29 мая 2024 г. |
Дело N А83-12017/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 мая 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Зарубина А.В.,
Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца
ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" Орищенко А.С. (дов. от 26.12.2023);
от ответчика
ГУП РК "Водоканал ЮБК" не явились, извещены надлежаще;
от третьих лиц:
Министерство жилищно-коммунального
хозяйства Республики Крым не явились, извещены надлежаще;
Министерство имущественных
и земельных отношений Республики Крым не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Водоканал Южного берега Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года по делу N А83-12017/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" (далее - ГБУ КК "Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Водоканал Южного берега Крыма" (далее - ГУП РК "Водоканал ЮБК") о взыскании задолженности в сумме 1 142 535,92 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года исковые требование удовлетворены.
Взысканы с ГУП РК "Водоканал ЮБК" в пользу ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" задолженность в сумме 1 142 535,92 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 425,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, ГУП РК "Водоканал ЮБК" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что техническое задание являющееся приложение к спорному контракту, не предполагает выполнение государственной регистрации прав собственности. Указывает, что ссылка в решении суда на доказательства направления документации по электронным адресам не может, является допустимы доказательством, поскольку в разделе 14 контракта не указаны электронные адресы почты сторон. Полагает, что работы ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" выполнены не в полном объеме, оснований для их оплаты не имеется. Других доводов апелляционная жалоба не содержит
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось. Очередное судебное заседание назначено на 15.05.2024.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Ответчик и третьи лица, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Ранее, в судебных заседаниях представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить обжалуемый судебный акт отменить.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителя ответчика, третьего лица по имеющимся в деле материалам.
До начала судебного заседания от ГУП РК "Водоканал ЮБК" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии описи документов, принятых для оказания государственных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Коллегия судей, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", отказала апеллянту в приобщении к материалам дела вышеперечисленных дополнительных документов, так как апеллянт не обосновал и не доказал существование объективных, не зависящих от него, уважительных причин невозможности представления соответствующих доказательств при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Кроме того, коллегия судей отмечает, что ранее неоднократно суд апелляционной инстанции предлагал представить документы истребуемые экспертом. Такие доказательства суду не представлялись, причины невозможности их представления ответчик не указывал.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для приобщения к материалам дела указанных доказательств.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 24.07.2018 между ГУП РК "Водоканал ЮБК" и ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" заключен контракт N 55-07/2018 на проведение мероприятий для осуществления регистрации прав собственности на объекты недвижимости и земельные участки, в том числе государственная регистрация права собственности Республики Крым на 800 объектах недвижимого имущества, в том числе проведение геодезических и кадастровых работ, технической инвентаризации.
Согласно пункта 1.1 контракта его предметом является проведение мероприятий для осуществления регистрации прав собственности на объекты недвижимости и земельные участки, в том числе: - государственная регистрация права государственной собственности Республики Крым на 800 объектах недвижимого имущества, в том числе проведение геодезических и кадастровых работ, технической инвентаризации в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и на условиях, предусмотренных контрактом.
Выполнение работ осуществляется исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения такого вида работ, устанавливающих требования к качеству такого вида работ, в соответствии с условиями контракта (пункт 1.2 контракта).
Исполнитель обязуется в соответствии с контрактом завершить все работы, в сроки, установленные пунктом 3.3 контракта (пункт 1.4 контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта его общая цена составляет 11 200 000,00 руб. в том числе НДС 18% - 1 708 474,58 руб.
Выплата аванса контрактом не предусмотрена (пункт 2.2 контракта).
Согласно пункта 2.5 контракта оплата производится заказчиком на расчетный счет исполнителя, указанный в контракте, в безналичном порядке после приемки Работ (отчетного периода) в течение 30 календарных дней с даты представления счета, счета-фактуры и на основании подписанного сторонами акта приемки выполненных работ, оформленного по прилагаемой форме (Приложение N 2 к контракту), при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.
Настоящий контракт предусматривает оплату выполненных работ по промежуточным актам приемки выполненных работ, оформленных по прилагаемой форме (Приложение N 2 к контракту).
Исполнитель выполняет работы в соответствии с Техническим заданием (пункт 3.1 контракта).
Срок выполнения работ исполнителем по контракту в полном объеме: в соответствии с Техническим заданием (пункт 3.3 контракта).
В соответствии с пунктом 4.2 контракта после завершения выполнения работ, предусмотренных контрактом, исполнитель письменно уведомляет заказчика о факте завершения выполнения работ и направляет в адрес заказчика акт приемки выполненных работ в 2 (двух) экземплярах, счет, счет-фактуру, а также комплект документации, используемые исполнителем при выполнении работ, и иные необходимые документы.
