город Томск |
|
5 июня 2024 г. |
Дело N А27-24297/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Апциаури Л.Н., |
|
|
Афанасьевой Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в части требования о возврате лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства дело N А27-24297/2022 по иску Департамента лесного комплекса Кузбасса (ОГРН 1074205000924) к обществу с ограниченной ответственностью "Ровер" (ОГРН 102040073381) о взыскании задолженности и пени в общем размере 805,94 рублей, расторжении договора аренды лесного участка от 27.08.2010 N101/10-Л, обязании возвратить лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Макарова А.С., доверенность от 11.01.2024, паспорт, диплом (онлайн-заседание),
УСТАНОВИЛ:
департамент лесного комплекса Кузбасса (далее по тексту - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Ровер" (далее по тексту - ответчик, общество, ООО "Ровер") о взыскании задолженности и пени в размере 805,94 рублей в доход федерального и областного бюджетов, в том числе: основной долг за 2, 3, 4 кварталы 2022 года в размере 733,88 рублей в доход федерального бюджета, неустойку, начисленную на задолженность в федеральный бюджет, за период с 01.04.2022 по 31.07.2023 в размере 72,06 рублей, направляемой в доход областного бюджета; - о расторжении договора аренды лесного участка от 27.08.2010 N 101/10-Л в связи с нарушением условий договора; - обязании возвратить лесной участок, имеющий следующие характеристики: площадью 0,059 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 206- 2010-08/32:207:04:0206, расположенный: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Кемеровское лесничество, Невское участковое лесничество, урочище "Кургановское", кварталы N 7 (выдел 19), по акту приема - передачи (возврата) лесного участка, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования (в уточненной редакции исковых требований от 28.04.2023 и 20.11.2023, принятой судом к рассмотрению в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.11.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате арендной платы в доход федерального бюджета за 2, 3, 4 кварталы 2022 года в размере 733,88 рублей, неустойка, начисленную на задолженность в федеральный бюджет, за период с 01.04.2022 по 31.12.2022 в размере 72,06 рублей, направляемой в доход областного бюджета; расторгнут договор аренды лесного участка от 27.08.2010 N 101/10-Л, заключенный между Департаментом лесного комплекса Кузбасса и ООО "Ровер", на ответчика возложена обязанность возвратить истцу по акту приема-передачи лесной участок, имеющий следующие характеристики: площадь: 0,059 га; местоположение: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Кемеровское лесничество, Невское участковое лесничество, урочище "Кургановское", кварталы N 7 (выдел 19); номер учетной записи в государственном лесном реестре: 206-2010-08/32:207:04:0206. Исковые требования в части возврата лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, оставлены без рассмотрения. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 8 000 рублей государственной пошлины по делу.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в части, приняв по делу новый судебный акт, удовлетворить требования Департамента лесного комплекса Кузбасса полностью, в том числе в части обязания ООО "Ровер" возвратить лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования, ссылаясь, в том числе на то, что вывод суда о том, что обязательство по возврату лесного участка не является текущим, не соответствует установленным по делу обстоятельствам и противоречит условиям договора и нормам действующего законодательства Российской Федерации; расторжение Договора неразрывно связано с обязательством арендатора по возврату лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, что находит своё подтверждение в Лесном, Гражданском, Земельном кодексах Российской Федерации; сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, подлежащим государственной или муниципальной экспертизе; требование о возврате лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, вытекает из требования о расторжении Договора и является текущим, в связи с чем, не может быть рассмотрено в деле о банкротстве; возможность исполнить решение суда в части трансформации неденежного обязательства по проведению рекультивации нарушенных земель в денежное у Департамента отсутствует. Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует механизм последующего финансирования работ, связанных с восстановлением нарушенных земель, за счет бюджетного финансирования.
