г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А40-282095/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семикиной О.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "РОСМОРПОРТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2024, принятое судьей в порядке упрощенного производства по делу N А40-282095/23,
по исковому заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "РОСМОРПОРТ" (ОГРН 1037702023831)
к публичному акционерному обществу "ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" (ОГРН 1024700873801)
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РОСМОРПОРТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к публичному акционерному обществу "ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" о взыскании штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, исковые требования удовлетворить.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу, который приобщается к материалам дела.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что между ФГУП "Росморпорт" (застройщик) и ПАО "Выборгский судостроительный завод" (генподрядчик) 25.11.2021 заключен государственный контракт N 273/ОПЭД-21 на выполнение строительных работ по объекту "Ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для морских портов Северо-Западного (Балтийского) бассейна, в соответствии с условиями которого генподрядчик принял на себя обязательства выполнить собственными силами и/или привлеченными силами и средствами работы по разработке рабочей документации, эксплуатационной документации, отчетной документации в необходимом объеме, выполнить в соответствии с рабочей документацией работы по строительству судна, спустить судно на воду, обеспечить его снабжением в соответствии с правилами, положениями и требованиями
Классификационного общества, правилами и нормами, провести швартовные и ходовые испытания в соответствии с условиями Контракта, устранить за свой счет выявленные на испытаниях судна и в течение гарантийного периода замечания, обеспечить судно снабжением, запасным имуществом и принадлежностями, сменно-запасными частями, и передать готовое к эксплуатации судно застройщику в порядке, предусмотренном контрактом.
Пунктом 12.6. контракта установлена обязанность генподрядчика своевременно приступить к выполнению работ по строительству судна и выполнять их без задержек в соответствии с графиком исполнения контракта (приложение N 10 к контракту) вплоть до их завершения.
В соответствии с графиком исполнения контракта этап работ "Монтаж ГДГ судна" ответчик должен был завершить до 30.09.2023.
Как утверждает истец в иске, в нарушение принятых на себя обязательств, Ответчик до настоящего времени этап работ "Монтаж ГДГ судна" не выполнил.
В соответствии с п. 19.7 контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, которые не имеют стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в размере 100.000 (сто тысяч) рублей за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Генподрядчиком своих обязательств по контракту.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден, в добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1 ст. 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В порядке ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно п. 1 ст.746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В силу положений ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что пунктом 12.7. контракта предусмотрено, что если в любое время фактический ход работ по строительству судна будет отставать более чем на 30 (тридцать) календарных дней от Графика исполнения контракта (Приложение N 10 к контракту) или когда станет очевидно, что такое отставание будет иметь место, генподрядчик обязан поставить в известность об этом застройщика.
Судом первой инстанции установлено, что 10 марта 2022 года на совещании под председательством генерального директора ФГУП "Росморпорт" по вопросам исполнения государственного контракта от 25.11.2021 г. N 273/ОПЭД-21 с повесткой дня "исполнение Контракта учетом неопределенной ситуации с поставками комплектующего оборудования и материалов зарубежного производства и принятие санкций в сфере торговли странами ЕС, США и другими иностранными государствами, объем финансирования строительства в 2022 г.", ответчик уведомил истца о том, что финская компания Wartsila Solutions Oy (производитель и поставщик главных и стояночных дизель-генераторов) объявила об уходе с рынка РФ и о невозможности поставки данного оборудования.
В соответствии с решением, принятом на указанном совещании, записанном в протоколе N СП-51, ПАО "ВСЗ" было поручено в течение двух месяцев проработать вопрос замены оборудования для Судна, указанного в перечне комплектующего оборудования и материалов, на доступные аналоги. Кроме того, было принято решение о направлении проекта обращения в Правительство РФ об увеличении цены и сроков исполнения Контракта по причине невозможности его исполнения.
Таким образом, ПАО "ВСЗ", обнаружив в период исполнения контракта наличие не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения работы в срок, немедленно известило об этом истца, что подтверждается, в том числе, указанными выше документами. При этом истец признал, что указанные обстоятельства действительно имеют место быть, не зависят от действий или бездействий ответчика и негативно влияют на возможность строительства судна в сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с пунктом 20.1 контракта стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных Контрактом обязательств, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение вызвано наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
Извещением от 11.03.2022 N 1390 ПАО "ВСЗ", в соответствии с пунктом 20.2 Контракта, уведомило ФГУП "РОСМОРПОРТ" о невозможности выполнения работ в срок по контракту по независящим от подрядчика причинам в связи с отказом иностранных производителей от поставки оборудования в Россию по причине введенных санкционных и ограничительных мер с 25.02.2022.
Таким образом, ПАО "ВСЗ" не могло исполнить свои обязательства по контракту (в части поставки и монтажа ГДГ Судна) в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых оно исходило на момент заключения Контракта, в связи с затруднениями в осуществлении закупочной и производственной деятельности, нарушением цепочек поставок, вызванными запретительными и ограничительными мерами органов власти, осложнивших сотрудничество между субъектами хозяйственной деятельности из ряда недружественных государств и их российскими контрагентами.
Вышеуказанные обстоятельства привели к невозможности исполнения ПАО "ВСЗ" обязательств по контракту в рамках ранее согласованных его сторонами временных параметров по обстоятельствам, не зависящих от воли генерального подрядчика.
Несмотря на возникшие обстоятельства, препятствовавшие надлежащему исполнению контракта, ПАО "ВСЗ" предприняло все необходимые и достаточные меры для его исполнения, в том числе предприняло меры по согласованию замены невозможного к поставке оборудования с ФГУП "РОСМОРПОРТ", как это предусмотрено пунктом 14.1.9.контракта, в соответствии с которым в случае, если типы (марки) Оборудования, материалов, имущества и снабжения, планируемых к установке на судно, отличаются от предусмотренных исходной проектной документацией генподрядчик обязан представить обоснование таких изменений со ссылками на соответствующие нормативные документы.
После надлежащих уведомлений истца о невозможности исполнить условия контракта в части установки на судне главных дизель-генераторов производства фирмы Wartsila, протоколом совещания от 02.09.2022 г. N ВС-177 под председательством заместителя генерального директора по флоту ФГУП "Росморпорт" В.И.Стругова по вопросам исполнения государственного контракта от 25.11.2021 г. N 273/ОПЭД-21 сторонами контракта было принято решение принять к реализации в проекте ледокола 21900М2.
В рамках исполнения решения совещания ПАО "ВСЗ" было поручено направить застройщику на рассмотрение и утверждение обновленный перечень комплектующего оборудования и материалов для заказа 510. Официальное согласование истца перечня комплектующего оборудования и материалов, подлежащих приобретению и монтажу на судне, было направлено истцом в адрес ответчика письмом от 27.04.2023 г. N СП-34/3869-08.
Указанный перечень, подписанный сторонами контракта в 2023 году, внес изменения в техническое задание к контракту в части перечня основного оборудования, подлежащего установке на судне, в том числе в части главных дизель-генераторов, поставщиком которых было выбрано ООО "Русэлпром-МС", с которым ПАО "ВСЗ" 02 декабря 2022 г. заключило соответствующий договор поставки, в соответствии с условиями которого срок поставки главных-дизель генераторов в составе единой электроэнергетической системы был согласован на 4 квартал 2025 года.
Таким образом, ПАО "ВСЗ", в связи с вышеуказанными обстоятельствами, не имело возможности по не зависящим от него причинам в срок, предусмотренный графиком строительства срок, т.е. до 30.09.2023 г., выполнить работы по монтажу ГДГ судна, о чем заранее уведомило Застройщика в порядке, предусмотренном контрактом, дождалось от застройщика решения о замене основного оборудования судна, что подтверждается протоколом от 02.09.2022 г. N ВС-177, и продолжило выполнять работы по строительству судна в соответствии с совместным решением о внесении изменений в техническое задание.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, в силу следующего.
Истец в жалобе указывает, что суд отказал в удовлетворении исковых требований, применив статью 401 ГК РФ, указав, что ПАО "ВСЗ" не могло исполнить свои обязательства по контракту (в части поставки и монтажа ГДГ Судна) в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых оно исходило на момент заключения контракта. При этом истец указывает, что к обстоятельствам непреодолимой силы не относится, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника.
Однако указанное утверждение истца ошибочно и не соответствует материалам дела.
Как указано в решении суда, невозможность ПАО "ВСЗ" надлежащим образом своих обязательств по контракту не было вызвано нарушением обязанностей со стороны контрагента, с которым ПАО "ВСЗ" состоит в договорных отношениях.
ПАО "ВСЗ" не заключало с поставщиком ГДГ Судна контракт на поставку, так как компания Wartsila Solutions Oy, которая была указана ИСТЦОМ в Техническом задании на строительство Судна (Приложение N 1 к Контракту) как компания-поставщик Оборудования, подлежащего установке на Судне, уведомило ПАО "ВСЗ" об отказе в поставке своего оборудования во исполнение любых контрактов, заключенных с компаниями из России, в связи с введением Европейским Союзом санкций на экспорт товаров в Россию до заключения контракта на поставку.
