03 июня 2024 г. |
Дело N А84-6843/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 03 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Мунтян О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шишкой Я.В.
при участии в заседании от:
Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя - Лынника Алексея Александровича, представителя по доверенности от 28.12.2023 N 8250/01-36-02-13/02/23;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам арбитражного суда первой инстанции дело N А84-6843/2023
по иску Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Партизанская, 4А; ОГРН 1209200005816, ИНН 9200000188)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Слуцкеру Дмитрию Леонидовичу (ОГРНИП 318920400012730, ИНН 920154044703)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Слуцкеру Дмитрию Леонидовичу (далее - Предприниматель, ответчик) о взыскании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1485000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10 октября 2023 года по делу N А84-6843/2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
25 марта 2024 года судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела N А84-6843/2023 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик явку уполномоченных представителей не обеспечил, против иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях.
Рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, судебная коллегия установила следующее.
В рамках реализации Государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-1111 (далее - Государственная программа), действовавшей на момент возникновения правоотношений, возникших между сторонами, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Слуцкер Дмитрий Леонидович (далее - К(Ф)Х Слуцкер Д.Л., получатель, заявитель) представил в Департамент сельского хозяйства города Севастополя для участия в конкурсном отборе на получение средств гранта из бюджета города Севастополя в 2019 году на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства заявку от 28.08.2019 N 4023.
В соответствии с Протоколами заседания Конкурсной комиссии города Севастополя по предоставлению грантов и единовременной помощи от 30.09.2019 N 19, от 02.10.2019 N 20 К(Ф)Х Слуцкер Д.Л. признан участником Государственной программы согласно разделу 3 Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.04.2019 N 255-ПП (далее - Порядок) (в редакции постановления Правительства Севастополя от 09.08.2019 N 507-ПП).
Приказом Департамента сельского хозяйства города Севастополя от 22.10.2019 N 334 "О направлении средств, предусмотренных в бюджете города Севастополя, на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство победителям конкурсного отбора" К(Ф)Х Слуцкер Д.Л. признан победителем конкурсного отбора, ему определен объем средств гранта в размере 1485000,00 рублей на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
21 ноября 2019 года между Департаментом сельского хозяйства города Севастополя и К(Ф)Х Слуцкером Д.Л. заключено соглашение N 41 о предоставлении из бюджета города Севастополя гранта в форме субсидии в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроком на 5 лет (далее - Соглашение N 41).
Дополнительным соглашением N 1 от 05.12.2019 к Соглашению N 41 внесены изменения в раздел VII Соглашения N 41 "Платежные реквизиты сторон", и определен лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса К(Ф)Х Слуцкера Д.Л., открытый в УФК г. Севастополь.
Платежным поручением от 11.12.2019 N 596744 средства гранта в размере 1485000,00 рублей перечислены на счет К(Ф)Х Слуцкера Д.Л., открытый в УФК г. Севастополь.
Согласно пункту 1.1 Соглашения N 41 Департамент предоставляет Предпринимателю из бюджета города Севастополя в 2019 году грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант) на реализацию бизнес-плана "Проект по созданию, расширению крестьянского (фермерского) хозяйства и увеличению объема реализуемой продукции животноводства": на приобретение сельскохозяйственных животных; на приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, срок эксплуатации которых не превышает трех лет.
Целевыми показателями результатов проекта развития крестьянского (фермерского) хозяйства Слуцкера Д.Л. являются создание не менее 2 новых постоянных рабочих мест в году получения Гранта, который предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю бюджетных средств, как получателю бюджетных средств, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя 836, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 03301R5430, вид расходов 812, на цели, указанные в разделе 1 Соглашения N 41, в 2019 году в размере 1485000,00 рублей, в том числе за счет средств субсидий из федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и средств бюджета города Севастополя.
Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с Планом расходов Гранта согласно Приложению N 1 к Соглашению N 41. Планом расходов, предлагаемых к софинансированию за счет Гранта, который является неотъемлемой частью Соглашения N 41, предусмотрено приобретение Предпринимателем следующего имущества: взрослого страуса, полугодовалых страусят, экструдера, оборудования для обогрева молодняка.