От ответчика в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определением апелляционного суда от 08.02.2024 судебное заседание откладывалось на 06 марта 2024 года на 10 час. 10 мин. в помещении суда, ответчику предложено представить суду и направить другой стороне подробный мотивированный отзыв по доводам жалобы.
Определением апелляционного суда от 06.03.2024 суд перешел к рассмотрению дела N А27-24297/2022 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в части оставления без рассмотрения требования о возврате лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, судебное заседание назначено на 11.04.2024 на 10 час. 00 мин. в помещении суда, указано на необходимость сторонам до 04.04.2024 представить суду письменные мотивированные позиции по заявленному требованию.
На основании статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена, дело рассматривается с самого начала.
Определением апелляционного суда от 11.04.2024 судебное заседание откладывалось на 06 мая 2024 года на 11 час. 40 мин. в помещении суда, указано на необходимость сторонам исполнить определение суда от 06.03.2024, а именно представить суду письменные мотивированные позиции по заявленному требованию.
03.05.2024 от Департамента поступила мотивированная позиция по делу, в которой указал, что лесопользователь в силу действующего законодательства, а также условий заключенного договора обязан выполнить рекультивацию нарушенных земель и передать лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора. Исходя из требований действующего законодательства обязанность привести земельный участок в первоначальное положение, то есть в данном случае провести рекультивацию и восстановление плодородного слоя почвы, вытекает из положений законодательства и не может быть отменена выплатой денежной компенсации с последующим пользованием природным объектом. Из анализа норм действующего законодательства видно, что рекультивацию выполняет каждое лицо, независимо от того, находится ли оно в стадии банкротства или нет. Обязанность по рекультивации земель по окончании договорного использования лесного участка возложена на ответчика. Департамент считает, что требование о возврате лесного участка в состоянии, ведения лесного хозяйства пригодном состоянии подлежит удовлетворению еще и потому, что арендатор по условиям договора аренды должен вернуть лесной участок, а не денежные средства за то, что он не может привести в соответствие лесной участок после использования.
В судебном заседании представитель истца устно заявила ходатайство об отложении судебного заседания для представления проекта освоения лесов.
Учитывая, что мотивированная позиция истца по делу направлена в адрес конкурсного управляющего ответчика только 03.05.2024, от ООО "Ровер" пояснений не поступило, апелляционный суд определением от 06.05.2024 откладывал судебное заседание на 29 мая 2024 года в помещении суда, предложено: истцу представить проект освоения лесов, ответчику ознакомиться с поступившей от истца мотивированной позицией по требованию о возврате лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, при наличии представить в суд пояснения.
От Департамента поступили пояснения, в которых указал, что на лесном участке расположен линейный объект. ООО "Ровер" в Департамент лесного комплекса Кузбасса по договору аренды лесного участка N 101/10-Л от 27.08.2010 не представлял проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. С учетом того, что по данному договору аренды лесного участка N 101/10-Н от 27.08.2010 отсутствует проект освоения лесов, то после расторжения договора аренды лесного участка Арендатор должен вернуть Арендодателю лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, в котором он был изначально передан Арендатору. На заявленных требованиях Департамент настаивает в части возврата лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направил.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках договора аренды лесного участка от 27.08.2010 N 101/10-Л (далее - договор) истец (арендодатель) передал, а ответчик (арендатор) принял во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, общей площадью 0,0596 га, расположенный: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Кемеровское лесничество, Невское участковое лесничество, урочище "Кургановское", кварталы N 7 (выдел 19), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 206-2010- 08/32:207:04:0206.
Согласно подпункту "б" пункта 12 договора Арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором.
Пунктом 5 договора установлено, что арендная плата составляет 1359,52 рублей в год, в том числе в части минимального размера арендной платы, направляемой в федеральный бюджет 453,17 рублей, и в части, превышающей минимальный размер арендной платы, направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации 906,35 рублей. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ (пункт 6 договора).
Срок внесения арендной платы - ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Арендная плата за четвертый квартал вносится ежегодно в срок до 20 декабря соответствующего года (приложение N 4 к договору).
Срок действия договора установлен до 26 августа 2059 года и действует с 27 августа 2010 года (пункт 29 договора).
Обязательства по оплате арендной платы за пользование земельным участком ответчиком в установленный срок выполнены не были, в адрес Общества была направлена письменная претензия с требованием оплатить образовавшийся долг и пени, а также о расторжении заключенного договора аренды.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате задолженности, пени в добровольном порядке не были исполнены, лесной участок не возвращен, истец обратился в суд настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.11.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате арендной плате, неустойка, расторгнут договор аренды лесного участка от 27.08.2010 N 101/10-Л, заключенный между Департаментом лесного комплекса Кузбасса и ООО "Ровер", на ответчика возложена обязанность возвратить истцу по акту приема-передачи лесной участок. Исковые требования в части возврата лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, оставлены без рассмотрения.
Требование о возврате лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства апелляционным судом рассматривается по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. В остальной части решение суда сторонами не оспаривалось.
Рассмотрев данное требование, апелляционный суд приходит к выводу, что оно не подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно абзацу 1 статьи 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В силу частей 1, 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, к их числу также относятся: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункт 13).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Лица, причинившие вред земельному участку вследствие осуществления на нем какой-либо деятельности, должны возместить этот вред путем проведения восстановительных работ (рекультивации) (статьи 77 и 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 13 и 39.8 ЗК РФ).
В силу части 4 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации особенности рекультивации земель, указанных в части 2 настоящей статьи, меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
Пункт 5 Правил устанавливает, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пункт 6 Правил регулирует, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации земли, которые использовались для строительства, реконструкции, эксплуатации объектов при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых подлежат рекультивации. Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых подлежат рекультивации после завершения работ в соответствии с проектом рекультивации.
Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия хозяйственной деятельности с целью подготовки земель для дальнейшего использования в лесном хозяйстве, создания живого напочвенного покрова.
В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела Департамент сослался на то, что в проекте освоения лесов по спорному участку имеются мероприятия, которые должен осуществить арендатор для рекультивации участка.
Однако, в рассматриваемом случае, как впоследствии указал сам Департамент, по договору аренды лесного участка N 101/10-Л от 27.08.2010 отсутствует проект освоения лесов, а следовательно и проект восстановительных работ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022, если лицо причинило вред арендуемому им земельному участку и уклонилось от исполнения предусмотренной законом и/или договором обязанности по проведению восстановительных работ, у собственника земельного участка (арендодателя), практически отсутствует легальная возможность побуждения арендатора к исполнению данной обязанности в натуре, поскольку возложение обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды обусловлено наличием соответствующего волеизъявления ответчика, выражающегося в добровольном совершении действий, направленных на осуществление необходимых мероприятий, подтверждением которого является разработка проекта восстановительных работ ко времени рассмотрения дела судом.
При этом в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.
Как установлено судом, в отношении ООО "Ровер" возбуждено и рассматривается дело о банкротстве (А02-1460/2020).
Таким образом, учитывая, что проект освоения лесов, проект восстановительных работ в данном случае отсутствует, ответчик не выражал волеизъявление на добровольное совершение действий, направленных на осуществление необходимых мероприятий по проведению восстановительных работ, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по возврату лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
При этом, апелляционный суд отмечает, что Департамент вправе потребовать привлечения неисправного арендатора к имущественной ответственности в виде возмещения убытков (пункт 36 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель").
Учитывая все изложенное, требование истца о возврате лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, удовлетворению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 110, 268 (пунктом 6.1), 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24297/2022 в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Ровер" возвратить Департаменту лесного комплекса Кузбасса лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства отменить.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24297/2022
Истец: Департамент лесного комплекса Кузбасса
Ответчик: ООО "Ровер"
Третье лицо: Посашков Алексей Николаевич, Сачев И. М.