город Томск |
|
5 июня 2024 г. |
Дело N А45-34528/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Дубовика В. С., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А рассмотрел апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская центральная районная больница" (N 07АП-3338/24), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.03.2024 по делу N А45-34528/2023 (судья Полянская Е.В.) по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская центральная районная больница", г. Куйбышев, о взыскании штрафа в размере 107 991 руб. 47 коп., пени в размере 28 617 руб. 74 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области" (далее - Фонд, ТФОМС НСО) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ НСО "Куйбышевская ЦРБ", учреждение) о взыскании штрафа в размере 107 991 руб. 47 коп., пени в размере 28 617 руб. 74 коп.
Решением суда 21.03.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГБУЗ НСО "Куйбышевская ЦРБ" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, принять новый судебный акт о частичном удовлетворении требований, снизить размер штрафа и пени.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что до вынесения судом обжалуемого решения ответчик 30.01.2024 самостоятельно произвел возврат денежных средств; ответчик во время рассмотрения дела в суде не возражал против штрафа и пени, просил суд уменьшить их размер, приводя обоснование снижения; указывает на возможность применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
От Фонда в порядке статьи 262 АПК РФ, поступил отзыв на апелляционную жалобу Учреждения, в котором не согласен с доводами ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителя не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании приказа ТФОМС НСО от 22.08.2023 N 197 и в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 29.10.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), истцом была произведена плановая выездная комплексная проверка: по вопросу контроля за деятельностью медицинской организации за период с 01.01.2021 по 31.12.2022, по контролю за использованием в 2021, 2022 годах средств нормированного страхового запаса ТФОМС НСО для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. В ходе проверки установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 1 079 914,76 руб. (2021 год - 565 245,90 руб., 2022 год - 514 668,86 руб.).
По результатам проверки был составлен Акт N 05-08-40 плановой выездной комплексной проверки ГБУЗ НСО "Куйбышевская ЦРБ" от 14.09.2023 (далее-Акт проверки), содержащий, в том числе, требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 1 079 914,76 рублей в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования и уплате штрафа в размере 107 991,47 рублей (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС) в соответствии со статьей 39 Закона N 326-ФЗ.
Акт проверки ответчик подписал без возражений. Акт проверки получен главным врачом ГБУЗ НСО "ИЦГБ" 14.09.2023, срок исполнения требования истек 28.09.2023 года.
Поскольку требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, не исполнено, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
30.01.2024 ГБУЗ НСО "Куйбышевская ЦРБ" возвратило в бюджет ТФОМС НСО средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 1 079 914,76 руб.
Фонд с учетом оплаты суммы основного долга, просит взыскать с учреждения денежные средства в размере 136 609 руб. 21 коп., в том числе: штраф в размере 107 991 руб. 47 коп., пени в размере 28 617 руб. 74 коп.
Удовлетворяя требования Фонда, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регламентированы Законом N 326-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
Согласно пункту 39.2 приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного (далее - Порядок контроля), проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает в себя проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования, в том числе проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (пункт 43.2 Порядка контроля).
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной 6 А45-34528/2023 трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судом из материалов дела установлено, ГБУЗ НСО "Куйбышевская ЦРБ" является медицинской организацией, являющейся субъектом системы обязательного медицинского страхования, осуществляет оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области (далее - ТПГ НСО), в том числе ТП ОМС НСО и включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальным программам. Осуществляя свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования, медицинская организация обязана обеспечить целевое использование средств ОМС.
Вместе с тем, Фондом в ходе проверки было установлено нецелевое использование за счет средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 079 914,76 руб. (2021 год - 565 245,90 руб., 2022 год - 514 668,86 руб.):
- произведены расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, в сумме 1 071 924,76 руб. (2021 год - 560 795,90 руб., 2022 год - 511 128,86), в том числе:
- в части расходов на выплаты главному врачу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 201 792,64 руб. (2021 год - 101 082,54 руб., 2022 год - 100 710,10 руб.),
- в части расходов на выплату надбавки стимулирующего характера работникам за руководство производственной практикой, в сумме 666 308,48 руб. (2021 год - 329 960,89 руб., 2022 год - 336 347,59 руб.),
- в части оплаты труда при дежурствах бригады СМП при проведении массовых мероприятий в сумме 134 969,53 руб. (2021 год - 79 539,01 руб., 2022 год - 55 430,52 руб.), - в части использования ГСМ при оплате дежурств СМП при проведении массовых мероприятий в сумме 3 376,11 руб. (2021 год - 1 825,46 руб., 2022 год - 1 550,65 руб.),
- в части приобретения лекарственных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП, в сумме 18 078,00 руб. (2021 год - 4 288,00 руб., 2022 год - 13 790,00 руб.),
- в части выплаты командировочных расходов при командировке сотрудников для участия в мероприятии "Врач года", при доставке цветочной рассады в сумме 3 900,00 руб. (2021 год - 600,00 руб., 2022 год -3 300,00 руб.),
- в части оплаты кадастровых работ в сумме 37 500,00 руб. (2021 год),
- в части оплаты за оказание услуг по оценке объекта недвижимости с целью передачи во временное возмездное пользование сторонним организациям в сумме 6 000,00 руб. (2021 год),
- произведены расходы за счет средств ОМС на финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций, финансируемых из иных источников, в сумме 7 990,00 руб. (2021 год - 4 450,00 руб., 2022 год - 3 540,00 руб.), в том числе:
- в части оплаты командировочных расходов врача по спортивной медицине, командировочных расходов водителя по доставке пациента в психиатрическую больницу в сумме 4 140,00 руб. (в 2021 году - 600,00 руб., в 2022 году - 3 540,00 руб.),
- в части оплаты услуг по метрологическому обслуживанию медицинской техники наркологического диспансера в сумме 3 850,00 руб. (2021 год).
Вышеуказанное на основании статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.2. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 19.01.2021, пункта 2.2. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 09.02.2022 свидетельствует о нецелевом использовании средств ОМС.
Сумма средств ОМС, использованных не по целевому назначению, составляет 1 079 914,76 рублей. Сумма штрафа = 1 079 914,76 х 10% = 107 991, 47 руб.
Период просрочки с 28.09.2023 по 20.11.2023 составляет 53 дня.
Сумма пеней: 1 079 914,76 х 53 х 1/300 х 15%= 28 617,74 руб.
Размер пени и штрафа определен ТФОМС НСО в соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал и правомерно отклонил доводы Учреждения о необходимости применения в рассматриваемом случае статьи 333 ГК РФ в целях снижения размера пени.
Вывод суда о том, что учитывая правовую природу средств ОМС как средств бюджетной системы Российской Федерации, пеня фактически не является мерой ответственности, а является правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, соответствует правовому подходу, сформированному Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 08.02.2007 N 381-О-П).
Таким образом, вопреки позиции Учреждения, пеня, будучи правовосстановительной мерой (не мерой ответственности), носит компенсационный характер потерь бюджета Фонда вследствие несвоевременного возврата ответчиком использованных не по целевому назначению средств ОМС.
Несвоевременное погашение задолженности ответчиком не оспаривается; произведенный Фондом расчет пени проверен судом, признан обоснованным, соответствующим требованиям Закона N 326-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что сумма нецелевого использования уплачена им добровольно 30.01.2024, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из резолютивной части решения не следует вывод о взыскании указанной суммы, суд взыскал только пени и штраф.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.03.2024 по делу N А45-34528/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. С. Дубовик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34528/2023
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области
Ответчик: Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения Новосибирской Области "Куйбышевская Центральная Районная Больница"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд