г. Москва |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А41-78134/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Асалиевым А.Ш.,
при участии в заседании:
от истца - Газизова О.Р., по доверенности от 11.01.2024,
от ответчика - представитель не явился,
от Главного контрольного управления Московской области - Васильева О.В., по доверенности от 15.09.2023,
от общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Трейд" - Мосалева Е.Е., по доверенности от 06.10.2023,
от отдела по образованию Администрации городского округа Лотошино Московской области - представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАМКЕЙТ" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2024 года по делу N А41-78134/23, по иску общества с ограниченной ответственностью "РАМКЕЙТ" к муниципальному учреждению "Центр муниципальных закупок" об оспаривании,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Трейд", отдел по образованию Администрации городского округа Лотошино Московской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области, Главное контрольное управление Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РАМКЕЙТ" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к муниципальному учреждению "Центр муниципальных закупок" (далее - ответчик, учреждение) о признании недействительными Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2023 N 0848600074923000098, Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 11.08.2023 N 0848600074923000098 и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2024 года по делу N А41-78134/23 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "РАМКЕЙТ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика и 3-го лица - отдела по образованию Администрации городского округа Лотошино Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно искового заявления, на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru) размещено Извещение о проведении закупки на оказание услуг по организации горячего питания (завтраки) в муниципальном общеобразовательном учреждении "Лотошинская средняя общеобразовательная школа N 1" (номер извещения 0848600074923000098).
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 11.08.2023 N 0848600074923000098 к участию в конкурсе допущены 2 участника (истец и ООО "ТК "ТРЕЙД").
В соответствии с Протоколом от 11.08.2023 N 0848600074923000098 комиссией произведена оценка заявок и победителем признано ООО "ТК "ТРЕЙД".
23.08.2023 г. с победителем торгов заключен Муниципальный контракт от 23.08.2023 N 0848600074923000098.
Не согласившись с решением конкурсной комиссии, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании торгов недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Из содержания пункта 1 статьи 449 ГК РФ следует, что основанием для признания торгов недействительными является неосновательный отказ в принятии высшей предложенной цены, продажа ранее указанного в извещении срока, наличие иных существенных нарушений порядка проведения торгов, повлекших неправильное определение цены продажи, или иных нарушений правил, установленных законом.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика от 11.08.2023 N 0848600074923000098 ООО "ТК "Трейд" признано победителем, поскольку его заявке присвоено 99,18 балла, в том числе, 60 баллов по критерию "квалификация".
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В целях реализации данных положений Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- деловая репутация участника закупки.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Предельные величины значимости критериев оценки заявок участников для работ, услуг, за исключением отдельных видов работ, услуг, определены следующим образом: минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.
Согласно Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям должна была включать:
-исполненный договор;
-акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ответчик пояснил, что по критерию "Квалификация" победитель торгов представил документы, подтверждающие оказание услуг на 469 011 712,59 рублей.
Суд первой инстанции правомерно установил, что в нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не представлены документы, опровергающие выполнение соответчиком работ на указанную сумму.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В настоящем случае, при оценке заявки победителя закупки представление недостоверной информации выявлено не было.
Кроме того истец указывал, что к договору с ООО "Комбинат Питания "ЭКОПродукт", представленному заказчиком в материалы настоящего дела, не были приложены акты выполнения работ/оказания услуг и дана ссылка на иной договор, соответственно, необоснованно приняты услуги на 109 420 835 рублей 24 копейки.
Однако, даже если из общей суммы принятых к оценке услуг (469 011 712,59 рублей) вычесть данную сумму опыт победителя торгов составлял 359 590 877 рублей 35 копеек, что значительно превышает показатели истца (273 716 480,73 рублей).
При этом, в связи с наличием расхождений в реквизитах договора, указанного в УПД, выставленных ООО "Комбинат питания "Экопродукт", в адрес участника закупки направлен запрос, в письме от 13.07.20223 Исх. N 84 (т.10 л.д. 1) участник закупки пояснил, что в оформленных счетах-фактурах была допущена опечатка в реквизитах договора соисполнения.
