город Омск |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А81-9502/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Летучевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4677/2024) Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.03.2024 по делу N А81-9502/2023 (судья Антонова Е.В.), принятое по иску акционерного общества "ЯМАЛ-ГЛОБАЛ" (ИНН: 8901012888, ОГРН: 1028900509395) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН: 8901039061, ОГРН: 1208900001122) о взыскании 1 912 681 рубля 07 копеек, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, Администрации муниципального образования город Салехард,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЯМАЛ-ГЛОБАЛ" (далее - истец, АО "ЯМАЛ-ГЛОБАЛ") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (далее - ответчик, Управление) о взыскании суммы субсидии в размере 1 912 681 руб.
07 коп.
От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в котором он просил взыскать с ответчика сумму субсидии в размере 1 841 533 руб. 04 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнение исковых требований принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.03.2024 по делу N А81-9502/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление заявляет о том, что в действиях истца усматривается двойное получение субсидии, как в рамках заключенного соглашения, так и за счет устанавливаемого тарифа. Также отмечает, что истцом не представлено доказательств предоставления услуг льготной категории граждан.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил, что исковые требования мотивированы ссылкой на заключенное между Управлением и АО "ЯМАЛ-ГЛОБАЛ" (далее - ресурсоснабжающая организация, РСО) соглашение о предоставлении субсидии от 08.04.2022 N 2 (далее - соглашение N 2), в соответствии с пунктом 2.1 которого субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в общем размере 28 195 211 руб. 16 коп.: в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю как получателю средств бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов городского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов РФ (далее - коды БК) в следующем размере:
- 27 913 259 руб. 04 коп. - по коду БК 902 0501 1410171621 811 24А;
- 281 952 руб. 12 коп. - по коду БК 902 0501 1410171621 811 24А.
Дополнительным соглашением N 4 стороны пришли к соглашению внести в раздел 2 соглашения о предоставлении субсидии от 08.04.2022 N 2 следующие изменения:
1.1 В разделе 2 "Финансовое обеспечение представления субсидии пункт 2.1 изложить в следующей редакции: "2.1. Субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в общем размере 41 109 318 руб. 99 коп.:
1) В пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю как получателю средств бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов городского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов РФ (далее - коды БК) в следующем размере:
- 40 610 902 руб. 96 коп. - по коду БК 902 0501 1410171621 811 24А;
- 410 211 руб. 45 коп. - по коду БК 902 0501 14101S1621 811 24А;
- 88 204 руб. 58 коп. - по коду БК 902 0501 1410171621 811 24А.
Согласно пункту 4.2 соглашения субсидия перечисляется в соответствии с планом-графиком перечисления субсидии, установленным в приложении N 1 к соглашению.
В соответствие с пунктом 3.1.3. соглашения получатель ежемесячно представляет главному распорядителю бюджетных средств ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, документов, подтверждающих затраты и (или) недополученные доходы, на возмещение которых предоставляется субсидия, в соответствии с пунктом 26 Порядка предоставления субсидии.
Не позднее 10 декабря 2022 года получатель предоставляет главному распорядителю отчет в целях финансирования субсидии, составленный исходя из ожидаемых данных об объеме услуг за декабрь и текущий год в целом.
Уточненный отчет за декабрь и текущий год в целом предоставляется получателем Главному распорядителю не позднее первого рабочего дня очередного финансового года.
Как указывает истец, им предоставлен итоговый отчет Главному распорядителю на общую сумму 42 919 748 руб. 03 коп.
На основании предоставленного отчета проведена проверка, специальной комиссией составлено заключение от 28.03.2023 N 3, в котором комиссия пришла к выводу, что за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 превышающий объем оказываемых услуг составило 6 099,357 куб.м. на общую сумму 1 810 429 руб. 04 коп.
В связи с тем, что сумма субсидии за фактически предоставленные услуги по итогам камеральной проверки превышает сумму фактического финансирования за 2022 год, в соответствии с пунктом 38 Порядка N 2522, превышение объема услуг и сумма субсидии, подлежащая финансированию, включается в отчет за 2023 год и финансируется за счет лимитов бюджетных ассигнований 2023 года в размере 1 810 429 руб. 04 коп.
В адрес ответчика направлено письмо от 05.06.2023 исх. N 33, в котором истец просил погасить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение ответчиком обязанностей, предусмотренных соглашением от 08.04.2022 N 2, послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, с чем выразил несогласие ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В статье 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в частности в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 3 статьи 86 БК РФ).
Из изложенного следует, что использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Применение льготного тарифа презюмируемо не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования.
С учетом положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что сторонами может быть заключено соглашение о возмещении межтарифной разницы, причиненных применением льготного тарифа.
Таким образом, законодателем установлен правовой механизм компенсации потерь возникших вследствие разницы между размером утверждённого экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, установлен путём выплаты соответствующей субсидии.
Цели, условия и порядок предоставления субсидий определяются, в том числе, нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, а также соглашениями о предоставлении субсидии.
