город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2024 г. |
дело N А32-38868/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца посредством веб-конференции - представитель Голодок А.А. по доверенности от 20.12.2023;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МУП г. Сочи "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.03.2024 по делу N А32-38868/2023
по иску МУП г. Сочи "Водоканал"
к ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
МУП г. Сочи "Водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ООО "УК РЭУ"-17 (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере в размере 422 576,23 руб. и 11 452 руб. госпошлина.
Решением суда от 21.03.2024 с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17", г. Сочи (ОГРН: 1072319001281, ИНН: 2319039944) в пользу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" (город Сочи, ОГРН: 1162366057160, ИНН: 2320242443) взысканы задолженность по договору от 17.06.2020 N 5497СОИ за период с 01.10.2022 по 31.11.2022 и с 01.03.2023 по 30.04.2023 в размере 391438,62 руб., пени за период с 01.10.2022 по 31.11.2023, с 01.03.2023 по 30.04.2023. составляет 23960,17 руб., пени начиная с 20.07.2023 г. в соответствии с п. 6.4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" из расчета ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, расходы по оплате госпошлины в размере 11308 руб. В остальной части исковых требований отказано. Выдана муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" (город Сочи, ОГРН: 1162366057160, ИНН: 2320242443) справка на возврат из Федерального бюджета государственной пошлины в размере 1730 руб., уплаченной по платежному поручению N 3689 от 25.05.2023
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения в части, просил изменить решение суда первой инстанции в части указания периода и размера пени и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции неверно определил период начисления пени, так как верным периодом просрочки платежей следует считать период с 11.11.2022 г. по 19.07.2023 г., поскольку ответчик просрочил платежи в течении указанного периода и имеет задолженность по договору. В соответствии с пунктами 6.3 и 6.4 договора расчетный период равен одному календарному месяцу, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Решение суда в части определения подлежащей взысканию пени незаконно принято без учета п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В связи с чем, заявитель указывает, что размер пени за весь период с 11.11.2022 г. по 19.07.2023 г. составляет 31 137,71 руб., а не 23 960,17 руб. Оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Ставка неустойки не может быть признана чрезмерной сама по себе, поскольку разумность ставки законной неустойки, как и любой нормы федерального закона, презюмируется. Также заявитель отмечает, что в ноябре 2023 года 30 календарных дней, следовательно, период взыскания не может длиться по 31 ноября 2023 года, в части указания периода задолженности допущена описка/опечатка.
В судебное заседание ответчика, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между МУП МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК РЭО-17" (исполнитель) заключен договор водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 17.06.2020 N 5497 (далее - договор), предметом которого является поставка холодной воды до границы эксплуатационной ответственности сторон через присоединенную водопроводную сеть, потребляемой в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, и прием сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома от границы эксплуатационной ответственности сторон через присоединенную канализационную сеть (п. 1.1 договора).
Исполнитель обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду, отведение сточных вод, используемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в порядке и сроки, определенные договором (п. 1.2 договора).
Согласно п. 2.1 договора датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01 сентября 2017 года.
Расчетный период, установленный договором, равен 1 календарному месяцу (п. 5.3 договора).
Согласно п. 5.4 договора исполнитель оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате ресурсоснабжающей организацией не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
За на расчетный счет истца в течении периода с 11.01.2023 г. по 22.05.2023 г. от ответчика поступали платежи за декабрь 2022, с просрочкой за январь и февраль 2023 в размере: 11.01.2023 г. оплата за декабрь 2022 - 101 267,74 руб.; 21.04.2023 г. оплата за январь 2023 - 101 267,74 руб.; 22.05.2023 г. - оплата за февраль 2023 - 96 869,75 руб., что подтверждается Реестром оплат за период с 11.01.2023 г. по 22.05.2023 г.
В обоснование исковых требований истец указывает, что МУП г. Сочи "Водоканал" выполнило взятые на себя обязательства и оказывало ответчику в период с 01.10.2022 по 31.11.2022 с 01.03.2023 по 30.04.2023 услуги по передаче питьевой воды и приему сточных вод на общую сумму 391438,62 руб., что подтверждается представленной в материалы дела первичной документацией, а именно счетами-фактурами, расшифровками начислений, актами об оказанных услугах за спорный период.
Ответчик свои обязательства по оплате надлежащим образом и в полном объеме не исполнил, в связи с чем, за ним образовалась задолженность в размере стоимости отпущенного коммунального ресурса и оказанных услуг.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 6 гл. 30 ГК РФ.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В п. п. 19 и 24 Правил N 644 установлено, что к договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору водоотведения - положения о договоре возмездного оказания услуг.
Пунктами 20 и 25 Правил N 644 определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п. п. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Пунктом 21 (1) Правил N 124 установлен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод.
Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в п. 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в 4 многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Согласно ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных исковых требований истцом в материалы дела представлены первичные документы, а именно счета-фактуры, расшифровки начислений, акты об оказанных услугах за спорный период, которые были направлены ответчику.