Не позднее 10 (десяти) рабочих дней после получения от исполнителя документов, указанных в пункта 4.2 контракта, заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по контракту на предмет соответствия их объему и качеству требованиям, изложенным в контракте (пункт 4.3 контракта).
Пунктом 4.5 контракта предусмотрено, что заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от исполнителя акта приемки выполненных работ обязан направить исполнителю один экземпляр подписанного акта приемки выполненных Работ либо мотивированный отказ от приемки выполненных работ, в котором должны быть указаны выявленные заказчиком недостатки. Заказчик вправе предоставить исполнителю срок для устранения таких недостатков. Мотивированный отказ направляется в порядке, предусмотренном пунктом 12.1 настоящего контракта.
Исполнитель в течение трех рабочих дней с момента подписания сторонами Акта приема-передачи выполненных работ, возвращает заказчику по Акту приема-передачи запрашиваемые им исходные данные, необходимые для выполнения работ по настоящему контракту (пункт 4.7 контракта).
Согласно пункта 10.1 контракта он начинает действовать с момента его подписания сторонами. Срок окончания действия контракта 31.12.2018. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также от ответственности за нарушение условий контракта (пункт 10.2 контракта).
ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" выполнило кадастровые работы, предусмотренные условием договора, и в соответствии с пунктом 4.2 контракта уведомило об этом заказчика направив в его адрес акт приемки выполненных работ в 2 (двух) экземплярах, счет, счет - фактуру, а также результаты выполненных работ в виде сформированных 800 дел (картонная папка с завязками), каждое из которых содержит: декларацию об объекте недвижимости, прошитую и заверенную министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, в количестве 1 (одного) экземпляра на бумажном носителе; технический план в форме документа на бумажном носителе, прошитого и заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, в количестве 1 (одного) экземпляра на бумажном носителе; технический план в форме электронного документа (XML - формат), заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, записанный на компакт диск и вложенный в бумажный конверт в количестве 1 (одного) экземпляра.
Истец письмами N 1445/3.22/Исх-19 от 15.04.2019. и N 2038/3.22/Исх-19 от 31.05.2019 направил в адрес ГУП РК "Водоканал ЮБК" 550 выписок из реестра имущества Республики Крым, а также доверенности на сотрудников исполнителя, выданные Министерством имущественных отношений Республики Крым для осуществления подачи заявлений на осуществление государственного кадастрового учета с одновременной регистрацией права объектов недвижимости Республики Крым.
Как указывает истец, им выполнены работы в части подачи заявлений на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении вышеуказанных 550 объектов недвижимости.
Вместе с тем, выписки из реестра имущества Республики Крым на оставшиеся 250 объектов заказчиком представлены не были.
13.08.2019 ГУП РК "Водоканал ЮБК" письмом N 3122/1.0/Исх-19 просило ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" направить в его адрес 250 технических планов с целью ускорения исполнения контракта, а именно - регистрации права собственности Республики Крым.
По результатам подачи заявлений на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав исполнителем внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении 386 объектов недвижимости.
ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" письмом N 08-03/2128 от 14.09.2020 г. направило в адрес ГУП РК "Водоканал Южного берега Крыма" Акт приемки выполненных работ и счет для оплаты оставшейся суммы по контракту, однако заказчик письмом N 4786/1.0/Исх-20 от 24.09.2020 г. направил мотивированный отказ, сославшись на то, что в отношении 66 объектов не прошел государственный кадастровый учет и государственная регистрация права.
Истцом были исправлены замечания и направлены технические планы в новой редакции в адрес заказчика на электронную почту ahoroshilov@bk.ru с просьбой уведомить о факте внесения сведений в ЕГРН в отношении оставшихся 66 объектов, а в случае получения уведомлений о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права, направить их на электронную почту geo@kubbti.ru в максимально короткие сроки в целях скорейшего устранения причин, препятствующих оплате выполненных работ по контракту.
ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" письмом N 08-03/3241 от 18.12.2020 направило в адрес ГУП РК "Водоканал ЮБК" акт выполненных работ в отношении 735 объектов и счет от 18.12.2020.
19.01.2021 письмом N 08-02/126 ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" уведомило ГУП РК "Водоканал ЮБК" о необходимости оплаты выполненных работ.
ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" 02.04.2021 в адрес ГУП РК "Водоканал ЮБК" направлена претензия с требованием об оплате задолженности.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Спорные правоотношения регулируются положениями главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с нормами статьи 758 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ (часть 1 статьи 761 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 ГК РФ подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основании государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Согласно положениям статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В ходе судебного разбирательства между сторонами возникли разногласия относительно объема и стоимости фактически выполненных работ ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по контракту.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, на разрешение эксперта судом поставлен вопрос: Определить объём и стоимость фактически выполненных работ Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" по контракту N 55-07/2018 от 24.07.2018?
В экспертом заключении эксперты пришли к следующим выводам:
- объём фактически выполненных работ по такому виду как "Проведение геодезических и кадастровых работ, технической инвентаризации в отношении 800 объектов недвижимого имущества" составляет 726 штук, стоимость которого равняется 9 035 454,78 руб.;
- объём фактически выполненных работ по такому виду как "Государственная регистрация права государственной собственности Республики Крым на 800 объектов недвижимого имущества" составляет 718 штук, стоимость которого равняется 1 116 109,24 руб.
Согласно содержанию Технического задания целью работ является выполнение геодезических и камеральных работ с последующим изготовлением технических планов и деклараций в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (здания, строения, сооружения), состоящих на балансе Предприятия для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности Республики Крым на объекты, перечисленные в приложении N 1 к Техническому заданию.
Также, Техническим заданием определены требования к результатам выполнения работ, которые выглядят следующим образом.
а) По каждому объекту, указанному в приложении к Техническому заданию, формирует дело (картонная папка с завязками), которое содержит:
- декларацию об объекте, прошитую и заверенную министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, в количестве одного экземпляра на бумажном носителе;
- технический план в форме документа на бумажном носителе, прошитого и заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план в количестве одного экземпляра на бумажном носителе;
- технический план в форме электронного документа (XML-формат), заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, записанный на компакт-диск и вложенный в бумажный конверт в количестве одного экземпляра.
Таким образом, условиями Контракта (Техническим заданием) определены требования к результатам выполнения работ, которые экспертам необходимо было учитывать при проведении судебной экспертизы, для установления всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения поставленного судом вопроса.
Кроме того, дополнительным соглашением от 17.10.2018 внесены изменения в приложения к Техническому заданию в "Перечне объектов" заменены объекты, проведение работ по которым невозможно по независящим от Исполнителя обстоятельствам, на ранее не заявленные в Контракте объекты. Пунктом 5 дополнительного соглашения предусмотрено, что оно распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 24.07.2018.
В рамках выполнения условий Контракта Учреждение выполнило работы поименованные экспертами как "Проведение геодезических и кадастровых работ, технической инвентаризации в отношении 800 объектов недвижимого имущества", предусмотренные условием договора, и в соответствии с пунктом 4.2 Контракта письмом от 16.10.2018 N 1 1-08/4557 уведомило об этом Заказчика направив в его адрес акт приемки выполненных работ в 2 (двух) экземплярах, счёт, счёт - фактуру, а также результаты выполненных работ в виде сформированных 800 дел (картонная папка с завязками), каждое из которых содержит:
- декларацию об объекте недвижимости, прошитую и заверенную министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, в количестве 1 (одного) экземпляра на бумажном носителе;
- технический план в форме документа на бумажном носителе, прошитого и заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, в количестве 1 (одного) экземпляра на бумажном носителе;
- технический план в форме электронного документа (XML - формат), заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, записанный на компакт диск и вложенный в бумажный конверт в количестве 1 (одного) экземпляра.
Таким образом, работы по первому этапу Контракта в части "Проведения геодезических и кадастровых работ, технической инвентаризации в отношении 800 объектов недвижимого имущества" выполнены в полном объёме и переданы Заказчику, что подтверждается обоюдно подписанным Сторонами актом приема-передачи документов от 17.10.2018 и актом приемки выполненных работ от 19.11.2018 N 1
Однако вследствие возникших в дальнейшем между Сторонами разногласий, относительно государственной регистрации права собственности на 800 объектов недвижимости Учреждение письмом от 26.10.2018 N 08-07/4768 направило в адрес Предприятия "промежуточный" акт выполненных работ (выполнение комплекса геодезических и камеральных работ, изготовление и согласование деклараций об объектах недвижимости, изготовление технических планов на объекты недвижимости) в отношении 800 объектов недвижимости стоимостью 9 956 423,49 руб., который был получен и оплачен Заказчиком.
На основании вышеизложенного, работы по Контракту в части "Проведения геодезических и кадастровых работ, технической инвентаризации в отношении 800 объектов недвижимого имущества" выполнены в полном объёме и переданы Заказчику.
Учреждение заявляя требования об оплате выполненных работ по "второму этапу" за постановку на кадастровый учёт и государственную регистрацию права государственной собственности Республики Крым на 735 объектов недвижимого имущества принадлежащих Заказчику.
Спор, относительно выполнения работ по первому этапу и передаче результата - 800 дел (картонных папок с завязками), каждое из которых содержит: декларацию об объекте недвижимости, технический план в форме документа на бумажном носителе, технический план в форме электронного документа, между сторонами отсутствует. Более того, принятие и оплата результатов выполненных работ по "первому этапу" не отрицается как Заказчиком, так и Исполнителем.
Так, к материалам дела N А83-12017/2021 приобщён акт приёмки выполненных работ в отношении 800 объектов недвижимости от 17.10.2018 и подписанный сторонами акт приёма-передачи документов от 17.10.2018, подтверждающий, передачу Учреждением Предприятию результатов работ первого этапа в соответствии с Техническим заданием.
Таким образом, в соответствии с Техническим заданием (в редакции дополнительного соглашения от 17.10.2018 N 1, которым заменены объекты в "Перечне объектов") результат выполненных Учреждением работ по 1-му этапу (картонные папки с завязками по каждому объекту, содержащие в себе декларации об объектах недвижимости, прошитые и заверенные министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, технические планы на бумажных носителях и в форме электронного документа записанного на компакт-диск) актом приема-передачи документов от 17.10.2018 переданы Предприятию.
Результат работ отвечает актуальному "Перечню объектов" в соответствии с Техническим заданием в редакции дополнительного соглашения от 17.10.2018 N 1, которым заменены объекты в "Перечне объектов".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что истец документально подтвердил факт выполнения работ на сумму 8 437 647,03 руб., что не оспаривалось ответчиком, поэтому требования истца в части основного долга являются законными и правомерными.
Как следует из материалов дела, в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения об 735 объектах водоснабжения и водоотведения (здания, строения, сооружения), состоящих на балансе Предприятия, в связи с чем, Учреждение письмом от 14.09.2020 N 08-03/2128 направило в адрес Предприятия акт приёмки выполненных работ и счёт для оплаты. Ответом от 24.09.2020 N 4786/1.0/Исх-20 Предприятие отказалось принимать данные работы, сославшись на необходимость устранения Учреждением по шестидесяти пяти объектам оснований, послуживших для приостановки государственной регистрации права, в связи с чем, направило по электронной почте соответствующие уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности.
Данные уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности Предприятие направило Учреждению по электронной почте, а именно 24.09.2020 и 12.10.2020 в Учреждение от Предприятия, а именно от Artem Horoshilov с электронного ящика ahoroshilov@bk.ru поступали электронные письма, содержащие вышеуказанные уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности.
Таким образом, как Предприятие, так и Учреждение осуществляло официальные контакты помимо письменной формы, так и в электронной форме.
Более того, Предприятие само направило в адрес Учреждения для устранения уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности но электронной почте.
Письмом от 19.10.2020 N 08-03/2516 Учреждение сообщило об устранении причин, указанных в данных уведомлениях и направлении 14.10.2020 и 19.10.2020 на электронную почту Заказчика результатов исправления в виде технических планов. Также, в данном письме содержалась просьба проинформировать Учреждение о факте внесения сведений в ЕГРН обо всех 65-ти (шестидесяти пяти) направленных в адрес Заказчика объектах водоснабжения и водоотведения (здания, строения, сооружения). Данную просьбу Учреждение продублировало письмом от 01.12.2020 N 08-03/3007. Однако, как и первая, данная просьба осталась без удовлетворения.
В дальнейшем, Учреждение письмами от 18.12.2020 N 08-03/3241 и от 19.01.2021 N 08-02/126 уведомляло Предприятие о необходимости оплаты выполненных работ.
Стоит отметить, что Предприятие, как в письме от 19.04.2021 N 2157/1.0/Исх-21 в абзацах 3-4, так и в своём отзыве от 23.06.2021 N 837/2.1.1.1/исх.ю.-21 в абзацах 1 - 4 на странице 5 указывает на то обстоятельство, что работы предусмотренные Контрактом не выполнены в полном объеме, а именно в отношении 66 (65) материалах не выполнены, поскольку Предприятием были получены уведомления о приостановке государственной регистрации права собственности в связи с несоответствием формы технического плана.
Более того, факт устранения причин, послуживших основаниями для приостановления государственной регистрации права и направление 14.10.2020 и 19.10.2020 на электронную почту Заказчика (ahoroshilov@bk.ru) результатов исправления в виде технических планов подтверждаются распечаткой электронной почты.
С учетом изложенного, довод подателя жалобы о необоснованности направления документации по электронным адресам не может, поскольку в разделе 14 контракт не указаны электронные адресы почты сторон, коллегией судей признает не обоснованным.
Довод апеллянта о том, что истцом в полном объеме работы по контракту не выполнены, что, по мнению ответчика, освобождает его от обязанности произвести оплату их стоимости, коллегия судей признает не состоятельным по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 51 от 24.01.2000 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" факт сдачи подрядчиком заказчику результата выполненных работ является основанием для возникновения обязательства заказчика по их оплате.
Следовательно, правопорождающим обстоятельством, с которым положения действующего законодательства связывают приемку-сдачу работ, а также корреспондирующую обязанность заказчика по их оплате, является подписание сторонами документа о приемке выполненных работ.
Таким образом, обязательство по оплате выполненных работ возникает с момента их сдачи подрядчиком. Выполнение работ с нарушением требований к качеству выполненных работ не является правовым основанием, освобождающим заказчика от оплаты выполненных работ, но при этом может служить самостоятельным основанием для обращения с исковыми требованиями в целях устранения выявленных недостатков в порядке статьи 723 ГК РФ.
Доводы апеллянта о необходимости осуществления государственной регистрации права собственности, суд апелляционной инстанции признает несостояльным по следующим основаниям.
В соответствии с Техническим заданием исходная документация, подлежащая передаче ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", состоит из заверенной копии уставных документов ГУП РК "Водоканал ЮБК" и инвентарных карточек учёта объектов основных средств (форма ОС-6).
Необходимо отметить, что Постановлением Госкомстата РФ N 7 от 21.01.2003. "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, в том числе инвентарная карточка учета объекта основных средств N ОС-6, которая применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации и которые ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре на каждый объект - по форме N ОС-6.
Таким образом, инвентарная карточка учета объекта основных средств N ОС-6 является бухгалтерским первичным учётным документом.
В соответствии с положением подпунктов 7, 8 пункта 2 статьи 14 Закона о регистрации (здесь и далее в редакции от 03.08.2018 г., действовавшей на момент выполнения условий контракта) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, а также иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 264 от 11.08.2014 г. утверждён перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 Постановления N 264 документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, является справка из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
Таким образом, для осуществления государственной регистрации прав на объекты водоснабжения и водоотведения (здания, строения, сооружения), состоящих на балансе ГУП РК "Водоканал ЮБК", необходимо предоставления в орган регистрации технического плана и справку, выписку из соответствующего реестра прав.
Кроме того, что получению данной справки/выписки предшествует включение в реестр прав соответствующего объекта учёта.
Также, постановлением Совета министров Республики Крым N 89 от 14.05.2014. "О вопросах учета имущества, находящегося в собственности Республики Крым" утверждено Положение об учёте имущества, находящегося в собственности Республики Крым.
В соответствии с требованиями Постановления N 89 Правообладатели в течение пяти месяцев, начиная с 14.05.2014 должны были обеспечить представление Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым вышеуказанных документов (карта учёта имущества, перечень имущества, учредительные документы), а в последующем ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным, обновленные сведения.
Вместе с тем, при исполнении условий контракта, заключённого 24.07.2018 ГУП РК "Водоканал ЮБК" в адрес ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" какие-либо справки/выписки из реестра имущества, находящегося в собственности Республики Крым, относительно объектов водоснабжения и водоотведения (здания, строения, сооружения), состоящих на балансе предприятия предоставлены не были.
Однако, как указывалось выше, основанием для осуществления государственной регистрации прав помимо технического плана является справка/выписка из соответствующего реестра прав.
Более того, Техническое задание составлено таким образом, что не предполагает в качестве исходной документации предоставления данных справок и выписок из реестра прав.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что Техническое задание не предполагает выполнение государственной регистрации права собственности.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, ответчик обстоятельств, освобождающих его от исполнения обязательства по оплате выполненных работ в полном объеме, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представил.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку за проведенную по делу судебной строительно-технической экспертизы денежные средства уплачены не в полном объеме, 2464 руб. подлежат взысканию с ГУП РК "Водоканал ЮБК" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация экспертов Краснодарского края".
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года по делу N А83-12017/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Водоканал Южного берега Крыма" без удовлетворения.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Водоканал Южного берега Крыма" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация экспертов Краснодарского края" судебные издержки в сумме 2464 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12017/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАЕВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ - КРАЕВОЕ БТИ"
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДОКАНАЛ ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО " Центр экспертизы и оценки Нов", ООО "Ассоциация экспертов Краснодарского края"