город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2024 г. |
дело N А32-54513/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Новороссийской таможни посредством веб-конференции: Гуменюк В.П. по доверенности от 31.05.2021, Ширстюк А.Ю. по доверенности от 08.05.2024;
от ООО "Агентство оценки и учета": Саакян Л.Б. по доверенности от 25.09.2023,
директор Чайка А.Н. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и учета"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.02.2024 по делу N А32-54513/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и учета" (ИНН 6164306856, ОГРН 1126164002117)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и учета" (далее - заявитель, ООО "Агентство оценки и учета", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконными и отмене постановлений от 03.07.2023 по делам об административном правонарушении N N 10317000-000220/2023, 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, о привлечении к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб. (по каждому постановлению).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агентство оценки и учета" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что в рассматриваемом случае, что не оспаривается ответчиком, уполномоченным лицом таможенного органа камеральная таможенная проверка ООО "Агентство оценки и учета" не назначалась. Уведомление, в соответствии с пунктом 3 статьи 228 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), обществу не направлялось. Фактически камеральная проверка проведена в отношении физических лиц Солдатова Давида Ризвановича (акт проверки от 28.12.2022 N 10317000/210/281222/А001363/000), Видрих Андрея Брониславовича (акт проверки от 28.12.2022 N 10317000/210/281222/А001456/000), Видрих Юлии Александровны (акт проверки от 28.12.2022 N 10317000/210/281222/А001467/000). Копии актов камеральной проверки вышеуказанных физических лиц обществу не направлялись. Из оспариваемых постановлений также следует, что основанием для их принятия являются камеральные таможенные проверки вышеуказанных физических лиц. Таким образом, оспариваемые решения вынесены таможенным органом без проведения в отношении общества предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и Законом N 289-ФЗ форм таможенного контроля, на основании документов и сведения, полученных в результате проверки иных лиц, без соблюдения гарантированных ему прав. При таких обстоятельствах, у таможни не имелось законных оснований для принятия оспариваемых решений. Нарушение существенных условий проведения камеральной проверки является самостоятельным, безусловным основанием для признания решений недействительными. Кроме того, заявитель указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы общества в отношении акта экспертизы от 07.12.2023 N 0489900754, а также отказано в назначении судебной экспертизы с целью установления рыночной стоимости транспортных средств на момент их ввоза.
В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская таможня просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 16.04.2024 Новороссийская таможня представила дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, в котором таможня указала, что каждое дело об административном правонарушении в отношении ООО "Агентство оценки и учета" было возбуждено по результатам проведения отдельной формы таможенного контроля (акта камеральной проверки), в связи с чем, применение части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при рассмотрении указанных дел не представляется возможным.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайства Новороссийской таможни о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представители ООО "Агентство оценки и учета" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представители Новороссийской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему, просили решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании от 14.05.2024 объявлялся перерыв до 21.05.2024 до 10 час. 05 мин. После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон поддержали занимаемые правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к нему, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 18.01.2022 декларантами - Видрих Андреем Брониславовичем, Видрих Юлией Александровной и специалистом по ВЭД ООО "Система.ИТ" Кушнаревой Т.В. (в качестве представителя Солдатова Давида Ризвановича в рамках договорных обязательств) были поданы и зарегистрированы в отдел специальных таможенных процедур Приморского таможенного поста Новороссийской таможни пассажирские таможенные декларации (далее - ПТД) N N 10317080/180122/А000050, 10317080/180122/А000047, 10317080/180122/А000046 на транспортные средства, ввезенные в качестве товара для личного пользования, марки TOYOTA LAND CRUISER (VINJTMAUBBJ6N4003057, VINJTMAUBBJ6N4003060, VTNJTMAUBB.T5N4004488), рабочий объем двигателей 3 956, год выпуска - 15.06.2021. Заявленная стоимость транспортных средств по 45 696,12 долл. США.
В комплекте документов, приложенных к спорным ПТД, указаны инвойсы от 04.11.2021 N N 4983589, 4983573, 4983542 на сумму по 167 840,00 дирхам (AED), а также в подтверждение сведений о стоимости заявленных ТС представлены заключения эксперта ООО "Агентство оценки и учета" от 18.01.2022 NN Т-16, Т-15, Т-14 Об оценке рыночной стоимости автомобиля TOYOTA LAND CRUISER, 2021 года выпуска, VINJTMAUBBJ6N4003057, VINJTMAUBBJ6N4003060, VINJTMAUBBJ5N4004488 согласно которым рыночная стоимость автомобилей по состоянию на 18.01.2022 составляет по 171 735 дирхам (AED).
Таможенный орган, указывая на недостоверность стоимости ТС, отраженной в заключениях эксперта от 18.01.2022 N N Т-16, Т-15, Т-14, ссылается на рыночную стоимость ТС, установленную из анализа документов и фотографий спорных ТС, по состоянию на дату 18.01.2022 на территории ОАЭ, проведенного ЭКС-региональным филиалом ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону в размере 222 281 дирхамов ОАЭ, а также на заключение, представленное отделом контроля таможенной стоимости Новороссийской таможни от 02.02.2023 N14-25/0602,согласно которому по сведениям информационных сайтов:
daily-motor.ru, Toyota.ae, стоимость указанного ТС с объемом двигателя 4л начинается от 259 000 AED.
С учетом данных заключений таможенный орган пришел к выводу о существенном занижении стоимости автомобилей TOYOTA LAND CRUISER, 2021 года выпуска, VINJTMAUBBJ6N4003057, VINJTMAUBBJ6N4003060, VINJTMAUBBJ5N4004488, заявленной по ПТД N 10317080/180122/А000050, 10317080/180122/А000047, 10317080/180122/А000046, что, в свою очередь, повлияло на занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму по 687 243,44 руб. за каждый автомобиль.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом таможни в отношении ООО "Агентство оценки и учета" составлены протоколы об административном правонарушении от 19.06.2023 по делам N N 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, 10317000-000220/2023 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ.
Постановлениями от 03.07.2023 по делам N N 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, 10317000-000220/2023 ООО "Агентство оценки и учета привлечено к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (по каждому постановлению).
Считая незаконными постановления о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно статье 16.7 КоАП РФ представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер, защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. А также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В статье 108 ТК ЕАЭС перечислены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Как указано в подпункте 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании.
Сведения о качественных характеристиках товара следует рассматривать как сведения, необходимые для его классификации в таможенных целях, поскольку они непосредственно влияют на отнесение товара к подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС, каждая из которых имеет код и устанавливает подлежащую применению ставку таможенной пошлины.
Статьей 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии пунктом 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Условием привлечения лица к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ является представление таможенному представителю или иному лицу для представления таможенному органу именно тех недействительных документов, которые необходимы для представления на том или ином этапе таможенного декларирования, что повлекло за собой сообщение недостоверных сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для занижения их размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
В ходе производств по делам об административном правонарушении таможенным органом установлено, что ООО "Агентство оценки и учета" изготовлены и представлены декларантам (Видрих Андрею Брониславовичу, Видрих Юлии Александровне и Солдатову Давиду Ризвановичу) недействительные документы - заключения эксперта ООО "Агентство оценки и учета" от 18.01.2022 N N Т-16, Т-15, Т-14 Об оценке рыночной стоимости автомобиля TOYOTA LAND CRUISER, 2021 года выпуска, VINJTMAUBBJ6N4003057, VINJTMAUBBJ6N4003060, VINJTMAUBBJ5N4004488, для представления в таможенный орган при декларировании товаров по ПТД NN 10317080/180122/А000050, 10317080/180122/А000047, 10317080/180122/А000046, повлекшие за собой заявление таможенному органу недостоверных сведений о стоимости спорных ТС, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 687 243,44 руб. по каждой спорной ПТД.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что не является субъектом рассматриваемых правонарушений, поскольку оспариваемые постановления вынесены таможенным органом без проведения в отношении общества предусмотренных ТК ЕАЭС и Законом N 289-ФЗ форм таможенного контроля, на основании документов и сведения, полученных в результате проверки иных лиц (Солдатова Давида Ризвановича, Видрих Андрея Брониславовича, Видрих Юлии Александровны), без соблюдения гарантированных ему прав.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы за недоказанностью.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, на основании сведений, полученных Новороссийской таможней по результатам проведенных в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС камеральных таможенных проверок в отношении граждан РФ (Солдатова Давида Ризвановича, Видрих Андрея Брониславовича, Видрих Юлии Александровны), Новороссийской транспортной прокуратурой 10.05.2023 были возбуждены дела об административном правонарушении N N 10317000-000220/2023, 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023 по факту представления декларантом или иным лицом таможенному представителю документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем недостоверных сведений о товарах, послужившие основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов, по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения дел об административном правонарушении послужил факт представления ООО "Агентство оценки и учета" декларантам (Солдатову Давиду Ризвановичу, Видрих Андрею Брониславовичу, Видрих Юлии Александровне) недействительных документов (заключений эксперта ООО "Агентство оценки и учета" от 18.01.2022 N N Т-16, Т-15, Т-14 Об оценке рыночной стоимости автомобиля TOYOTA LAND CRUISER, 2021 года выпуска, VINJTMAUBBJ6N4003057, VINJTMAUBBJ6N4003060, VINJTMAUBBJ5N4004488) для представления в таможенный орган при декларировании товаров по ПТД NN 10317080/180122/А000050, 10317080/180122/А000047, 10317080/180122/А000046, повлекшие заявление таможенному органу недостоверных сведений о стоимости спорных ТС, которые послужили основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 687 243,44 руб. по каждой спорной ПТД.
19.06.2023 уполномоченным должностным лицом по особо важным делам отдела административного расследования Новороссийской таможни по результатам проведенного административного расследования в отношении ООО "Агентство оценки и учета", в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, были составлены протоколы об административном правонарушении по статье 16.7 КоАП РФ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, административным органом соблюден порядок производства по делам об административном правонарушении, отсутствуют нарушения требований действующего законодательства в действиях таможенного органа при осуществлении производств по административным делам.