В силу пункта 9 статьи 11 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие МКД установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
На основании пункта 5 статьи 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ собственники (или управляющие организации, как лица, ответственные за общее имущество многоквартирного дома) помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно подпункту "ж" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Следовательно, обязанность обеспечить выполнение требований энергетической эффективности в процессе эксплуатации возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества, то есть управляющую компанию.
Из положений Правил N 491 следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая компания в соответствии с договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ обязан обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Исполнитель коммунальных услуг как лицо, ответственное за содержание общего имущества, в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Отсутствие обязанности по установке общедомовых приборов учета в силу действующего законодательства предусмотрено только для определенных объектов энергоснабжения.
Согласно п. 5.1.2 названных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, в том числе проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов.
В этой связи исполнитель коммунальных услуг как лицо, ответственное за содержание общего имущества, в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия и организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации: взаимодействовать напрямую с ресурсоснабжающей организацией собственники помещений не могут.
Таким образом, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов входит в обязанность управляющей организации, в силу положений пункта 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 5 статьи 13 Закона N 261, подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Указанный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2019 N 309-ЭС19-6342, от 01.07.2019 N 306-ЭС19-9233, от 23.07.2019 N 305-ЭС19-9337.
Следовательно, для домов, в которых не установлены общедомовые приборы учета, но которые должны быть оснащены такими приборами учета, ресурсоснабжающая организация обязана применять указанный выше способ расчетов - по нормативу с применением повышающего коэффициента, который стимулирует к осуществлению работ по приведению общедомового имущества в соответствие.
Доказательств невозможности осуществления данной обязанности не представлено, как и доказательств принятия для этого всех разумных мер, в частности, по инициированию собрания собственников многоквартирных домов по вопросу установления прибора учета.
При наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5 (подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124).
Порядок определения объема потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме коммунального ресурса в указанных в подпункте "ж" пункта 22 Правил N 124 случаях с применением повышающего коэффициента установлен императивно.
Следовательно, в случае применения расчетного способа, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применение такого способа расчета с учетом повышающего коэффициента является обязательным.
Поскольку ответчиком не представлены акты, свидетельствующие об отсутствии технической возможности установки приборов учета в спорных МКД, суд признал обоснованным применение при расчете повышающего коэффициента.
Таким образом, истец при расчете задолженности за коммунальные ресурсы обоснованно применил повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 22 Правил N 124.
Поскольку размер задолженности подтвержден материалами дела, доказательств по оплате поставленного ресурса и оказанных услуг в полном объеме на момент рассмотрения спора не представлено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика задолженности по договору от 17.06.2020 N 5497 за период с 01.10.2022 по 31.11.2023, с 01.03.2023 по 30.04.2023 в размере 391 438,62 руб.
В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Кроме того истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика пени за период с 11.11.2022 по 19.07.2023 в размере 31 137,71 руб., пени начиная с 20.07.2023 г. в соответствии с п. 6.4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" из расчета ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции, проверив расчет пеней по договору, признал его составленным арифметически и методологически неверно. Суд исходил из того, что в данном случае ставка рефинансирования, установленная на день частичной оплаты задолженности и на день вынесения решения, не совпадают. При этом также отметил, что истец неверно производит начисление пеней на всю сумму долга, расчет истца противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 и приводит к тому, что на неоплаченную часть задолженности и подлежащей взысканию в судебном порядке применяется плавающая ставка рефинансирования, а не ставка на день вынесения решения.
Условие договора в части подлежащей применению ставки рефинансирования ЦБ РФ (при взыскании неустойки в судебном порядке - исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения) суд признал несогласованным, поскольку допускают ситуацию, при которой ставка рефинансирования ЦБ РФ может быть различной.
В связи с чем, с учетом выполненного судом перерасчета, требования истца были удовлетворены в части в сумме пени, начисленные в связи с несвоевременной оплатой задолженности с октябрь 2022 года, за период с 01.10.2022 по 31.11.2023, с 01.03.2023 по 30.04.2023 составляет 23960,17 руб. В остальной части требования о взыскании пеней за указанный период судом первой инстанции было отказано.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с выводами суда в указанной части, истец указывает о неверно выполненном перерасчете пени без учета пунктов 6.3 и 6.4 договора, в соответствии с которыми плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, то есть с 11.11.2022 по 19.07.2023.
Суд апелляционной инстанции находит указанные доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
Так, в соответствии с пунктами 6.3 и 6.4 Договора расчетный период равен одному календарному месяцу, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
В соответствии с пунктами 66, 67 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Таким образом, обязанность исполнителя коммунальных услуг по оплате ресурсоснабжающей организации стоимости поставленного энергоресурса не может возникнуть ранее истечения установленного законом срока внесения платежей за коммунальные услуги потребителями.
Согласно представленным в материалы дела счет-фактуре N УВ0086683 от 31.10.2022, акту об оказанных услугах N УВ0086683 от 31.10.2022 истцом за октябрь 2022 года оказано услуг ответчику на сумму 98 849,51 руб. Таким образом, датой начала периода просрочки за октябрь 2022, в соответствии с договором, является 11 ноября 2022 года. Ответчик долг за октябрь 2022 года не погасил. Таким образом, на момент подачи искового заявления периодом просрочки платежа за октябрь 2022 является период с 11 ноября 2022 года по 19 июля 2023 года (251 день), и согласно п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" пени за данный период просрочки составили сумму 11 972,64 руб.
Согласно представленным в материалы дела счет -фактуре N УВ00103388 от 30.11.2022, акту об оказанных услугах N УВ00103388 от 30.11.2022 истцом за ноябрь 2022 года оказано услуг ответчику на сумму 98 849,51 руб., датой начала действия периода просрочки за ноябрь 2022 года, в соответствии с Договором, является 13 декабря 2022 года, т.к. 10 декабря 2022 года суббота. Ответчик долг за ноябрь 2022 года не погасил. Таким образом, на момент подачи искового заявления периодом просрочки платежа за ноябрь 2022 является период с 13 декабря 2022 года по 19 июля 2023 года (219 дней), и согласно п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" пени за данный период просрочки составили сумму 10 147,73 руб.
Истец пояснил, что поскольку ответчик перечислил денежные средства за оказанные истцом услуги в декабре 2022 года в срок, в связи с чем, пени за декабрь 2022 не начислены.
Согласно представленным в материалы дела реестру оплат, оплата счета N УВ00008848 от 31.01.2023 (за январь 2023) в размере 101 267,74 руб., перечислена ответчиком 21 апреля 2023 года. Таким образом, на момент подачи искового заявления периодом просрочки платежа за январь 2023 является период с 11 февраля 2023 года по 21 апреля 2023 года (70 дней), и согласно п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" пени за данный период просрочки составили сумму 1 965,79 руб.
Согласно представленным в материалы дела реестру оплат, оплата счета N УВ00018820 от 28.02.2023 (за февраль 2023) в размере 96869,75 руб., перечислена ответчиком только 22 мая 2023 года. Таким образом, на момент подачи искового заявления периодом просрочки платежа за февраль 2023 является период с 11 марта 2023 года по 22 мая 2023 года (73 дня), и согласно п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" пени за данный период просрочки составили сумму 2 008,62 руб.
Согласно представленным в материалы дела счет -фактуре N УВ00126491 от 31.03.2023, акту об оказанных услугах N УВ00126491 от 31.03.2023 истцом за март 2023 года оказано услуг ответчику на сумму 98 869,74 руб., датой начала действия периода просрочки за март 2023 года, в соответствии с Договором, является 11 апреля 2023 года. Ответчик долг за март 2023 года не погасил. Таким образом, на момент подачи искового заявления периодом просрочки платежа за март 2023 является период с 11 апреля 2023 года по 19 июля 2023 года (100 дней), и согласно п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" пени за данный период просрочки составили сумму 3 162,61 руб.
Согласно представленным в материалы дела счет -фактуре N УВ00136289 от 30.04.2023, акту об оказанных услугах N УВ00136289 от 30.04.2023 истцом за апрель 2023 года оказано услуг ответчику на сумму 96 869,75 руб., датой начала действия периода просрочки за апрель 2023 года, в соответствии с Договором, является 11 мая 2023 года. Ответчик долг за апрель 2023 года не погасил. Таким образом, на момент подачи искового заявления периодом просрочки платежа за апрель 2023 является период с 11 мая 2023 года по 19 июля 2023 года (70 дней), и согласно п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" пени за данный период просрочки составили сумму 1 880,41 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца в указанной части о взыскании пени подлежат удовлетворению судом за период с 11.11.2022 г. по 19.07.2023 г. в сумме 31 137,71 руб.
Также с ответчика в пользу истца подлежат взысканию пени, начиная с 20.07.2023 г. рассчитанные в соответствии с п. 6.4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" из расчета ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Наличие у ответчика задолженности перед истцом подтверждено материалами дела и ответчиком не оспорено, контррасчет размера долга и неустойки ответчиком не представлен. Ходатайства о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не было заявлено.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению.
Расходы по уплате государственной пошлины оп иску и за обращение с апелляционной жалобой в общей сумме 14 452 руб. относятся на ответчика в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
МУП г. Сочи "Водоканал" из федерального бюджета подлежит возврату 1586 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 3689 от 25.05.2023.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2024 по делу N А32-38868/2023 изменить.
Изложить абзацы 1 и 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с ООО "УК "РЭУ-17" (ИНН 2319039944, ОГРН 1072319001281) в пользу МУП г. Сочи "Водоканал" (ИНН 2320242443, ОГРН 1162366057160) задолженность по договору от 17.06.2020 N 5497СОИ за период с 01.10.2022 по 30.11.2022 и с 01.03.2023 по 30.04.2023 в размере 391438,62 руб., пени за период с 11.11.2022 г. по 19.07.2023 г. в сумме 31 137,71 руб., и пени начиная с 20.07.2023 г. рассчитанные в соответствии с п. 6.4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" из расчета ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 452 руб.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи "Водоканал" (город Сочи, ИНН 2320242443, ОГРН 1162366057160) из федерального бюджета 1586 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 3689 от 25.05.2023."
Абзац 2 резолютивной части решения исключить.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38868/2023
Истец: МУП города Сочи "Водоканал"
Ответчик: ООО "УК "РЭУ-17", ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление"