г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А40-190167/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Милованова Станислава Александровича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2024 по делу N А40-190167/23
по заявлению ИП Милованова Станислава Александровича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Бедарев А.А. по доверенности от 14.06.2023; |
от заинтересованного лица: |
Кудрицкая О.Г. по доверенности от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Милованов Станислав Александрович (далее - Заявитель, ИП Милованов С.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 12.10.2023 N КУВД-001/2023-29418525/3 об отказе государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером 77:02:0015001:3483 площадью: 1240,6 кв.м. по адресу: г Москва, ул. Ленская, д.10, к.1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2024 в удовлетворении заявления Ип Милованова С.А. отказано.
Ип Милованов С.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Ип Милованова С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управления Росреестра по Москве с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 07.07.2023 Милованов Станислав Александрович обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о проведении государственного кадастрового учета Здания с кадастровым номером 77:02:0015001:3483 площадью: 1240,6 кв.м. по адресу: г Москва, ул. Ленская, д.10, к.1 в части изменения характеристики объекта недвижимости (реестровая ошибка) - сведения об этажности здания, площади здания, с целью исправления реестровой ошибки, указанной в части 3 статьи 61 от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости).
12.06.2023 по итогам предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании пунктов 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- направлены соответствующие запросы в уполномоченные органы
12.10.2023 после проведения правовой экспертизы на основании статьи 27 Закона о недвижимости в отношении представленных документов и с учетом поступивших ответов на запросы, ввиду неустранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и окончания срока приостановления в государственном кадастровом учете Управлением Росреестра по Москве отказано, о чем вынесено уведомление от 12.10.2023 N КУВД-001/2023-29418525/3.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регулируются Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент) (пункт 1 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 7.3 части 2 статьи 14 Закона о недвижимости одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
В силу части 1 статьи 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказом Росреестра от 15 марта 2022 года N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования).
При проведении правовой экспертизы, предусмотренной статьи 29 Закона о недвижимости государственным регистратором было выявлено, что представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования).
Как следует из материалов дела, заявленный к государственному кадастровому учету объект с кадастровым номером 77:02:0015001:3483 согласно актуальным сведениям ЕГРН имеет следующие характеристики: площадь 1447,1 кв.м, материал стен кирпичные, количество этажей 4 в том числе 1 подземный, год завершения строительства 1954 г. Объект ранее учтенный. Права зарегистрированы 19.10.2006 рег.запись 77:02:0015001:3483-12
Статус записи об объекте недвижимости: Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, незасвидетельствованные". Особые отметки: Право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с площадью: 1240,6 кв.м. Сформирован на основании подраздела I ЕГРП.
В кадастре недвижимости обнаружена и исправлена техническая ошибка в части наличия ошибочно внесенных сведений. ОКС с кадастровым номером 77:02:0015001:3483 отдан приоритет. ОКС с кадастровым номером 77:02:0015001:1036 присвоен статус "архивный". Сведения о площади 1447, 1 кв.м объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0015001:3483 присвоен статус "актуальные незасвидетельствованные". Значение площади объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0015001:3483, содержащиеся в реестре прав на недвижимость, составляет 1240,6 кв.м.
Ранее Управлением совместно с филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве была проведена верификация сведений ЕГРН в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:02:0015001:3483 и 77:02:0015001:1036.
В результате в соответствии с Алгоритмом от 09.06.2014 N 09-исх-06588-ГЕ/14 объекту с к.н. 77:02:0015001:1036 присвоен статус "архивный" с присвоением в соответствии с пунктом 179 Порядка ведения ЕГРН статуса "актуальные незасвидетельствованные" сведениям кадастра недвижимости ЕГРН о площади объекта недвижимости с к.н. 77:02:0015001:3483.
В соответствии с пунктом 179 Порядка в случае несовпадения сведений ЕГРП и государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения о таком объекте недвижимости включаются в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости, по следующим правилам:
в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства:
сведения о характеристиках объекта недвижимости, включая всю историю их изменения (при наличии), - из государственного кадастра недвижимости;
сведения об изменении характеристик объекта недвижимости (при наличии) - из ЕГРП;
сведения о правах, ограничениях (обременениях) права, сделках с объектом недвижимости - из ЕГРП;
записи ЕГРН о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) права со статусом "актуальная" соответствуют сведения о тех характеристиках объекта недвижимости из государственного кадастра недвижимости, сведения о которых также содержатся в ЕГРП в отношении объекта недвижимости, право (ограничение (обременение) права) на который зарегистрировано. В указанном случае таким сведениям государственного кадастра недвижимости присваивается статус "актуальные"; сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные".
Ввиду несовпадения сведений реестра прав и кадастра недвижимости ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:02:0015001:3483 в части площади сведениям о площади "1240,6 кв. м" указанного объекта недвижимости присвоен статус "Актуальные незасвидетельствованные".