Как указано выше, указанный поставщик был указан в Техническом задании на строительство судна, которое входило в комплект конкурсной документации при проведении закупочных процедур в рамках 44-ФЗ и в которое участник процедуры не имеет право вносить какие-либо изменения. При этом при заключении Контракта на предложенных условиях в ноябре 2021 года ПАО "ВСЗ" не могло предвидеть осложнения внешнеполитической ситуации, послужившим основанием для введения санкционных ограничений со стороны органов власти Соединённых штатов Америки и примкнувших к ним государств и международных организаций, а также возникших в связи с вышеизложенным сложности логистического, технического и финансового характера. Так, ограничения на экономическое взаимодействие своих резидентов с резидентами Российской Федерации ввели органы власти Европейского Союза, членом которого являются Финляндия.
В соответствии с Регламентом Совета ЕС от 25.02. 2022 г. N 2022/328 был введен запрет на поставку в Российскую Федерацию специально разработанных компонентов для судов, судовых двигателей и специально разработанных для них компонентов, а также запрет на предоставление технической помощи или иных услуг, связанных с этими типами товаров, в связи с чем зарубежный поставщик - компания Wartsila Solutions Oy, указанный как единственный производитель главных дизель-генераторов, подлежащих установке на Судне в соответствии с условиями заключенного между ПАО "ВСЗ" и ФГУР "Росморпорт" Контракта, отказался от выполнения ранее принятых на себя обязательств.
ПАО "ВСЗ" не могло повлиять на указанные обстоятельства, являющиеся вне его воли и носящие внешний по отношению к деятельности Общества характер.
После получения отказа от утвержденного Техническим проектом Судна поставщика основного оборудования в заключении договора на поставку, ПАО "ВСЗ", руководствуясь пунктом 1 статьи 716 ГК РФ немедленно предупредило Застройщика о наступлении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения в срок работ по строительству Судна.
Кроме того, также и пунктом 12.7. Контракта предусмотрено, что если в любое время фактический ход работ по строительству Судна будет отставать более чем на 30 (тридцать) календарных дней от Графика исполнения Контракта (Приложение N 10 к Контракту) или когда станет очевидно, что такое отставание будет иметь место, Генподрядчик обязан поставить в известность об этом Застройщика.
10 марта 2022 года на совещании под председательством генерального директора ФГУП "Росморпорт" С.В.Пылина по вопросам исполнения государственного контракта от 25.11.2021 г. N 273/ОПЭД-21 с повесткой дня "исполнение Контракта учетом неопределенной ситуации с поставками комплектующего оборудования и материалов зарубежного производства и принятие санкций в сфере торговли странами ЕС, США и другими иностранными государствами, объем финансирования строительства в 2022 г.", Ответчик уведомил Истца о том, что финская компания Wartsila Solutions Oy (производитель и поставщик главных и стояночных дизель-генераторов) объявила об уходе с рынка РФ и о невозможности поставки данного оборудования.
В соответствии с решением, принятом на указанном совещании, записанном в протоколе N СП-51, ПАО "ВСЗ" было поручено в течение двух месяцев проработать вопрос замены оборудования для Судна, указанного в перечне комплектующего оборудования и материалов, на доступные аналоги. Кроме того, было принято решение о направлении проекта обращения в Правительство РФ об увеличении цены и сроков исполнения Контракта по причине невозможности его исполнения.
Таким образом, ПАО "ВСЗ", обнаружив в период исполнения Контракта наличие не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения работы в срок, немедленно известило об этом Истца, что подтверждается, в том числе, указанными выше документами. При этом Истец признал, что указанные обстоятельства действительно имеют место быть, не зависят от действий или бездействий Ответчика и негативно влияют на возможность строительства судна в сроки, предусмотренные Контрактом.
Во исполнение решений совместных совещаний с Истцом ПАО "ВСЗ" согласовало с ФГУП "Росморорт" замену невозможного к поставке оборудования, как это предусмотрено пунктом 14.1.9.Контракта, в соответствии с которым в случае, если типы (марки) Оборудования, Материалов, имущества и снабжения, планируемых к установке на Судно, отличаются от предусмотренных Исходной проектной документацией Генподрядчик обязан представить обоснование таких изменений со ссылками на соответствующие нормативные документы.
После надлежащих уведомлений Истца о невозможности исполнить условия Контракта в части установки на Судне главных дизель-генераторов производства фирмы Wartsila, протоколом совещания от 02.09.2022 г. N ВС-177 под председательством заместителя генерального директора по флоту ФГУП "Росморпорт" В.И.Стругова по вопросам исполнения государственного контракта от 25.11.2021 г. N 273/ОПЭД-21 сторонами Контракта было принято решение принять к реализации в проекте ледокола 21900М2 предложение ООО "Русэлпром-МС" по поставке Единой энергетической системы, включающей, помимо прочего, 4-е единицы главных дизель-генераторов.
