г. Чита |
|
6 июня 2024 г. |
Дело N А10-111/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Щит-Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2024 года по делу N А10-111/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Щит-Плюс" (ОГРН 1140327005906, 670000, Республика Бурятия, г.о. город Улан-Удэ, ул Борсоева, д. 7а, офис 324-325, далее - ООО ОА "Щит-Плюс", заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1160327063126, 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Трубачеева, д. 67, далее - Управление Росгвардии) о признании недействительным предписания от 21.12.2022 N 70, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, внести изменения в реестр лицензий на частную охранную деятельность в связи с изменением юридического адреса.
Определением суда от 07 марта 2023 года производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10- 8301/2022.
Определением суда от 22 декабря 2023 года производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2024 года по делу N А10-111/2023 в удовлетворении заявленного требования отказано. Отменены обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания от 21.12.2022 N 70, принятые определением суда от 18.01.2023 по делу N А10-111/2023.
ООО ОА "Щит-Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указывает, что соглашаясь с позицией Управления, суд делает ссылку лишь на выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, которая в полной мере не может отражать сведения о деятельности субъекта экономической деятельности. В свою очередь, заявителем были представлены сведения, содержащиеся на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, о заключенных ООО "Единый монтажный центр" контрактах (договорах), предметами которых являются исключительно оказание услуг по монтажу и обеспечению работоспособности систем безопасности зданий и помещений (контроль и управление доступом, охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение). Таким образом, обжалуемое решение основано на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу Управлением не представлен.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.04.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО "ОА "Щит-Плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.04.2014 за основным государственным регистрационным номером 1140327005906. ООО "ОА "Щит-Плюс" выдана лицензия Л056-00106-03/00019402 от 03.01.2016 сроком действия до 31.05.2024.
На основании распоряжения Управления Росгвардии по Республике Бурятия от 30 ноября 2022 года N 122-р "О проведении внеплановой, документарной проверки ООО "ОА "Щит-Плюс" проведена внеплановая, документарная проверка деятельности ООО "ОА "Щит-Плюс", расположенной по адресу: 670000, Республика Бурятия г.Улан-Удэ, ул.Борсоева, 7 "а", офис 324-325.
По результатам проверки административным органом 21 декабря 2022 года составлен акт проверки N 70.
Согласно акту проверки, Управлением выявлены нарушения обязательных для исполнения лицензионных требований и условий, предусмотренных частью 4 и пунктом 2 частью 5 статьи 15.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г., выразившееся в том, что у учредителя юридического лица ООО OA "Щит-Плюс" Греховой Валентины Викторовны (ИНН N 032619093324), вид деятельности "частная охранная деятельность" не является основным видом деятельности. Грехова Валентина Викторовна (ИНН N 032619093324), является учредителем, не только в охранной организации ООО OA "Щит-Плюс" ОГРН N 1140327005906, ИНН N 0323374758, но и в организации основной вид деятельности которой, не связан с осуществлением частной охранной деятельности: ООО "Единый монтажный центр", ОГРН N 1200300014144, ИНН N 0323414961, юридический адрес: 670042, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Калашникова, 11Б/1, офис 2.
Основной вид деятельности организации, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.12.2022 г. N ЮЭ9965-22-224295622: Производство электромонтажных работ - Код 43.21.
21 декабря 2022 года инспектором по ОП ЦЛРР Управления составлен рапорт по проведенной проверке.
По указанному факту 21 декабря 2022 инспектором по особым поручениям ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Бурятия Мироновой Н.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 03ЛРР733211222000058 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
21 декабря 2022 года Управлением Росгвардии в адрес ООО OA "Щит-Плюс" выдано предписание N 70 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием от 21.12.2022 N 70, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Частью 7 статьи 2, частью 20 статьи 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" установлено, что войска национальной гвардии наделены полномочиями, в том числе по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и частной охранной деятельностью.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ"О войсках национальной гвардии Российской Федерации" в полномочия Управления входит выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений правил частной охранной деятельности и частной детективной деятельности.
На основании статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензируемый вид деятельности - деятельность, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 данного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Лицензионные требования согласно статье 3 Закона о лицензировании - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензирование отдельных видов деятельности на основании статьи 2 Закона о лицензировании осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 4 Закона о лицензировании основными принципами осуществления лицензирования являются:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона;
7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Из приведенных норм следует, что лицензия удостоверяет право лица на осуществление определенного вида деятельности, при этом необходимым условием для получения лицензии является соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
После получения лицензии соблюдение лицензионных требований является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Иными словами, получив лицензию, ее обладатель принимает на себя обязательство по соблюдению требований, предусмотренных законодательством для данного вида деятельности.
В пункте 32 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит частная охранная деятельность.
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности помимо Конституции Российской Федерации и иных федеральных законов составляет Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной охранной деятельности).
Статьей 1 Закона о частной охранной деятельности определено, что частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Частная охранная организация в силу пункта 1 статьи 1.1 Закона о частной охранной деятельности это - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке, и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Положениями статьи 15.1 Закона о частной охранной деятельности закреплено, что частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Кроме того, статья 15.1 Закона о частной охранной деятельности устанавливает особые требования к учредителям (участникам) частной охранной организации и определяет, что таковыми не могут являться: общественные объединения; физические лица, для которых охранная деятельность не является основной, юридические лица, осуществляющие иную деятельность, кроме охранной, за исключением юридических лиц, которым решением Правительства Российской Федерации предоставлено право учреждения частной охранной организации.
Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона о частной охранной деятельности установлено, что учредителями (участниками) частной охранной организации не могут является физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части 4 настоящей статьи.
Гражданин, избирая определенную сферу деятельности для реализации конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, соглашается с теми юридическими последствиями и ограничениями, которые, исходя из существа и целевой направленности соответствующего вида деятельности, устанавливаются федеральным законодателем на основании требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2115-О).
Статьей 21 Закона о частной охранной деятельности определено, что нарушение установленных настоящим законом требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведенной Управлением внеплановой проверки выявлено нарушение ООО "Щит-Плюс" обязательных для исполнения лицензионных требований и условий, предусмотренных частью 4 и пунктом 2 частью 5 статьи 15.1 Закона о частной охранной деятельности, подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 (далее - Положение N 498), выразившееся в том, что у учредителя юридического лица ООО "Щит-Плюс" Греховой Валентины Викторовны (ИНН N 032619093324) вид деятельности "частная охранная деятельность" не является основным.
Так, судом установлено, что Грехова Валентина Викторовна (ИНН N 032619093324) является учредителем не только в охранной организации ООО ОА "Щит-Плюс" (ОГРН N 1140327005906, ИНН N 0323374758), но и в организации, основной вид деятельности которой, не связан с осуществлением частной охранной деятельности - ООО "Единый монтажный центр" (ОГРН N 1200300014144, ИНН N 0323414961, юридический адрес: 670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Калашникова, 11Б/1, офис 2).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21 декабря 2022 года N ЮЭ9965-22-224295622, основной вид деятельности ООО "Единый монтажный центр": Производство электромонтажных работ - Код 43.21. Таким образом, суд соглашается с выводами Управления Росгвардии о нарушении юридическим лицом ООО "Щит-Плюс" лицензионных требований и обязательных условий, предусмотренных частью 4 и пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона о частной охранной деятельности, подпунктом "б" пункта 3 Положения N 498.
По смыслу положений части 4 и пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона о частной охранной деятельности в целях соответствия частной охранной организации лицензионным требованиям для ее учредителя данный вид деятельности должен являться основным.
Вопреки доводам заявителя, основной вид деятельности ООО "Единый монтажный центр" - производство электромонтажных работ, что не может расцениваться как осуществление деятельности исключительно в рамках охранной деятельности. Наоборот, данный вид деятельности предусматривает возможность осуществления иных работ не связанных с охранной деятельностью.
Таким образом, ООО ОА "Щит-Плюс" и ООО "Единый монтажный центр" осуществляют разную экономическую деятельность.
Поскольку факт допущенных обществом нарушений лицензионных требований и обязательных условий, предусмотренных частью 4 и пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона о частной охранной деятельности, подпунктом "б" пункта 3 Положения N 498 установлен материалами дела, оспариваемое в рамках настоящего дела предписание об устранении выявленных нарушений вынесено правомерно и не нарушает прав и законных интересов общества.
Кроме того, судом установлено, что в рамках дела N А10-8301/2022 рассматривалось заявление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия о привлечении общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Щит-Плюс" к административной ответственности за нарушения лицензионных требований, установленные актом проверки от 21.12.2022 N70 и на основании которого выдано оспариваемое в рамках настоящего дела предписание.
Решением суда от 07.03.2023, оставленным в силе постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2023 ООО ОА "Щит-Плюс" привлечено к административной ответственности предусмотренной часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований и обязательных условий, предусмотренных частью и пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона о частной охранной деятельности, подпунктом "б" пункта 3 Положения N 498.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правомерный вывод о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2024 года по делу N А10-111/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-111/2023
Истец: ООО ОХРАННОЕ АГЕНТСТВО ЩИТ-ПЛЮС
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