Значение площади объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0015001:3483, содержащееся в реестре прав на недвижимость, составляет 1240,6 кв.м. Указанные сведения были отображены в разделе "Дополнительные сведения".
Таким образом, сведения о площади были перенесены в установленном порядке. Сведения о зарегистрированном праве на объект площадью 1240,6 кв.м. отображено в разделе Выписки ЕГРН "Особые отметки".
Вместе с тем, в настоящее время порядок ведения ЕГРН, в том числе объем вносимых в ЕГРН сведений, установлен Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П70241 "Об установлении порядка ведения ЕГРН" (далее - Порядок ведения ЕГРН).
В соответствии с пунктом 213 Порядка ведения ЕГРН в случае если статус "актуальные незасвидетельствованные" был присвоен сведениям о площади и (или) количестве этажей здания, сооружения, помещений в них, об иных основных характеристиках, предусмотренных пунктом 10 части 4 статьи 8 Закона о недвижимости, степени готовности объекта незавершенного строительства, назначении здания или помещения, такой статус сведений изменяется на статус "актуальные", если на межведомственный запрос органа регистрации прав получен ответ уполномоченного на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, решений об изменении назначения здания или помещения, о признании садового дома жилым домом или жилого дома -садовым домом органа государственной власти или органа местного самоуправления, указывающий:
- либо на то, что внесение в кадастр недвижимости сведений, имеющих статус "актуальные незасвидетельствованные", было осуществлено при наличии выданных данными органами (ранее уполномоченными в соответствии с
законодательством Российской Федерации органами) разрешений и (или) решений, в соответствии с которыми данные сведения были изменены до внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости;
- либо на отсутствие необходимости получения таких разрешений и (или) решений;
- либо на отсутствие оснований для признания или намерения обращаться в суд для признания объекта с характеристикой (характеристиками), сведениям ЕГРН о которой (которых) присвоен статус "актуальные незасвидетельствованные", самовольной постройкой, подлежащей в этой связи сносу.
Порядок применения указанного пункта разъяснен Письмом Росреестра от 15.09.2021 N 01- 02332/21.
С целью получения информации в отношении заявленного объекта недвижимости Управлением направлены запросы от 12.07.2023 N 04-8743/2023.
С учетом поступившего ответа органа технической инвентаризации с приложением экспликации и планами этажей от 04.08.2023 N ИС-239919 выявлены противоречия в графической части сведений, содержащихся в поступившей технической документации и сведений, содержащихся ЕГРН.
Исходя из вышеизложенного, Управлением Росреестра по Москве обоснованно сделан вывод о наличии проведенных работ по изменению объекта недвижимости либо наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. А именно, были заложены дверные проемы в подвале и на первом этаже.
В случае проведения в здании работ по его изменению необходимо подготовить технический план на основании соответствующих документов, включив их реквизит "исходные данные".
Во исполнение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительством Москвы принято постановление от 27 августа 2012 года N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - Постановление), которое устанавливает требования к видам работ, а также к порядку выполнения работ, не требующих получения разрешения на строительство на территории города Москвы, в частности, согласно пункту 2 вышеуказанного Постановления Правительства Москвы отдельные виды работы осуществляются на основании согласованной проектной документации при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Однако реквизиты технического заключения в разделе "Исходные данные" технического плана отсутствуют.
Техническое заключение не использовалось кадастровым инженером при подготовке Технического плана.
В разделе "Заключение кадастрового инженера" абсолютно отсутствует обоснование проведенных работ. Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста, где приводятся обоснование иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), описание производимых работ. Это обязанность кадастрового инженера, регламентированная Законом о регистрации недвижимости и Законом о кадастровой деятельности, которая не была исполнена.
Для устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества государственный регистратор во исполнение пункта 70 Административного регламента рекомендовал представить технический план, подготовленный в соответствии с Требованиями, а также в котором указаны реквизиты технического заключения в разделе "Исходные данные".
Частью 12 статьи 24 Закона о недвижимости установлено, что технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Технический план представляется в регистрирующий орган на электронном носителе, при этом действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения каких-либо изменений в сведения, содержащиеся на электронном носителе, а также любая корректировка данных в составе электронного документа, заверенного УКЭП кадастрового инженера.
Процедура осуществления кадастрового учета предусматривает подготовку и формирование данных в установленном электронном формате (в виде XML-схем) для дальнейшего внесения в государственный кадастр недвижимости и хранения в составе электронного информационного ресурса Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Таким образом, в случае отображения недостоверной или неполной информации, а также наличия ошибок в составе технического плана, подготовленного в электронном формате в виде XML-схем, данные сведения в неизменном виде будут автоматически внесены в ЕГРН.
В этой связи, отказ Управления Росреестра по Москве в осуществлении кадастрового объекта недвижимости является законным, соответствует Закону N 218-ФЗ и не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем решения Управления Росреестра по Москве от 12.10.2023 N КУВД-001/2023-29418525/3 незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2024 по делу N А40-190167/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190167/2023
Истец: Милованов Станислав Александрович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