г. Самара |
|
03 июня 2024 г. |
А49-3290/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева Н.А.,
судей Бондаревой Ю.А., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Садохиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 мая 2024 года в помещении суда, в зале N 2,
апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области на определение Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2024 года, вынесенное по заявлению уполномоченного органа Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области о включении требования в размере 270378 руб. 75 коп. в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Универсал" Кировского сельсовета (ОГРН 1125805000199, ИНН 5805012463) по делу о признании несостоятельным (банкротом),
без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 28.04.2023 дело о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Универсал" Кировского сельсовета (далее - должник) возбуждено по заявлению уполномоченного органа Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области.
Определением от 09.10.2023 заявление кредитора признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Лычагин Евгений Владимирович.
Сообщение о введении процедуры наблюдения опубликовано в газете "КоммерсантЪ" 21.10.2023.
В Арбитражный суд Пензенской области 20.11.2023 обратился уполномоченный орган Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 270378 руб. 75 коп.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2024 требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области в сумме 270378 руб. 75 коп. признано установленным и подлежащим включению:
- в размере 69221 руб. 29 коп., состоящем из основного долга по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, во вторую очередь реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Универсал" Кировского сельсовета;
- в размере 201157 руб. 46 коп., состоящем из основного долга в сумме 28409 руб. 81 коп., пеней в размере 161284 руб. 45 коп. и штрафов в размере 11463 руб. 20 коп., в третью очередь реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Универсал" Кировского сельсовета.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу УФНС России по Пензенской области на определение Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2024 по делу N А49-3290/2023 удовлетворить.
Отменить определение Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2023 года по делу N А49-3290/2023 в части включения:
- в размере 69221 руб. 29 коп., состоящем из основного долга по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, во вторую очередь реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Универсал" Кировского сельсовета;
- в размере 201157 руб. 46 коп., состоящем из основного долга в сумме 28409 руб. 81 коп., пеней в размере 161284 руб. 45 коп. и штрафов в размере 11463 руб. 20 коп., в третью очередь реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Универсал" Кировского сельсовета.
В отмененной части принять новый судебный акт о включении в реестр требований кредиторов МУП ЖКХ "Универсал" Кировского сельсовета ИНН 5805012463 задолженности по налоговым платежам и страховым взносам в сумме 270 378,75 руб., в том числе:
- во вторую очередь - 85 251,10 руб., состоящую из основного долга по налогу на доходы физических лиц с доходов в сумме 26 318,00 руб. и по страховым взносам, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, за период с 1 января 2023 года в сумме 58 933,10 руб.;
- в третью очередь - 185 127,65 руб., в том числе основной долг - 12 380,00 руб., пени - 161 284,45 руб., штрафы - 11 463,20 руб.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 21.05.2024.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений и размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ, в связи с чем суд вправе рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, касающаяся определения очередности удовлетворения требования уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции не вправе выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции лишь в обжалуемой части.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из следующего.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. При этом в силу части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае согласно справке заявителя у должника имеется следующая задолженность:
- по страховым взносам, предусмотренным законодательством о налогах и сбора, разделяемым по видам страхования, в сумме 58933 руб. 10 коп.;
- по водному налогу в сумме 15 руб.;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 26318 руб.;
- по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 12365 руб. 34 коп.;
- по штрафам в общей сумме 11463 руб. 20 коп.;
- по пеням, начисленным на обязательные платежи, в общей сумме 161284 руб. 45 коп.
Суд первой инстанции, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, приняв во внимание, что суммы штрафов подтверждены решениями о привлечении должника к налоговой ответственности, пришел к выводу о признании заявленного уполномоченным органом требования установленным и подлежащим удовлетворению.
В указанной части судебный акт не обжалуется и апелляционному пересмотру не подлежит.
Относительно определения очередности удовлетворения требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В своем заявлении и дополнениях к нему уполномоченный орган просил включить во вторую очередь требование, состоящее в том числе из задолженности по страховым взносам, предусмотренным законодательством о налогах и сбора, разделяемым по видам страхования, в общей сумме 58933 руб. 10 коп.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации.
Пунктом 6 статьи 431 НК РФ предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в виде единой суммы, если иное не установлено настоящей статьей.
Из представленного уполномоченным органом расчета по страховым взносам за 3 месяца 2023 года следует, что должником за указанный период исчислены страховые взносы в виде единой суммы в общем размере 58933 руб. 10 коп.
При этом из подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:
- страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного пенсионного страхования - по нормативу 72,8 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;
- страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - по нормативу 8,9 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;
- страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного медицинского страхования - по нормативу 18,3 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом.
То есть в силу приведенных норм из общей суммы рассчитанных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат зачислению взносы в размере 72,8 процента, на обязательное социальное страхование - 8,9 процента, на обязательное медицинское страхование - 18,3 процента.
Таким образом, исходя из приведенной пропорции, с учетом суммы рассчитанных в рассматриваемом случае взносов в общем размере 58933 руб. 10 коп., из них на обязательное пенсионное страхование подлежат зачислению взносы в размере 42903 руб. 29 коп., на обязательное социальное страхование - 5245 руб. 05 коп., на обязательное медицинское страхование - 10784 руб. 76 коп.