Несмотря на то, что в качестве подтверждающих документов не были приложены акты об оказанных услугах, приложенные документы выполнение договора с предметом исполнения, аналогичным предмету торгов, подтверждали.
В то же время, суд первой инстанции установил, что договоры N N 65, 73, 81, заключенные с ООО "Альтеркофе" для обеспечения горячим питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении в частном многопрофильном клинико-диагностическом центре "Доктор-А", правомерно приняты к учету, поскольку согласно Выписки из реестра лицензий по состоянию на 13.03.2024 г. ООО "Многопрофильный клинико-диагностический центр "Доктор-А" первоначально была оформлена лицензия на основании приказа от 29.10.2015 N109-л еще в 2015 году (пункт 10 Выписки), которая в дальнейшем переоформлялась лицензиатом.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что конкурсная комиссия неправомерно не отклонила заявку на участие в закупке победителя конкурса по критерию оценки заявок на участие в закупке "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", так как победитель конкурса представил в составе заявки недостоверные сведения в рамках подтверждения опыта по указанному критерию.
В Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, размещенном на Официальном сайте вместе с извещением о проведении конкурса, в отношении детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки", предусмотренного подпунктом "в" пункта- Ж Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, установлены следующие требования к документам для оценки показателя:
Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по организации питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг
1. исполненный договор (договоры),
2. акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Каждый контракт/договор должен быть исполнен участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в таком контракте/договоре.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).
Оценке не подлежат контракты/договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Оцениваются представленные участником закупки контракты/договоры, которые приложены в составе заявки.
Участник закупки вправе указать представленные в составе заявки контракты/договоры в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (приложение 1 к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе).
В силу части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Вторая часть должна содержать в том числе документы, предусмотренные подпунктом "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, при этом отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части И статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Как следует из Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 11.08.2023 N 0848600074923000098, заявка с идентификационным номером "114520780" соответствует требованиям, установленным извещением о проведении Конкурса; в отношении детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" предложение участника в данной заявке составляет "3 013 097 305,38".
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2023 N 0848600074923000098 участник конкурса, подавший заявку с идентификационным номером "114520780", признан победителем конкурса.
Возражения, представленные Заказчиком, содержат в информацию о том, что 11 августа 2023 г. были опубликованы: Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке и Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно предписания (к оценке приняты только договора, соответствующие порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе).
При этом при рассмотрении указанной жалобы в УФАС по МО, данных на рассмотрении Жалобы, комиссия по осуществлению закупок в рамках проведения конкурса не обладала сведениями о недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме (заявка с идентификационным номером "114520780") в 8 отношении критерия оценки заявок участников закупки, установленного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной службе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Вместе с тем Законом о контрактной системе на конкурсную комиссию не возложена обязанность по проверке достоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме в отношении критерия оценки заявок участников закупки, установленного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Таким образом, проверка достоверности информации в отношении указанного критерия оценки заявок участников закупки, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, является правом, а не обязанностью конкурсной комиссии.
Следовательно, в ходе проведения закупки комиссией не были допущены существенные нарушения, которые бы свидетельствовали о незаконности проведенной процедуры закупки в целом и недействительности торгов.
Основания для признания торгов недействительными, поименованные в пункте 1 статьи 449 ГК РФ, у суда отсутствуют.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В случае выявления в дальнейшем факта сообщения участником закупки недостоверных сведений частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик отказывается от исполнения контракта в одностороннем порядке, соответственно, не требуется признавать недействительной заключенную сделку.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств того, что исключение из оценки ряда договоров, приложенных победителем торгов к заявке, могло повлечь признание его победителем закупки и, соответственно, восстановление его прав как участника торгов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.03.2024 года по делу N А41-78134/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78134/2023
Истец: ООО "РАМКЕЙТ"
Ответчик: "Центр муниципальных закупок"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ "ТРЕЙД", ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОТОШИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, "Центр муниципальных закупок"