г. Пермь |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А60-52287/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дружининой О.Г., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Янаевой А.А.,
при участии в судебном заседании посредством веб - конференции представителя истца: Манучарян А.Ф., паспорт, доверенность от 26.12.2023, диплом,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Мезенское",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2023 года по делу N А60-52287/2023
по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (ИНН 7223007316, ОГРН 1027201299124)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мезенское" (ИНН 6683000156, ОГРН 1126683000180)
о принудительном изъятии земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мезенское" (далее - общество, ответчик) о принудительном изъятии земельных участков с условными номерами: 66:00:0000000:60444:ЗУ1 площадью 20 282 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ2, площадью 755 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУЗ, площадью 322 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ4, площадью 2414 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ5, площадью 1180 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ6, площадью 1436 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ7, площадью 1756 кв.м, общей площадью 43949 кв.м, образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:60444 площадью 17 105 563 кв.м, а также земельные участки с условными номерами: 66:42:0000000:160:ЗУ 1, площадью 1 680 кв.м, 66:42:0000000:160:ЗУ4, площадью 249 кв.м, 66:42:0000000:160:3У2, площадью 134 кв.м, 66:42:0000000:160:ЗУЗ, площадью 1 050 кв.м, образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:42:0000000:160 (единое землепользование) площадью 31 642 394 кв.м., с выплатой возмещения в размере 1 217 220 руб.
Решением суда от 21.12.2023 исковые требования удовлетворены. У общества путем выкупа изъяты земельные участки с условными номерами: 66:00:0000000:60444:ЗУ1 площадью 20282 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ2, площадью 755 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУЗ, площадью 322 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ4, площадью 2414 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ5, площадью 1180 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ6, площадью 1436 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ7, площадью 1756 кв.м, общей площадью 43949 кв.м., образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:60444 площадью 17 105 563 кв.м; расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский р-н, ТОО "Мезенское", а также земельные участки с условными номерами: 66:42:0000000:160:ЗУ 1, площадью 1680 кв.м., 66:42:0000000:160:ЗУ4, площадью 249 кв.м., 66:42:0000000:160.3У2, площадью 134 кв.м., 66:42:0000000:160:ЗУЗ, площадью 1050 кв.м., образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:42:0000000:160 (единое землепользование) площадью 31 642 394 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Заречный, с выплатой возмещения в размере 1 217 220 руб. На общество возложена обязанность представить реквизиты для перечисления денежных средств. Прекращено право собственности общества на земельные участки с условными номерами: 66:00:0000000:60444:ЗУ1 площадью 20282 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ2, площадью 755 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУЗ, площадью 322 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ4, площадью 2414 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ5, площадью 1180 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ6, площадью 1436 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ7, площадью 1756 кв.м, общей площадью 43949 кв.м., образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:60444 площадью 17 105 563 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский р-н, ТОО "Мезенское", а также земельные участки с условными номерами: 66:42:0000000:160:ЗУ 1, площадью 1680 кв.м., 66:42:0000000:160:ЗУ4, площадью 249 кв.м., 66:42:0000000:160.3У2, площадью 134 кв.м., 66:42:0000000:160:ЗУЗ, площадью 1050 кв.м., образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:42:0000000:160 (единое землепользование) площадью 31 642 394 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Заречный. За Российской Федерации признано право собственности на земельные участки с условными номерами: 66:00:0000000:60444:ЗУ1 площадью 20282 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ2, площадью 755 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУЗ, площадью 322 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ4, площадью 2414 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ5, площадью 1180 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ6, площадью 1436 кв.м, 66:00:0000000:60444:ЗУ7, площадью 1756 кв.м, общей площадью 43949 кв.м., образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:60444 площадью 17 105 563 кв.м; расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский р-н, ТОО "Мезенское", а также земельные участки с условными номерами: 66:42:0000000:160:ЗУ 1, площадью 1680 кв.м., 66:42:0000000:160:ЗУ4, площадью 249 кв.м., 66:42:0000000:160ЗУ 2, площадью 134 кв.м., 66:42:0000000:160:ЗУ З, площадью 1050 кв.м., образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:42:0000000:160 (единое землепользование) площадью 31 642 394 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Заречный.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель указал, что истцом не соблюдена процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поскольку изымаемые земельные участки с условными номерами: 66:00:0000000:60444:ЗУ1: 66:00:0000000:60444:ЗУ2; 66:00:0000000:60444:ЗУ3, 66:00:0000000:60444:ЗУ4, 66:00:0000000:60444:ЗУ5, 66:00:0000000:60444:ЗУ6, 66:00:0000000:60444:ЗУ7, образуемые путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:60444, отсутствуют в перечне изымаемых земельных участков, являющемся приложением к Распоряжению от 17.03.2023 N 533-р. При этом земельный участок с кадастровым номером 66:00:0000000:60444 был снят с кадастрового учета 05.06.2023.
Обращает внимание на то, что на момент издания Распоряжения земельный участок с кадастровым номером 66:00:0000000:60444 не существовал, та как поставлен на кадастровый учет 18.01.2023, зарегистрировано право собственности общества. Отчет об оценке подготовлен так же в отношении земельных участков с условными номерами, которые не упомянуты в распоряжении.
Ответчик полагает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:00:0000000:60444 уже снят с кадастрового учета, для соблюдения процедуры изъятия необходимо внести изменения в Распоряжение от 17.03.2023 года N 533-р, поставить на кадастровый учет изымаемые земельные участки, осуществить оценку рыночной стоимости изымаемых участков, подготовить соглашение об изъятии земельных участков, поставленных на кадастровый учет, с указанием в соглашении кадастровых номером изымаемый участков.
Заявитель жалобы полагает, что в нарушение процедуры выкупа учреждение не внесло в ЕГРН сведения о подлежащих образованию (уточнению) земельных участков. Решение суда об изъятии земельных участков с условными номерами не позволяет идентифицировать изымаемые участки, нарушает процедуру выкупа земельных участков, а также не содержит указание на обязанность истца осуществить предварительную выплату возмещения до регистрации перехода права собственности, сроки выплаты возмещения.
Истцом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Принимавший участие в судебном заседании представитель истца пояснений по доводам жалобы дать не смог.
Определением суда от 10.04.2024 судебное разбирательство отложено на 15.05.2024, истцу предложено представить отзыв по всем доводам общества.
Определением суда от 15.05.2024 судебное разбирательство отложено на 05.06.2024, на истца возложена обязанность представить письменный отзыв по доводам ответчика.
В нарушение положений действующего процессуального доказательства истец отзыв на жалобы не представил, в судебном заседании дал пояснения с указанием на то, что историю образования участков можно проследить по представленным им документам, кроме того обратил внимание на то, что соглашение сторонами заключено, денежные средства уплачены обществу и осуществлена регистрация перехода права собственности.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, учреждением принято распоряжение от 17.03.2023 N 533-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-351 Екатеринбург - Тюмень км 35 - км 104+244 (обход с. Малые Брусяны, с. Мезенское, р.н. Белоярский г. Богданович), Свердловская область".
Согласно сведениям ЕГРН собственником указанных земельных участков является общество "Мезенское".
В соответствии с п. 2 распоряжения учреждение должно обеспечить и установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельного участка и объектов недвижимого имущества, указанных в приложении к распоряжению.
Учреждением подготовлены документы: письмо от 17.04.2023 N 01-11/3193 "Об изъятии объектов для государственных нужд"; проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для государственных нужд но цене 1 149 653 руб., на основании отчета об оценке от 01.04.2023 N 80/25-23-Ю и 67 567 руб. на основании отчета об оценке от 01.04.2023 N 84/25-23-Ю.
03.05.2023 проект заявления об учете в предстоящем изъятии земельного участка и объектов недвижимости были вручены представителю общества.
Между тем в установленные сроки подписанное соглашение об изъятии в адрес учреждения не поступило, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности материально-правовых требований истца, размер компенсации за изъятие земельных участков определен судом с учетом отчетов об оценке рыночной стоимости размера возмещения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены (изменения) оспариваемого судебного акта.
В силу п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом.
Одним из таких оснований согласно подпункту 3 пункта 2 указанной правовой нормы является изъятие у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, что в соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) осуществляется путем выкупа земельного участка.
Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
В соответствии с пунктом 3 статьи 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 ГК РФ).
В силу пункта 6 статьи 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В пункте 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
В целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-351 Екатеринбург - Тюмень. Реконструкция автомобильной дороги Р-351 Екатеринбург - Тюмень км 35 - км 104+244 (обход с. Малые Брусяны, с. Мезенское, р.п. Белоярский г. Богданович) распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) было принято от 17.03.2023 N 533-р было принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе земельных участков, принадлежащих обществу.
Указанное решение в установленном законом порядке оспорено не было.
В силу положений пункта 2 статьи 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 ЗК РФ).
Статьей 56.8 ЗК РФ установлены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 названного Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Пунктом 4 статьи 57 ГК РФ предусмотрено, что при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что учреждением подготовлены документы: письмо от 17.04.2023 N 01-11/3193 "Об изъятии объектов для государственных нужд"; проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для государственных нужд но цене 1 149 653 руб., на основании отчета об оценке от 01.04.2023 N 80/25-23-Ю и 67 567 руб. на основании отчета об оценке от 01.04.2023 N 84/25-23-Ю. Уведомление о предстоящем изъятии от 28.03.2023 N01-11/2491 с копией решения об изъятии были вручены представителю общества Дербину Е.М. 03.05.2023, однако, соглашение об изъятии в установленный срок подписано не было.
Установив, что процедура изъятия участков соблюдена, размер возмещения определен отчетами, подготовленными в соответствии с законодательством, в ходе судебного разбирательства возражений относительно стоимости возмещения от ответчика не поступило, суд требования удовлетворил.
Согласно статье 56.11 ЗК РФ в случае, если вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств статьей 56.11 ЗК РФ предусмотрено, что права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Как установлено статьей 56.11 ЗК РФ с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд и который предоставил за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, либо предоставила другое недвижимое имущество взамен изымаемого недвижимого имущества, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона.
Таким образом, выплата возмещения за изымаемые земельные участки влечет прекращение права частной собственности на него, и, как следствие, переход права собственности на земельный участок к истцу.
Отклоняя доводы ответчика, суд апелляционной инстанции отмечает, что в результате преобразования участков и постановки их на кадастровый учет, им были присвоены иные номера, при этом из представленных выписок на участки следует, что они образованы из участков, в отношении которых вынесено распоряжение об изъятии.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что из представленных истцом в суд апелляционной инстанции документов следует, что соглашение о выкупе земельных участков ответчиком подписано, денежные средства за изымаемые участки им получены, право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией.
При названных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы ответчика не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2023 года по делу N А60-52287/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52287/2023
Истец: ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства (ФКУ "Уралуправтодор")
Ответчик: ООО "МЕЗЕНСКОЕ"