г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А41-105333/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу НП "БУТЫНЬ" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.03.2024 по делу N А41-105333/23, принятое судьей Фаньян Ю. А., по иску АО "МОСОБЛГАЗ" (ОГРН: 1175024034734, ИНН: 5032292612) к НП "БУТЫНЬ" (ОГРН: 1125000001224, ИНН: 5032998574), 3 лица - Администрация Одинцовского городского округа Московской области, Минэнерго Московской области, Стельмах А.А., Логунов А.А., Сурикова Е.В., Ряполов И.Б., Будник Т.В., Васенькин А.С., Мамедов Арзу Магамед Оглы, Сафонов М.С., Греков Е.А., Буняков А.Н., Бублис А.А., Янушкевич А.Н., Кутузов А.Ю., Зайцев С.В., Запорин В.С., Запорина В.А., Чернышева Е.А. о нечинении препятствий,
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСОБЛГАЗ" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к НП "БУТЫНЬ" (далее - Ответчик) об обязании НП "БУТЫНЬ" не чинить препятствий АО "Мособлгаз" по подключению:
1) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070512:2154, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070512:2138;
2) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:24:02574:001, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070725:64;
3) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070511:278, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:590;
4) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070511:255, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:253;
5) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0000000:73052, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:148;
6) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070807:321, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:128;
7) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070511:595, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:137;
8) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070512:2150, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070512:2142;
9) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070512:2176, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070512:2163;
10) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070511:270, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:177;
11) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070819:2223, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:138;
12) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070512:2085, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070512:2128;
13) объекта капитального строительства с условным номером 50-50-96/067/2010-324, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:0061;
14) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070512:2246, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070512:2158;
15) объекта капитального строительства с условным номером 50-50-66/073/2013-243, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:243;
16) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070511:600, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:172;
17) объекта капитального строительства с к.н. 50:20:0070818:2497, расположенного на земельном участке с к.н. 50:20:0070511:62 газопроводу среднего давления с кадастровым номером 50:20:0000000:309571, протяженностью 2405 м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, Одинцовский т.о., д. Бутынь.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.03.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
В материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель АО "МОСОБЛГАЗ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, АО "Мособлгаз" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
В своем Послании Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации без привлечения денежных средств граждан.
Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года" (далее - программа социальной газификации), утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 13.12.2021 N 1338/44 "О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года").
АО "Мособлгаз" является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области Акционерное Общество "Мособлгаз".
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области" (пункты 2 и 3) ГУП МО "Мособлгаз" (правопреемник - АО "Мособлгаз") является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО "Мособлгаз" возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
АО "Мособлгаз" (далее - Исполнитель, Истец) является газораспределительной организацией на территории Московской области и осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области, соответственно, в силу пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения), исполнителем по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.
НП "Бутынь" (далее - Ответчик) на праве собственности принадлежит сеть газопровода среднего давления с кадастровым номером 50:20:0000000:309571. протяженностью 2405 м. расположенный по адресу: Российская Федерация. Московская область. Одинцовский г.о.. д. Бутынь.
Деревня Бутынь Одинцовского городского округа Московской области включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения, газопровод- источник находится в границах населенного пункта.
В связи с этим жители д. Бутынь Одинцовского городского округа Московской области получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
Истец осуществляет догазификацию д. Бутынь в рамках Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года" утвержденная Постановление Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50.
Согласно данной Программе, одной из приоритетных задач является осуществление социальной газификации населенных пунктов Московской области без привлечения средств граждан в целях исполнения п. 8 перечня поручений от 02.05.2021 N Пр-753 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 г.
Согласно разделу 3 Программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих им сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам".
АО "Мособлгаз" заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газорапределения в рамках догазификации к сети газораспределения с:
- Васенькиным А.С. N 03/3104-Д04438-23 от 26.01.2023 г. (кадастровые номера земельных участков: 50:20:0070807:321, 50:20:0070511:128);
- Мамедовым А.М.О. N 03/3537-Д04659-23 от 22.08.2023 (кадастровые номера земельных участков: 50:20:0070511:595, 50:20:0070511:137);
- Суриковой Е.В. N 03/1979-Д01440-23 от 15.06.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070511:590);
- Стельмах А.А. N 03/1223-Д00808-23 от 22.04.2023 (кадастровые номера земельных участков: 50:20:0070512:2154, 50:20:0070512:2138);
- Логуновым А.А. N 03/1515-Д01026-23 от 16.05.2023 (кадастровый номером земельного участка: 50:20:0070725:64);
- Ряполовым И.Б. N 03/1953-Д01514-23 от 24.05.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070511:253);
- Будник Т.В. N 03/2202-Д01657-23 от 04.06.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070511:148);
- Сафоновым М.С. N 03/3562-Д04680-23 от 11.08.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070512:2142);
- Грековым Е.А. N 03/3563-Д04685-23 от 22.08.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070512:2163);
- Буняковым А.Н. N 03/3643-Д04719-23 от 28.08.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070511:177);
- Бублис А.А. N 03/3737-Д04756-23 от 05.09.2023 (кадастровые номера земельных участков: 50:20:0070819:2223, 50:20:0070511:138);
- Янушкевичем А.П. N 03/3788-Д04808-23 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070512:2128);
- Кутузовым А.Ю. N 03/3840-Д04844-23 от 29.09.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070511:0061);
- Зайцевым С.В. N 03/3917-Д04882-23 от 04.09.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070512:2158);
- Запориным В.С. N 03/4024-Д04930-23 от 22.09.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070511:243);
- Запорина В.А. N 03/4629-Д26614-23 от 19.10.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0040511:172);
- Чернышева Е.А. N 03/4630-Д26617-23 от 20.10.2023 (кадастровый номер земельного участка: 50:20:0070511:62).
По условиям договоров, Истец обязался осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и объекта капитального строительства жилой дом (далее - объект капитального строительства) к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, или к технологически связанными с сетями исполнителя сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента (далее - сеть газораспределения) с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования, указанной в технических условиях.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Ответчику - НП "Бутынь" на праве собственности принадлежит газопровод (наименование: "Сооружение: Газопровод среднего давления") протяженностью 2 405 м с кадастровым номером 50:20:0000000:309571 (далее - газопровод-источник), расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский г.о. д. Бутынь.
Газопровод-источник является оптимальным источником для газоснабжения подключаемых объектов капитального строительства
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Московской области от 10 июня 2003 года N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области", АО "Мособлгаз" (правопреемник ГУП МО "Мособлгаз") определено Правительством Московской области как специализированная газораспределительная организация, осуществляющая единую техническую политику в сфере развития и эксплуатации системы газоснабжения Московской области.
Газоснабжение подключаемых по договорам объектов третьих лиц к газопроводу-источнику, принадлежащему Ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы" (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно - территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985,с 01.09.2021 г. Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью.
Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей технической возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа.
В соответствии со статьей 27 Закона о газоснабжении юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В силу п. 48 Правил подключения, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя. Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права Ответчика подключением от газопровода-источника объекта капитального строительства по Договору не будут нарушены.
Истец в адрес Ответчика направил запросы о предоставлении согласия на подключение объектов капитального строительства к газопроводу- источнику.
От НП "Бутынь" поступил ответ из содержания которого следует, что без компенсации на строительство газопровода-источника отказываются предоставить соответствующие согласие на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Отказ ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, АО "Мособлгаз" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 10.06.2003 N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области" истец (правопреемник ГУП МО "Мособлгаз") определен Правительством Московской области как специализированная газораспределительная организация, осуществляющая единую техническую политику в сфере развития и эксплуатации системы газоснабжения Московской области.
Частью 3 статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", действующего с 22.06.2021 (далее - Закон о газоснабжении) определено, что юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1547).
Пунктом 48 Правил предусмотрено, что в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя (абзац первый). Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса (абзац второй). Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем (абзац третий). Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей (абзац четвертый).
