г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А56-46938/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарь Сизов А.К.,
при участии:
от заявителя: Ивашкова Г.В.,
от заинтересованного лица: Муштаев Д.В. по доверенности от 27.12.2023,
от 3-го лица: Дзюбанова А.В. по доверенности от 14.05.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-8736/2024, 13АП-8737/2024) ГЖИ Санкт-Петербурга и ООО "Управляющая компания "Невский конгресс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2024 по делу N А56-46938/2023, принятое
по заявлению ТСЖ "Мореокеан"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
3-е лицо: ООО "Управляющая компания "Невский конгресс"
Об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "МОРЕОКЕАН" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее -Инспекция) об оспаривании:
распоряжения от 20.02.2023 N 492-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ;
распоряжения от 03.05.2023 N 1237-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ;
распоряжения от 07.06.2023 N 1687-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ;
- об обязании Инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Товарищества путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 28 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, д. 28, стр. 1, из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невский конгресс", в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Управляющая компания "Невский конгресс" (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 07.02.2024 требования ТСЖ удовлетворены частично, распоряжение от 07.06.2023 N 1687-рл признано недействительным и суд обязал Инспекцию в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, исключив многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, д. 28, стр. 1, из числа многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества. В удовлетворении заявления в остальной части отказано, распределена государственная пошлина.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество и Инспекция направили апелляционные жалобы, в которой просят отменить обжалуемое решение суда в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ требований в полном объеме.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель ТСЖ возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ТСЖ "МореОкеан" зарегистрировано в качестве юридического лица 01 февраля 2023 года на основании решения, принятого Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, д. 28, стр. 1 (далее - МКД), оформленного Протоколом N 1 от 25 января 2023.
07.02.2023 в адрес ГЖИ направлено Заявление (Уведомление) о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, д. 28, стр. 1, - ТСЖ "МореОкеан" с приложением Описи документов, прилагаемых к Заявлению (Заявление от 07.02.2023 и Опись документов, представленных в Отдел лицензирования от 07.02.2023).
Распоряжением ГЖИ от 20.02.2023 года N 492-рл ТСЖ "МореОкеан" отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в связи с несоответствием уведомления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938 (далее - Порядок), а именно:
подпункту "а" пункта 5 Порядка, прилагаемые к заявлению документы не содержат сведений о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
подпункту "е" пункта 5 Порядка, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 25.01.2023 N 1, по вопросу повестки дня N 2.1 об изменении способа управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья, по вопросу 2.2 о создании ТСЖ "МореОкеан" и по вопросу 2.4 об утверждении устава ТСЖ "МореОкеан" имеют признаки ничтожности по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, решения приняты при отсутствии необходимого кворума.
19.04.2023 ТСЖ направило в ГЖИ повторное Заявление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, д. 28, стр. 1, - ТСЖ "МореОкеан".
Распоряжением ГЖИ от 03.05.2023 года N 1237-рл ТСЖ "МореОкеан" было отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в связи с несоответствием уведомления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, а именно:
подпункту "а" пункта 5 Порядка, к заявлению не приложена копия устава товарищества собственников жилья, а также сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
подпункту "е" пункта 5 Порядка, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 25.01.2023 N 1, по вопросу повестки дня N 2.1 об изменении способа управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья, по вопросу 2.2 о создании ТСЖ "МореОкеан" и по вопросу 2.4 об утверждении устава ТСЖ "МореОкеан" имеют признаки ничтожности по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, решения приняты при отсутствии необходимого кворума.
25.05.2023 ТСЖ "МореОкеан" вновь обратилось в ГЖИ с просьбой внести изменения в реестр лицензий субъекта РФ относительно МКД.
Распоряжением ГЖИ от 07.06.2023 года N 1687-рл ТСЖ "МореОкеан" вновь было отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в связи с несоответствием уведомления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка, а именно:
подпункту "е" пункта 5 Порядка, так как решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленные протоколом от 25.01.2023 N 1, по вопросу повестки дня N 2.1 об изменении способа управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья, вопросу 2.2 о создании ТСЖ "МореОкеан" и вопросу 2.4 об утверждении устава ТСЖ "МореОкеан" имеют признаки ничтожности по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, решения приняты при отсутствии необходимого кворума.
Не согласившись с указанными Распоряжениями, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением от 07.02.2024 требования ТСЖ удовлетворены частично, распоряжение от 07.06.2023 N 1687-рл признано недействительным и суд обязал Инспекцию в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, исключив многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, д. 28, стр. 1, из числа многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества. В удовлетворении заявления в остальной части отказано, распределена государственная пошлина.
