город Томск |
|
6 июня 2024 г. |
Дело N А45-35230/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2024.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сластиной Е.С.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой П.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-2951/2024) общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Горизонт" на решение от 04.03.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35230/2023 (судья Пахомова Ю.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания" (Новосибирская область, ОГРН 1185476068909, ИНН 5406993045)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Горизонт" (Новосибирская область, ОГРН 1065402058083, ИНН 5402467309)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Якубовская А.С., доверенность от 29.04.2023,
от ответчика: Моисеев Н.А., директор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания" (далее - ООО "НТСК") обратилось к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Горизонт" (далее - ООО "УК "Горизонт") с иском о взыскании задолженности в размере 6643 руб. 27 коп. по оплате коммунальных услуг за период с 01.07.2022 по 31.12.2022, пени в размере 1898 руб. 38 коп. за период с 16.08.2022 по 14.11.2023.
Решением от 04.03.2024 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, ООО "УК "Горизонт" в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование указано следующее: договор на поставку коммунального ресурса с ООО "НТСК" компания не заключала; у собственников прямые договоры на поставку ресурсов, заключён только отдельный договор по КР на СОИ; в МКД по адресу: ул. Выборная, д. 99/2 имеется ИТП, на котором приготавливается коммунальная услуга по горячему водоснабжению, КР на СОИ по ГВС начисляться не может; выставление счетов на оплату КР на СО ГВС на МКД по адресу: ул. Садовая 59 не имеет оснований по причине отсутствия в данном МКД технических возможностей для забора горячей воды из трубопроводов, проходящих в местах общего пользования, кроме того в данный дом ГВС поставляется не соответствующая нормативу.
ООО "НТСК" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
В приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе дополнительных доказательств (письма от 02.02.2024) отказано, поскольку заявитель не обосновал объективную невозможность получения и представления указанных документов при рассмотрении дела в суде первой инстанции с учетом длительности судебного разбирательства.
Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции только, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
В суде первой инстанции ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных документов ответчик не заявлял.
Как следует из материалов дела спорные обстоятельства, в подтверждение которых представлены дополнительные доказательства, включены в предмет доказывания суда первой инстанции, в судебных заседаниях обсуждались, а потому стороны, действующие добросовестно и разумно, обязаны были совершить все требующиеся от них процессуальные действия по доказыванию в суде первой инстанции.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 N 55-р муниципальное образование городской округ - город Новосибирск Новосибирской области отнесен к ценовой зоне теплоснабжения в соответствии с пунктом 15.3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N190-ФЗ (далее - Закон 190-ФЗ).
Приказом Минэнерго России от 14.04.2022 N 324 ООО "НТСК" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в системах теплоснабжения N1 (ТЭЦ-2), 2 (ТЭЦ-3), 3 (ТЭЦ-4), 4 (ТЭЦ5), 20 (КГК), 21 (КРК-1).
ООО "НТСК" 01.07.2022 направило в адрес ответчика проект договора поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества N 270000126. Договор со стороны ответчика в адрес общества не возвращен.
В период с 01.07.2022 по 31.12.2022 общество поставило в спорные МКД тепловую энергию, выставило компании платежные документы.
В отсутствие оплаты, претензией от 19.09.2023 общество потребовало оплатить задолженность.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности поставки обществом тепловой энергии в спорные МКД для целей ГВС на содержание общего имущества, наличия задолженности по его оплате за спорный период.
Апелляционный суд соглашается с решением суда, при этом исходит из следующего.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 Правил N 354 под коммунальными ресурсами, приобретаемыми исполнителем у РСО, понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение, далее - ГВС), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления.
Из содержания части 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД, которым может быть управление управляющей организацией.
Положения статей 155, 157.2, 161 ЖК РФ, Правил N 124 предусматривают два способа определения объема обязательств управляющей организации по оплате коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающей организацией: по договорам, заключенным между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и на общие домовые нужды, применению подлежит пункт 21 Правил N 124; по договорам, заключенным на приобретение коммунальных ресурсов на цели СОИ, применяются положения пункта 21(1) Правил N 124 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912).
В данном случае, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в отношениях сторон реализована вторая из обозначенных выше схем расчетов за коммунальные ресурсы в МКД, подпадающая под правовое регулирование пунктом 21(1) Правил N 124.
