г. Киров |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А28-8824/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Минаевой Е.В., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Воробьева А.В., действующего по доверенности от 20.06.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.03.2024 по делу N А28-8824/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" (ИНН 4307017636, ОГРН 1144307000529)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089),
третье лицо: индивидуальный предприниматель Мулла-Гаянова Наталья Владимировна (ИНН 430703550150, ОГРНИП 318774600129603),
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" (далее - заявитель, Общество, ООО "Вятскополянское жилищное управление") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, ГЖИ) о признании недействительным предписания от 16.05.2023 N 73/Ц/74/2023П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена индивидуальный предприниматель Мулла-Гаянова Наталья Владимировна (далее - третье лицо, Предприниматель, ИП Мулла-Гаянова Н.В.).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.03.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что принятый собственниками размер платы не может обеспечить требуемое законом качество услуг по управлению общим имуществом МКД, а оспариваемое предписание, предписывая произвести перерасчет, исходя из размера платы за содержание равным 16,91 руб. (протокол ОСС N 1 от 24.01.2022), приведет к еще большим убыткам по итогам 2022 года. По мнению заявителя, так как Предприниматель имеет в собственности самостоятельное нежилое здание, которое не находилось под управлением ООО "Вятскополянское жилищное управление", то у ГЖИ отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки. Общество также полагает, что начисляло плату за содержание жилого помещения в размере 24,26 руб. за квадратный метр в 2022 году и 26,27 руб. за квадратный метр в январе-марте 2023 года в соответствии с постановлением администрации города Вятские Поляны от 30.11.2022 N1871, требованиям части 4 статьи 158 ЖК РФ и пункта 4.1 договора управления.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.05.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.05.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик, третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Ответчик, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Инспекцию поступило заявление ИП Мулла-Гаяновой Н.В. о направлении ей протоколов общего собрания собственников помещений в доме на утверждение тарифов за содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Азина 24/28 (далее - МКД), за 2022 и 2023 годы. В данном заявлении, в том числе указано, что управляющая компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предпринимателя платы за содержание общего имущества за три последних года и применила тарифы за 2022 и 2023 годы в соответствии с постановлением администрации города Вятские Поляны о применении муниципальных тарифов. В администрации города сообщили, что разрешения на применение муниципальных тарифов не давали.
24.04.2023 Инспекция вынесла решение о проведении внеплановой документарной проверки в связи с поступлением обращения гражданина от 07.04.2023, содержащего информацию о нарушениях порядка начисления платы за содержание жилого помещения в МКД.
25.04.2023 ГЖИ направила Обществу уведомление о проведении проверки.
В ходе проверки Инспекция выявила следующее.
01.12.2018 собственники помещений в МКД и ООО "Вятскополянское жилищное управление" заключили договор управления многоквартирным домом (далее - договор). В пункте 4.1 договора указано, что цена договора ежегодно определяется на общем собрании собственников помещений МКД с учетом предложений управляющей организации и устанавливаются в размере стоимости услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества. Если собственники помещений МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 24.01.2022 N 1 собственниками принято решение об утверждении размера платы за содержание общего имущества в МКД на 2022 год в размере 16,91 руб./кв. м.
В 2022 году Общество произвело начисление платы за содержание жилого помещения, исходя из размера платы 24,26 руб./кв. м.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 27.01.2023 решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2023 год не принято в связи с отсутствием кворума.
Начисление платы за содержание жилого помещения по МКД в период январь - март 2023 года произведено по тарифу, утвержденному постановлением администрации г. Вятские Поляны от 30.11.2022 N 1871, в размере 26,27 руб./кв. м.
В МКД расположено нежилое помещение N 1003 общей площадью 1710 кв. м, в котором расположены магазины ООО "Кристалл Плюс" и АО "Тандер".
ООО "Вятскополянское жилищное управление" по нежилому помещению N 1003 МКД произвело начисление платы за содержание жилого помещения за март 2023 года (за полный месяц). При этом согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости нежилое помещение N 1003 МКД 20.03.2023 снят с кадастрового учета 20.03.2023.
По результатам проведения внеплановой документарной проверки Инспекцией выявлены нарушения обязательных требований, установленных статьями 44 - 48, пунктом 5 части 2 статьи 153, частью 7 статьи 156, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при начислении Обществом платы за содержание помещений в МКД за период с января по декабрь 2022 года, выразившееся в применении в расчетах размера платы 24,26 руб./кв. м. вместо 16,91 руб./кв., и за март 2023 года, выразившееся в начислении платы за полный месяц вместо периода с 01.03.2023 по 19.03.2023, что отражено в акте документарной проверки от 16.05.2023 N 73/Ц/74/2023.
