город Воронеж |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А08-1761/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения УФСИН по Белгородской области": Копина Н.А. - представитель по доверенности от N 7 от 25.09.2023 от 25.09.2023, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт;
от ООО "БСВ-групп" представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральное казенное учреждение "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения управления федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.02.2024 по делу N А08-1761/2023, рассмотренному по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Центр инженернотехнического обеспечения и вооружения управления федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области" (ИНН 3123055291, ОГРН 1023101642728) к обществу с ограниченной ответственностью "БСВ-групп" (ИНН 6317075327, ОГРН 1086317004487) о взыскании штрафа в размере 296 010, 00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения управления федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области" (далее - истец, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БСВ-групп" (далее - ответчик, ООО "БСВ-групп") о взыскании штрафа в сумме 296 010,00 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 22.02.2024 по делу N А08-1761/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что Обществом не исполнены обязательства по поставке товара в полном объеме. Ссылается на невозможность применения пп. "г" п. 2 Постановление Правительства РФ N 783 от 04.07.2018 и списания начисленного штрафа, так как контрактом предусмотрена поставка товара, а не его производство.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ООО "БСВ-групп", а также пояснения, поступившее от ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области.
В судебном заседании представитель ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "БСВ-групп" явку своего представителя не обеспечило, от Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в силу ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
08.08.2022 в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"между ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области (заказчик) и ООО "БСВ-групп" (поставщик) заключен контракт N 41 на поставку оборудования ФГИС СЭМПЛ (далее - контракт).
Из условий контракта следует, что поставщик обязуется поставить и передать в собственность государственному заказчику оборудование ФГИС СЭМПЛ (далее - Товар), по адресу, цене, в количестве и сроки, указанные в спецификации (Приложение N 1 к государственному контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта (п.1.1. контракта).
Цена контракта составляет 5 920 200,00 рублей 00 копеек, НДС не облагается (п.2.1 контракта).
Поставщик самостоятельно доставляет товар Грузополучателю по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Константина Заслонова, д. 169 "А" (далее - место доставки) до 12.12.2022 включительно (п.5.1. контракта)
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим государственным контрактом, за исключением просрочки поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим государственным контрактом, поставщик уплачивает государственному заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения государственным заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом за исключением просрочки исполнения обязательств государственным заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила), и составляет 5 процентов цены государственного контракта (этапа) в случае, если цена государственного контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (п.9.5 контракта).
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по государственному контракту, несет ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств. О возникновении и прекращении обязательства непреодолимой силы стороны уведомляют друг друга письменно в течении 5 календарных дней с даты их возникновения или прекращения. После прекращения обстоятельства непреодолимой силы сторона, прекратившая исполнения обязательства по настоящему государственному контракту, незамедлительно возобновляет его исполнение. Извещение должно содержать данные о наступлении и характере обстоятельств и возможных последствиях (п. 10.1, 10.2 контракта).
Согласно спецификации (приложение N 1 к контракту) предметом поставки являются мобильные контрольные устройства (МКУ), использующиеся в Федеральной государственной информационной системе электронного мониторинга подконтрольных лиц (ФГИС СЭМПЛ), изготовителем которых является ООО "БСВ-групп".
Из доказательств, представленных в материалы дела, следует, что 28.07.2022 между ответчиком и ООО "Радиан" был заключен договор N 716- БСВГ на поставку электронных компонентов, необходимых для использования и поставки требуемого заказчику оборудования.
15.11.2022 ООО "Радиан" письмом N 169 сообщило ответчику, что китайские производители не могут поставить необходимое количество SIM5320E. Поставщики ссылаются на введенные ограничения и не могут выполнить договорные обязательства до 30.11.2022. Кроме того, в письме ООО "Радиан" предложило ООО "БСВ-групп" новые условия договора, в которых существенно сокращены объемы поставляемой продукции.
16.11.2022 ООО "БСВ-групп" направил поставщикам запрос N 1611/1 о возможности поставки электронных компонентов, необходимых для исполнения контракта, а именно модуля SIM5320E в количестве 3800 штук. Также ответчик просил максимально оперативно рассмотреть данный запрос и предложить максимально сжатые сроки поставки, поскольку данный товар требуется для изготовления оборудования, подлежащего поставке по государственному контракту.
18.11.2022 в ответ на запрос поставщик ИП Гончарова Т.А. сообщила о том, что в модуле SIM5320Е используется чип QSC6270 американской компании Qualcomm, а на основании решения правительства США продукция американских компаний прекращена к поставкам в КНР для непосредственной поставки в РФ. В рамках параллельного импорта поставка модулей SIM5320E возможна в начале мая 2023.
ИП Мазанов С.В. в письме от 18.11.2022 сообщил, что поставка комплектующих из КНР невозможна из-за возникших политико-экономических барьеров.
ООО "Продмаг" в письме от 22.11.2022 N 11 сообщило, что в связи с неопределенностью на мировых рынках из-за санкций недружественных Российской Федерации государств поставка интересующего оборудования может быть осуществлена не ранее мая 2023 года.
24.11.2022 ООО "БСВ-групп" направил в адрес ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области письмо N 2411/4, в котором сообщил о невозможности приобретения модуля SIM5320E, необходимого для исполнения контракта указал, что данные обстоятельства являются следствием непреодолимой силы (введение санкций, не позволяющих поставить данный модуль в Российскую Федерацию). Также в письме ответчик предложил истцу рассмотреть вопрос о прекращении договорных обязательств по соглашению сторон.
Истец отказал в расторжении контракта по соглашению сторон.
09.12.2022 ООО "БСВ-групп" письмом N 0912/5 сообщило, что из-за санкций, наложенных западными странами на китайскую промышленность, увеличились сроки поставки комплектующих; просило продлить срок исполнения контракта до 30.06.2023.
16.12.2022 в письме N 1612/5 ООО "БСВ-групп" гарантировал поставку оборудования в полном объёме до 30.06.2023.
В письмах от 23.12.2022 N 2312/5 и от 13.01.2023 N 1301/5 ООО "БСВ-групп" сообщило ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области, что причиной срыва поставки оборудования по контракту является факт того, что на территории Российской Федерации не производится выпуск важных комплектующих для производства спорного оборудования для ФГИС СЭМПЛ. Ответчик, также, указал, что им в целях исполнения контракта заблаговременно были предприняты все меры для приобретения компонентов, необходимых для производства и поставки требуемого заказчику оборудования, такие как заключение договора от 28.07.2022 N 716-БСВГ с ООО "Радиан" с предварительной оплатой, направление различным поставщикам запросов о возможности поставки необходимых электронных компонентов в индивидуальном порядке.
09.01.2023 ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области было принято решение N 31/ТО/25/2-2 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.01.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком было размещено в ЕИС.
Кроме того, истец направил обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области о включении ООО "БСВ-групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением УФАС по Белгородской области от 31.01.2023 по делу N 031/06/104-31/2023 было установлено, что фактические обстоятельства дела, информирование заказчика о причинах, препятствующих исполнению обязательств по контракту, и представленные доказательства подтверждают добросовестное поведение ООО "БСВ-групп" при исполнении контракта. Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии вины поставщика в неисполнении контракта и приняла решение об отказе во включении сведений в отношении ООО "БСВ-групп" в реестре недобросовестных поставщиков.
Претензией N 31/то/25/25-45 от 08.02.2023 истец потребовал в срок до 18.02.2023, уплатить штраф в связи с неисполенением обязательств по контракту в размере 5% от суммы контракта, что составляет 296 010 руб.
Претензия истца об уплате штрафа была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд за судебной защитой.
При рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции ответчиком указал, что в 2022 году им было заключено более 30 однотипных контрактов на поставку МКУ, 8 из которых были выполнены до прекращения поставок из Китая. Требования технических заданий данных контрактов аналогичны требованиям технического задания контракта, расторгнутого ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Белгородской области.
Кроме того, в подтверждение своей позиции ответчик в материалы дела представил приказ N 20 от 25.04.2023 и уведомление от 26.04.2023 N1 ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Хакасия, уведомление от 16.06.2023 N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области, уведомление от 20.07.2023 N 2 ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Саратовской области о списании начисленных неустоек (пеней и штрафов) в порядке, предусмотренном Постановлением от 04.07.2018 N 783, по аналогичным контрактам; нотариальный перевод письма Китайского поставщика Ucreate PCB CO LTD (Юкриэйт ПиСиБи КО ЛТД) от 29.12.2022, согласно которому GSM модуль SIM5320Е использует чип QSC6270 американской компании Куалкомм (Qualcomm). Данный чип подпадает под санкции, которые были введены в октябре 2022 года Правительством США против китайских компаний. Продукция, находящаяся под санкциями, не может напрямую поставляться в Россию.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309, пунктом 1 статьи 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 525 ГК РФ поставка товара для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статье 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Статьей 456 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (Статья 330 ГК РФ).
Исходя из части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (часть 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 9.5 контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим государственным контрактом, за исключением просрочки поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим государственным контрактом, поставщик уплачивает государственному заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения государственным заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом за исключением просрочки исполнения обязательств государственным заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила), и составляет 5 процентов цены государственного контракта (этапа) в случае, если цена государственного контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 2 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила) предусмотрено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующем случае и порядке: если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Правил распространяется на все контракты, независимо от года, когда заключен контракт и произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил, при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является, в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
Списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определённых условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам (п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом ВС РФ).
Из доказательств, представленных в материалы дела, следует, что ответчик не мог исполнить обязательства по контракту в силу объективных независимых от него обстоятельств, связанных с введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Фактическая сборка МКУ производится на территории РФ, при этом электронные комплектующие, входящие в состав данных устройств (электронные платы, чипы и т.д.) изготавливаются в Китае. При этом сторонами в спецификации предусмотрены конкретные технические характеристики требуемых устройств, которым соответствует только GSMмодуль SIM5320E фирмы SIMCOM (КНР) в структуре которого используется чип американской компании Qualcomm.
Также суд учитывает, что ответчик предоставил заказчику обоснования невозможности исполнения контракта по указанным объективным, не зависящим от него обстоятельствам.
Сумма начисленных и неуплаченных пени не превышает 5% цены государственного контракта, что соответствует критериям, установленным Правилами для списания задолженности по пени по данному спору по государственному контракту.
Таким образом, по смыслу приведенных положений Правил истец обязан был списать начисленную и неуплаченную неустойку в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, предусмотренную контрактом.
Решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным, обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в обжалуемой части апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в соответствии со статьёй 110 АПК РФ, верно отнесены судом на истца.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.02.2024 по делу N А08-1761/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-1761/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВООРУЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "БСВ-групп"