Частями 2, 12, 15 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, пунктом 13 Правил N 354, пунктом 17 Правил N 124 предусмотрено, что с момента выбора способа управления МКД путем заключения договора с управляющей организацией, создания товарищества собственников жилья, жилищного кооператива либо иного специализированного потребительского кооператива последние становятся исполнителями коммунальных услуг и обязаны заключить с РСО договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации, товарищества, кооператива) как с целью предоставления коммунальной услуги собственникам помещений, так и с целью СОИ в МКД, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, связанных с переходом собственников помещений МКД на прямые договоры с РСО, которое приобретает статус исполнителя, возлагающих в таком случае на управляющую организацию обязанность приобретения ресурса в части, необходимой на СОИ в МКД.
В соответствии с Правилами N 124, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Так, управляющие организации на основании пунктов 4, 21(1) Правил N 124 приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения: на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, если управляющая организация является исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме; на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, если управляющая организация не предоставляет коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством.
Таким образом, отсутствие заключенного между сторонами договора не освобождает управляющую компанию от исполнения обязательства по оплате за поставленный ресурс в целях содержания общего имущества многоквартирного дома; ответчик, будучи управляющей организацией, несет обязанность перед теплоснабжающей организацией по оплате объема ресурса, предоставленного на содержание общего имущества в многоквартирном доме; ответчик обязан приобретать коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вне зависимости от наличия прямых договоров.
В многоквартирном доме по ул. Выборная, 99/2 горячее водоснабжение осуществляется от водоподогревательной установки горячего водоснабжения (ВПУ ГВС/бойлер) в индивидуальном тепловом пункте (ИТП) многоквартирного дома по ул. Выборная, 99/2, имеется централизованное отопление, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон для многоквартирного дома по адресу ул. Выборная, 99/2; отсутствует отдельный прибор учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
При этом согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения как платы за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354), так и платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
Из формулы 20.2 Правил N 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании, товариществу) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды.
В соответствии с названной формулой размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле:
*,
где:
* - объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды;
ТХВ - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
* - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или определенный по формуле 20.1 Приложения 2 к Правилам N 354.
* - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из формулы 20.1 Приложения 2 к Правилам N 354 следует, что величина* - удельный вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, произведение начислений за тепловую энергию на горячее водоснабжение на содержание общего имущества в многоквартирном доме ул. Выборная, 99/2 по нормативу правомерно.
В многоквартирном доме по ул. Садовая, 59 реализовано централизованное горячее водоснабжение, осуществляется от центрального теплового пункта (ЦТП-о29), что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон для многоквартирного дома по адресу ул. Садовая, 59; отсутствует общедомовой прибор учета.
В силу подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
*,
где* определяется в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 настоящих Правил;
Следовательно, произведение начислений за горячее водоснабжение на содержание общего имущества в многоквартирном доме по ул. Садовая, 59 по нормативу правомерно.
Ответчиком не представлено конкретных доказательств отсутствия в многоквартирном доме технической возможности использования ресурса на содержание общего имущества.
Если потребителям предоставляются коммунальные услуги горячего водоснабжения, то имеется потребление соответствующего коммунального ресурса на содержание общего имущества, обусловленное физическими особенностями его передачи (потерями во внутридомовых сетях, их обслуживанием), а также потреблением на общедомовые нужды. Само по себе отсутствие водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования в местах общего пользования не может являться основанием для отказа в оплате услуг по горячему водоснабжению для целей содержания имущества в многоквартирных домах.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто ответчиком, сумма задолженности в размере 6643 руб. 27 коп. ответчиком не уплачена.
Доводы ответчика о ненадлежащем качестве поданного ресурса апелляционным судом отклоняются как неподтвержденные документально.
Более того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции о ненадлежащем качестве ответчик не заявлял.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с частью 9.1. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Поскольку ответчик тепловую энергию не оплатил в установленный договором срок, истец начислил ответчику законную неустойку в размере 1898 руб. 38 коп. за 16.08.2022 по 14.11.2023.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном конкретном случае истцом доказаны обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает наступление правовых оснований для взыскания с ответчика основного долга в сумме 6643 руб. 27 коп. и законной неустойки в сумме 1898 руб. 38 коп.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на подателя жалобы и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35230/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Горизонт" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Горизонт" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-35230/2023
Истец: ООО "НОВОСИБИРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГОРИЗОНТ"
Третье лицо: ООО "Новосибирская теплосетевая компания", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГОРИЗОНТ", Седьмой арбитражный апелляционный суд