05 июня 2024 г. |
дело N А83-23852/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.06.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерготехстрой" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.02.2024,
принятое по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: 1042304949752, ИНН: 2309089375, 350063, Краснодарский край, Краснодар город, Красная улица, дом 19)
к обществу с ограниченной ответственностью "Энерготехстрой" (ОГРН 1035900513648, ИНН 5904029933, 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 41, помещ. 422)
о взыскании денежных средств,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Тургеневский карьер" (ОГРН 1169102056034, ИНН 9109017200, 295000, Республика Крым, Белогорский район, Тургенево село, Ленина улица, дом 2).
в присутствии:
от общества с ограниченной ответственностью "Энерготехстрой" - представителя Подзноева Артура Ильясовича по доверенности от 17.07.2023 N 17/07/2023,
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представителя Ульянкиной Юлии Викторовны по доверенности от 28.06.2023 N ФМ-Д/23,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Тургеневский карьер", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Энерготехстрой" (далее - ООО "Энерготехстрой") с иском о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 648492,21 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.02.2024 иск удовлетворен. С ООО "Энерготехстрой" в пользу Управления взыскан долг в размере 648492,21 руб.
Не согласившись с решением суда от 13.02.2024, ООО "Энерготехстрой" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела. Апеллянт оспаривает представленный истцом расчет не в части массы отходов, а в части применяемых коэффициентов. Ставки платы при размещении отходов согласно постановлению Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 758) имеют несколько значений, и Управлением не обоснованно применена самая высокая ставка из нескольких возможных. Согласно актам размещения твердых строительных отходов (ТСО) количество отходов "лом асфальтовых асфальтобетонных покрытий" входящих в группу отходы IV класса опасности (малоопасные) - составил 821,7 тонн. Истец применяет коэффициент 1,19 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 N 274 "О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую сред)" (далее - Постановление N 274). Арифметический расчет при наличии исходных данных может являться следующим: 635,9 х 821,7 х 1,19 = 621797,64 руб.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление возразило против её удовлетворения, указало, что постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 913) и Постановлением N 758 установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты (ставка платы за размещение отходов IV класса опасности составляет 663,2 руб. за 1 тонну) с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,19 (Постановление N 274). Учитывая факт непредставления ООО "Энерготехстрой" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (HBOC), сумма доначисления составила 648492,21 руб. В Постановлении N 758 действительно указаны три показателя ставок 635,9 руб. за 1 тонну, 663,2 руб. за 1 тонну, 663,2 руб. за 1 тонну, но за 2016, 2017, 2018 года соответственно. Ставка платы за HBOC в размере 635,9 руб. за 1 тонну установлена только для 2016 года. С 2017 года размер ставки составил 663,2 руб. за 1 тонну и в последующие годы оставался неизменным. Отчетный период, за который ООО "Энерготехстрой" было выставлено требование о доначислении и довнесении в бюджет РФ платы за HBOC, - 2022 год, следовательно, применение ставки в размере 663, 2 руб. за 1 тонну при расчете является правомерным.
Общество с ограниченной ответственностью "Тургеневский карьер", извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 30.05.2024 представителя не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Тургеневский карьер".
В судебном заседании представитель ответчика просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно Положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022 N 8 Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Управлением проведена проверка полноты и соблюдения установленных сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления декларации о плате и иных документов, имеющихся в распоряжении Управления и относящихся к предмету проверки о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год.
В рамках проведения проверки ООО "Энерготехстрой" установлено, что декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год обществом не представлена.
При рассмотрении данных первичного учета отходов за 2022 год ООО "Тургеневский карьер" установлено, что за 2022 год ООО "Энерготехстрой" по договору от 28.12.2021 N 503- ТОО на полигоне был размещен такой вид отходов, как лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (ФККО 83020001714) в объеме 821,7 т.
Постановлением N 913 и Постановлением N 758 установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты (ставка платы за размещение отходов IV класса опасности составляет 663,2 руб. за 1 тонну).
Количество отходов лом асфальтовых асфальтобетонных покрытий" ФККО 83020001714 (IV класс), плата за размещение которых, в отчетном периоде 2022 года подлежит довнесению, внесению в бюджет, составляет - 821,7 тонн.
Выявленные нарушения привели к недовнесению в бюджет Российской Федерации сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период 2022 году.
Согласно расчетам Управления, учитывая факт непредставления декларации о плате за НВОС, сумма доначисления составила 648492,21 руб.
Управление направило ООО "Энерготехстрой" акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 15.05.2023 N 10-15/12/23 и требование от 15.05.2023 N 10-10/23 о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Данное требование ООО "Энерготехстрой" не исполнено.