16.05.2023 Инспекция выдала Обществу предписание N 73/Ц/74/2023П о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому Обществу предписано провести комплекс мероприятии по устранению выявленных нарушений, указанных в акте N N 73/Ц/74/2023А, и обеспечить соблюдение обязательных требований, установленных статьями 44 - 48, пунктом 5 части 2 статьи 153, частью 7 статьи 156, частью 4 статьи 158 ЖК РФ, при начислении платы за содержание жилого помещения за период январь - декабрь 2022 года, март 2023 года в МКД, произведя перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за содержание жилого помещения за период январь - декабрь 2022 года но всем жилым и нежилым помещениям в МКД; за март 2023 года - по нежилому помещению N 1003 МКД.
Полагая, что предписание выдано в нарушение требований действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В 2022, 2023 годах контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с особенностями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
Абзацем 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что в 2022-2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без согласования с органами прокуратуры могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
В рассматриваемом случае в апреле 2023 года в ГЖИ обратилась ИП Мулла-Гаянова Н.В. с заявлением о направлении ей протоколов общего собрания на утверждение тарифов за содержание общего имущества в МКД за 2022 и 2023 годы. В данном заявлении также указано, что управляющая компания обратилась в арбитражный суд о взыскании с Предпринимателя платы за содержание общего имущества за три последних года и применила тарифы за 2022 и 2023 годы согласно постановлению администрации города Вятские Поляны о применении муниципальных тарифов.
Из содержания заявления Предпринимателя следует обращение ее в Инспекцию в связи с защитой своих прав.
Таким образом, у ГЖИ имелись основания для проведения внеплановой документарной проверки.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Из приведенных норм следует, что установление размера платы за содержание жилого помещения и увеличение ее размера принимается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Размер платы устанавливается органом местного самоуправления только в случае, если общим собранием собственников помещений в доме не был определен размер платы за содержание жилого помещения.
В рассматриваемом случае материалами дела подтвержден факт определения общим собранием собственников помещений в МКД размера платы за содержание жилого помещения в 2022 году (16,91 руб. за 1 кв. м).
Между тем в 2022 году Общество самостоятельно увеличило размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме до 24,26 руб. за 1 кв. м, применив утвержденный органом местного самоуправления размер платы.
Указание заявителя на соблюдение требований жилищного законодательства со ссылкой на пункт 4.1 договора управления не принимается судом апелляционной инстанции на основании того, что указанный пункт подлежит применению только в случае, если общим собранием собственников помещений в доме не был определен размер платы за содержание жилого помещения. В рассматриваемом случае размер платы за содержание жилого помещения в 2022 году определен и зафиксирован в протоколе от 24.01.2022 N 1.
Имеющееся в апелляционной жалобе заявление Общества о ничтожности решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 24.01.2022 N 1, не может быть признано достаточным основанием для признания оспариваемого предписания Инспекции недействительным.
При наличии в материалах дела списков собственников помещений МКД и листов голосования, содержащих решения и подписи собственников, и отсутствии возражений собственников на их участие в голосовании оснований для признания решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 24.01.2022 N 1, ничтожным в рамках данного дела не имеется. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 24.01.2022 N 1, в судебном порядке недействительным не признавалось.
Таким образом, у общества отсутствовали правовые основания для применения в расчетах иного размера платы за содержание жилого помещения в 2022 году, за исключением установленного общим собранием собственников помещений в МКД размера - 16,91 руб. за 1 кв. м.
Кроме того, по нежилому помещению N 1003 МКД Общество произвело начисление платы за содержание жилого помещения за весь март 2023 года. Между тем 20.03.2023 нежилое помещение N 1003 МКД снято с кадастрового учета. Следовательно, у заявителя не было оснований осуществлять начисление платы в отношении названного помещения за весь март 2023 года.
Таким образом, требования оспариваемого предписания являются законными.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 15.03.2024 по делу N А28-8824/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.03.2024 по делу N А28-8824/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8824/2023
Истец: ООО "Вятскополянское жилищное управление"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: ИП Мулла-Гаянова Наталья Владимировна, Представитель по доверенности Воробьев Андрей Васильевич