г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А56-79467/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Пономаревой О.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Родионова Л.А. по доверенности от 03.07.2023,
от ответчика: Рябкова И.А. по доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2023 по делу N А56-79467/2022, принятое
по иску Жилищного кооператива N 4
к АО "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
жилищный кооператив N 4 (196655, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Тверская, д. 45; ОГРН 1027808761683; ИНН 7817004559; далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (195009, г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д.1, корп.2, лит.А, пом. 1Н-23 (часть); ОГРН 1217800002826; ИНН 7804678913; далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.12.2021 N 1258187-2022/ТКО, путем изложения пунктов 1.3 и 4.1 договора в редакции истца (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В; ОГРН 1037828007030; ИНН 7815015523; далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2023 иск удовлетворен, указанные пункты договора изложены в редакции Кооператива.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.07.2023 решение суда первой инстанции отменено, разногласия сторон, возникшие при заключении договора, урегулированы следующим образом:
пункт 1.3 договора изложен в редакции Общества: "Способ складирования ТКО в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе КГО: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках/на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов";
пункт 4.1 договора изложен в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы ТКО производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
Постановлением арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2024 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А56-79467/2022 в части урегулирования разногласий, возникших относительно редакции пункта 4.1 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1258187-2022/ТКО, отменено. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении стороны представили, и в судебном заседании поддержали, правовые позиции, в которых настаивают каждый на своей редакции спорного пункта.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество с 01.01.2022 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга от 02.09.2021 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Общество 21.03.2022 направило Кооперативу, осуществляющему управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Тверская, д. 45, проект договора от 30.12.2021 N 1258187-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО, составленный на основании типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, согласно которому учет накопления ТКО в целях осуществления расчетов за услуги, оказываемые по договору, осуществляется расчетным способом, исходя из нормативов накопления.
Кооператив направил Обществу протокол разногласий к договору от 19.04.2022, указав, в частности, что учет объема и (или) массы ТКО следует производить расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункт 4.1 договора).
В связи с отклонением Обществом протокола разногласий Кооператив, сославшись на возникновение между сторонами при заключении договора разногласий по указанным пунктам, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, изложив пункт 4.1 договора в редакции Кооператива.
Суд апелляционной инстанции, с учетом разъяснений суда кассационной инстанции, данных в постановлении от 02.04.2024, полагает решение в указанной части подлежащим отмене в связи со следующим.
На рассмотрение суда переданы разногласия, возникшие при заключении договора, в том числе в части пункта 4.1 договора.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ в определениях от 11.01.2024 N307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.2024 N307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023), потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой.
При этом для организации разделенного накопления ТКО в многоквартирном доме требуется, в том числе принятие решения всех собственников жилых и нежилых помещений в доме и обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании представленных документов региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и количество контейнеров.
Следовательно, несоблюдение указанных правил раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров.
В данном случае Кооператив не подтвердил осуществление раздельного накопления сортированных ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным актом на территории Санкт-Петербурга, однако настаивало на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов (в том числе крупногабаритных).
Следовательно, урегулирование разногласий по пункту 4.1 в редакции Кооператива неправомерно. Позиция Общества о том, что спорное условие должно быть закреплено в договоре в редакции АО "НЭО", подлежала принятию во внимание.
При указанных обстоятельствах, решение в части урегулирования пункта 4.1 договора подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2023 по делу N А56-79467/2022 отменить в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора по пункту 4.1.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N 1258187-2022/ТКО от 30.12.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по пункту 4.1
Пункт 4.1 Договора изложить в редакции акционерного общества "Невский экологический оператор":
"Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79467/2022
Истец: ЖИЛИЩНЫЙ КООПЕРАТИВ N 4
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по природопользованию,охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16574/2023
02.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15161/2023
27.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16574/2023
29.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-79467/2022