г. Челябинск |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А07-34960/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2024 по делу N А07-34960/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции приняли участие представители:
Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан - Ханнанов О.А. (доверенность от 16.01.2024, паспорт диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Фахрисламова Д.Р. (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт), Васюков Р.Е. (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт);
Муниципального бюджетное учреждение Комбинат специализированного обслуживания городского округа города Уфы Республики Башкортостан - Ахметов М.Т. (доверенность от 15.08.2023, доверенность, диплом).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным впоследствии в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 2, 3, 4, 5 решения от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022 и предписания от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - антимонопольный орган, УФАС по РБ, Управление).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное бюджетное учреждение Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Комбинат), Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление коммунального хозяйства), Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Совет).
Решением суда от 05.03.2024 заявленные требования удовлетворены. Пункты 2, 3, 4, 5 решения от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022 и предписание от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022, вынесенные Управлением, признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что цель создания учреждения и осуществляемый для достижения поставленной цели вид деятельности, отличны друг от друга, то есть содержание мест погребения и содержание мест захоронения не являются смежными понятиями.
По мнению подателя жалобы, обжалуемые акты не нарушают права и законные интересы Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К дате судебного заседания со стороны Администрация, Управление коммунального хозяйства и Комбината в материалы дела поступили отзывы, которые приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения антимонопольного дела N ТО002/01/15-1013/2020 Управление пришло к выводу, что из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" работы по содержанию кладбищ являются конкурентным видом деятельности, в связи с чем могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от форм собственности, поскольку действующее законодательство не содержит специальных требований ни к указанным работам, ни осуществляющим их субъектам.
Управление при этом также пришло к выводу, что выполнение работ по содержанию кладбищ должно осуществляться в порядке, предусмотренном действующим законодательством о контрактной системе, например, посредством заключения конкурентных процедур и заключения муниципального контракта.
В целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдал, в числе прочего, Администрации предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 27.05.2020 N ТО002/01/15-1006/2020 (далее - предупреждение), в соответствии с которым указал на необходимость:
1) исключения пунктов 2.1, 2.2 и 2.15 из Регламента осуществления похоронного дела на общественных кладбищах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением главы Администрации от 06.08.2015 N 3044, и приведения положений регламента, а также принятие мер по приведению муниципальных заданий, выданных Комбинату, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и с учетом положений предупреждения;
2) исключения из пункта 2.3 Устава Комбината вида деятельности по содержанию мест захоронений;
3) принятия мер по организации выполнения работ по содержанию кладбищ в соответствии с требованиями действующего законодательства о защите конкуренции и о контрактной системе.
Во исполнение указанного предупреждения постановлением Администрации от 12.03.2021 N 219 утвержден Порядок осуществления похоронного дела на общественных кладбищах городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Порядок).
Проанализировав положения Порядка, антимонопольный орган установил, что организация вопросов похоронного дела на территории общественных кладбищ городского округа город Уфа Республики Башкортостан закреплена за уполномоченным органом - Управление коммунального хозяйства, а фактически специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет техническую работу с документооборотом, что и есть допуск к первоначальной информации по всем сведениям об умерших.
Однако, по мнению Управления, деятельность по организации похоронного дела и ведения общественными кладбищами, деятельность в области архивного дела, в том числе по оформлению документов, связанных с погребением (удостоверений о захоронении, справок о месте захоронений хранение книги регистрации захоронений и т.д.,), осуществляется органами местного самоуправления, и соответствующие функции органов местного самоуправления не могут быть переданы какому-либо хозяйствующему субъекту.
Также Администрацией в адрес антимонопольного органа направлено письмо от 05.04.2021 за исходящим номером 01-02-20721/13, в котором указано, что предупреждение можно считать исполненным в связи с принятием мер по внесению изменений в устав Комбината, а именно изложением пункта 2.3 в следующей редакции: "Для выполнения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности (предмет деятельности Учреждения):
- оказание услуг по погребению (в частности оказания гарантированного перечня услуг по погребению и исполнения гарантий погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, умершего);
- выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела".
Проанализировав представленные заявителем сведения, антимонопольный орган пришел к выводу, что при внесении соответствующих изменений в пункт 2.3 устава Комбинат не может функционировать согласно принятому Порядку.
В этой связи Управление пришло к выводу о неисполнении Администрацией выданного ему предупреждения, в связи с чем приказом от 01.03.2021 N 43 возбудило дело N 002/01/15-1006/2020 по признакам нарушения Администрацией требований частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Определением Управления о назначении дела N 002/01/15-1006/2020 к рассмотрению от 11.05.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация, а в качестве заинтересованного лица - Комбинат.
Приказом антимонопольного органа от 31.05.2021 N 122 возбуждено дело N Т0002/01/15-1013/2020 посредством объединения дел N ТО/002/01/15-1013/2020 (возбужденного в отношении Совета) и дела N ТО/002/01/15-1006/2020 (возбужденного в отношении Администрации) во вновь объединенное производство по признакам нарушения в действиях Администрации частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Совета - части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
01.06.2022 комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выделения из дела N ТО002/01/15-1013/2020 в отдельное производство дела по признакам нарушения части 1, 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" в отношении Администрации и Совета.
02.06.2022 антимонопольным органом возбуждено дело N ТО002/01/15-997/2022 по признакам нарушения в действиях:
- Администрации - частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции";
- Совета - части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения указанного дела антимонопольный орган установил факт отсутствия в действиях Совета признаков нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" ввиду исполнения им ранее выданного ему предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Оценив представленные Администрацией документы и пояснения Управление сделало вывод, что "предупреждение N 002/01/15-1006/2020 Администрацией исполнено не в полном объеме".