Вместе с тем, заявитель просил указанную задолженность в полном размере включить во вторую очередь требований кредиторов, тогда как по расчету суда на обязательное пенсионное страхование подлежат зачислению лишь взносы в размере 42903 руб. 29 коп.
Доводы уполномоченного органа об изменении с 2023 года законодательства по вопросам уплаты страховых взносов, согласно которому отдельные виды страхования объединены в единое целое, что, по его мнению, свидетельствует о включении страховых взносов в общем размере во вторую очередь, отклонены судом первой инстанции на основании изложенного выше.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предусмотренный с 2023 года законодательством о налогах и сборах порядок исчисления единого размера страховых взносов с учетом ранее приведенных правил зачисления взносов в бюджеты Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, не может менять очередность удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с пунктами 8, 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, только требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц подлежат удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 названного Закона.
На основании изложенного во вторую очередь реестра требований кредиторов судом первой инстанции включены требования заявителя в общем размере 69221 руб. 29 коп., из них:
- по страховым взносам, предусмотренным законодательством о налогах и сбора, разделяемым по видам страхования, в сумме 42903 руб. 29 коп.;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 26318 руб.
Требование в оставшемся размере 201157 руб. 46 коп., включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В обоснование апелляционной жалобы уполномоченный орган ссылался на то, что ввиду внесения изменений в законодательное регулирование, в соответствии которыми отдельные виды страховых взносов были объединены в единое целое, единый тариф страховых взносов, входящий в единый налоговый платеж - (часть 1 статьи 11.3 НК РФ), должен удовлетворяться в составе второй очереди текущих платежей.
Изложенные доводы суд апелляционной инстанции признает несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, ответом на вопрос 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" определено, что исходя из особой правовой природы и предназначения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате, поэтому в соответствии с абзацем третьим пункта 2 и абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве соответствующая основная задолженность, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом, относится ко второй очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
Указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование). Так, по общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац шестой пункта 2, абзац четвертый пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве).
В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральные законы от 14.07.2022 N 239-ФЗ и N 237-ФЗ), с 01.01.2023 установлен единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ), а также на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Между тем, установление единых тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, установление для указанных платежей единого кода бюджетной классификации не меняет характера (существа) соответствующих платежей, соотношения их значимости.
По своей сути, единый тариф составляет совокупный размер страховых взносов, выплачиваемых ранее:
- ОПС - 22% до достижения предельной базы; - ОМС - 5,1% вне зависимости от суммы; - ВНиМ - 2,9% до достижения предельной величины базы; что при сложении составляет 30% от выплат работникам.
После превышения базы ранее работодатели оплачивали - на пенсионное страхование 10%, на медицинское страхование - 5,1%. В результате сложения - 15,1%, как установлено новым пунктом 3 статьи 425 НК РФ.
Таким образом, несмотря на введенные изменения, общий размер тарифа по взносам за работников в 2023 году остался прежним:
- 30% до достижения единой предельной величины базы; - 15,1% после ее достижения.
По сути, если до 01.01.2023 работодатели платили четыре вида страховых взносов - пенсионные, медицинские, социальные для выплат больничных и пособий, взносы от несчастных случаев, перечисляя их отдельными платежами по разным тарифам, то с 01.01.2023 с объединением Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования Российской Федерации в Социальный фонд России платить взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование необходимо по единому тарифу без разбивки на фонды, который в последующем автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование в пропорции 72,8% на пенсионное страхование, 18,3% - на медицинское страхование и 8,9% на обязательное социальное страхование.
Согласно письму ФНС России от 01.09.2023 N КЧ-4-18/11134@ "О перечислении налогоплательщиком денежных средств, которые должны быть направлены в счет уплаты налогов, страховых взносов, сборов, штрафов, пеней, на Единый налоговый платеж" следует, что в отношении налогоплательщиков, по которым введена процедура банкротства, денежные средства из Единого налогового платежа будут распределяться автоматически с учетом очередности, предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах, доводы уполномоченного органа о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование подлежат уплате в составе одной очереди (в данном случае - во второй) правомерно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие действующей редакции статьи 134 Закона о банкротстве, а также правовым позициям, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, общая сумма обязательных платежей, подлежащая включению во вторую очередь реестра требований кредиторов, составляет 69 221, 20 руб.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом определении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу необходимо оставить без удовлетворения, а определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Таким образом, определение Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2024 года по делу А49-3290/2023, в обжалуемой части, следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2024 года по делу А49-3290/2023, в обжалуемой части, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Мальцев |
Судьи |
Ю.А. Бондарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3290/2023
Должник: МУП жилищно-коммунального хозяйства "Универсал" Кировского сельсовета, МУП ЖКХ "Универсал Кировского сельсовета"
Кредитор: ООО "ТНС энерго Пенза", Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: к/у Лычагин Евгений Владимирович, Ассоциация Арбитражных Управляющих "Содружество", Лычагин Евгений Владимирович, НП "Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Содружество", УФНС РФ по Пензенской области