г. Чита |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А78-12927/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Ниникиной В.С., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривоноговой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 марта 2024 года по делу N А78-12927/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края, действующего в интересах Забайкальского края в лице Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ОГРН 1197536002982, ИНН 7536176217) к 1.Государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020), 2. Краевому государственному унитарному предприятию "Автомобильные дороги Забайкалья" (ОГРН 1027501162149, ИНН 7536002877) о признании недействительным соглашения и применении последствий недействительности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -арбитражный управляющий краевого государственного унитарного предприятия "Автомобильные дороги Забайкалья" Размахнина Юлия Юрьевна.
при участии в судебном заседании от Прокуратуры Забайкальского края Артюкова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Забайкальского края, действующий в интересах Забайкальского края в лице Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - истец, Прокуратура) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края, краевому государственному унитарному предприятию "Автомобильные дороги Забайкалья" (далее - ответчик, учреждение) о признании недействительным в силу ничтожности дополнительного соглашения от 30.12.2022 N 2 к государственному контракту N Ф.2022.2071 от 26.04.2022 и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика-2 в пользу ответчика-1 штрафа за нарушение сроков выполнения работ в размере 0,5% от цены контракта в сумме 1112078,20 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 марта 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Прокуратура, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Указывает, что после заключения оспариваемого дополнительного соглашения, какие-либо иные работы в рамках указанного государственного контракта подрядчиком не выполнялись, что свидетельствует о том, что дополнительным соглашением стороны контракта изменили условия последнего, в частности, объем и стоимость работ, что противоречит положениям статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей ответчик и третье лицо в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Газимуро-Заводского района проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере реализации мероприятий национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
На территории Газимуро-Заводского района в рамках государственного контракта от 26.04.2022 N Ф.2022.2071, заключенного между ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края и КГУП "Автомобильные дороги Забайкалья" осуществлялся ремонт автомобильной дороги "Могойтуй-Сретенск-Олочи" км. 435+797- 458+000 км., изначальная стоимость контракта составляла 222 415 630 рублей, срок выполнения работ15.08.2022.
КГУП "Автомобильные дороги Забайкалья" обязательства по государственному контракту в полном объеме не исполнены, фактически выполнены работы на сумму 137 959 588 рублей, что подтверждается актами выполненных работ N 1 -8 (форма КС-2), справками о стоимости выполненных работ и затрат N 1-8 (форма КС-3), сметой контракта. Сумма невыполненных работ составила 84 456 042 рубля.
Между сторонами государственного контракта подписано дополнительное соглашение от 30.12.2022 N 2, в соответствии с которым стороны подтвердили фактическое исполнение по контракту на 137 959 588 рублей.
В настоящее время по сведениям Единой информационной системы сайта закупок указанный контракт имеет статус исполненного.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. 3.1, 3.2 государственного контракта цена контракта (цена работ) составляет: 222 415 630 (двести двадцать два миллиона четыреста пятнадцать тысяч шестьсот тридцать) рублей 00 копеек, в том числе, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена Контракта НДС не облагается.
Цена контракта является твёрдой и определяется на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту.
В силу п. 3.4 Государственного контракта цена контракта не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения установлены п. 16.1 Государственного контракта.
Условия дополнительного соглашения, согласно которым цена контракта фактически уменьшена с 222 415 630 рублей до 137 959 588 рублей, соответственно, фактически снижен объем выполненных работ на соответствующую сумму противоречит требованиям закона, посягает на публичные интересы, нарушает права и интересы третьих лиц - иных потенциальных участников закупки.
Полагая, что дополнительное соглашение от 30.12.2022 N 2 к государственному контракту N Ф.2022.2071 от 26.04.2022 является недействительным, прокурор обратился в арбитражный суд с требованием о признании дополнительного соглашения недействительным, применении последствий в виде взыскания штрафа за нарушение сроков выполнения работ по контракту.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями статей 8, 420, 422, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 стптьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание сделки недействительной и применение последствий недействительности сделки являются способами защиты нарушенного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В пункте 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать, в том числе, условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания.
Исходя из системного анализа положений статей 708, 740, 743, 763, пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются предмет договора, определяющий, в том числе виды, содержание и объемы работ, а также сроки выполнения работ, их стоимость.
Изменение условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1.1, 1.3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта (п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Как указано выше, между ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края и КГУП "Автомобильные дороги Забайкалья" заключен государственный контракт от 26.04.2022 N Ф.2022.2071 о выполнении работ по ремонту автомобильной дороги "Могойтуй-Сретенск-Олочи" км. 435+797- 458+000 км. стоимостью 222 415 630 руб. в срок до 15.08.2022.
КГУП "Автомобильные дороги Забайкалья" обязательства по государственному контракту в полном объеме не исполнены, фактически работы выполнены на сумму 137959588 рублей, что подтверждается актами выполненных работ N 1 - 8 (форма КС-2), справками о стоимости выполненных работ и затрат N 1 - 8 (форма КС-3).
Сумма невыполненных работ составила 84 456 042 руб.
Между сторонами государственного контракта подписано дополнительное соглашение от 30.12.2022 N 2, в соответствии с которым стороны подтвердили фактическое исполнение по контракту на 137 959 588 руб.
В настоящее время по сведениям Единой информационной системы сайта закупок указанный контракт имеет статус исполненного.
Как следует из постановления УФАС по Забайкальскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 26.04.2023 N 04-10-2037/23 стороны после подписания дополнительного соглашения N 2 прекратили исполнение обязательств по государственному контракту, самим соглашением N 2 стороны подтвердили факт выполнения работ на сумму 137 959 588 руб.
При этом, со дня заключения дополнительного соглашения N 2 заказчик прекратил претензионную работу, в том числе, не выставил подрядчику ни одного штрафа и пени за нарушение сроков и порядка исполнения контракта, в том числе, не принял меры по его понуждению к исполнению своих обязательств, тем самым принял решение завершить исполнение контракта на этапе частичного исполнения, что привело к тому, что работы по ремонту дороги не были выполнены подрядчиком в полном объеме, что является основанием полагать, что действия (бездействие) заказчика в отношении подрядчика привели к невозможности обеспечения нужд заказчика, а также к невозможности достижения результатов обеспечения государственных нужд на безопасную и качественную дорогу.
При этом, постановление содержит указание на пояснения заказчика, согласно которым заказчик признал факт изменения цены и объемов работ, предусмотренных государственным контрактом, путем заключения дополнительного соглашения N 2 об изменении объема работ до 137959588 руб.
Основанием для принятия такого решения согласно пояснениям заказчика явилось существенное отставание подрядчиком от графика выполнения работ, в связи с чем, заказчик пришел к заключению о невозможности завершения всего объема работ до окончания 2022 года. Согласно пояснений заказчика, на техническом совете, проведенном по инициативе заказчика, было принято решение исключить невыполненный объем работ по контракту и подписать соглашение о фактическом исполнении контракта, в связи с чем, было заключено дополнительное соглашение N 2, подписать соглашение о расторжении дополнительного соглашения N 2 не представляется возможным, поскольку контракт закрыт в Единой информационной системе.
По результатам рассмотрения административного дела Служба единого заказчика Забайкальского края была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, наложен штраф в размере 200 000 руб.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 61 Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края КГУП "Автомобильные дороги Забайкалья" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 4 222 802, 10 руб.
В отзыве на исковое заявление Служба единого заказчика Забайкальского края также указала, что на техническом совете, проведенном по инициативе заказчика 30.12.2022 (протокол от 30.12.2022 N 162), было принято решение исключить невыполненные работы по контракту и подписать соглашение о фактическом исполнении контракта, в связи с чем, было заключено дополнительное соглашение N 2, подписать соглашение о расторжении дополнительного соглашения N 2 не представляется возможным, поскольку контракт закрыт в Единой информационной системе.
С учетом изложенного, следует признать, что заказчиком и подрядчиком в нарушение установленного законом запрета (положения статей 34, 95 Закона о контрактной системе) заключено дополнительное соглашение об изменении существенных условий государственного контракта - объема и стоимости подрядных работ, стоимость контракта изменена на 37%, в связи с чем, дополнительное соглашение подлежит признанию ничтожной сделкой в порядке пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Прокуратура в качестве последствий недействительности сделки просит суд взыскать с подрядчика штраф за нарушение сроков выполнения работ, однако данное требование не может быть квалифицировано судом в качестве последствий недействительности дополнительного соглашения N 2, поскольку является фактически требованием о применении гражданской договорной ответственности за нарушение сроков исполнения обязательства в рамках государственного контракта, законом такие последствия недействительности сделки не предусмотрены, в связи с чем, иск в данной части удовлетворению не подлежит.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Забайкальского края подлежит изменению в части как принятое при неправильном применении норм материального права (части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 марта 2024 года по делу N А78-12927/2023 изменить в части, принять новый судебный акт.
Признать недействительным дополнительное соглашение от 30.12.2022 N 2 к государственному контракту от 26.04.2022 N Ф.2022.2071, заключенного между ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края и КГУП "Автомобильные дороги Забайкалья".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
В.С. Ниникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-12927/2023
Истец: Прокуратура Забайкальского края
Ответчик: ГУП КРАЕВОЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЗАБАЙКАЛЬЯ, ОСП ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Размахнина Юлия Юрьевна