В рамках исполнения решения совещания ПАО "ВСЗ" направило Застройщику на рассмотрение и утверждение обновленный перечень комплектующего оборудования и материалов для заказа 510, который был подписан сторонами Контракта в 2023 году. Данный перечень внес изменения в Техническое задание к Контракту в части перечня основного оборудования, подлежащего установке на Судне, в том числе в части главных дизель-генераторов, поставщиком которых было выбрано ООО "Русэлпром-МС", с которым ПАО "ВСЗ" 02 декабря 2022 г. заключило соответствующий договор поставки, в соответствии с условиями которого срок поставки главных-дизель генераторов в составе единой электроэнергетической системы был согласован на 4 квартал 2025 года.
Таким образом, ПАО "ВСЗ", в связи с вышеуказанными обстоятельствами, не имело возможности по не зависящим от него причинам в срок, предусмотренный Графиком строительства срок, т.е. до 30.09.2023 г., выполнить работы по монтажу ГДГ Судна, о чем заранее уведомило Застройщика в порядке, предусмотренном Контрактом, дождалось от Застройщика решения о замене основного Оборудования Судна, что подтверждается Протоколом от 02.09.2022 г. N ВС-177, и продолжило выполнять работы по строительству Судна в соответствии с совместным решением о внесении изменений в Техническое задание.
На основании решения указанного выше Протокола от 02.09.2022 г., подписанного сторонами Контракта, в связи с внесением изменений в Техническое задание (не только в части ГДГ), ПАО "ВСЗ" были получены от АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" заключение по результатам экспертизы сроков строительства ледокола зав. N 510 проекта 21900М2 от 15.12.2023 г., в соответствии с которым сделан вывод о том, что сроки поставки основного оборудования позволяют выполнить комплекс работ под обеспечение спуска и завершить строительство заказа 510 проекта 21900М2 в ноябре 2028 года и заключение по результатам экспертизы цены строительства ледокола проекта 21900-М зав. N 510 от 20.03.2024 г., по результатам которого себестоимость строительства ледокола проекта 2190М2 зав. N 510 на 7 млрд.рублей больше, чем предусмотрено заключенным Контрактом между Истцом и Ответчиком.
Указанные заключения были направлены ФГУП "Росморпорт" 21.03.2024 г., которое, рассмотрев их, предложило, письмом от 01.04.2024 г. N ОБ-34/2997-08, инициировать ПАО "ВСЗ" решение вопроса (подготовить и направить обращение в Правительство Российской Федерации) по увеличению стоимости и сроков строительства ледокола по заключенному сторонами Контракту. Однако исполнитель по государственному контракту не может быть инициатором подготовки проекта указанного распоряжения Правительства России, как указывает в апелляционной жалобе Истец и что подтверждается пунктом 6 поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина от 17.04.2024 г. N ММ-П7-11744 и сопроводительным письмом Минпромторга России от 23.04.2024 г. N 41990/09 к указанным поручениям, направленным в ФГУП "Росморпорт", которым ИСТЦУ предписано использовать в работе поручения при подготовке распоряжений Правительства Российской Федерации об изменении существенных условий государственных контрактов на строительство судов, указанных в пункте 6 перечня поручений (в том числе ледокола проекта 21900М2 для Росморречфлота).
Также необходимо обратить внимание на содержание поручения Председателя Правительства России, указанного в п. 6 перечня: "завершите пересмотр контрактных обязательств по проблемным гражданским заказам на строительство гражданских судов водного транспорта на основании ценовой экспертизы уполномоченных организаций с обеспечением соответствии финансирования технологическим графикам строительства, в том числе по строящимся заказам....и ледокола проекта 21900М2 для Росморречфлота", срок до 04.12.2024 г. То есть Минтрансу России и Минфину России даны конкретные поручения по пересмотру условий заключенного между Истцом и Ответчиком Контракта.
Несмотря на то обстоятельство, что в соответствии с решением Росморречьфлота подготовку проекта распоряжения Правительства об изменении существенных условий Контракта обязан произвести Истец, Ответчик подготовил данный проект и вместе с пояснительной запиской направил его в адрес ФГУП "Росморпорт" с сопроводительным письмом от 27.04.2024 г. N 2991.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом были установлены все существенные обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2024 по делу N А40-282095/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-282095/2023
Истец: ФГУП "РОСМОРПОРТ"
Ответчик: ПАО "ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"