г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А26-8136/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Масенковой И.В., Пивцаева Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Потаповой А.В.,
при участии:
от истца: представитель Яружин Ю.Э. по доверенности от 18.12.2023;
от ответчика: представитель Шестаков А.В. по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9742/2024) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице государственного казанного учреждения Республики Карелия "Ланденпохское центральное лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2024 по делу N А26-8136/2023 (судья Погорелов В.А.), принятое по иску
Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице государственного казанного учреждения Республики Карелия "Ланденпохское центральное лесничество"
к закрытому акционерному обществу "Норд Интер Хауз"
об обязании провести санитарно-оздоровительные мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее -истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - суд) с иском к закрытому акционерному обществу "Норд Интер Хауз" (далее - ответчик, Общество) об обязании провести санитарно-оздоровительные мероприятия в рамках договора аренды лесного участка N 39-з от 15.12.2008.
Впоследствии Министерство уточнило исковые требования, просило обязать Общество провести санитарно-оздоровительные мероприятия в рамках договора от 15.12.2008 N 39-з в срок до 01.09.2024 на площади 129,4 га согласно сведению о назначении и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.
Решением от 05.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы податель жалобы указывает, что в соответствии с п. 4.4.13 договора аренды лесного участка арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений), однако на сегодняшний день Обществом не были выполнены работы в рамках договора N 39-з от 15.12.2008, в нарушение пункта 4.4.13.
Также податель жалобы указывает, что договор в части соблюдения Ответчиком Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации не изменен.
22.05.2024 в материалы дела поступил отзыв, согласно которому Общество просит оставить решение без изменения и указывает, что у ЗАО "Норд Интер Хауз" в настоящее время (до внесения соответствующих изменений в договор аренды, проект освоения лесов) отсутствует, как право, так и обязанность по осуществлению рубки погибших и поврежденных лесных насаждений по договору аренды.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель, правопредшественник истца) и ЗАО "Норд Интер Хауз" (арендатор) 15.12.2008 был заключен договор аренды лесного участка N 39-з.
В соответствии с условиями указанного договора арендатор передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) часть лесного участка площадью 10590 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:024, расположенного в кварталах N N 191-194 Хийтольского участкового лесничества, NN 115-132 Элисенваарского участкового лесничества, NN 139-146 Ихальского участкового лесничества, NN 93-102, 106 Яккимского участкового лесничества в Лахденпохском муниципальном районе Республики Карелия.
Лесной участок передан обществу для использования в целях заготовки древесины и передан по акту от 15.12.2008.
Договор аренды заключен на срок до 31.12.2029 и зарегистрирован в установленном законом порядке.
В силу пункта 1.4 договора аренды лесного участка N 39-з от 15.12.2008 годовой объем разрешенного использования лесов на лесном участке, переданном в аренду, приведен в приложении N 3.
Согласно пункту 4.4.13 договора аренды лесного участка арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации. Осуществлять санитарно - оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений) на лесном участке, переданном в аренду.
Предприятием ЗАО "Норд Интер Хауз" в 2021-2022 годах было проведено лесопатологическое обследование лесов по результатам которого необходимо провести санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных насаждений). По состоянию на 01.05.2023 года ответчиком не проведены санитарно-оздоровительные мероприятия на указанной в актах лесопатологических обследованиях площади.
В адрес ответчика ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество" было направлено предостережение 10.10.2022 года N 17 о необходимости проведения санитарно - оздоровительных мероприятий с предложением информирования о проведении мероприятий в срок до 31.12.2022.
В связи с неисполнением предостережения в адрес ответчика направлена претензия N 430 от 05.05.2023 г. с требованием о необходимости выполнения работ до 01.07.2023 года.
Неисполнение арендатором указанного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В мотивировочной части решения суда первой инстанции указано, что ежегодный объем заготовки древесины по договору аренды установлен в Приложении N 3, в редакции Дополнительного соглашения от 08.09.2022.