В соответствии с Соглашением N 41 Предприниматель должен соблюдать следующие условия предоставления Гранта:
- направление на достижение целей, указанных в пунктах 1.1, 1.2 Соглашения N 41, собственных и (или) привлеченных средств в размере не менее 10 % общей стоимости приобретений, указанных в Приложении N 1 к Соглашению N 41;
- приобретенное имущество не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения Гранта;
- все активы, приобретенные за счет Гранта, должны быть зарегистрированы на Предпринимателя и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории города федерального значения Севастополя и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
Пунктом 4.3 Соглашения N 41 определены следующие обязанности Предпринимателя: открыть лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по городу Севастополю; не приобретать за счет Гранта иностранную валюту, за исключением операций, определенных в Порядке предоставления Гранта; вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет Гранта; обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления Гранта и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления Гранта или главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 Соглашения N 41; представлять главному распорядителю бюджетных средств ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты о целевом расходовании Гранта по формам, утвержденным приказом Главного распорядителя бюджетных средств; представлять Главному распорядителю бюджетных средств отчет о реализации Соглашения в соответствии с подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 Соглашения N 41, раз в год, до 20 января года, следующего за отчетным периодом по форме, утвержденной приказом главного распорядителя бюджетных средств; представлять главному распорядителю бюджетных средств отчет о достижении значений показателей предоставления Гранта в соответствии с подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 Соглашения N 41, ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, по формам, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; представлять главному распорядителю бюджетных средств в течение 10 рабочих дней по истечении срока использования средств гранта отчет о целевом расходовании гранта, единовременной помощи за весь период освоения средств гранта и единовременной помощи по форме, утвержденной приказом главного распорядителя бюджетных средств. представлять следующие документы: иные отчеты, установленные нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и приказами Главного распорядителя бюджетных средств; заверенные выписки из лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства по городу Севастополю, о движении по счету средств Гранта и расчетного счета, открытого в российской кредитной организации, о движении единовременной помощи и собственных средств в течение срока использования Гранта и (или) единовременной помощи; копии документов, подтверждающих совершение сделки (ее этапов) по созданию имущества, выполнению работ (оказанию услуг), по перечню, установленному в Приложении N 1 к Соглашению N 41; копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества; копии платежных документов, подтверждающих перечисление средств Гранта; материалы фотофиксации приобретенного имущества, выполненных работ (оказанных услуг), в соответствии с пунктом 6.3.2 Порядка предоставления Гранта.
Контроль за соблюдением начинающим фермером условий предоставления Гранта, целевым использованием Гранта, а также выполнением условий Соглашения, заключенным между истцом и ответчиком, осуществляется на основании подпункта 4.1.6 пункта 4.1 Соглашения N 41 и Раздела 6 Порядка.
Получатели Гранта и (или) единовременной помощи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за представление органам государственной власти города Севастополя и (или) должностным лицам органов государственной власти города Севастополя заведомо ложной информации.
В силу пункта 3.2 Порядка Гранты носят целевой характер. В случае нецелевого использования крестьянским фермерским хозяйством Гранта, средства Гранта подлежат возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за целевым использованием гранта и (или) единовременной помощи осуществляется Департаментом, органами государственного финансового контроля города Севастополя.
Во исполнение Указа Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 N 90-УГ "О структуре исполнительных органов государственной власти города Севастополя" Департамент сельского хозяйства города Севастополя преобразован в Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (далее - Департамент, главный распорядитель средств Гранта).
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 Порядка, Предприниматель обязуется использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, приобретаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства.
Срок освоения Гранта истек 11.06.2021.
Подпунктом 6.3.1 пункта 6.3 Порядка, а также подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 Соглашения N 41 установлено, что получатель Гранта должен предоставить в Департамент ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчеты о целевом расходовании Гранта по формам, утверждаемым Департаментом.
Письмами от 30.07.2021 N 4383/01-36-02-14/02/22, от 15.06.2022 N 3563/01-36-02-14/02/22, от 04.10.2022 N 6111/01-36-02-14/02/22, от 31.03.2022 N 1741/01-36-02-13/02/22 Департамент уведомил Предпринимателя о необходимости своевременной сдачи отчетности.
Ввиду не предоставления отчетов о финансово-экономическом состоянии получателя Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства за I, II, III, IV квартал 2022 года, Департаментом составлены и направлены Предпринимателю акты выявленных нарушений от 20.05.2022 N 2976/01-36-02-14/02/22, от 30.08.2022 N 5270/01-36-02-1402/22, от 30.11.2022 N 7484/01-36-02-14/02/22.
02 ноября 2022 года Департаментом осуществлен выездной мониторинг деятельности участников Государственных программ по вопросу законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных по результатам конкурсного отбора на предоставление грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, о чем составлен Протокол выездной проверки Комиссии по мониторингу N 47/м22. Предметом мониторинга является фактическое наличие оборудования, транспортных средств и прочих направлений по плану расходов софинансирования средств, выделенных из бюджета города Севастополя в рамках Государственных программ, согласно представленным отчетам.
