего месяца в размере 1/12 части, установленной п. 5.2 договора аренды, в бюджет города Москвы.
Согласно п. 5.8 договора моментом исполнения обязательств по оплате арендных платежей является момент поступления денег в бюджет города Москвы.
В п. 10.4 договора установлено, что условия договора аренды, заключенного по результатам аукциона, в части применения ставки арендной платы в размере 1 рубля за квадратный метр общей площади объекта нежилого фонда в год подлежит применению при оказании арендатором медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи в сфере обязательного медицинского страхования, оказываемых участниками реализации пилотного проекта "Доктор рядом" по перечню и в объеме, определенном Департаментом здравоохранения города Москвы, при этом ставка 1 рубль за квадратный метр площади нежилого помещения в год применяется в отношении части передаваемых нежилых помещений площадью 250 кв.м и в размере, определенном по результатам аукциона в отношении остальной части передаваемых нежилых помещений.
Пунктом 4 дополнительного соглашения от 04.06.2014 г. к договору предусмотрено, что в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке, в этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло, данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативно-правовом акте.
Истцом в адрес ответчика направлены уведомления о ставке арендной платы с 2023 г. от 19.12.2022 г. N N 33-6-799295/22-(0)-2, 33-6-799295/22-(0)-1, о ставке арендной платы с 2022 г. от 09.12.2021 г. NN 33-6-651084/21-(0)-1, 33-6-651084/21-(0)-2, о ставке арендной платы с 2021 г. от 16.12.2020 г. N 33-6-692171/20-(0)-1, 33-6-692171/20-(0)-2, о ставке арендной платы на 2020 г. от 11.12.2019 г. NN 33-6-508682/19-(0)-2, 33-6-508682/19-(0)-1, о ставке арендной платы от 29.11.2019 г. N 33-6-492752/19-(0)-1.
В письме от 16.01.2023 г. N 41-12-90899/22 Департаментом здравоохранения города Москвы сообщено Департаменту городского имущества города Москвы о том, что в соответствии с письмом Московского городского фонда обязательного медицинского страхования от 05.10.2022 г. N 04-03-02/15747 по состоянию на 01.10.2022 г. ни одна медицинская организация-участник пилотного проекта "Доктор рядом", представленная в письме, не имеет численности прикрепленного населения на один офис, предусмотренной требованиями п. 1.2 приказа от 08.05.2018 г. N 324, в отношении представленных в письме медицинских организаций положительные заключения о возможности применения льготной ставки арендной платы с 01.10.2022 г. в 2022 г. не оформлялись.
Претензия о необходимости оплаты, направленная истцом в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения, в связи с чем, последовало обращение с настоящим иском в суд.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в удовлетворении иска отказано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Доктор рядом" является участником проекта "Доктор рядом", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.02.2013 г. N 100-ПП "О реализации пилотного проекта "Доктор рядом".
В целях реализации указанного проекта, призванного предоставить населению города Москвы медицинские услуги первичной медико-санитарной помощи, приблизить оказание медицинских услуг к местам учебы и работы горожан, а также разгрузить городские поликлиники, было установлено передать ряд нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, участникам реализации пилотного проекта "Доктор рядом" по льготной ставке арендной платы в размере 1 рубль за квадратный метр площади нежилого помещения в год, при условии оказания ими услуг по перечню и в объеме, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы.
В рамках реализации проекта "Доктор рядом" был издан приказ Правительства Москвы от 16.09.2013 г. N 898 "О порядке применения льготной ставки арендной платы, предусмотренной постановлением Правительства от 25.02.2013 г. N 100-ПП".
Согласно приложению N 2 к приказу Правительства Москвы от 16.09.2013 г.
N 898 был утвержден порядок подготовки и выдачи заключения Департамента здравоохранения города Москвы о возможности применения льготной ставки арендной платы, подтверждающего факт оказания медицинских услуг арендатором нежилого помещения по перечню и в объеме, определенном Департаментом здравоохранения города Москвы.
В целях реализации пилотного проекта Правительства Москвы "Доктор рядом" на основании соответствующего распоряжения Департамента городского имущества города Москвы сторонами спора заключен спорный договор аренды.