Приложением N 3 к Договору аренды в указанной редакции ежегодный объем заготовки древесины при рубке погибших и поврежденных лесных насаждений с 2023 года не установлен. Министерство, как сторона договора аренды, не инициировало внесение изменений в приложение N 3 договора аренды, в части установления объемов заготовки древесины при рубке погибших и поврежденных лесных насаждений с 2023 года, по указанному вопросу к ответчику не обращалось, соответствующих требований, в порядке, предусмотренном ст. 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в суд не заявляло. Изменения в проект освоения лесов, которые возможны только после изменения договора аренды, внесены не были. В силу части 5 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, в настоящее время отсутствует как право, так и обязанность ЗАО "Норд Интер Хауз" по осуществлению рубки погибших и поврежденных лесных насаждений по договору аренды лесного участка N 39-з.
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 05.02.2024 подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ЛК РФ на лиц, использующих леса, возложены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Обязанность Общества по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с проектом освоения лесов предусмотрена в пункте 4.4.13 договора аренды.
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 данной статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 60.7 ЛК РФ, пункту 1 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 N 912 (далее - Правила N 912),предупреждение распространения вредных организмов в лесах включает в себя проведение: а) профилактических мероприятий по защите лесов; б) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений; в) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий
Указанные в части 1 статьи 60.7 ЛК РФ мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 60.7 ЛК РФ, пункт 3 Правил N 912).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 912 санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, борьбы с вредителями и болезнями леса, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке) (пункт 26 Правил N 912).
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной (для поврежденных насаждений) санитарной рубки (пункт 34 Правил N 912).
Сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять целевые функции (пункт 54 Правил N 912).
Как указано выше, с целью предотвращения негативных процессов, снижения ущерба от их воздействия, назначены санитарные рубки сплошные.
Проведение сплошных санитарных рубок согласовано Министерством после оформления документов на их проведение в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылается на отсутствие документов, которые необходимы для проведения назначенных санитарно-оздоровительных мероприятий: изменение договора аренды лесного участка, в части установления объемов заготовки древесины при рубке погибших и поврежденных лесных насаждений, и проекта освоения лесов, настаивает на отсутствии у него как права, так и обязанности по осуществлению рубки погибших и поврежденных лесных насаждений по договору аренды.
Вместе с тем, согласно пункту 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года N 2047 (далее - Правила N 2047) санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.
Согласно пункту 4.4.13 договора аренды лесного участка арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Норд Интер Хауз" в 2021-2022 годах было проведено лесопатологическое обследование лесов, по результатам которого необходимо провести санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных насаждений). По состоянию на 01.05.2023 ответчиком не проведены санитарно - оздоровительные мероприятия на указанной в актах лесопатологических обследованиях площади.
В силу пункта 16 Правил N 2047 проведение санитарно-оздоровительного мероприятия должно быть осуществлено в порядке пункта 15 Правил N 2047, то есть в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.
Согласно части 3 статьи 60.8 ЛК РФ объем древесины, заготовленной при проведении мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, в расчетную лесосеку не включается.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что мероприятия, предусмотренные договором и действующим законодательством, им в 2023 году не проводились.
Учитывая изложенное, заявленные Министерством требования об обязании ЗАО "Норд Интер Хауз" провести санитарно-оздоровительные мероприятия в рамках договора аренды лесного участка N 39-з от 15.12.2008 года подлежат удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции о том, что у ЗАО "Норд Интер Хауз" в настоящее время отсутствует, как право, так и обязанность по осуществлению рубки погибших и поврежденных лесных насаждений по договору аренды лесного участка N 39-з, не соответствуют обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
В рамках уточненных исковых требований Министерство просило обязать Общество провести санитарно-оздоровительные мероприятия в срок до 01.09.2024.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание невозможность выполнения мероприятий в зимний период, считает обоснованным установить срок выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий в рамках договора N 39-з от 15.12.2008 до 01.11.2024.
Таким образом, апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 05.02.2024 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Министерством требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску 6000 руб. и по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2024 по делу N А26-8136/2023 отменить, принять новый судебный акт.
Уточненные исковые требования удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество "Норд Интер Хауз" провести санитарно - оздоровительные мероприятия в рамках договора N 39-з от 15.12.2008 в срок до 01.11.2024 на площади 129, 4 га. согласно сведению о назначении и проведении санитарно - оздоровительных мероприятий.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Норд Интер Хауз" в доход федерального бюджета 9000 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8136/2023
Истец: ГКУ РК "Ланденпохское центральное лесничество", Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Ланденпохское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ЗАО "Норд Интер Хауз"