Так, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 1144-П утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения на финансовое обеспечение (возмещение) затрат организациям, осуществляющим оказание услуг по транспортировке, откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков, являющимся приложением N 2.7 к Государственной программе автономного округа "Развитие энергетики и жилищно-коммунального комплекса", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2013 N 1144-П (далее - порядок N 1144-П, организации).
В соответствии с Законом автономного округа от 25.11.2021 N III-ЗАО "Об окружном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" муниципальному образованию город Салехард утвержден объем субсидии на оплату услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод на 2022 год в размере 187 274 000 руб. (в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2022 N 121-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов").
Пунктом 1.2.5 порядка N 1144-П установлено, что уполномоченным органом по предоставлению средств из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в форме субсидий на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат организациям является Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа (далее - уполномоченный орган).
Между Департаментом и муниципальным образованием город Салехард заключено соглашение о предоставлении субсидии из окружного бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения на финансовое обеспечение (возмещение) затрат организациям, осуществляющим оказание услуг по транспортировке, откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков от 25.01.2022 N 89-40/08-01-06/001 (далее - соглашение N 89-40/08-01-06/001).
В соответствии с разделом 1 соглашения N 89-40/08-01-06/001 уполномоченный орган на основании порядка предоставил получателю субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения на финансовое обеспечение (возмещение) затрат организациям, осуществляющим оказание услуг по транспортировке, откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков (далее - субсидия, расходное обязательство) в размере 171 682 000 руб.
Во исполнение соглашения N 89-40/08-01-06/001 между сторонами заключено соглашение N 2 на предоставление субсидии в общем размере 28 195 211 руб. 16 коп. (впоследствии увеличен размер финансирования).
Учитывая целевой характер предоставляемых из бюджета денежных средств, оплата по соглашению с использованием бюджетных средств должна производиться за фактические объёмы оказанных услуг.
Пунктом 1.3. соглашения N 2 установлено, что представления получателем главному распорядителю ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, документов, подтверждающих затраты и (или) недополученные доходы, на возмещение которых предоставляется субсидия, в соответствии с пунктом 26 Порядка предоставления субсидии (пункт 3).
Не позднее 10.12.2022 получатель предоставляет главному распорядителю отчет в целях финансирования субсидии, составленный исходя из ожидаемых данных об объеме услуг за декабрь и текущий год в целом.
Уточненный отчет за декабрь и текущий год в целом предоставляется получателем главному распорядителю не позднее первого рабочего дня очередного финансового года.
В соответствии с изложенным порядком истцом предоставлялись отчеты по фактическом объему оказанных услуг по транспортировке, откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков по льготным тарифам. По результатам проверки данных отчетов ответчик в процессе исполнения соглашения, корректировал сумму субсидии, в зависимости от фактически оказанных услуг путем оформления дополнительных соглашений.
Достоверность сведений, содержащихся в отчётах по объёмам оказанных услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков, начисленным для оплаты населению за спорный период, составленных по утверждённой в приложении N 1 к соглашению N 2 форме, ни ответчиком, третьим лицом не оспорены, соответствующих возражений не приведено (статьи 9, 65 АПК РФ).
На основании представленных отчетов, дополнительным соглашением N 4 в соглашении N 2 внесены изменения в части размера субсидии в общем размере 41 109 318 руб. 99 коп., в связи с изменением объемов работ по транспортировке, откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков.
Таким образом, из условий соглашения N 2 и порядка взаимодействия сторон следует, что между сторонами сложился определенный алгоритм взаимодействия, при котором по результатам предоставленных ежемесячно отчетов о фактически выполненных услуг по транспортировке, откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков АО "ЯМАЛ-ГЛОБАЛ" предоставлялись субсидии, в связи с применением льготного тарифа.
Как поясняет истец, по причине того, что 10 декабря невозможно было определить объем работ за весь год, ежегодно возникают ситуации, при которых общие объемы за годы либо выше, либо ниже (за 2018 год фактические объемы работ ниже на 862 721 руб. 40 коп., в связи с чем данные денежные средства возвращены в бюджет, в 2019 году сумма до финансирования составила 85 664 руб. 82 коп. и 1 230 248 руб. 58 коп. по решению Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.06.2019 N А81-2310/2019).
Так, за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 сумма недофинансирования составила 1 810 429 руб. 04 коп.
В порядке пункта 5.1.1 соглашения главный распорядитель обязался обеспечить предоставление субсидии в порядке и на условиях, установленных Порядком предоставления субсидий и в соответствии с разделом 3 настоящего соглашения; в случае превышения объема услуг, указанного в отчетах, над данными организаций, осуществляющих прием сточных вод на станции слива, об объемах сточных вод, принятых у получателя субсидии (нарастающим итогом с начала года, за минусом объемов услуг, оказанных юридическим лицам) к финансированию субсидии принимается объем услуг в размере объемов сточных вод, принятых у получателя субсидии за отчетный период (за минусом объемов услуг, оказанных юридическим лицам и объемов оказанных услуг ненадлежащего качества, и определяется в следующем порядке.
