г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А41-97963/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мехтиевым М.Ш.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самолет-Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2024 по делу N А41-97963/23, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самолет-Сервис" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании,
при участии в заседании:
от ООО "Самолет-Сервис" - Куликова Л.И. по доверенности от 10.04.2024;
от Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (ГУСТ Московской области) - Крюков Д.А. по доверенности от 15.02.2024;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самолет-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Самолет-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, заинтересованное лицо, Госжилинспекция) о признании незаконным и отмене пункт N 1 предписания от 28.08.2023 N 50230945000007352874.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.04.2024 по делу N А41-97963/23 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2024 по делу N А41-97963/23 удовлетворено ходатайство ГУСТ Московской области об осуществлении процессуального правопреемства, произведена замена Госжилинспекции ее правопреемником ГУСТ Московской области.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ГУСТ Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До судебного заседания от ООО "Самолет-Сервис" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с обеспечением необходимости получения копии апелляционной жалобы ГУСТ Московской области.
В силу части 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (части 5 статьи 158 АПК РФ).
Рассмотрев указанное выше ходатайство, апелляционный суд отказывает в его удовлетворении, поскольку имеется возможность рассмотреть настоящую апелляционную жалобу в настоящем судебном заседании.
Представитель ГУСТ Московской области, присутствующий в судебном заседании, ходатайства об отложении судебного разбирательства не поддержал и не заявлял.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
По результатам проведения внеплановой документарной проверки на основании обращения Богданова А.Д., проживающего по адресу: Московская обл., г. Люберцы, мкр. Зенино ЖК Самолет, ул. Камова, д. 11/5, кв. 38, решения о проведении внеплановой документарной проверки от 22.08.2023 N 08ОГ-2773 8-20-22-2023 обществу выдано предписание, согласно которому обществу в срок до 15.10.2023 в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений необходимо произвести перерасчет платы по коммунальным услугам холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения по адресу: Московская обл., г. Люберцы, мкр. Зенино ЖК Самолет, ул. Камова, д. 11/5, кв. 38 с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 36 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ, пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
В ходе проведенной проверки установлено, что корректировка начисленной платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению по лицевому счету в квартире 38 за период с декабря 2021 года по январь 2023 года проведена с нарушением пункта 61 Правил N 354.
Так, абонентом с декабря 2021 года показания ИПУ не передавались, в связи с чем начисления платы за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения производились в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущие периоды (п. 59 Правил N 354), а в период с марта 2022 по январь 2023 - по нормативу (п. 60 Правил N 354).
24.02.2023 потребителем переданы показания ИПУ.
На основании переданных показаний по лицевому счету квартиры 38 в феврале 2023 года произведен перерасчет, путем снятия (сторнирования) суммы 15 298, 04 руб., начисленной за период с декабря 2021 года по январь 2023 года, и начисления 19 202, 60 руб., рассчитанных путем умножения объемов потребления холодной и горячей воды за период, за который показания ИПУ не передавались (14 месяцев), на тарифы, действующие на момент перерасчета.
То есть общество производит повторное начисление платы за спорный период, исходя из показаний ИПУ и тарифов, действующих на момент перерасчета.
Вместе с тем, по смыслу пункта 61 Правил N 354 для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
Вопреки доводам общества, действующим законодательством не предусмотрено осуществление перерасчета путем "сторнирования", то есть снятия предыдущих начислений и начисления нового объема коммунальной услуги исходя из полученных показаний, а предусмотрено лишь доначисление или выявление излишней оплаты.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество должно было произвести перерасчет путем доначисления платы на выявленную разницу между потребленным объемом по ИПУ и ранее начисленным объемом за спорный период.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом надлежащему лицу, при наличии фактических и правовых оснований.
Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания. Срок исполнения предписания является разумным, а предписание исполнимым, препятствий к устранению нарушений суд не усматривает.
Заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемым ненормативным актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также, что оспариваемое предписание не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2024 по делу N А41-97963/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-97963/2023
Истец: ООО САМОЛЕТ-СЕРВИС
Ответчик: Государственная Жилищная инспекция Московской области
Третье лицо: Государственная Жилищная инспекция Московской области