События, вменяемых обществу административных правонарушений, подтверждаются материалами административных дел.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя событий административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества составов административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ, соответственно, доводы об отсутствии вины общества признаются несостоятельными.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции не принят во внимание акт экспертизы от 07.12.2023 N 0489900754, а также отказано в назначении судебной экспертизы с целью установления рыночной стоимости транспортных средств на момент их ввоза, также подлежат отклонению судом апелляционной инстанции ввиду их несостоятельности. Суд первой инстанции, отклоняя заявленное обществом ходатайство о назначении судебной экспертизы правомерно указал, что в рамках рассмотрения настоящего дела рассматривается законность привлечения общества к административной ответственности на основании уже представленных им документов в таможенный орган, а не вопрос о корректировке стоимости транспортных средств.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в Октябрьский районный суд г. Новороссийска Новороссийской таможней были направлены протоколы об административном правонарушении от 19.06.2023 N N 10317000-000536/2023, 10317000-000537/2023, 10317000-000673/2023, 10317000-000674/2023 и другие материалы дел в отношении ООО "Агентство оценки и учета", привлекаемого к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ.
Постановлениями по делам об административных правонарушениях от 21.08.2023 N 5-475/2023 (вступило в законную силу 18.10.2023), от 21.08.2023 N 5-457/2023 (вступило в законную силу 30.10.2023), от 22.08.2023 N 5-538/2023 (вступило в законную силу 23.10.2023), от 18.08.2023 N 5-537/2023 (вступило в законную силу 30.10.2023) ООО "Агентство оценки и учета" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (по каждому постановлению).
Также судом установлено, уполномоченным должностным лицом таможни при осуществлении производств по административным делам одним уведомлением от 14.06.2023 в адрес ООО "Агентство оценки и учета" были направлены копии протоколов об административных правонарушения от 09.06.2023 по делам N N 10317000-000220/2023, 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, 10317000-000536/2023, 10317000-000537/2023; одним уведомлением от 20.06.2023 - копии протоколов от 19.06.2023 по всем 5 делам. Одним письмом от 20.06.2023 уполномоченное должностное лицо таможни уведомило Новороссийскую транспортную прокуратору о рассмотрении в отношении ООО "Агентство оценки и учета" дел об административных правонарушениях NN 10317000-000220/2023, 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, 10317000-000536/2023, 10317000-000537/2023. Одними телеграммами таможня уведомляла общество о рассмотрении всех 5 дел.
Сведения о наличии в действиях общества нарушений, направленные в том числе Новороссийским транспортным прокурором, поступили уполномоченному должностному лицу таможни на составление протоколов об административных правонарушениях в один период, что следует из протоколов об административных правонарушений от 19.06.2023 по делам N N 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, 10317000-000220/2023.
По результатам рассмотрения указанных сведений таможенным органом возбуждено несколько административных дел и вынесено несколько постановлений.
При этом, как указано выше, в рамках административных производств, уведомления о процессуальных действиях таможенным органом направлялись в одну дату и одним письмом.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что фактически из одного мероприятия (поступления сведений о наличии в действиях общества правонарушений), в один и тот же период, по одному и тому же вопросу возбуждено несколько административных производств.
В целях применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятий "государственный контроль (надзор)" и "муниципальный контроль" следует рассматривать, не ограничиваясь рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), приведенные в них определения указанных понятий даны лишь для целей применения соответствующих законов, иное означало бы нарушение одного из принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, так как иное не следует из содержания данной нормы.
Понятие государственного контроля согласно Закону N 248-ФЗ и Закону N 294-ФЗ по своему содержанию и существу, идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены таможенные органы при проверке достоверности представленных сведений.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что нарушения были выявлены одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, то с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание должно быть назначено как за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.
При наличии вступивших в силу постановлений от 21.08.2023 по делам об административных правонарушениях N N 5-475/2023, 5-457/2023 апелляционный суд приходит к выводу, что постановления Новороссийской таможни от 03.07.2023 по делам об административных правонарушениях NN 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, 10317000-000220/2023 о привлечении к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ ООО "Агентство оценки и учета" являются незаконными и подлежат отмене.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение судом норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2024 по делу N А32-54513/2023 в части отказа в удовлетворении требований подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконными и отмене постановлений Новороссийской таможни от 03.07.2023 по делам об административном правонарушении NN 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, 10317000-000220/2023.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учетом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2024 по делу N А32-54513/2023 в части отказа в удовлетворении требований отменить.
Признать незаконными и отменить постановления Новороссийской таможни от 03.07.2023 по делам об административном правонарушении N N 10317000-000534/2023, 10317000-000535/2023, 10317000-000220/2023 о привлечении к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и учета".
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54513/2023
Истец: ООО "Агенство оценки и учета", ООО "Агентство оценки и учета"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Федеральная таможенная служба Новороссийская таможня