В ходе проведения выездной проверки Комиссией по мониторингу установлено, что деятельность Предпринимателя на земельном участке кадастровый номер 91:01:035001:173 ведется совместно с главой К(Ф)Х Колосовским М.А. (получателем Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства 2019 года, бизнес-план которого также предусматривает приобретение взрослого страуса и полугодовалых страусят), в связи с чем не представляется возможным достоверно определить количество страусов, приобретенных за счет средств Гранта и принадлежащих Предпринимателю на праве собственности. Также, не предоставлялось возможным удостовериться в наличии оборудования для обогрева молодняка по причине того, что оно размещено под бетонным полом, и на момент выездной проверки находилось в выключенном состоянии. Установлено отсутствие экструдера, который должен быть приобретен за счет средств Гранта.
13 декабря 2022 года с целью установления фактического наличия имущества повторно осуществлен выездной мониторинг в отношении хозяйственной деятельности Предпринимателя, по результатам которого составлен Протокол выездной проверки Комиссии по мониторингу N 52/м-22.
В ходе проведения выездной проверки Комиссией по мониторингу установлено наличие страусов в количестве 20 штук, а также тот факт, что деятельность Предпринимателя ведется совместно с главой К(Ф)Х Колосовским М.А., в связи с чем не представляется возможным достоверно определить количество страусов, приобретенных за счет средств Гранта и принадлежащих Предпринимателю на праве собственности.
Согласно бизнес-плану Предпринимателя предусматривалось приобретение всего 27 штук страусов (16 штук взрослых страусов и 11 штук полугодовалых страусят). Бизнес-планом главы К(Ф)Х Колосовского М.А. предусматривалось также приобретение 27 штук страусов (16 штук взрослых страусов и 11 штук полугодовалых страусят), итого должно было быть приобретено страусов в количестве 54 штуки, а фактически установлено наличие всего 20 штук страусов.
При невозможности Предпринимателем идентифицировать страусов, а также с учетом письма Управления ветеринарии города Севастополя от 05.12.2022 N 1411/01-23-01-8603/22 о том, что Предприниматель для идентификации и постановки на учет страусов, проведения противоэпизоотических мероприятий, а также оформления ветеринарных сопроводительных документов на продукцию птицеводства в государственную ветеринарную службу не обращался, то точное количество страусов, принадлежащих на праве собственности крестьянским (фермерским) хозяйствам установить не представляется возможным, кроме того, фактическое количество страусов не соответствует заявленному в плане расходов крестьянских (фермерских) хозяйств количеству страусов (меньше 27 штук).
Также установлено отсутствие оборудования для обогрева молодняка, что объясняется ответчиком ведением подготовительных работ по монтажу вышеуказанного оборудования.
В соответствии с пунктом 6.5 Порядка Департаментом принято решение (пункт 3 Протокола от 26.12.2022 N 67/м-22 заседания Комиссии по мониторингу за деятельностью участников Государственной программы города Севастополя) о направлении в адрес Предпринимателя требования от 26.01.2023 N 35 о возврате Гранта и (или) единовременной помощи.
Требование о возврате Гранта и (или) единовременной помощи оставлено Предпринимателем без удовлетворения.
17 марта 2023 года за N 2422/01-36-024/01/23 ответчиком в адрес истца направлено обращение о необходимости проведения Департаментом повторных выездных проверок.
05 апреля 2023 года осуществлен выездной мониторинг, по итогам которого установлено наличие страусов в количестве 9 штук из 27 штук, 8 предусмотренных к приобретению Планом расходов крестьянским (фермерским) хозяйством, о чем составлен Протокол выездной проверки Комиссии по мониторингу N Ю/м-23.
Из анализа положений Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.04.2016 N 161, Санитарных правил СП 3.1.085-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1302-96 "3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных 2. Бруцеллез" и Санитарных правил СП 3.1.093-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1325-96 "3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 10. Туберкулез", утвержденных первым заместителем председателя Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации 31.05.1996 N 11 и начальником Департамента ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации от 18.06.1996 N 23, следует, что владельцы животных при наличии или приобретении животных обязаны производить их регистрацию в ветеринарном учреждении, получать регистрационный номер в форме бирки и следить за его сохранностью.
Из представленного ответа Управления ветеринарии города Севастополя (Севветнадзор) от 05.12.2023 N 1411/01-23-01-86/03/22 усматривается, что Предприниматель для постановки на учет и идентификации страусов в государственную ветеринарную службу не обращался.
18 апреля 2023 года Предпринимателем в адрес Департамента направлены Акты (вх. N 3662) на выбытие животных и птиц, согласно которым 30.12.2021 в крестьянском (фермерском) хозяйстве по причине падежа выбыло 5 страусов, 30.12.2022 - 7 страусов, 30.03.2023 - 5 страусов. Однако, согласно письму Управления ветеринарии города Севастополя (Севветнадзор) от 29.05.2023 N 611/01-01-23-01-90/03/2023, Предпринимателем сведения о падеже птицы в ГБУ "Севветцентр" не направлялись.
