г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А21-8620/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Балакир М.В., Изотовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой А.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2024 по делу N А21-8620/2023 (судья И.Л. Гурьева), принятое
по иску садоводческого некоммерческого товарищества "Пруды"
к администрации муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области"
о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Пруды" (далее - Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ" Калининградской области (далее - Администрация) от 12.04.2023 в предоставлении Товариществу в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 39:02:330005:2, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гвардейский р-н, п. Пруды, в качестве восстановления нарушенного права обязать Администрацию предоставить Товариществу в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером 39:02:330005:2, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения для организации коллективного садоводства, расположенный по адресу: Калининградская обл., Гвардейский р-н, п. Пруды.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2024 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанными судебными актами, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением от 30.09.1999 N 1007 "О передаче в собственность земельных участков членам садоводческого товарищества "Пруды" (далее - Постановление N 1007) Администрация на основании заявления граждан из садоводческого общества "Пруды" о передаче им в собственность ранее закрепленных участков передала в собственность бесплатно ранее закрепленные земельные участки площадью 1,5657 га в с/т "Пруды" перечисленным в этом постановлении гражданам; предписала Комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать гражданам свидетельства о праве собственности; постановила считать закрепленным за с/т "Пруды" земельный участок площадью 48 га, в том числе в постоянном пользовании 46,11097 га и в собственности 1,88903 га.
Постановлением от 27.05.2004 N 552 в Постановление N 1007 внесены изменения: за Товариществом закреплен участок площадью 41 га, в том числе: в постоянное пользование 39,11097 га и в собственность 1,88903 га.
Как указало Товарищество в поданном в суд заявлении, в настоящее время в бессрочном пользования товарищества находится земельный участок с кадастровым номером 39:02:330005:2, площадью 156 560 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения для организации коллективного садоводства, по адресу: Калининградская обл., Гвардейский р-н, пос. Пруды.
Товарищество по результатам заключения кадастрового инженера обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 39:02:330005:2, площадью 341 445 кв.м в собственность, однако Администрация отказала Товариществу в предоставлении спорного земельного участка в собственность, указав на то, что граница испрашиваемого земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Товарищество обратилось с заявлением о признании за ним права собственности на предоставленный ему в бессрочное пользование земельный участок с кадастровым номером 39:02:330005:2 в Гвардейский районный суд Калининградской области, которое передано по подсудности в Арбитражный суд Калининградской области (дело N А21-8428/2022).
Вступившим в законную силу постановлением апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А21-8428/2022 в удовлетворении требований Товариществу отказано.
С целью переоформления права бессрочного пользования Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 39:02:330005:2, площадью 341 445 кв.м в собственность.
Письмом от 12.04.2023 Администрация отказала в предоставлении участка в собственность.
Посчитав названный отказ Администрации незаконным, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал требования Товарищества обоснованными и удовлетворил их.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Исходя из положений статьи 39.5 ЗК РФ бесплатно в собственность может предоставляться земельный участок, образованный в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137- ФЗ) до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу этого Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом данного пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором этого пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В соответствии с п. 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 этой статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В силу п. 2.9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 этой статьи, предоставление в собственность или аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления указанных в абзаце пятом пункта 2.7 данной статьи собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества. К такому заявлению прилагаются документы, перечисленные в этом пункте ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Установленные пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ упрощенные правила приобретения земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, образованных из земельного участка, предоставленного садовому товариществу до вступления в силу данного Закона, являются частью "дачной амнистии", направлены на стимулирование садоводов, огородников и дачников, которые используют земельные участки, предоставленные им до указанной даты, на основании членства в соответствующих товариществах и партнерствах, приватизировать бесплатно как личные участки, так участки общего пользования до даты, предусмотренной в названном пункте.
Таким образом, пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ урегулированы вопросы предоставления земельных участков в собственность членов некоммерческих организаций, а не в собственность таких некоммерческих организаций.
В то же время в поданном в суд заявлении Товарищество просило обязать Администрацию предоставить участок в собственность Товарищества, а не в собственность граждан - членов Товарищества.
В материалы дела Товарищество представило выписку из протокола общего собрания членов Товарищества от 20.05.2018, согласно которой в п. 5 протокола отражено, что не все члены товарищества оформили права на занимаемые ими земельные участки; в связи с тем, что земельный участок, из которого выделяются индивидуальные участки граждан, предоставлен Товариществу на праве постоянного пользования, предложено проголосовать за оформление участка в собственность Товарищества.
Как указано на собрании и отражено в п. 5 протокола, "в дальнейшем мы будем иметь возможность произвести раздел этого участка на земельный участок земель "Общего пользования" и земельные участки "Для садоводства" граждан. Отдельно для оформления земель общего пользования необходимо около 4,5 миллиона рублей, так как от нас требуют план застройки территории. Эта сумма для нашего СНТ неподъемная. Кроме того, появилась практика Администрации Гвардейского района требовать с членов рыночной стоимости за приобретении участка на основании проведенной ими оценки".
Вместе с тем, предложенная на общем собрании схема оформления участков сначала в собственность Товарищества, а потом деления участка для предоставления в собственность членам Товарищества не соответствует нормам действующего законодательства, в частности, положениям ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Кроме того, как видно из выписки из протокола общего собрания членов Товарищества от 20.05.2018, на собрании из 158 членов Товарищества присутствовали и голосовали только 87 членов.
Поскольку с учетом требований действующего законодательства оснований для предоставления участка в собственность Товарищества у Администрации не имелось, такой отказ не нарушает прав Товарищества, в связи с чем он не мог быть признан судом незаконным.
На основании изложенного решение суда первой инстанции от 20.02.2024 подлежит отмене с принятием постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2024 по делу N А21-8620/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8620/2023
Истец: СНТ "ПРУДЫ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГВАРДЕЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"