Объем услуг, принимаемый к финансированию субсидии, определяется с учетом коэффициента уменьшения по следующей формуле:
Фс = Фкос - Фю - Функ,
где:
Фс - объем услуг, принимаемый к финансированию субсидии, куб. м;
Фкос - данные организаций, осуществляющих прием сточных вод на станции слива, об объемах сточных вод, принятых у получателя субсидии, куб. м;
Фю - объемы услуг, оказанных получателем субсидии юридическим лицам, куб. м;
Функ - объемы услуг ненадлежащего качества, оказанные получателем субсидии, куб. м.
Объемы услуг ненадлежащего качества, оказанные получателем субсидии рассчитываются по следующей формуле:
Функ = Ф * kу,
где:
Ф - фактический объем предоставленных услуг, куб. м.
Коэффициент уменьшения (kу) рассчитывается по следующей формуле:
kу = (Q - A) / Q,
где:
A - количество составленных в течение отчетного периода актов обследования придомовой территории с приложением фотофиксации разлива сточных вод и указанием причины переполнения (далее - Акт), штук;
Q - количество обслуживаемых получателем субсидии объектов, штук.
Согласно пункту 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Приняв на себя обязательства по соглашению N 2, Управление приняло на себя обязанность по предоставлению субсидии на основании ежемесячных отчетов о фактически оказанных услугах по транспортировке, откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков.
Ссылаясь на исполнение соглашения в размере финансирования, определенного дополнительным соглашением N 4, ответчик полагает, что обязательства исполнены.
Однако податель жалобы не учитывает вышеприведенные положения соглашения, в частности, пункта 3.1.3, исходя из которых обязательства ответчика не ограничиваются суммой финансирования, определенной пунктом 2.1 соглашения, а зависят от объема фактически оказанных за период действия соглашения услуг, определяемого по отчету на первый рабочий день очередного финансового года, что вполне обоснованно с учетом невозможности определения точного объема услуг на момент заключения соглашения, так и на начало последнего расчетного периода финансового года.
Иными словами, в случае превышения стоимости объема оказанных услуг по итогам последнего отчетного периода над суммой финансирования соглашения такая стоимость подлежит возмещению путем предоставления субсидии в рамках рассматриваемого соглашения, а потому выплата ответчиком суммы финансирования без учета фактического объема оказанных услуг за весь 2022 год, как и подписание акта сверки, не свидетельствует об исполнении ответчиком обязательств, возникших на основании соглашения, надлежащим образом, то есть в полном объеме.
Обстоятельства двойного получения субсидии, как в рамках соглашения, так и в рамках утвержденного тарифа, апелляционным судом не установлено, с учетом того, реализация услуг осуществлялась для льготных категорий граждан. Также не представлено ответчиком и доказательств того, что стоимость спорного объема услуг возмещена в рамках правоотношений сторон 2023 года, в том числе за счет субсидий на последующий финансовый год.
Доводы о том, что не доказан факт слива канализационных стоков льготной категории граждан, не включения в предъявляемые к возмещению затраты объемов услуг, оказанных юридическим лицам, опровергается итогами камеральных проверок отчетов истца, которыми не установлено каких-либо необоснованно предъявленных затрат.
В частности это усматривается из обращения от 03.05.2023 N 171/01-05-01/1143 в департамент о выделении дополнительных средств на возмещение затрат организациям, осуществляющим откачку и вывоз ЖБО из септиков в 2022 году, в связи с выявлением недофинансирования в 2023 году, по итогам камеральной проверки.
Общая сумма задолженности муниципального образования перед организациями составила 2 786 928 руб. 97 коп., в том числе задолженность перед АО "ЯМАЛ-ГЛОБАЛ" в размере 1 810 429 руб. 04 коп.
Доводы о том, что обязательства по соглашению N 2 исполнены в полном объеме и иных изменений в размер субсидии не вносились, не является основанием для освобождения Управления от обязанности компенсировать фактические затраты истца, с учетом фактически сложившегося порядка исполнения условий соглашения N 2, при котором именно на основании ежемесячного отчета о фактическом объема работ формируется размер субсидии, который в последующем сторонами обозначается в дополнительном соглашении.
На основании изложенного, АО "ЯМАЛ-ГЛОБАЛ" вправе рассчитывать на возмещение своих затрат (недополученных доходов) получателя, связанных с предоставлением услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации в виде гарантированной соглашением N 2 субсидии, то фактически составило 1 810 429 руб. 04 коп.
При таких обстоятельствах удовлетворение исковых требований не может быть признано необоснованным.
Аргументы подателя жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Соответственно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривается, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.03.2024 по делу N А81-9502/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9502/2023
Истец: АО "ЯМАЛ-ГЛОБАЛ"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Салехард, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, Восьмой арбитражный апелляционный суд