г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А40-255443/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ЯКУТСКИЕ НЕДРА"
на решение Арбитражного суда города Москвы 15.02.2024 по делу N А40-255443/23
по заявлению ООО "ЯКУТСКИЕ НЕДРА"
к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ,
третье лицо: Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (Якутнедра),
о признании недействительными распоряжения, решений,
при участии:
от заявителя: |
Прокопьев Т.В. по доверенности от 22.04.2024; |
от заинтересованного лица: |
Хаджаев М.М. по доверенности от 29.08.2023; |
от третьего лица: |
Хаджаев М.М. по доверенности от 28.09.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЯКУТСКИЕ НЕДРА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ (далее - Роснедра) о признании недействительными:
- распоряжения от 23.05.2023 N 4-р "Об отмене решений Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия)";
- решения Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, созданной Роснедрами, об отказе в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений рудного золота, на участке недр "Красный Камень", расположенный в МО "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) по заявке общества N 4157 из Реестра заявок в ФГИС "АСЛН", оформленное протоколом Комиссии Роснедр по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр от 20.06.2023 N АГ-ОЗ-58/11-п;
- решения Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, созданной Роснедрами, об отказе в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений рудного золота, на участке недр "Поздний", расположенных в МО "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) по заявке общества N 4158 из Реестра заявок в ФГИС "АСЛН", оформленное протоколом Комиссии Роснедр по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр от 20.06.2023 N АГ-03-58/11-п;
- решения Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, созданной Роснедрами, об отказе в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений рудного золота, на участке недр "Поисковый", расположенный в МО "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) по заявке общества N 4159 из Реестра заявок в ФГИС "АСЛН", оформленное протоколом Комиссии Роснедр по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр от 20.06.2023 N АГ-03-58/11-п.
Решением суда от 15.02.2024 в удовлетворении заявления было отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Представители общества, Роснедр, а также Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), участвовавшего в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, Роснедр, Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, 09.01.2023 общество через личный кабинет недропользователя направило в Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее - управление) три заявки о предоставлении права пользования участками недр для геологического изучения, включающего поиски и оценку рудного золота.
31.03.2023 после процедуры получения всех необходимых согласований по требованиям п.25-28 Порядка, утв. Приказом Минприроды, Роснедр от 28.10.2021 N 802/20, общество получило от управления письмо о направлении заявки и прилагаемых к ней документов и сведений в Комиссию по принятию решений о предоставлении права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия).
06.04.2023 комиссия рассмотрела указанные три заявки общества и приняла соответственно три решения о предоставлении права пользования недрами для поисков и оценки рудного золота на все три участка недр: "Поздний", "Красный камень" и "Поисковый", расположенные на территории МО "Кобяйский улус" Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем, 13.04.2023 управление письмом уведомило общество, что Роснедра на основании п. 7.17 Регламента Роснедр от 30.05.2007 N 360 приостановило оформление лицензии общества на участки недр "Поздний", "Красный камень" и Поисковый".
Тем же письмом от 13.04.2023 управление рекомендовало приостановить оплату государственной пошлины за оформление, регистрацию и выдачу лицензии.
01.06.2023 управление направило в адрес общества письмо, в котором сообщило, что Роснедра пунктом 1 распоряжения Роснедр от 23.05.2023 N 4-р отменили решения комиссии от 06.04.2023 о предоставлении права пользования недрами обществу для поисков и оценки рудного золота на участках недр "Поздний", Красный камень" и "Поисковый", а пунктом 2 распоряжения Роснедр от 23.05.2023 N 4-р рассмотрение заявки общества на участки недр "Поздний", "Красный камень" и "Поисковый" переданы на рассмотрение Комиссии Роснедр.
16.06.2023 общество, не согласившись с указанным незаконным распоряжением Роснедр от 23.05.2023, оплатило государственную пошлину за оформление, регистрацию и выдачу лицензий в соответствии с решениями комиссии, оформленными протоколом от 06.04.2023, о предоставлении права пользования недрами для поисков и оценки рудного золота на все три участка недр: "Поздний", Красный камень" и "Поисковый", расположенных на территории МО "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), и представило их в управление для получения лицензий.
23.06.2023 Роснедра по электронной почте уведомили общество в соответствии с п. 36 Порядка, утв. Приказом Минприроды, Роснедр от 28.10.2021 N 802/20, о принятых комиссией решениях об отказе в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений рудного золота, на участках "Поздний", Красный камень" и "Поисковый", расположенных в МО "Кобяйский улус (район)" по заявкам N 4159, N4158, N 4157 из реестра заявок в ФГИС "АСЛН".
Не согласившись с вышеуказанными распоряжением и решениями, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из того, что Роснедра в своей деятельности руководствовались законодательством о недрах, а также соответствующими актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и противоречие закону и иным нормативным актам в действиях Роснедр, равно как и нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, отсутствует.
Согласно ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Закон о недрах, определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с абз. 3 п. 4 ч. 1 ст. 10.1 Закона о недрах основанием предоставления права пользования участком недр для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения) является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Приказом Минприроды России, Федерального агентства по недропользованию от 28.10.2021 N 802/20 утвержден Порядок предоставления права пользования участками 3 недр для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения (далее - Порядок N 802/20).
В соответствии с пп. 1 п. 6 Порядка N 802/20 участки недр предоставляются в пользование заявителям, отвечающим требованиям, предусмотренным п. 16 Порядка N 802/20, для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, месторождений углеводородного сырья на участках недр, отвечающих критериям, предусмотренным п. 15 Порядка N 802/20.
Как следует из материалов дела, общество 09.01.2023 направило в управление три заявки о предоставлении права пользования участками недр для геологического изучения, включающего поиски и оценку рудного золота.
Письмом от 11.01.2023 N 01-03/18-55 управление запросило у Якутского филиала ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу" сведения о соответствии или несоответствии испрашиваемых обществом участков недр требованиям, предусмотренным подпунктами 1 - 9 п. 15 Порядка N 802/20.
Письмом от 11.01.2023 N 01-03/23-53 управление запросило у Минприроды России сведения о наличии или отсутствии особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах испрашиваемых обществом участков недр, а также в отношении наличия запрета и (или) ограничения пользования недрами в соответствии со ст. 8 Закона о недрах.
Письмами от 11.01.2023 N 01-03/20-54, N 01-03/20-52, 01-03/20-51 в адрес соответственно Минэкологии Республики Саха (Якутия), Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), главы муниципального образования Кобяйский улус управление запросило сведения о наличии или отсутствии в границах испрашиваемого участка недр особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, участков недр местного значения, предоставленных в пользование, а также наличия запрета и (или) ограничения пользования недрами в соответствии со ст. 8 Закона о недрах.
Письмами от 08.02.2023 N 15-46/4630, от 16.01.2023 N 507/01-60, от 25.01.2023 N 02-139 Минприроды России, ГБУ Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков" и администрация муниципального района "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) соответственно сообщили об отсутствии в границах испрашиваемых участков недр особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.
Письмом от 16.01.2023 N И-0965-247 Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) сообщило об отсутствии в границах испрашиваемых участков недр действующих лицензий на право пользования недрами (общераспространенные полезные ископаемые).
Письмом от 26.01.2023 N 04-17/0131 Якутский филиал ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу" представил сведения, согласно которым в границах испрашиваемых участков недр расположены предоставленные в пользование участки недр.
В соответствии с п. 27 Порядка N 802/20 в случае, если органами государственной власти и организациями, указанными в п. 26 Порядка N 802/20, предоставлена информация о несоответствии участка недр требованиям, предусмотренным п. 15, п. 18 и п. 20 Порядка N 802/20, территориальный орган Роснедр информирует заявителя об этом не позднее 5 рабочих дней с даты поступления документов и сведений, предусмотренных п. 26 Порядка N 802/20, путем направления уведомления с использованием Личного кабинета недропользователя и (или) на адрес электронной почты, указанный в заявке, и (или) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявке.
Так, 03.02.2023 управлением в адрес общества было направлено уведомление о необходимости доработки участка недр в связи с его несоответствием требованиям п. 15 Порядка N 802/20.
Письмом от 07.02.2023 вх. N 713 общество в соответствии с абз. 3 п. 27 Порядка N 802/20 направило в адрес управления дополнение к заявкам на получение права пользования участками недр "Поисковый", "Красный камень", "Поздний" с откорректированными границами.
Согласно п. 28 Порядка N 802/20 в случае соответствия участка недр требованиям, предусмотренным п 15, п. 18, п. 20 и п. 20(1) Порядка N 802/20, территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения информации, предусмотренной абз. 1 п. 26 Порядка N 802/20, или в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения дополнения к заявке в соответствии с абз. 3 п. 27 Порядка N 802/20, направляет запросы в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в их территориальные органы - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, а также в отношении наличия или отсутствия возможности возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства в случае предоставления права пользования участком недр заявителю, или получает указанную информацию с использованием федеральных государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, а также в отношении наличия запрета и (или) ограничения пользования недрами в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах".
09.02.2023 управление направило запросы на вышеуказанные сведения в адрес Минобороны России и Управления ФСБ России по Республике Саха (Якутия), которые ответными письмами сообщили об отсутствии в границах испрашиваемых участков недр земельных участков из состава земель обороны и безопасности.
Согласно п. 2 Порядка N 802/20 в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах" основанием предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения, является решение комиссии, которая создается Федеральным агентством по недропользованию и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
В соответствии с п. 29 Порядка N 802/20 в срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты поступления полного комплекта документов и сведений, предусмотренных п. 21, п. 25 - 28 Порядка N 802/20, или в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты направления заявителю уведомления, предусмотренного п. 27 Порядка N 802/20 (в случае неустранения заявителем выявленных несоответствий участка недр требованиям, предусмотренным п. 15, п. 18, п. 20 и п. 20(1) Порядка N 802/20), территориальный орган Роснедр направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.
Согласно п. 34 Порядка N 802/20 по итогам рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов и сведений комиссия принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявителю права пользования участком недр при наличии оснований, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6 ст. 14 Закона о недрах.
06.04.2023 в ходе заседания комиссией управления приняты решения о предоставлении обществу права пользования участками недр "Красный камень", "Поздний" и "Поисковый".
Согласно п. 35 Порядка N 802/20 принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии.
Однако, рассмотрение заявочной документации общества было приостановлено ввиду поступления в Роснедра письма Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 06.04.2023 N И-06-2303, согласно которому испрашиваемые обществом участки недр расположены в границах Нюектаминской площади - участка недр, ранее изученного за счет средств федерального бюджета и подлежащего предоставлению в пользование путем проведения аукциона.
Указанным письмом Минпромгеологии Республики Саха (Якутия) также просило пересмотреть принятое управлением решение и объявить аукцион на предоставление права пользования участком недр Нюектаминская площадь.
В соответствии с п. 7.17 регламента Роснедр, утвержденного приказом от 30.03.2007 N 360, Роснедра вправе приостановить действия и отменить решения своего территориального органа.
13.04.2023 Роснедра сообщило управлению о приостановлении процедуры лицензирования в связи с поступившим письмом Минпромгеологии Республики Саха (Якутия), а также имеющейся информацией о грубых нарушениях законодательства, допущенных управлением при принятии решений о предоставлении обществу права пользования участками недр "Красный камень", "Поздний" и "Поисковый". В свою очередь, письмом от 13.04.2023 управление сообщило обществу о приостановлении Роснедрами процедуры лицензирования вышеуказанных участков недр.
Кроме того, приказом Роснедр от 12.04.2023 N 198 назначено проведение в период с 19.04.2023 по 28.04.2023 камеральной проверки деятельности управления с целью оценки законности предоставления права пользования недрами на участки недр, расположенных в пределах Нюектаминской площади (Республика Саха (Якутия)), определения их причин и мер, направленных на их устранение.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 02.05.2023 N 45/12, согласно которому в ходе проверки установлено нарушение управлением требований действующего законодательства в сфере недропользования, выразившееся в следующем.
В соответствии с протоколом от 24.08.2022 N ОК-03-66/21-ПУ решением комиссии по включению участков недр в перечень участков недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) для геологического изучения недр, для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых участок недр Нюектаминская площадь включена в перечень участков недр, предлагаемых для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.
В соответствии с абз. 2 п. 19 Порядка N 807/22 участок недр, включенный в перечень, имеет статус предполагаемого для предоставления в пользование до предоставления его в пользование или завершения процедуры лицензирования такого участка недр без предоставления его в пользование.
При этом предоставление в пользование участков недр, включенных в Перечень участков недр, предлагаемых для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, осуществляется исключительно путем проведения аукциона.
Приказом управления от 16.12.2022 N 216 утверждены порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр Нюектаминский, расположенным на территории Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, управлением в ГИС "Торги" размещено соответствующее извещение.
Вместе с тем, 09.01.2023 в 02:48 (мск) приказом управления от 09.01.2023 N 1 аукцион был отменен в связи с несоответствием аукционной документации требованиям нормативных актов, регулирующих проведение аукционов, а также допущенными техническими ошибками и разночтениями в аукционной документации, возникшими в результате небрежного отношения управления при формировании аукционной документации и подготовке приказа о проведении аукциона.
Приказом Роснедр от 05.04.2023 N 177 утверждено дополнение N 18 к перечню с переносом срока проведения аукциона на предоставление права пользования участком недр Нюектаминский на II квартал 2023 года.
Таким образом, с 24.08.2022, то есть с даты принятия решения о включении участка недр Нюектаминский в перечень, участок недр Нюектаминский в соответствии п. 19 Порядка N 807/22 обладает статусом предполагаемого для предоставления в пользование.
В то же время, как уже отмечалось ранее, согласно пп. 8 п. 15 Порядка N 802/20 в границах испрашиваемого участка недр на день регистрации заявки должны отсутствовать участки недр, предполагаемые для предоставления в пользование по различным основаниям.
При этом вопреки установленным требованиям Порядка N 802/20 управление не отказало в приеме заявок общества, а впоследствии удовлетворило его заявки на предоставление права пользования участками недр "Красный камень", "Поздний" и "Поисковый", расположенными в границах имеющего статус предполагаемого для предоставления в пользование участка недр Нюектаминский.
Согласно пп. 9 п. 15 Порядка N 802/20 в границах испрашиваемых участков недр должны отсутствовать участки недр, предоставленные в пользование.
При этом в соответствии с п. 27 Порядка N 802/20 в случае, если органами государственной власти и организациями, указанными в п. 26 Порядка N 802/20, предоставлена информация о несоответствии участка недр требованиям, предусмотренным п. 15, п. 18 и п. 20 Порядка N 802/20, территориальный орган Роснедр информирует заявителя об этом не позднее 5 рабочих дней с даты поступления документов и сведений, предусмотренных п. 26 Порядка N 802/20, путем направления уведомления с использованием Личного кабинета недропользователя и (или) на адрес электронной почты, указанный в заявке, и (или) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявке.
03.02.2023 управление направило обществу уведомление о необходимости доработки участка недр в связи с его несоответствием требованиям п. 15 Порядка N 802/20. При этом вопреки требованиям п. 27 Порядка N 802/20 указанное уведомление было вручено нарочно представителю общества по доверенности, а не посредством Личного кабинета недропользователя, электронной почты, или почтового отправления.
07.02.2023 общество направило в адрес управления дополнение к заявкам на получение права пользования участками недр "Поисковый", "Красный камень", "Поздний" с откорректированными границами.
Вместе с тем, наложение границ испрашиваемых обществом участков недр на границы участков недр, находящихся в распределенном фонде, не устранено, на что указывает само общество в представленном дополнении к заявкам.
В то же время, вопреки установленному пп. 9 п. 15 Порядка N 802/20 требованию об отсутствии в границах испрашиваемых участков недр иных участков недр, предоставленных в пользование, управление удовлетворило заявки общества.
В соответствии с абз. "а" пп. 3 п. 21 Порядка N 802/20 заявка на получение права пользования участком недр должна содержать, помимо прочего, описание границ участка недр в соответствии со ст. 7 Закона о недрах.
При этом согласно ч. 13 ст. 7 Закона о недрах участок недр предоставляется с ограничением по глубине или без такого ограничения в соответствии с лицензией на пользование недрами для геологического изучения недр, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Согласно п. 4 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 (далее - положение N 429) границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту.
Таким образом, заявка на получение права пользования недрами должна содержать описание не только пространственных границ участка недр, обозначаемых с помощью географических координат, но и верхней и нижней границ участка недр.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие в заявочной документации общества описания верхней и нижней границ испрашиваемых участков недр, управление удовлетворило заявки общества.
Согласно пп. 4 п. 21 Порядка N 802/20 заявка должна также содержать предложения заявителя об условиях пользования участком недр, включающие предложения о проведении геологического изучения участка недр с указанием его видов, объемов и сроков, а также виде (видах) полезных ископаемых, в отношении которых планируется проведение геологического изучения участка недр, о соблюдении требований по рациональному использованию и охране недр, предусмотренных ст. 23 Закона о недрах.
Обществом в составе заявок представлены предложения по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения участков недр "Красный камень", "Поздний" и "Поисковый", с указанием видов, объемов и сроков проведения работ.
Вместе с тем, предложения о соблюдении требований по рациональному использованию и охране недр, предусмотренных ст. 23 Закона о недрах, в составе заявочной документации отсутствуют. При этом предложенные в заявочной документации объемы поисковых и оценочных работ не позволят изучить площадь испрашиваемых участков с детальностью, предусмотренной нормативными документами для данного вида сырья.
В соответствии с абз. "а" пп. 3 п. 21 Порядка N 802/20 заявка должна содержать в том числе геологическое обоснование границ участка недр. Вместе с тем, геологическое обоснование границ испрашиваемых обществом участков недр в заявочной документации отсутствует.
Согласно абз. "в" пп. 5 п. 21 Порядка N 802/20 заявка должна содержать доказательства того, что заявитель обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования испрашиваемым участком недр, в том числе договоры (копии договоров) займа, заключенные на дату подачи заявки, включая заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации, с приложением справки из банка об остатке денежных средств на счетах займодавцев в размере, достаточном для исполнения их обязательств по представленным договорам займа, которые не исполнены на дату подачи заявки (в случае привлечения финансовых средств по договорам займа).
Обществом в комплекте заявочной документации были представлены договоры инвестирования от 24.11.2022 N 7-2022, от 24.11.2022 N 8-2022, от 29.11.2022 N 9-2022, заключенные с ООО "Прогресс", ООО "ЗолотоСервис", ООО "Самата", с приложением графиков инвестирования.
С учетом содержания договоров инвестирования, данные договоры представляют собой договоры целевого займа. Однако, если представлен договор целевого займа, то цель предоставления займа должна соответствовать деятельности, планируемой заемщиком в рамках заявки на получение права пользования недрами.
По договорам инвестирования денежные средства предоставляются для финансирования работ, связанных с пользованием недрами на территории Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на участках "Поисковый", "Ранний" и "Красный камень".
Вместе с тем, данные договоры не могли быть приняты комиссией управления в качестве доказательства наличия привлеченных денежных средств для проведения работ на участке недр "Поздний", так как договорами не предусмотрено проведение работ на указанном участке.
Согласно абз. "а" пп. 6 п. 21 Порядка N 802/20 заявка должна содержать доказательства того, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования испрашиваемым участком недр, в том числе перечень квалифицированных специалистов, являющихся работниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и (или) физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае, если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических и (или) физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования испрашиваемым участком недр.
Обществом в составе заявочной документации представлены штатные расписания общества, ФГБУ "Институт минералоги, геохимии и кристаллохимии редких элементов", ООО "Геовектор".
Представленное в составе заявочной документации обществом штатное расписание не соответствует требованиям первичного учетного документа и не может считаться соответствующим требованиям порядка, поскольку штатное расписание в отношении общества не утверждено в полном соответствии с положениям законодательства о бухгалтерском учете.
Во исполнение абз. "в" пп. 6 п. 21 Порядка N 802/20 общество в составе заявочной документации представило договор подряда на выполнение поисковых и оценочных работ от 25.11.2022 N 25-11, заключенный с ФГБУ "ИМГРЭ", согласно которому ФГБУ "ИМГРЭ" принимает на себя обязательства выполнить в соответствии с условиями договора работу по проведению поисковых и оценочных работ на коренное золото, серебро коренное и другие полезные ископаемые, а также договор подряда на выполнение топографических, геофизических и маркшейдерских работ от 24.11.2022 N Геов-24/2022, заключенный с ООО "Геовектор", согласно которому ООО "Геовектор" принимает на себя обязательства выполнить в соответствии с условиями договора работу по проведению работ при поисковых оценочных работах на коренное золото, серебро коренное и другие полезные ископаемые на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ предмет договора является существенным условием любого договора. Таким образом, при предоставлении в составе заявочной документации во исполнение пп. "в" пп. 6 п. 21 Порядка копий договоров с юридическими и (или) физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр предмет договора должен соответствовать предложениям заявителя по условиям пользования недрами, сведениям об испрашиваемом виде пользования недрами, виде полезного ископаемого, сведениям об участке недр. При этом испрашиваемый обществом вид полезного ископаемого согласно заявкам - золото из коренных (рудных) месторождений.
Исходя из вышеизложенного, комиссия, проводившая проверку деятельности управления, пришла к выводу о несоответствии принятых управлением решений о предоставлении обществу права пользования участками недр "Красный камень", "Поздний" и "Поисковый", рекомендовала отменить принятые по заявкам общества решения, рассмотреть заявки общества на заседании комиссии Роснедр по рассмотрению заявок на предоставление права пользования недрами участками недр.
Кроме того, комиссия рекомендовала провести служебные проверки в отношении начальника управления Шепелева Н.Г. и заместителя начальника управления Павлова К.А.
Таким образом, в соответствии актом проверки деятельности управления от 02.05.2023 N 45/12, в соответствии с п. 7.17 регламента Роснедр распоряжением руководителя Роснедр от 23.05.2023 N 4-р решения комиссии управления о предоставлении обществу права пользования участками недр "Красный камень", "Поздний" и "Поисковый", расположенными на территории МО "Кобяйский улус (район)" по заявкам от 09.01.2023 N 4157, N 4158, N 4159 были отменены.
Также в целях повышения эффективности управления государственным фондом недр, достижения целей лицензирования пользования недрами, а также обеспечения полноты и качества рассмотрения вышеуказанных заявок и недопущения повторных нарушений законодательства о недрах при рассмотрении материалов заявки общества были переданы на рассмотрение комиссии Роснедр.
01.06.2023 состоялось заседание комиссии Роснедр, в ходе которого были установлены все вышеуказанные основания для отказа в предоставлении права пользования участками недр "Красный камень", "Поздний" и "Поисковый".
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции, изучив материалы дела пришел к верному выводу о законности и правомерности решения комиссии Роснедр об отказе обществу в предоставлении права пользования участкам недр по заявкам от 09.01.2023 N 4157, N 4158, N 4159, оформленного протоколом от 20.06.2023 N АГ-03-58/11 в соответствии с п. 35 Порядка N 802/20.
Довод жалобы о том, что комиссия управления является самостоятельным межведомственным комиссионным органом, в то время как Роснедра и его территориальные органы уполномочены лишь на организацию приема заявок, сбора необходимых документов для комиссии и последующее исполнение решения комиссии путем оформления, регистрации и выдачи лицензии, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 16 Закона о недрах лицензирование пользования недрами, за исключением лицензирования пользования недрами в отношении участков недр местного значения, осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
При этом согласно ч. 1 ст. 15 Закона о недрах лицензирование пользования недрами включает в себя предоставление права пользования недрами, оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование недрами, внесение изменений в лицензии на пользование недрами, переоформление лицензий на пользование недрами, а также прекращение, в том числе досрочное, приостановление осуществления и ограничение права пользования недрами.
Вышеизложенному корреспондируют п. 1 и п. 5.3.6 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2023 N 293 (далее - Положение Роснедр), в соответствии с которыми Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и государственным имуществом в сфере недропользования, в том числе, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В свою очередь, приказом Роснедр от 19.07.2007 N 57 утверждено Положение об Управлении по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее - Положение управления), в соответствии с п. 1, п. 4.3.6 которого управление осуществляет функции Роснедр на территории Республики Саха (Якутия), в том числе принятие решений о предоставлении права пользования недрами.
При этом согласно п. 1 ч. 3 ст. 16 Закона о недрах органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование пользования недрами лишь в отношении участков недр местного значения.
Таким образом, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы исполнительной власти Российской Федерации, за исключением Роснедр и его территориальных органов, не обладают полномочиями по предоставлению права пользования участками недр, не отнесенными к участкам недр местного значения.
Из вышеизложенного следует, что решения о предоставлении права пользования недрами принимаются комиссией в рамках полномочий Роснедр.
Таким образом, из совокупного анализа положений п. 4 ч. 1 ст. 10.1, п. 4 ч. 2 ст. 16 Закона о недрах, п. 1, п. 5.3.6, п. 6.2 и п. 6.3 Положения Роснедр, п. 3 Порядка N 802/20 следует, что принимаемые решения о предоставлении права пользования недрами принимаются Роснедрами и его территориальными органами в установленном законодательством Российской Федерации коллегиальном порядке.
Вопреки доводам жалобы о том, что Роснедра не вправе отменять решение управления о предоставлении права пользования недрами, поскольку указанное решение было принято в "межведомственным" порядке, нарушение управлением порядка предоставления права пользования недрами было установлено в результате межведомственного взаимодействия Роснедр и Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), а именно рассмотрения Роснедрами обращения Минпромгеологии Республики Саха (Якутия) от 06.04.2023 N И-06-2303.
Довод жалобы о том, что Роснедра лишь организует принятие решений о предоставлении права пользования недрами участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отклоняется апелляционным судом, так как в соответствии с п. 5.3, п. 5.3.6 Положения Роснедр оно осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации в порядке".
Довод жалобы о том, что комиссия не указана в качестве структурного подразделения в Регламенте Роснедр, следовательно комиссии, рассматривающие вопросы предоставления права пользования недрами, выведены из структуры Роснедр и его территориальных органов, отклоняется апелляционным судом, так как в соответствии с п. 6.3 Положения Роснедр в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Роснедра имеет право создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Также согласно п. 3 Порядка N 802/20 комиссия создается приказом Роснедр или его территориального органа, который устанавливает ее состав и утверждает положение о ней.
Таким образом, применительно к образуемым Роснедрами и его территориальными органами в целях реализации предоставленных полномочий комиссиям руководящими документами являются приказ Роснедр или его территориального органа, который устанавливает ее состав и утверждает положение о ней.
Вопреки доводу жалобы о том, что у Роснедр отсутствовали законные основания для отмены принятого управлением решения о предоставлении права пользования недрами, в соответствии с п. 7.17 Регламента Роснедр от 30.03.2007 N 360, Роснедра вправе приостановить действия и отменить решения своего территориального органа.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно истолкованы положения п. 5 Порядка N 802/20. так как Роснедра вправе рассматривать лишь заявки в отношении участков недр, расположенных на территории более двух субъектов Российской Федерации, апелляционный суд считает несостоятельным ввиду следующего.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с п. 1, п. 5.3.6 Положения Роснедр Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо прочего, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы.
Так, в соответствии с п. 4 Положения Роснедр оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В свою очередь, в соответствии с п. 1, п. 4.3.6 управление осуществляет функции Роснедр на территории Республики Саха (Якутия), в том числе принятие решений о предоставлении права пользования недрами.
Таким образом, осуществляя принятие решений о предоставлении права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия), управление реализует полномочия, делегированные ему Роснедрами.
В то же время, как уже отмечалось ранее, Роснедра не лишено права осуществлять такие полномочия непосредственно, то есть самостоятельно, а не через свои территориальные органы.
Довод жалобы о том, что участок недр Нюектаминский утратил статус предполагаемого для предоставления в пользование в связи с окончанием 2022 года, а также отменой аукциона, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении обществу права пользования недрами послужил, помимо прочего, факт наличия в границах испрашиваемых участков недр "Красный камень", "Поздний" и "Поисковый" участка недр Нюектаминский, обладающего статусом предполагаемого для предоставления в пользование.
При этом согласно абз. 2 п. 19 Порядка N 807/22 статус предполагаемого для предоставления в пользование утрачивается участком недр лишь в двух случаях, а именно предоставление его в пользование или завершение процедуры лицензирования такого участка недр без предоставления его в пользование.
Вместе с тем, отмена управлением аукциона не свидетельствует о завершении процедуры лицензирования участка недр Нюектаминский.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о недрах лицензирование пользования недрами включает в себя предоставление права пользования недрами, оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование недрами, внесение изменений в лицензии на пользование недрами, переоформление лицензий на пользование недрами, а также прекращение, в том числе досрочное, приостановление осуществления и ограничение права пользования недрами.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 15 Закона о недрах целью лицензирования является предоставление равных прав на получение права пользования недрами, ограничение которых допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также соблюдение антимонопольных требований в сфере пользования недрами.
Апелляционный суд обращает внимание, что единственной формой лицензирования (то есть, предоставления в пользование) участков недр, включенных в перечень, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10.1 Закона о недрах является проведение аукциона.
При этом проведенный в отношении участка недр Нюектаминский аукцион завершен не был.
Назначенный на 14.02.2023 аукцион не был завершен в связи с его отменой еще до даты его проведения в целях устранения допущенных в аукционной документации ошибок. Фактически аукционные процедуры управлением проведены не были, что исключило возможность потенциальных участников обеспечить свое участие в аукционе.
Таким образом, статус предполагаемого для предоставления в пользование участком недр Нюектаминский утрачен не был, поскольку не была завершена процедура лицензирования.
