г. Чита |
|
4 июня 2024 г. |
Дело N А78-11691/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Безбородовой М.А.(доверенность от 10.01.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Самиева Фурката Норкуловича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 января 2024 года по делу N А78-11691/2023,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Самиев Фуркат Норкулович (ОГРНИП 307750505900013, Забайкальский край, далее - заявитель, ИП Самиев Ф.Н) обратился с заявлением в арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федеральной налоговой службе по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550033739, 672000, Забайкальский край, Чита город, Анохина улица, дом 63, далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 21.04.2023 г., N 3477 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 января 2024 года по делу N А78-11691/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Самиев Ф.Н обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Полагает необоснованными и незаконными выводы суда первой инстанции о соответствии закону оспариваемого решения налогового органа.
Налоговый орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.04.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ИП Самиев Фуркат Норкулович явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя налогового органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИП Самиев Фуркат Норкулович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ему присвоен основной государственный регистрационный номер 307750505900013, на налоговом учете состоит в Управлении ФНС России по Забайкальскому краю, ИНН 752920683673.
УФНС России по Забайкальскому краю была проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу по УСН, представленной ИП Самиевым Ф.Н., за 2021 г.
По результатам проверки налоговой декларации по УСН за 2021 год налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении налоговой ставки по УСН в размере 1% ввиду необоснованного применения льготы и доначислил сумму налога по ставке 6%, т.к. процент доходов по основному виду деятельности составляет менее 70%.
Оспариваемым решением УФНС России по Забайкальскому краю N 3477 от 21.04.2023 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику предложено уплатить недоимку по УСН в сумме 2 718 968 рублей, также налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в сумме 67 974,2 рубля.
Решением Межрегиональной инспекции ФНС по Дальневосточному федеральному округу от 03.07.2023 г. N 07-10/2409 апелляционная жалоба предпринимателя на решение УФНС России по Забайкальскому краю от 21.04.2023 N 3477 оставлена без удовлетворения (т.д.1, л.д.41-43).
Полагая, что налоговый орган при расчете доли дохода в соответствии пп.2 ч. 2 статьи 1 (1) Закона Забайкальского края от 04.05.2010, N 360-ЗЗК неправомерно исключил сумму дохода, полученную от применения патентной системы с 01.01.2021 по 30.06.2021, предприниматель оспорил решение налогового органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Суд первой инстанции, проверив законность процедуры проведения налоговой проверки и рассмотрения ее материалов, правомерно пришел к выводу о том, что нарушений установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) порядка проведения налоговых проверок и вынесения решений по ним, которые являются безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в соответствии с п.14 ст.101 НК РФ, налоговым органом не допущено, что заявителем жалобы не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками налога по УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 346.20 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что налоговая ставка устанавливается в размере 6% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено данным пунктом и пунктами 1.1,3 и 4 статьи 346.20 НК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 346.20 НК РФ законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.49 НК РФ налоговым периодом по патентной системе налогообложения признается календарный год, если иное не установлено пунктами 1.1, 2 и 3 статьи 346.49 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 346.49 НК РФ, если на основании пункта 5 статьи 346.45 Кодекса патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей.
В случае если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
Таким образом, в случае, если доходы налогоплательщика, полученные от применения патентной системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения, превысили 60 млн. рублей в период действия патента, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения с начала того периода, на который был выдан патент.
С учетом приведенного правового регулирования суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку доходы от реализации по всем видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, а также доходы, полученные от деятельности по упрощенной системе налогообложения превысили 60 млн. рублей в 3 квартале 2021 года (за 9 месяцев 2021 года), ИП Самиев Ф.Н. считается утратившим право применения патентной системы налогообложения по патенту, выданному на период с 01.07.2021 по 31.12.2021.
В данном случае доходы, полученные в рамках действия указанного патента в полном объеме подлежат налогообложению в декларации по упрощенной системе налогообложения за 2021 год.
26.07.2022 в соответствии со ст. 81 НК РФ налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация с номером корректировки 2 по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год.
В уточненной налоговой декларации с номером корректировки 2 по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2021 год налогоплательщиком при исчислении суммы налога применена ставка налога в размере 1 %.
По данным камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год, сумма дохода, полученная налогоплательщиком от осуществления предпринимательской деятельности, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 составила 56 730 603,03 руб. (22 883 644,95 руб.+ 32 724 911,11 руб.+ 1 122 046,97 руб.), в том числе:
- сумма выручки за поставку продуктов питания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям составила 22 883 644.95 руб. (от оптовой торговли);
- сумма выручки, полученная за наличный расчет, составила 1 122 046.97 руб. (от розничной торговли в период с 01.07.2021 по 31.12.2021);
- сумма выручки, полученная за безналичный расчет (с использованием банковских карт в период с 01.07.2021 по 31.12.2021), составила 32 724 911,11 руб.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 2 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пунктом 7 статьи 12 НК РФ предусмотрено право законодательных органов субъекта РФ устанавливать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пуристом 2 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 56 Кодекса. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (абзац 2 пункта 1 статьи 346.20 Кодекса).