Согласно отчетам, представленным Предпринимателем, об использовании Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства за 2021 год (вх. N 448 от 20.01.2022) и за 18 месяцев (вх. N 7070 от 20.09.2021) поголовье страусов на отчетную дату составляло 27 штук, т.е. факт выбытия птицы не фиксировался.
Отказ Предпринимателя в установленный срок возвратить сумму Гранта послужил основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются исковые требования и возражения ответчика, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Во исполнение Указа Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 N 90-УГ "О структуре исполнительных органов государственной власти города Севастополя", Департамент сельского хозяйства города Севастополя преобразован в Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя.
В соответствии с Соглашением N 41 Департамент осуществляет самостоятельно или с органами государственного финансового контроля, в пределах установленной компетенции, контроль за соблюдением Предпринимателем условий предоставления Гранта и единовременной помощи, целевым использованием Гранта и единовременной помощи, выполнением условий настоящего Соглашения N 41.
Департамент принимает меры по возврату в доход бюджета города Севастополя Гранта и единовременной помощи в случае нарушения начинающим фермером условий предоставления Гранта, единовременной помощи, в том числе установленных Порядком и настоящим Соглашением N 41 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Департамент вправе в любое время контролировать соблюдения начинающим фермером условий настоящего Соглашения N 41, в установленном порядке запрашивать и получать необходимую информацию и документы от начинающего фермера по вопросам реализации Соглашения N 41, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность начинающего фермера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Закрепленный статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом 6.5 Порядка при непредставлении получателем Гранта и (или) единовременной помощи документов, подтверждающих целевое использование Гранта и (или) единовременной помощи, в сроки, предусмотренные пунктом 6.3 Порядка, а также в случаях выявления нецелевого использования бюджетных средств и (или) ненадлежащего исполнения Соглашения N 41 Департамент составляет акт о нарушении условий Соглашения N 41, в котором указываются выявленные нарушения, сроки их устранения, и направляет указанный акт в течение семи рабочих дней со дня его подписания в адрес получателя Гранта и (или) единовременной помощи.
В случае неустранения получателем Гранта и (или) единовременной помощи нарушений в сроки, указанные в акте, Департамент в течение 20 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для устранения нарушений, принимает решение о возврате Гранта и (или) единовременной помощи в полном объеме в бюджет города Севастополя, которое направляется получателю гранта и (или) единовременной помощи вместе с требованием о возврате гранта и (или) единовременной помощи в полном объеме в бюджет города Севастополя.
Согласно пункту 5 статьи 23 ГК РФ, граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с нормами части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что Департаментом исполнены обязательства по передаче денежных средств Предпринимателю. Факт получения Гранта Предпринимателем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6.5 Порядка и подпунктом 4.3.9.2 пункта 4.3, пункта 5.1 Соглашения N 41, в целях соблюдения главой крестьянского фермерского хозяйства условий предоставления гранта, целевым использованием гранта, а также выполнением условий Соглашения N 41, получатель (Предприниматель) обязан вернуть средства в бюджет города Севастополя в полном объеме в течение 45 рабочих дней со дня получения требования о возврате Гранта и (или) единовременной помощи.
Пунктом 6.7 Порядка установлено, что в случае невозврата бюджетных средств получателем гранта и (или) единовременной помощи взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представленные истцом в материалы дела доказательства свидетельствуют, что ответчиком нарушены условия использования средств Гранта и единовременной помощи, что позволяет истцу требовать их возврата.
Довод ответчика о том, что нарушением норм в сфере ветеринарии не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств отклоняется судом по основаниям, изложенным выше, поскольку факт целевого использования денежных средств Гранта и реализация условий Соглашения N 41 не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами. Доводы ответчика сводятся к произвольному толкованию норм законодательства и условий Соглашения N 41.
В соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, учитывая, что арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции, решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 октября 2023 года по делу N А84-6843/2023 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Поскольку решение суда первой инстанции отменено судом по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционная жалоба судом по существу не рассматривалась и не удовлетворена, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы возлагается судом апелляционной инстанции на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 октября 2023 года по делу N А84-6843/2023 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Слуцкера Дмитрия Леонидовича (ОГРНИП 318920400012730, ИНН 920154044703) в пользу Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (ОГРН 1209200005816, ИНН 9200000188) денежные средства в размере 1485000,00 рублей.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Слуцкера Дмитрия Леонидовича (ОГРНИП 318920400012730, ИНН 920154044703) в доход федерального бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в размере 27850,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьями 275, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6843/2023
Истец: Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Слуцкер Дмитрий Леонидович
Третье лицо: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СЕВАСТОПОЛЮ, УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. СЕВАСТОПОЛЮ