Абзац четвертый пункта 46 Правил, воспроизводя установленный частью третьей статьи 27 Закона о газоснабжении запрет основным абонентам - юридическим лицам препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей, каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, не содержит.
Таким образом, абзацы третий, четвертый пункта 48 Правил не обязывают лиц, владеющих на праве собственности сетями газораспределения и (или) газопотребления, за свой счет, но в интересах других лиц нести какие-либо расходы и сами по себе не исключают возможность отказа в подключении к таким сетям только в случае отсутствия пропускной способности.
Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.05.2023 N АКПИ23-181.
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрено безусловное предоставление основным абонентом согласия в подключении к принадлежащей основному абоненту сети газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности сетей.
Следовательно, при наличии пропускной способности таких сетей основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления.
В рамках настоящего спора установлено, что спорный газопровод обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа, что подтверждается схемой, заявкой, гидравлическим расчетом, иного из материалов дела не следует.
В случае подключения нового абонента пропускная способность газопровода - источника, принадлежащего ответчику, позволит обеспечить техническую возможность подключения перспективных потребителей с сохранением параметров газоснабжения и условий газоснабжения существующих потребителей.
Достоверность представленного истцом гидравлического расчета ответчиком не опровергнута, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что газопровод относится к имуществу, в отношении которого действует специальный правовой режим, обусловленный его функциональным назначением, в связи с чем правомочия собственника указанного имущества ограничены в законодательном порядке.
Отказ ответчика в предоставлении согласия на подключение, вопреки доводам апелляционной жалобы, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Положения пункта 48 Правил N 1547 не предусматривают выдачу согласия основным абонентом на условиях компенсации его затрат по строительству и эксплуатации газопровода-источника.
Статья 27 Закона о газоснабжении возлагает обязанность на собственников сетей газоснабжения не чинить препятствий в технологическом присоединении к указанным сетям объектов капитального строительства при наличии пропускной способности в таких сетях.
В силу указанной нормы Закона ответчик не вправе избирательно давать согласие на подключение, кроме того, вопрос компенсации затрат ответчика на строительство и эксплуатацию газопровода-источника не может быть поставлен в зависимость от обязанности, предусмотренной положениями статьи 27 Закона.
Таким образом, ответчик фактически чинит препятствия истцу для реализации мероприятий по догазификации указанного населенного пункта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы ответчика о необоснованном отказе в привлечении МТУ "Ростехнадзор" в качестве третьего лица отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В соответствии с частью 2 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.
В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2016 N 1356-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если суд приходит к выводу об отсутствии влияния судебного акта по данному делу на права или обязанности лица, подавшего ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, то он не усматривает и оснований для его вступления в дело или привлечения к участию в деле, поскольку права и законные интересы такого лица, не затрагиваемые принимаемым судебным актом, не нуждаются в судебной защите.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, привлекаются арбитражным судом к участию в деле, если судебный акт, которым закончится рассмотрение дела в суде первой инстанции, может быть принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к указанному третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Кроме того, из системного толкования положений главы 5 АПК РФ и, в частности, статьи 51 АПК РФ, следует, что при решении вопроса о привлечении к участию в деле третьего лица, арбитражный суд должен дать оценку характеру спорного правоотношения и определить юридический интерес нового участника процесса по отношению к предмету по первоначально заявленному иску.
Следовательно, в обоснование указанного ходатайства заявителю необходимо представить доказательства того, что судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела, может повлиять на права или обязанности заявителя по отношению к одной из сторон.
Настоящий судебный акт по делу не может непосредственно повлиять на права и обязанности МТУ "Ростехнадзор", с которым у истца и ответчика отсутствуют какие-либо правоотношения.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.03.2024 по делу N А41-105333/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-105333/2023
Истец: АО МОСОБЛГАЗ
Ответчик: НП ПО ГАЗИФИКАЦИИ БУТЫНЬ