ООО "Энерготехстрой" письмом от 09.06.2023 N 115 согласилось с тем, что оно обязано было подать декларацию о плате за НВОС, однако на период 09.06.2023 отсутствовало лицо, ответственное за составление декларации и средства на счету общества.
Управление направило ООО "Энерготехстрой" требование от 20.06.2023 о доначислении и довнесении в бюджет Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 648492,21 руб.
Поскольку требование ООО "Энерготехстрой" не исполнило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ).
Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, прежде всего, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т. п.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также частями 4, 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с частью 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
В соответствии с частью 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", действовавшие в спорный период (далее - Правила N 255), установлены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также контроль за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255, контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
При исчислении платы за размещение отходов применяются ставки платы, утвержденные Постановлением N 913 в зависимости от класса опасности отходов. Расчет платы за размещение отходов производится путем умножения массы размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы с применением коэффициентов и суммирования полученных величин.
Так, нарушив положения статей 16, 16-1, 16-4 Закона N 7-ФЗ, ООО "Энерготехстрой" не обеспечило внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением твердых строительных отходов на полигоне, эксплуатирующей организацией которого выступает ООО "Тургеневский карьер". Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 года ответчиком также не предоставлена и им не оспаривается.
Довод ООО "Энерготехстрой" о неверном применении коэффициента при расчете суммы задолженности, суд первой инстанции правомерно отклонил с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 18 Постановлением N 255 плата за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) в пределах лимитов на размещение отходов, либо в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду, либо в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (Пдр) рассчитывается по формуле:
где:
М - платежная база за размещение отходов j-го класса опасности (за исключением лj твердых коммунальных отходов), определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как объем или масса размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) в количестве равном или менее установленных лимитов на размещение отходов, тонна (куб. м). Для объектов II категории платежная база за размещение отходов j-го класса опасности (за исключением твердых коммунальных отходов) определяется как объем или масса размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) в количестве, не превышающем указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, тонна (куб. м). Для объектов III категории платежная база за размещение отходов j-го класса опасности (за исключением твердых коммунальных отходов) определяется как объем или масса размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) в количестве, указанном в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, тонна (куб. м);
Н - ставка платы за размещение отходов j-го класса опасности, применяемая плj в соответствии с постановлением N 39, рублей/тонна (рублей/куб. м);
К - коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности л за объем или массу отходов, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду либо отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, равный 1;
К - стимулирующий коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го ст класса опасности, принимаемый в соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды";
m - количество классов опасности отходов.
Так, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, отходы с кодом ФККО 83020001714 "лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий" относится к отходам IV класса.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. При исчислении платы за размещение отходов применяются ставки платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 в зависимости от класса опасности отходов. Расчет платы за размещение отходов производится путем умножения массы размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы с применением коэффициентов и суммирования полученных величин.
Согласно Постановлению N 913 ставки, по которым исчисляется плата за 1 тонну отходов производства и потребления для IV класса опасности составляет 635,9 рублей/тонна; 663,2 рублей/тонна; 663,2 рублей/тонна, соответственно, за 2016, 2017, 2018 годы. В последующие годы ставка 663,2 рублей/тонна не изменялась.
Отчетный период, за который обществу выставлено требование о доначислении и довнесении в бюджет РФ платы за HBOC, - 2022 год.
Следовательно, применение ставки в размере 663,2 рублей/тонна при расчете платы за размещение отходов IV класса опасности правомерно.
Соответственно сумма платы составляет:
821,7 тонн х 663,2 рублей/тонна х 1 х 1 х 1,08 = 648492,21 руб.
Ввиду изложенного, расчет Управления приведен в соответствии с положениями Постановления N 255 и составляет - 648492,21 руб.
ООО "Энерготехстрой" не исполнило обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ.
Факт неисполнения ответчиком обязательства по оплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 648492,21 руб.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку ООО "Энерготехстрой" определением от 28.03.2024 была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения Двадцать первым арбитражным апелляционным судом окончательного судебного акта по апелляционной жалобе, государственная пошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в размере 3000 рублей в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с ООО "Энерготехстрой" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.02.2024 по делу N А83-23852/2023 оставить без изменения; апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерготехстрой" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энерготехстрой" (ОГРН 1035900513648, ИНН 5904029933, 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 41, помещ. 422) в доход федерального бюджета государственную пошлину в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в размере 3000,00 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23852/2023
Истец: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ЭНЕРГОТЕХСТРОЙ"
Третье лицо: ООО "ТУРГЕНЕВСКИЙ КАРЬЕР"