Апелляционный жалобы Инспекцией и Обществом поданы в части удовлетворенных требований, решение суда в части отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований не обжалуется сторонами в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утверждён Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать информацию предусмотренную пунктом 2 Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) ";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае изменения способа управления МКД, ранее управлявшегося управляющей организацией, на управление ТСН, Инспекцией вносятся изменения в реестр лицензий об исключении сведений о МКД из перечня домов, управление которыми осуществляется управляющей организацией, на основании уведомления, направленного в Инспекцию с приложением документов, предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 Порядка N 938/пр.
От ТСЖ в Инспекцию 25.05.2023 поступило заявление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. Заявление было рассмотрено Инспекцией с учетом представленных заявителем протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 25.01.2023 N 1 и иных документов согласно материалам проверки.
Согласно акту проверки от 02.05.2023 Инспекцией при исследовании решений, (за вычетом кв. 263 - представитель без доверенности, кв. 198 - возражения собственника) установлено наличие признаков ничтожности общего собрания собственников, оформленного протоколом от 25.01.2023 N 1, поскольку по вопросам повестки собрания N 2.1 "Выбор способа управления МКД - управление Товариществом собственников жилья", по вопросу N 2.2 "О создании ТСЖ "МореОкеан" и по вопросу N 2.4. "Об утверждении Устава ТСЖ "МореОкеан" "ЗА" принятие решения проголосовали собственники помещений в МКД, обладающие 47% от общего числа голосов собственников в указанном многоквартирном доме.
Положениями ч. 1 ст. 136 ЖК РФ определено, что решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Из изложенного следует, что решение о создании ТСЖ "МореОкеан" не соответствует требованиям ЖК РФ, поскольку "ЗА" его принятие проголосовали собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие менее 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
Учитывая изложенное, Инспекция пришла к выводу о том, что имеются признаки ничтожности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам повестки собрания N N 2.1, 2.2, 2.4, оформленных протоколом от 25.01.2023 N 1.
Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения заявления ТСЖ "МореОкеан" от 07.06.2023 Инспекцией принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр.
Как следует из материалов дела, согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 06.05.2019 N 78-15-10-2019 количество голосов собственников помещений составляет 32701,30 кв.м.
Вместе с тем, в протоколе общего собрания собственников помещений от 25.01.2023 количество голосов собственников помещений существенно занижено и составляет 29 164,60 кв.м.
Суд первой инстанции, признав недействительным данное распоряжение от 07.06.2023, пришел к выводу о наличии кворума при проведении собрания, поскольку расчет площади МКД необходимо осуществлять исходя из общей площади помещений, права собственности на которые зарегистрированы в установленном законном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод ошибочным, как и позицию заявителя о правомерном занижении общей площади помещений в МКД с учетом частично незарегистрированных прав собственности на квартиры.
Согласно ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ лица, которые приняли от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по отнесенным к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопросам в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В силу п. 1 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 8 Закона 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче.
Сама по себе утрата правообладателем помещения, полученного по акту приема передачи, через год права на участие в голосовании на общем собрании собственников не свидетельствует об утрате им права на помещение и доли в общем имуществе многоквартирного дома, соответственно исключение указанных площадей из общего числа голосов собственников неправомерно.
Таким образом, вывод суда об исключении из общей площади жилых и нежилых помещений, а также при подсчете кворума на общем собрании голосов лиц, принявших от застройщика по актам приема-передачи помещения, не основан на нормах права.
Данный вывод суда напрямую противоречит части 3 ст. 45 ЖК РФ, согласно которой общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Под общим числом голосов в данном случае понимается совокупная площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (квартир, машиномест, помещений кладовых, коммерческих помещений и т.д.), не относящихся к общему имуществу собственников (ст. 37 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Позиции заявителя о возможном занижении общей площади МКД очевидно противоречит положениям ст. 48, 37 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, общее количество голосов собственников помещений многоквартирного дома представляет собой сумму площадей всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, которые находятся в собственности и (или) переданы по договору долевого строительства правообладателям.
Таким образом, позиция Инспекции об отсутствии необходимого кворума (протокол от 25.01.2023 N 1), изложенная в обжалуемом распоряжении от 07.06.2023, является правомерной, в связи с чем, распоряжение от 07.06.2023 - законным и обоснованным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований подлежит отмене, с вынесение судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ требований.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ: расходы по заявлению отнесению на заявителя, судебные расходы по апелляционной жалобе - на проигравшую сторону.
При этом решение суда в части отказа в удовлетворении требований не обжаловалось, суд первой инстанции возвратил излишне уплаченную государственную пошлину (в указанной части решение не подлежит изменению).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 февраля 2024 года по делу N А56-46938/2023 в обжалуемой части (п. р/ч 1, 2, 4) отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья "МОРЕОКЕАН" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невский конгресс" 1500 руб. судебных расходов по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невский конгресс" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению от 20.02.2024 N 108.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46938/2023
Истец: ТСЖ "МОРЕОКЕАН"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НЕВСКИЙ КОНГРЕСС"