Субъекты РФ в целях установления пониженных налоговых ставок при упрощенной системе налогообложения вправе самостоятельно определить показатели, в соответствии с которыми классифицируют налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения по категориям (письмо Минфина от 10.03.2021 N 03-11-10/16611).
В соответствии с пунктом 2 части 1 и части 2 статьи 1(1) Закона Забайкальского края от 04.05.2010 N 360-33K установлена налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков, применявших в 2020 году в отношении осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе одновременно с упрощенной системой налогообложения в размере 1 процент в 2021 - 2023 годах в случае, если объектом налогообложения являются доходы, при соблюдении следующих условий:
- основным видом деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, является вид экономической деятельности, в отношении которого налогоплательщиком в 2020 году применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- за соответствующий налоговый период не менее 70 процентов доходов, определяемых в порядке, установленном статьей 346.15 главы 26.2 Кодекса, составили доходы от основного вида предпринимательской деятельности, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1(1) Закона.
Согласно заявлению по форме N ЕНВД-2, налогоплательщик с 01.01.2010 состоял на учете в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы" (код вида предпринимательской деятельности 07).
Согласно налоговым декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1, 2, 3, 4 квартал 2020 налогоплательщик осуществлял розничную торговлю.
Из выписки из ЕГРИП следует, что основной вид деятельности по состоянию па 01.11.2020 заявлен 47.11 "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах".
По данным камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год, сумма дохода, полученная налогоплательщиком от осуществления предпринимательской деятельности за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 составила 56730603 руб., из них:
- 59.66% доля доходов от розничной торговли в период с 01.07.2021 по 31.12.2021 ((1 122 046.97 руб.+ 32 724 911.11 руб.)/ 56 730 603 руб.);
- 40.34% доля доходов от оптовой торговли (22 883 644.95 руб./56 730 603 руб.).
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 и 2 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы. Порядок учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, осуществляется в соответствии с положением ст. 346.24 НК РФ.
В книге учета доходов и расходов индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, в случае совмещения специальных режимов учитывает доходы и расходы, которые не относятся к видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Данный налоговый регистр служит для определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет в связи с применением упрощенной системы налогообложения (ст. 346.24 НК РФ).
Таким образом, в соответствии с п.8 ст. 346.18 НК РФ доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения в соответствии с главой 26.5 НК РФ (с учетом положений, установленных настоящей главой), не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом направлены запросы от 18.01.2023 N 2.12-20/02114@ в Министерство экономического развития Забайкальского края, от 18.01.2023 N2.12- 20/02112@ в Министерство финансов Забайкальского края с целью получения разъяснения о порядке определения процентного соотношения полученных доходов в 2021 году при совмещении упрощенной и патентной системы налогообложения, для правомерного применения п. 2 ч. 2 статьи 1(1) Закона.
Министерство экономического развития Забайкальского края в письме от 08.02.2023 N 07-27/1-691, Министерство Финансов Забайкальского края в письме от 01.02.2023 указали, что позиция Управления соответствует положениям, указанным в Законе Забайкальского края от 04.05.2010 N 360-33K.
Суд первой инстанции со ссылкой на пункты 1, 12.4.2 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 N 165, пункты 42, 44, 47 Постановления Губернатора Забайкальского края от 16.11.2016 N 87 "О регламенте Правительства Забайкальского края", пункты 14. 15 Распоряжения Губернатора Забайкальского края от 10.06.2020 N 260-р "Об утверждении порядка организации законопроектной деятельности губернатора Забайкальского края" правомерно отклонил доводы налогоплательщика о том, что указанные органы некомпетентны разъяснять положения регионального закона о налогах и сборах.
При указанном правовом регулировании следует признать, что расчет доли доходов от основного вида деятельности произведен налоговым органом в соответствии с положениями НК РФ, а также в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1(1) Закона Забайкальского края от 04.05.2010 N 360-33K.
В этой связи доводы апеллянта со ссылкой на пункт 7 статьи 3 НК РФ о том, что для определения доли необходимо учитывать все доходы, полученные налогоплательщиком, как от применения патентной системы налогообложения, так и упрощенной системы налогообложения за проверяемый период, противоречат приведенном правовому регулированию.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 января 2024 года по делу N А78-11691/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11691/2023
Истец: ИП Самиев Фуркат Норкулович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