г. Вологда |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А66-11651/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери представителя Нагибиной С.В. по доверенности от 20.07.2022 N 331, от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери представителя Ковалевой И.И. по доверенности от 26.03.2024 N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 февраля 2024 года по делу N А66-11651/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (адрес: 170034, город Тверь, улица Ерофеева, дом 5; ИНН 6901043057, ОГРН 1036900087806; далее - Департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью ""Тверская генерация" (адрес: 170003, город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, кабинет 12; ИНН 6906011179, ОГРН 1106906000068; далее - Общество) о возложении на ответчика обязанности заключить дополнительное соглашение к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери, от 01.11.2015 (стоимость аренды - 24 892 руб. 22 коп. в месяц без НДС) (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее - Департамент ЖКХ).
Решением суда от 27.02.2024 иск удовлетворен.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, письменными пояснениями, в которых просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда о добровольном принятии Обществом обязательства по аренде дополнительного имущества является несостоятельным, основан на неверном толковании условий договора, статей 432, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Общество находится в процедуре конкурсного производства, не имеет возможности принимать на себя дополнительные обязательства, поскольку это приведет к увеличению расходов должника, нарушению прав кредиторов на получение удовлетворения своих требований. В силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наличие единой системы теплоснабжения и статуса ЕТО наделяет Общество правом, а не обязанностью на заключение договора аренды таких объектов без соблюдения публичных торговых процедур. Общество пользуется услугами передачи теплоносителя и тепловой энергии через спорные объекты на основании части 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), не эксплуатирует данные объекты как арендатор. Поскольку тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по спорным объектам не утверждены, доказательств обратного материалы дела не содержат, плата, взимаемая Обществом за поставку тепловой энергии и теплоносителя с конечных потребителей, не включает в себя плату за передачу тепловой энергии по спорным объектам, с конечных потребителей не взимается в силу требований закона. Незаключение дополнительного соглашения не влечет нарушение прав истца, последний вправе иным способом осуществлять полномочия по организации в границах города Твери теплоснабжения населения.
Департамент управления имуществом, Департамент ЖКХ в отзывах на жалобу и их представители в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Департамента управления имуществом, Департамента ЖКХ, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, письменные пояснения, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, с целью оказания услуг бесперебойного теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения) в городе Твери, по согласованию с Департаментом ЖКХ, Общество (арендатор) и Департамент управления имуществом (арендодатель) заключили договор аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе коммунального теплоснабжения города Твери от 01.11.2015.
В соответствии с постановлением администрации города Твери от 10.08.2020 N 921 "Об утверждении Положения о порядке постановки на учет бесхозяйных объектов на территории города Твери" Департамент управления имуществом, как структурное подразделение администрации города Твери, осуществляет мероприятия по выявлению объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования город Тверь, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, и последующим оформления права муниципальной собственности на них.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежит право собственности, право аренды, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества: тепловая трасса между корпусом 2 и корпусом 3 дома 9 на улице Виноградова, инвентарный номер 110103200017787, тепловая трасса по дому 18, корпус 2 по улице Хромова, инвентарный номер 110103200017788, Теплотрасса по улице Шишкова к домам 88, 90, инвентарный номер 110103200017788, приобретено после прохождения процедуры постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества. Право собственности на данные объекты зарегистрировано в установленном порядке, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Данные объекты являются частью единой системы централизованных сетей теплоснабжения города Твери, согласно заключению Департамента ЖКХ от 19.04.2022 N 28/791-ви.
Право муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества: школа детский сад на 560 ученических и 80 детских мест в городе Твери микрорайон Юность - наружные тепловые сети, протяженностью 208 м, инвентарный номер 110103200017183, приобретено после создания данного объекта. Право собственности на данный объект зарегистрировано в установленном порядке, подтверждается выпиской из ЕГРН. Данный объект является частью единой системы централизованных сетей теплоснабжения города Твери, согласно заключению Департамента ЖКХ от 21.06.2021 N 28/1207-ви.
На основании постановления администрации города Твери от 27.12.2013 N 1652, решения Тверской городской Думы от 27.04.2016 N 101 Общество наделено статусом единой теплоснабжающей организации города Твери.
Согласно пункту 1.2 договора аренды от 01.11.2015 по соглашению сторон в течение срока действия договора, в состав имущества могут быть внесены изменения. Изменения вносятся в случаях дополнения (включения) и изъятия из состава имущества, переданного в аренду объектов, использование которых по целевому назначению становится невозможным и (или) передаче Арендатору дополнительного имущества.
В соответствии с пунктом 3.3.17 договора арендатор обязан принимать во временное владение и пользование на условиях настоящего договора объекты теплоснабжения, принятые арендодателем в муниципальную собственность после заключения настоящего договора в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" с включением данных объектов в соответствующий перечень имущества, передаваемого в аренду по договору.
Полагая, что спорные объекты относятся к единой системе теплоснабжения города Твери и подлежат включению в перечень передаваемого Обществу во временное владение и пользование имущества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, предусмотренных в ГК РФ.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Как правильно указал суд первой инстанции, применительно к положениям статьи 421 ГК РФ и условиям пункта 3.3.17 договора заключение дополнительного соглашения о включении в перечень арендуемого имущества принимаемых в муниципальную собственность объектов теплоснабжения является обязательным.
Пунктом 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
Из материалов дела видно, что на основании постановления администрации города Твери от 27.12.2013 N 1652 Общество является единой теплоснабжающей организацией в городе Твери.
В соответствии со статьей 28.1 Закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Как установил суд первой инстанции, спорные объекты (тепловые сети), обеспечивают отоплением и горячим водоснабжением многоквартирные дома, расположенных на улицах Виноградова, Хромова, Шишкова, школа-детский сад, и ряд других потребителей, являются частью единой системы теплоснабжения города Твери, и технологически связанны с централизованными тепловыми сетями города Твери.
Поскольку в силу постановления администрации города Твери от 27.12.2013 N 1652 Общество является единой теплоснабжающей организацией в городе Твери, на данный момент фактически осуществляет эксплуатацию данных объектов теплоснабжения в своей производственной деятельности, получая от конечных потребителей плату за тепловую энергию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для уклонения Общества от исполнения в соответствии с присвоенным ему статусом и условиями договора обязанности по принятию во владению и пользование данного теплового узла путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды. Обоснованных возражений по существу условий дополнительного соглашения Общество не представило. Размер арендной платы определен Департаментом на основании отчета оценщика, доказательств, подтверждающих иной размер рыночной стоимости арендной платы, Обществом не заявило, документов не представило, о назначении судебной оценочной экспертизы не заявило.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Определением апелляционного суда от 11.04.2024 подателю жалобы предписано представить к судебному заседанию документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и установленные сроки, в оригинале. С апелляционной жалобой такие документы не представлены.
В связи с отказом в удовлетворении жалобы и неисполнением названного определения апелляционный суд взыскивает с Общества в федеральный бюджет 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 февраля 2024 года по делу N А66-11651/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11651/2023
Истец: Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери
Ответчик: ООО "Тверская генерация"
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери