г. Пермь |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А50-5623/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевая детская клиническая больница" - Вирясова С.А., паспорт, доверенность от 09.01.2024;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - Вяткина Т.Н., паспорт, доверенность от 09.01.2024, диплом; Девятерикова И.Н., паспорт, доверенность от 10.01.2024;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевая детская клиническая больница"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 сентября 2023 года
по делу N А50-5623/2023
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевая детская клиническая больница" (ОГРН 1195958023040, ИНН 5905061070)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
третье лицо - Министерство здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629, ИНН 5902293308)
о признании недействительным акта от 09.12.2022 N 127 выездной плановой комплексной проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Краевая детская клиническая больница" (далее - заявитель, учреждение, ГБУЗ ПК "КДКБ") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - ТФОМС Пермского края, ответчик, фонд) о признании недействительным акта от 09.12.2022 N 127 выездной плановой комплексной проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (ТП ОМС), в части:
- использования не по целевому назначению средств ОМС в сумме 609 642,04 руб. на выплаты компенсационного характера за оказание психиатрической помощи;
- нарушений в области обращения фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов с истекшим сроком годности;
- использования не по целевому назначению средств ОМС в сумме 1 399 057,22 руб. па выплату материальной помощи работникам;
- уплаты штрафа в бюджет ТФМОС Пермского края в размере десяти процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 200 869,93 руб.
К участию в деле в третьего лица привлечено Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2023 года требования удовлетворены частично, акт фонда признан недействительным в части требования об уплате штрафов в размере, превышающем 20 086,99 руб. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе приведены доводы об отсутствии в решении суда мотивов для отказа в удовлетворении требований о признании недействительным акта проверки в части использования средств в сумме 609 642,04 руб. (на выплаты компенсационного характера за оказание психиатрической помощи). Период с момента поступления пациента до установления ему социально-значимого заболевания должен оплачиваться из средств ОМС. Выплаты компенсационного характера работникам учреждения, участвующим в реализации ТП ОМС и оказывающим медицинскую помощь детям по профилю "неврология" до установления основного клинического диагноза социально-значимого заболевания "Психического расстройства и расстройства поведения", производились за счет средств обязательного медицинского страхования, так как все сотрудники, получающие данные компенсационные выплаты, участвовали в реализации ТП ОМС. Также в решении судом не указаны обстоятельства нарушения учреждением законодательства в области обращения фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов с истекшим сроком годности. В части использования средств ОМС в сумме 1 399 057,22 руб. на выплату материальной помощи работником заявитель ссылается на пункт 2 статьи 10 Закона Пермского края от 03.09.2008 N 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края и отдельных категорий работников Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края", считает, что он дает прямое указание на возможность осуществления таких выплат. Аналогичное мнение изложено в письме и отзыве Министерства здравоохранения Пермского края от 10.03.2023 N 34-01-09-1092-исх и от 15.05.2023 N 01/2023 соответственно.
ТФОМС Пермского края представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Министерство здравоохранения Пермского края представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт.
Заявителем представлены возражения на отзыв ТФОМС.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2024 года производство по делу N А50-5623/2023 приостанавливалось до результатов рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А76-10126/2022.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2024 по делу N А76-10126/2022 кассационная жалоба на судебные акты рассмотрена.
В заседании суда апелляционной инстанции 27.05.2024 протокольным определением производство по делу возобновлено.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил приобщить к материалам дела дополнительные пояснения, в которых указал на то, что фондом результаты проверки не внесены в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, что является грубым нарушением Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Представители ТФОМС Пермского края против удовлетворения жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Дополнения к апелляционной жалобе расценены апелляционным судом в качестве письменных пояснений по делу и приобщены к материалам дела на основании статьи 81 АПК РФ.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, фондом проведена плановая проверка использования средств, полученных учреждением в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, по результатам которой составлен акт проверки от 09.12.2022 N 127, фиксирующий выявленные в ходе проведения проверки нарушения.
В ходе проверки выявлены факты использования учреждением средств ОМС не по целевому назначению.
В акте проверки отражено требование о возврате указанных средств фонду и уплате штрафа в соответствии частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Не согласившись в части с актом проверки, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Исходя из части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
Таким образом, проведенная фондом проверка представляет собой государственный финансовый контроль, на который положения Закона N 248-ФЗ не распространяются (пункт 1 части 4 статьи 2 этого закона).
Часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Основанием для предъявления учреждению требования о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 1 399 057,22 руб., а также требования об уплате соответствующего штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования явились выводы проверяющих о неправомерности осуществления за счет ТП ОМС выплат своим работникам материальной помощи (к юбилейным датам, в связи со смертью близкого родственника).
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ закреплено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата включает в себя вознаграждение работника за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты, надбавки) и стимулирующие выплаты.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 31.12.2015 N 1190-п, оплата труда работников учреждений включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
В спорном периоде объем гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования устанавливался Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 N 1062-п.
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации учитываются как в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), так и в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом (пункты 192-195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н).
Из представленных документов, в том числе Положения об оплате труда учреждения, следует, что заработная плата работников учреждения определена в соответствии с установленной системой оплаты труда и включает в себя должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Установленное в ходе проверки оказание заявителем материальной помощи к юбилейным датам, в связи со смертью близкого родственника является дополнительной социальной гарантией, а не вознаграждением за труд, так как не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начислялись работникам, представляют собой оплату их труда (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12).
Отнесение в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения выплаты материальной помощи по коду вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" свидетельствует лишь о том, по какому коду вида расходов в учреждении была отражена выплата материальной помощи, и не может являться основанием для отнесения материальной помощи к заработной плате.
Поскольку расходы по выплате материальной помощи, не предусмотренной действующей системой оплаты труда и являющейся по своей сути дополнительной социальной гарантией работникам, не предусмотрены территориальной программой ОМС, их оплата за счет средств ОМС является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Примененный судом подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2024 N 309-ЭС23-19711.
Ссылка учреждения на Закон Пермского края от 03.09.2008 N 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края и отдельных категорий работников Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края" отклоняется, поскольку, предусматривая возможность осуществления учреждениями выплат социального характера (статья 8), он вовсе не исключает применение части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и, таким образом, возможность финансирования за счет ОМС лишь тех выплат, которые представляют собой оплату за труд.
Доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Основанием для предъявления учреждению требования о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 609 642,04 руб., а также требования об уплате соответствующего штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования явились выводы проверяющих о неправомерности осуществления за счет ТП ОМС выплат работникам психоневрологического отделения.
Приложением N 3 Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утв. постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 N 1062-п, предусмотрен перечень заболеваний (состояний), при которых оказание медицинской помощи осуществляется за счет бюджета Пермского края и ТФОМС Пермского края.
Согласно примечанию "**" к этому приложению, медицинская помощь при заболеваниях (состояниях), которые указываются с данной пометкой, финансируется по общему правилу за счет бюджета Пермского края, а не ОМС.
Подпунктом 2.1 раздела V указанной Территориальной программы установлено, что финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания МП, не установленных базовой программой ОМС, включая оказание скорой медицинской помощи гражданам при психических расстройствах и расстройствах поведения, осуществляется за счет межбюджетиого трансферта (МБТ) из бюджета Пермского края бюджету ТФОМС Пермского края.
Из акта проверки следует, что учреждением в ноябре, декабре 2020 года осуществлены за счет средств ОМС выплаты работникам психоневрологического отделения, при том, что ставки врача-психотерапевта, врача-психиатра детского психоневрологического отделения в соответствии со штатным расписанием на 2020 год финансируются за счет средств МБТ.
В связи с изложенным фонд пришел к выводу, что расходы за оказание психиатрической помощи за счет средств ОМС за 2020-2021 годы по статье КОСГУ 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" составили 609 642, 04 руб. являются нецелевым использованием средств ОМС.
Заявитель, оспаривая данное нарушение, ссылается на исключение, указанное в примечании "**" к приложению N 3 Территориальной программы, согласно которому в случаях оказания медицинской помощи в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Пермского края, в целях дифференциальной диагностики до установления основного диагноза социально значимого заболевания оплата медицинской помощи производится за счет средств обязательного медицинского страхования. То есть исключение из общих правил оплаты медицинской помощи по профилю "психиатрия" установлено для случаев, когда пациент госпитализирован на койки, финансируемые за счет средств ОМС в связи с ошибочностью диагноза направившего учреждения, когда в период нахождения пациента в стационаре в результате дифференциальной диагностики установлено, что пациент страдает психическим расстройством, а не иным заболеванием, по поводу которого он направлен в стационар. После исправления диагностической ошибки пациент переводится на койку, финансируемую за счет средств краевого бюджета.
Однако, как указывается фондом и не опровергнуто заявителем, в спорных случаях наличие психического расстройства являлось очевидным.
Необходимо учитывать, что примененный в Территориальной программой, утв. постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 N 1062-п, принцип является общим для ОМС в Российской Федерации.
В соответствии с письмом Минздрава России от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" рекомендовано применять эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат деятельности медицинских организаций.
Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России N 11-7/10/2-7543, ФФОМС N 14525/26-1/и от 21.11.2018) предусмотрено, что оплата за счет средств ОМС медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, по КСГ (КПГ) осуществляется во всех страховых случаях, за исключением социально значимых заболеваний (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекции и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения), в случае их финансирования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 5 Регламента оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения на территории Пермского края, утвержденного приказом Минздрава Пермского края от 14.04.2017 N СЭД-34-01-06-274, пунктом 13 Регламента оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения на территории Пермского края, утвержденного приказом Минздрава Пермского края от 29.01.2021 N СЭД-34-01-05-48 при выявлении врачами-специалистами признаков психических расстройств и расстройств поведения при оказании доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи (врачами-терапевтами, врачами терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики) пациент записывается на прием врачом-специалистом на прием к врачу-психиатру.
Согласно приложению N 3 к Регламенту N 274 (строка 15) и приложению к Регламенту N 48 (строка 14) дети с психическими расстройствами или нуждающиеся в обследовании психического здоровья направляются в ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая психиатрическая больница".
Согласно указанным регламентам, в ГБУЗ ПК "КДКБ" амбулаторный прием врача-психиатра не организован. Дети с подозрениями на психиатрические расстройства и расстройства поведения направляются врачами поликлиник по месту жительства к психиатрам этих же поликлиник. В случае сомнения в природе заболевания, то есть в случае необходимости дифференциальной диагностики между психическим расстройством и заболеванием другой природы (в том числе неврологическим заболеванием) врачи-психиатры выдают направление на госпитализацию в ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая психиатрическая больница".
Согласно тем же регламентам, ГБУЗ ПК "КДКБ" оказывает специализированную медицинскую помощь пациентам, не имеющим выраженных поведенческих расстройств.
В ходе рассмотрения дела ТФОМС Пермского края предлагал медицинской организации представить в суд список пациентов, которым в период нахождения в психоневрологическом отделении был исключен ошибочный диагноз, относящийся к профилю "неврология" и взамен выставлен самостоятельный психиатрический диагноз. Соответствующие документы не представлены ввиду их отсутствия.
Согласно спискам пациентов детского неврологического отделения, копии журнала госпитализаций и копиям карт стационарного больного, представленным ГБУЗ ПК "КДКБ", в психоневрологическое отделение на койки по профилю "психиатрия" госпитализируются дети с тяжелыми органическими повреждениями ЦНС (последствиями родовых травм, травм ЦНС, полученных в период жизни, аномалиями развития ЦНС, генетически детерминированными синдромами), когда повреждение головного или спинного мозга настолько выражено, что оно влечет развитие отклонений в психическом развитии. При этом как неврологический диагноз, так и его осложнения, относимые к группе социально значимых заболеваний, известны до госпитализации. Дифференциальная диагностика между неврологическими и психиатрическими заболеваниями не проводилась, поскольку у данной категории пациентов нет конкуренции между этими заболеваниями.
Таким образом, оснований для признания недействительным акта фонда в части вывода о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 609 642,04 руб. у суда также не имелось.
Оспариваемым актом проверки учреждению вменяется также нарушение пункта 12 Правил хранения лекарственных препаратов, утвержденных Приказом от 23.08.2010 N 706н, согласно которому лекарственные средства с истекшим сроком годности должны храниться в отдельной (карантинной) зоне, однако проверяющими выявлено хранение таких препаратов вместе с другими (не просроченными).
Так при выборочной проверке сроков годности лекарственных препаратов (21.11.2020) в нейрохирургическом отделении, расположенном по адресу: г.Пермь, ул. Баумана, д.17, установлено наличие медицинского препарата Цефазолин-АКОС (порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения) с истекшим (в октябре 2020 г.) сроком годности в количестве 6 штук.
В соответствии с пунктом 12 Правил хранения лекарственных препаратов, утвержденных Приказом от 23.08.2010 N 706н, при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Оспаривая данное нарушение, заявитель настаивает на недоказанности использования им препаратов с истекшим сроком годности.
Однако изложенная выше норма в принципе исключает нахождение лекарственных средств с истекшим сроком годности вместе с другими лекарственными средствами.
Кроме того, установление и фиксация факта хранения лекарственных препаратов с истекшим сроком годности не влекут имущественных последствий для заявителя, каких-либо обязанностей на него не возлагают. Иного заявителем не доказано.
Довод заявителя о нарушении фондом Закона N 248-ФЗ отклонен, поскольку, как уже указано в постановлении, данный закон на рассматриваемые правоотношения (финансовый контроль за расходованием средств бюджетной системы Российской Федерации) не распространяется.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела.
В отсутствие оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, решение суда следует оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы суд отказывает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд возлагает на ее подателя. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2023 года по делу N А50-5623/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Краевая детская клиническая больница" (ОГРН 1195958023040, ИНН 5905061070) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 27.09.2023 N 929346.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5623/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "КРАЕВАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