Общество в апелляционной жалобе указало, что предоставление права пользования участка недр, в границах которых расположены иные участки недр, предоставленные в пользование, не противоречит требованиям Порядка N 802/20, поскольку ст. 7 Закона о недрах предусматривает возможность предоставления права пользования участком недр в целях геологического изучения нескольким пользователям недр одновременно. Кроме того, как указывает Заявитель, лицензии по таким участкам недр предоставлены в целях геологического изучения россыпных месторождений, а не рудных.
Отклоняя данный довод, апелляционный суд обращает внимание, что в соответствии с пп. 9 п. 15 Порядка N 802/20 одним из прямо предусмотренных требований к испрашиваемых участкам недр является требование об отсутствии в их границах участков недр, предоставленных в пользование. При этом Порядок N 802/20 не устанавливает каких-либо исключений для случаев, когда участок недр испрашивается для изучения иных видов полезных ископаемых.
Кроме того, вопреки мнению общества, что испрашиваемые участки недр не пересекаются с иными участка недр, поскольку рудные и россыпные месторождения по своей природе залегают на разной глубине недр, несмотря на отсутствие в заявках общества сведений о нижней и верхней границах испрашиваемых участков недр, такие границы установлены в лицензиях ЯКУ 002012 БП, ЯКУ 05451 БЭ, ЯКУ 06156 БП, ЯКУ 010722 БЭ, ЯКУ 06804 БП, ЯКУ 07098 БП, ЯКУ 06638 БП, ЯКУ 002006 БП, ЯКУ 002011 БП.
Довод жалобы об отсутствии необходимости внесения в заявку сведений о верхней и нижней границах участка недр отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В соответствии с абз. "а" пп. 3 п. 21 Порядка N 802/20 заявка на получение права пользования участком недр должна содержать, помимо прочего, описание границ участка недр, в том числе верхнюю и нижнюю границы участка недр.
При этом формирование заявочной документации, в том числе сведений о границах испрашиваемого участка недр, осуществляется заявителем такой заявки.
Не смотря на то, что в соответствии с положением N 429 установление границ участка недр осуществляется государственным органом, оно осуществляется на основании предложений лица, испрашивающего право пользования недрами, в заявке на предоставление права пользования недрами (абз. "а" пп. 3 п. 21 Порядка N 802/20) или пользователя недр в заявке об изменении границ участка недр (абз "а" п. 15 положения N 429).
Однако, описание верхних и нижних границ испрашиваемых участков недр в заявках общества отсутствует.
Апелляционным судом также отклоняется довод жалобы о том, что судом неверно истолкован пп. 4 п. 21 Порядка N 802/20 в части указания в заявочной документации предложений о соблюдении требований по рациональному использованию и охране недр, предусмотренных ст. 23 Закона о недрах, акцентируя внимание суда на том, что предложения общества об условиях пользования участком недр содержат абзац, согласно которому все виды геологоразведочных работ будут проводиться по стандартным методикам в соответствии с инструктивными требованиями к проведению геологоразведочных работ в соответствии с "Методическими рекомендациями по составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых", разработанных ФБУ "ГКЗ".
Как прямо следует из наименования и п.1 указанных Методических рекомендаций, они содержат рекомендации по составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых (так, например, раздел II содержит рекомендации по содержанию материалов подсчета запасов полезных ископаемых, раздел III - к перечню текстовых приложений, раздел IV - к перечню табличных приложений и так далее).
В свою очередь, установленные ст. 23 Закона о недрах требования по рациональному использованию и охране недр не ограничиваются требованиями в части оформления представляемых на экспертизу материалов.
Так, согласно ст. 23 Закона о недрах, требования по рациональному использованию и охране недр включают в себя соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку, соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами и т.д.
Довод жалобы о том, что вопреки решению суда первой инстанции штатное расписание, представленное в составе заявочной документации, было утверждено, что подтверждается реквизитами приказа руководителя общества, отклоняется апелляционным судом, так как согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 09.01.2013 N 2 -ТЗ кадровые документы, в том числе документы по учету кадров и по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда, являются первичными учетными документами организации.
Следовательно, представленное обществом штатное расписание является его первичным учетным документом, оформление которого должно соответствовать положениям законодательства о бухгалтерском учете.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Согласно п.п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязательными реквизитами первичного документа являются: наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 данной части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
При этом представленное обществом штатное расписание не содержит подписи должностного лица, утвердившего его.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенных в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для изменения судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 по делу N А40-255443/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-255443/2023
Истец: ООО "ЯКУТСКИЕ НЕДРА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