г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А40-268165/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2024 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-268165/23 по иску индивидуального предпринимателя Лагошиной Ольги Александровны (ОГРНИП: 304234909000036, ИНН: 234900045398, дата присвоения ОГРНИП: 30.03.2004) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН: 1037739877295, дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: 7708503727) о взыскании
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лагошина Ольга Александровна, (далее - истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (далее - ответчик) о взыскании неустойки за нарушение сроков доставки грузов в размере 754 331 руб. 18 коп.
Решением суда от 22.02.2024 в удовлетворении ходатайства ОАО "РЖД" о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства отказано.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу индивидуального предпринимателя Лагошиной Ольги Александровны взысканы пени за просрочку доставки груза в размере 565 748 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 18 087 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод ответчика о продлении срока доставки по п.6.4. и ст. 29 УЖТ РФ.
Также считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил его довод об увеличении срока доставки по причине следования вагонов через Санкт-Петербургский узел.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, при осуществлении перевозок ОАО "РЖД" нарушены установленные сроки доставки грузов по железнодорожным накладным N N ЭЫ060683, ЭЛ388456, ЭК923416, ЭК603124, ЭЙ975849, ЭЙ912560, ЭЙ765974, ЭЙ765409, ЭЙ453564, ЭЙ278633, ЭЙ233125, ЭИ735276, ЭИ645818, ЭИ566249, ЭИ359629, ЭЗ976625, ЭЗ976518, ЭЗ734921, ЭЗ671478, ЭЗ212372, ЭЖ774576, ЭЖ306387, ЭЕ980825, ЭЕ079950, ЭД885244, ЭД831395, ЭД464643, ЭД464300, ЭД344460, ЭГ749755, ЭГ724495, ЭГ615698, ЭГ292052, ЭГ262622, ЭВ775113, ЭВ505466, ЭВ355382, ЭБ940998, ЭБ785617, ЭБ229364, ЭБ229304, ЭБ070606 за период с октября 2022 г. по август 2023 г. Срок просрочки составил от 2 до 112 дней.
Спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 ГК РФ и федеральным законом от 10.01.2003 г. N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).
Согласно ст. 122 УЖТ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику.
В соответствии со ст. 120 УЖТ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 26.09.2023 г. N 59-23 о взыскании суммы пени за просрочку доставки грузов, которая последним оставлена без удовлетворения.
Поскольку пени за просрочку доставки груза ответчик не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Ответчиком в апелляционной жалобе указано о несогласии с позицией суда первой инстанции в части отклонения доводов ответчика относительно пункта 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов.
Рассматривая указанные доводы, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные ответчиком документы не подтверждают наличие обстоятельств непреодолимой силы как причины задержки доставки груза.
Ответчик указал, что суд первой инстанции допустил неправильное применение норм материального права, при этом какая именно норма материального права неверно применена судом, ответчик в апелляционной жалобе не раскрыл.
Суть апелляционной жалобы сводится к несогласию с оценкой доказательств, вместе с тем несогласие с оценкой доказательств, не является основанием для изменения судебного акта.
Ответчик не представил доказательств наличия фактических обстоятельств, препятствовавших осуществлению перевозки, не подтвердил причинно-следственную связь между 2 введением режима "чрезвычайная ситуация" в регионах и невозможностью осуществления перевозок в согласованный срок.
В соответствии с пунктом 6.4 Приказа Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов) сроки доставки грузов увеличиваются на срок задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее-Устав).
Согласно п. 7 Правил исчисления сроков доставки грузов о причинах задержки груза, порожних вагонов, предусмотренных пунктом 6 Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в двух экземплярах.
Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки.
Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
В статье 97 Устава предусмотрена возможность освобождения перевозчика от уплаты пени за просрочку доставки, если он докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Устава обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
В силу указанных норм основанием для применения ответственности за просрочку доставки грузов является вина перевозчика. Перевозчик может быть освобожден от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка произошла по не зависящим от него обстоятельствам.
В силу статьи 29 Устава вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей (отправителей) и заинтересованных грузополучателей (получателей) о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов.
Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Приказом Министерства транспорта от 25.07.2012 N 264 утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, с немедленным извещением об этом в установленном порядке Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 11, 13 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдором), а результатом ее предоставления является издание Росжелдором приказа о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у заявителя или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, либо подписание руководителем Росжелдора или лицом, исполняющим его обязанности, мотивированного отказа в таком прекращении.
В соответствии с пунктом 57 Административного регламента в случае издания такого приказа, подписанные руководителем Росжелдора или лицом, исполняющим его обязанности, письма с уведомлением об изданном приказе незамедлительно направляются в Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, соответствующим перевозчикам и владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Изданные приказы Росжелдора о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного 6 транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, также размещаются на официальном сайте Росжелдора, на сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по электронному адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.gosuslugi.ru (пункт 4 Административного регламента).
Вместе с тем, исполнение порядка, предусмотренного статьей 29 Устава, ответчиком не подтверждено: в материалы дела не представлены доказательства уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о задержке перевозки спорных вагонов, уведомления перевозчика об установлении срока задержки, уведомления перевозчиком грузополучателя и грузоотправителя об ограничении перевозок.
В соответствии с пунктами 8, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки.
Как указано в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.
Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать: а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы; б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств; в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы; г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков. Ответчик не представил доказательств невозможности исполнения своих обязательств в результате непреодолимой силы (чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства).
Ответчик не обосновал, каким образом введение режима "чрезвычайная ситуация", повлияли на срок доставки груза железнодорожным транспортом по спорным накладным.
Также представленные ответчиком акты общей формы не могут служить доказательствами, подтверждающими обоснованность задержки вагонов, в связи со следующим.
В накладной N ЭЙ912560 (в графе 89) указано о том, что груз задержан на основании акта общей формы N 108. Ответчиком указанный акт не представлен. Представлены иные акты, которые не приведены в графе N 89 указанно накладной. В графе указанной накладной содержится информация о составлении акта общей формы N 1/6678. В соответствии с названным актом задержка вагонов вследствие непреодолимой силы составила 9 суток. Вместе с тем, всего груз по спорной накладной задержан на 34 суток. Задержка на 9 суток вследствие непреодолимой силы на размер пени, в данном случае не повлияла.
В накладной N ЭИ359629 (в графе 89) указано о том, что груз задержан на основании акта общей формы N 7/7087. Ответчиком указанный акт не представлен. В связи с чем, невозможно уставить действительные причины задержки грузов по данной накладной.
В накладной N ЭЗ734921 (в графе 89) указано о том, что груз задержан на основании акта общей формы N 4/3765. Ответчиком указанный акт не представлен. В связи с чем, невозможно уставить действительные причины задержки грузов по данной накладной.
В накладной N ЭГ262622 (в графе 89) указано о том, что груз задержан на основании акта общей формы N 455. Ответчиком указанный акт не представлен. В связи с чем, невозможно уставить действительные причины задержки грузов по данной накладной.
Указанные в графе N 89 накладной N ЭЙ975849 акты общей формы не представлены, в связи с чем, невозможно уставить действительные причины задержки грузов по данной накладной.
Ответчик представил и иные акты общей формы, не указав на их относимость к каждой конкретной накладной, учитывая, что указанные акты в накладных не привалены, они не обладают признаками относимости к данному делу.
При этом сведения о большинстве представленных актов, спорные накладные не содержат, в связи с чем, они не подлежат оценке, как не относимые к делу.
Представленные ответчиком справки по вопросу отставания грузовых поездов не подтверждают причинно-следственную связь между отставанием в пути следования грузовых поездов и чрезвычайными обстоятельствами, обстоятельствами непреодолимой силы по перевозкам именно спорных по настоящему делу грузов
Довод ответчика по вопросу применения п. 5.9. правил N 245 также правомерно отклонен судом первой интенции.
Ответчиком не доказано, что исчисленный срок доставки груза, указанный в спорной накладной N ЭД464643 установлен без учета п. 5.9. правил N 245. Каким образом исчислен указанный срок, в апелляционной жалобе не указано.
В тексте апелляционной жалобы не приведено достаточных доводов, свидетельствующих о неправильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, в апелляционной жалобе, также не приведено.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2024 по делу N А40-268165/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-268165/2023
Истец: Лагошина Ольга Александровна
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"