Согласно п. 10.5.2 спорного договора условием применения для арендатора ставки арендной платы в размере 1 рубль за квадратный метр общей площади объекта нежилого фонда является оказание арендатором медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи в сфере обязательного медицинского страхования по перечню и в объеме, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы.
Для применения указанной ставки арендной платы арендатор подает заявление о применении льготной ставки по договору аренды в Департамент здравоохранения города Москвы.
По результатам рассмотрения заявления арендатора Департамент здравоохранения города Москвы не позднее 1 октября каждого года составляет заключение, подтверждающее факт оказания арендатором медицинских услуг по перечню и в объеме, определенным Департаментом здравоохранения города Москвы, которое вместе с копией заявления арендатора направляется Департаментом здравоохранения города Москвы в адрес Департамента городского имущества города Москвы в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его составления для применения льготной ставки арендной платы (п. 6 постановления Правительства Москвы от 25.02.2013 г. N 100-ПП).
Согласно п.п. 2.2, 3.7, 6 постановления Правительства Москвы от 25.02.2013 г.
N 100-ПП именно Департамент здравоохранения города Москвы осуществляет контроль за условиями целевого использования нежилого помещения и определяет, а также контролирует соблюдение объема и перечня медицинских услуг, оказываемых участниками программы.
В п. 5.1 постановления Правительства Москвы от 25.02.2013 г. N 100-ПП, п. 5 Приказа Правительства Москвы от 16.09.2013 г. N 898 указано, что льготная ставка арендной платы устанавливается со дня поступления заявления арендатора в Департамент здравоохранения города Москвы.
Согласно приложению N 1 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 16.09.2013 г. N 899 был утвержден порядок взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы с участниками реализации пилотного проекта "Доктор рядом", который установил задачи кабинета врача медицинского офиса, режим работы и т.д.
В соответствии с приложением N 2 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 16.09.2013 г. N 899 был утвержден перечень и объем медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи, оказываемых участниками реализации проекта "Доктор рядом" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В рамках реализации проекта "Доктор рядом" также принят приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 16.09.2013 г. N 898 "О порядке применения льготной ставки арендной платы, предусмотренной Постановлением Правительства от 25.02.2013 г. N 100-ПП".
В приложении N 2 к Департамента здравоохранения города Москвы от 16.09.2013 г. N 898 был утвержден порядок подготовки и выдачи заключения Департамента здравоохранения города Москвы о возможности применения льготной ставки арендной платы, подтверждающего факт оказания медицинских услуг арендатором нежилого помещения по перечню и в объеме, определенном Департаментом здравоохранения города Москвы.
Таким образом, для признания требований истца обоснованными, необходимо наличие в действиях (деятельности) ответчика нарушений условий о применении льготной ставки арендной платы.
Отказ в предоставлении льготной ставки арендной платы должен быть основан на заключении Департамента здравоохранения города Москвы о несоблюдении арендатором п. 10.5.2 договора аренды, в частности, не оказании им медико-санитарной помощи в сфере медицинских услуг, оказываемых участниками реализации пилотного проекта "Доктор рядом" по перечню и в объеме, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы.
Согласно п. 6 постановления Правительства Москвы от 25.02.2013 г. N 100-ПП подтверждение соответствия медицинских услуг, оказываемых участниками реализации пилотного проекта "Доктор рядом", перечню и объему, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы, осуществляется ежегодно Департаментом здравоохранения в срок не позднее 1 октября каждого года путем составления соответствующего заключения, которое направляется в Департамент имущества города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня его составления.
В нарушение п. 6 постановления Правительства Москвы от 25.02.2013 г. N 100-ПП истец изменил условия договора аренды и отказался в одностороннем порядке от применения льготной ставки арендной платы в отсутствие соответствующего заключения Департамента здравоохранения Москвы.
Таким образом, в отсутствие мотивированного заключения Департамента здравоохранения города Москвы о несоблюдении ответчиком объема и перечня медицинских услуг, оказываемых участниками программы "Доктор рядом", возможность изменения истцом условий договора аренды не предусмотрена.
В отсутствие дополнительного соглашения к договору аренды, которым предусмотрен иной критерий определения права на получение льготной арендной ставки, задолженность по договору, равно как и иные нарушение в части платежей со стороны арендатора отсутствует.
Ответчик обратился с заявлением от 05.09.2019 г. N 129 в Департамент здравоохранения города Москвы с просьбой о выдаче заключения о применении льготной ставки для клиник, расположенных по адресам: г. Москва, пр-кт Защитников Москвы, д. 15, ул. Юных Ленинцев, д. 59, корп. 1, ул. Героев Панфиловцев, д. 18, корп. 2, ул. Ангарская, д. 45, корп. 1, ул. Фестивальная, д. 32, корп. 1, ул. Молодцова, д. 25, корп. 2, ул. Летчика Бабушкина, д. 42, ул. Веерная, д. 1, корп. 7, ул. Озерная, д. 10, получение Департаментом здравоохранения города Москвы подтверждается соответствующей отметкой на письме.
В соответствии с п. 7.2 договора в случае просрочки исполнения арендатором обязательств по оплате арендных платежей в установленные договором аренды сроки начисляются пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Поскольку ответчиком представлены доказательства внесения арендной платы в соответствии с условиями договора (платежные поручения), суд не находит подлежащим удовлетворению требование о взыскании задолженности по арендной плате в размере 915 039 руб. 92 коп. и акцессорное по отношению к нему требование о взыскании пени в размере 296 313 руб. 79 коп.
Доводы жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права, противоречащими фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Вопреки доводам жалобы, ответчик правомерно применил льготную ставку по арендной плате за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2020 г.
Ответчик исполнил все условия, предусмотренные постановлением Правительства Москвы N 100-ПП и договором аренды, для применения льготной ставки арендной платы в рамках участия в проекте "Доктор рядом".
Согласно п. 10.5.2 договора аренды условием применения для арендатора ставки арендной платы в размере 1 рубль за квадратный метр общей площади объекта нежилого фонда является оказание арендатором медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи в сфере обязательного медицинского страхования по перечню и в объеме, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы.
Вопреки доводам жалобы, указанная льготная ставка действует для ответчика в силу факта участия в реализации пилотного проекта "Доктор рядом" и факта оказания им медицинских услуг по перечню и в объеме, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы, что прямо предусмотрено п. 2.3. постановления Правительства Москвы N 100.
Ответчик 06.09.2019 г. обратился в Департамент здравоохранения города Москвы с заявлением исх. N 129 от 05.09.2019 о выдаче заключения о применении льготной ставки по Договору аренды для помещения. К заявлению были приложены все документы, указанные в п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.6 и 1.7 приказа N 898, в том числе договор аренды, лицензия на осуществление медицинской деятельности, санитарно-эпидемиологическое заключение управления Роспотребнадзора по г. Москве, документы о профессиональном образовании сотрудников из числа медицинского персонала, перечень медицинского оборудования, стоящего на балансовом учете данной организации.
В п. 5.1 постановления Правительства Москвы N 100-ПП, п. 5 приказа N 898 указано, что льготная ставка арендной платы устанавливается со дня поступления заявления арендатора в Департамент здравоохранения города Москвы. Указанная норма является императивной и не подлежит изменению по инициативе арендодателя.
Датой начала применения льготной ставки является дата получения Департаментом здравоохранения города Москвы заявления Ответчика об установлении льготной ставки. Дата составления Департаментом здравоохранения города Москвы заключения о возможности применения льготной ставки или дата направления такого заключения в адрес Истца не влияет на правоотношения сторон по Договору аренды (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2023 N Ф05-7416/2023 по делу N А40-227247/2021).
Как следует из содержания Постановления Правительства Москвы N 100-ПП и Приказа N 898, основанием для отказа в применении Льготной ставки для Арендатора является заключение о несоответствии медицинских услуг, оказываемых участниками реализации пилотного проекта "Доктор рядом", перечню и объему, определенным Департаментом здравоохранения города Москвы.
Доводы жалобы на наличие двух отрицательных заключения Департамента здравоохранения города Москвы от 29.12.2020 г. N 41-12-83161/20, от 16.01.2023 г. N 41-12-90899/22 о несоответствии медицинских услуг, оказываемых ООО "Доктор Рядом", по перечню и в объеме, определенным Департаментом здравоохранения, подлежат отклонению.
Вышеуказанные заключения в нарушение п. 6 постановления Правительства Москвы N 100-ПП составлены позднее 1 октября, что не соответствуют положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения.
При этом ответчик продолжал осуществлять свою деятельность по проекту "Доктор рядом", оказывал медицинские услуги первичной медико-санитарной помощи, то есть использовал арендованное помещение в соответствии с условиями заключенного Договора.
Учитывая то обстоятельство, что истец просит взыскать задолженность за период с 01.02.2020 г. по 30.04.2023 г., в обоснование исковых требований должен был представить четыре отрицательных заключения Департамента здравоохранения города Москвы о несоответствии медицинских услуг за 2020,2021,2022,2023 г.г., составленные до 1 октября каждого года, а также доказательства уведомления об этом арендатора.
Своевременный отказ в возможности применения льготной ставки арендной платы за заявленные периоды от Департамента здравоохранения в адрес ответчика не поступал, заключения были составлены после 1 октября, что по смыслу положений ст. 406 Гражданского кодекса Российской Федерации является просрочкой кредитора, а ответчик был вправе полагать, что льготная арендная ставка ему была ежегодно пролонгирована.
При выдаче Департаментом здравоохранения положительного заключения о соответствии, оно не направляется арендатору, а только пересылается в Департамент городского имущества. Арендатор должен быть уведомлен только в случае выдачи отрицательного заключения, то есть отказа. Если отказ не был направлен арендатору, предполагается положительное заключение, и пролонгация льготной арендной ставки.
Вопрос о применении льготной ставки за 2019-2020 г.г. установлен в решении Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2020 г. по делу N А40-120051/2020, которым ДГИ г. Москвы отказано в удовлетворении исковых требований к ООО "Доктор рядом" по договору аренды за период с 01.10.2019 г. по 31.01.2020 г.
Право на применение Льготной ставки не связано с наличием положительного заключения Департамента здравоохранения города Москвы; порядок установления льготной ставки не предусматривает принятия какого-либо решения со стороны Департамента городского имущества города Москвы.
Согласно п. 6 постановления Правительства Москвы N 100-ПП предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявления об установлении льготной ставки:
* для применения указанной ставки арендной платы арендатор подает заявление о применении льготной ставки по договору аренды в Департамент здравоохранения города Москвы;
* по результатам рассмотрения заявления арендатора Департамент здравоохранения города Москвы не позднее 1 октября каждого года составляет заключение, подтверждающее факт оказания арендатором медицинских услуг по перечню и в объеме, определенным Департаментом здравоохранения города Москвы, которое вместе с копией заявления арендатора направляется Департаментом здравоохранения города Москвы в адрес Департамента городского имущества города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня его составления для применения льготной ставки арендной платы.
При этом, ни постановление Правительства Москвы N 100-ПП, ни приказ N 898 НЕ содержат норм о возможности применения льготной ставки лишь после получения положительного заключения Департамента здравоохранения города Москвы, подтверждающего факт оказания арендатором медицинских услуг по перечню и в объеме, определенным Департаментом здравоохранения города Москвы.
Таким образом, что у Арендодателя отсутствуют полномочия по установлению или не установлению льготной ставки по Договору аренды, а также для изменения размера арендной платы в одностороннем порядке.
Согласно п. п. 2.2, 3.7, 6 постановления Правительства Москвы от 25.02.2013 г.
N 100-ПП именно Департамент здравоохранения города Москвы осуществляет контроль за условиями целевого использования нежилого помещения и определяет, а также контролирует соблюдение объема и перечня медицинских услуг, оказываемых участниками программы.
Таким образом, односторонний отказ Истца от применения льготной ставки по арендной плате является незаконным.
Отсутствие задолженности Арендатора за спорные периоды подтверждается: вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2020 по делу N А40-120051 /20; в период действия льготной ставки все платежи по оплате аренды Арендатором осуществлены по льготной ставке в полном объеме в соответствии с условиями договора аренды и постановления Правительства Москвы N 100, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Таким образом, Арендатор вносил арендную плату своевременно и в полном объеме, задолженности перед Арендодателем по оплате аренды не имеет: до 01.10.2020 Арендатор оплатил арендную плату в полном объеме по установленной льготной ставке, после 01.10.2020 Арендатор оплатил в полном объеме арендную плату по новой ставке.
Апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2024 года по делу N А40-291174/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-291174/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ДОКТОР РЯДОМ"