По результатам рассмотрения дела N 002/01/15-997/2022 Антимонопольным органом принято решение от 09.09.2022, в соответствии с которым он пришел к следующим выводам:
"1. Рассмотрение дела N 002/01/15-997/2022 в отношении Совета городского округа горд Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, 120) в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодатель в рассматриваемых Комиссией Башкортостанского УФАС действиях (бездействиях) прекратить.
2. Признать в действиях Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, 120) нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не установлены.
4. Выдать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, 120) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования".
В эту же дату антимонопольный орган выдал Администрации предписание от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022, в соответствии с которым возложил на заявителя обязанность совершить следующие действия:
"1. Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, 120) устранить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. С целью исполнения настоящего предписания Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, 120) надлежит:
- принять меры по приведению муниципальных заданий, выданных МБУ Комбинат специализированного обслуживания ГО г. Уфа (ИНН: 0274150791) в соответствии с нормами действующего законодательства РФ;
- исключить из пункта 2.3 Устава МБУ Комбинат специализированного обслуживания ГО г. Уфа (ИНН:0274150791) вид деятельности по содержанию мест захоронений;
- принять меры по организации выполнения работ по содержанию кладбищ в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.
3. Установить срок для исполнения предписания в течение тридцати рабочих дней с момента получения настоящего предписания.
4. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения".
Полагая, что пункты 2, 3, 4, 5 решения от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022 и предписание от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022, вынесенные антимонопольным органом, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев требование по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности ненормативных правовых актов антимонопольного органа и нарушении прав и законных интересов заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; 4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; 5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ установлено, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Положениями пункта 2 статьи 9, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ, Закон о погребении) и пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ, Закон о местном самоуправлении) вопросы организации ритуальных услуг отнесены к вопросам местного значения, при этом полномочиями по оказанию гарантируемого перечня услуг по погребению наделены создаваемые органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Так, в силу статьи 9 Закона о погребении, стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, согласно статьи 10 этого Закона, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении.
Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2016 N 1758 утвержден устав МБУ "Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанный устав постановлениями Администрации от 19.05.2017 N 574 и от 30.04.2019 N 629 претерпел ряд изменений.
Пунктами 2.3 и 2.6 устава бюджетного учреждения определено, что учреждение, в том числе, осуществляет организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В качестве приносящей доход деятельности также указаны следующие виды: уход за местами погребения и отдельными захоронениями.
Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения прямо отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 2 Закона о местном самоуправлении, решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона от N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон о некоммерческих организациях), бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Пунктами 2, 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях определено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
В силу части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать, в том числе, определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг.
Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений названного Кодекса.
С 01.01.2014 указанные отношения регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Понятие муниципальной нужды раскрывалось в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшего до 01.01.2014) и понималось как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. По смыслу Закона N 44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере закупок с 01.01.2014, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным образом.
В силу ст. 8 Закона о контрактной системе при обеспечении государственных и муниципальных нужд действует принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Таким образом, во всех случаях размещение заказа на выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. Проведение торгов способствует эффективному использованию средств бюджетов, развитию конкуренции за выполнение работ для муниципальных нужд путем создания условий для выбора победителя, предлагающего наилучшие условия, и обеспечивает равный доступ к возможности получения бюджетных средств для всех заинтересованных лиц.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.
Таким образом, обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату работ для муниципальных нужд, в период 01.01.2014 является применение Закона о контрактной системе.
Выполнение работ по содержанию кладбищ является функциональной задачей органа местного самоуправления, обеспечивает интересы неопределенного круга лиц, осуществляется за счет средств местного бюджета, то есть налицо наличие всех квалифицирующих признаков муниципальных нужд.
Исходя из изложенного, выполнение работ по содержанию кладбищ в настоящее время должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, посредством проведения конкурентных процедур.
Частью 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ по содержанию мест захоронений (кладбищ) необходимо для муниципальных нужд, обеспечение которых должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, осуществляется за счет средств местного бюджета с применением конкурентных процедур.
Установив безальтернативный порядок осуществления содержания кладбищ на территории городского округа город Уфа администрация создала Комбинату необоснованные преимущества в осуществлении деятельности, а также необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, способным конкурировать за получение бюджетных средств в случае проведения публичных торгов, и в случае признания победителем торгов - выполнить соответствующие возмездные работы (оказать услуги).
Таким образом, действия Администрации по выдаче муниципальных заданий МБУ Комбинат специализированного обслуживания ГО г. Уфа и включение в Устав данной организации п. 2.3 приводят к созданию необоснованных преимуществ одному хозяйствующему субъекту (Комбинату), препятствий иным хозяйствующим субъектам в осуществлении деятельности и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию мест захоронения, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 указанной нормы.
При таких обстоятельствах предусмотренной частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности оснований для признания пунктов 2, 3, 4, 5 решения от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022 и предписания от 09.09.2022 по делу N 002/01/15-997/2022 недействительными и удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих о законности ненормативных актов Управления, не нарушении прав и законных интересов Администрации данными актами, решение суда об удовлетворении заявленных по настоящему делу требований подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права по пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2024 по делу N А07-34960/2022 отменить.
В удовлетворении требований Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34960/2022
Истец: Администрация ГО г.Уфа РБ
Ответчик: УФАС по РБ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНАТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан