г. Пермь |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А60-65691/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии:
от заявителя: Чернов Е.Н., паспорт, доверенность от 30.12.2022, диплом;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя, акционерного общества "Регионгаз-инвест", заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 марта 2024 года
по делу N А60-65691/2023
по заявлению акционерного общества "Регионгаз-инвест" (ИНН 6659075136, ОГРН 1026602949251)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо: Куликова Людмила Михайловна
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10.11.2023 г. по делу N 066/04/9.21- 3324/2023 о привлечении к административной ответственности и представления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Регионгаз-инвест" (далее - заявитель, АО "Регионгаз-инвест") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по СО, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10.11.2023 по делу N 066/04/9.21-3324/2023 о привлечении к административной ответственности и представления.
Судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Куликова Людмила Михайловна (далее - третье лицо, Куликова Л.М.)
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2024 (резолютивная часть решения объявлена 18.03.2024) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о назначении административного наказания от 10.11.2023 по делу N 066/04/9.21-3324/2023 о привлечении к административной ответственности в части штрафа признано незаконным и отменено, административный штраф заменен на предупреждение.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель и заинтересованное лицо обратились с апелляционными жалобами.
АО "Регионгаз-инвест" в своей апелляционной жалобе просит решение отменить, считает ошибочным мнение суда первой инстанции о том, что бремя ответственности при строительстве сети газопотребления в пределах границ земельного участка возлагается исключительно на собственника домовладения. Кроме того, заявитель полагает, что Своды правил и СНиП, вопреки указанию суда первой инстанции, на которые в качестве нормативного обоснования ссылалось общество в письме от 24.08.2023 N 45/23, являются обязательными для исполнения. Также общество указывает, что выводы суда первой инстанции о проектной документации, строительном контроле и скрытых работах не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Антимонопольный орган в своей жалобе просит решение отменить в части замены административного штрафа на предупреждение, считает данные выводы суда ошибочными. УФАС по Свердловской области указывает, что возбуждение дел об административных правонарушениях на основании обращений и заявлений физических лиц не относится к государственному контролю (надзору), в связи с чем ч.1 ст. 4.1.1. КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение в данном случае не подлежит применению.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу общества, в соответствии с которым антимонопольный орган просит решение в части признания АО "Регионгаз-инвест" виновным в совершении административного правонарушения оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя на доводах своей апелляционной жалобы настаивал, просил решение отменить, против удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа возражал.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела N 066/04/9.21- 3324/2023 об административном правонарушении послужили заявления Куликовой Л.В. (peг. N 18601-ЭП/23 от 25.08.2023, peг. N 19186-ЭП/23 от 04.09.2023).
20.09.2023 в отношении АО "Регионгаз-инвест" в отсутствие законного представителя составлен протокол об административном правонарушении на основании ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган) вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-3324/2023 об административном правонарушении (ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ) от 10.11.2023 года, которым акционерное общество "Регионгаз-инвест" (далее - АО "Регионгаз-инвест", Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Управлением также было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ) от 10.11.2023.
Полагая, что данные постановление и представление являются незаконными, "Регионгаз-инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, однако посчитал возможным применить положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Событие предусмотренного части 1 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в нарушении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила 1547).
Правила N 1547 определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (далее - объект капитального строительства).
Как указано в п. 5 Правил N 1547 подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с п. 71 Правил N 1547 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку проектной документации согласно обязательствам сторон договора о подключении, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если заявка о подключении содержит просьбу заявителя к исполнителю осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка); подписание исполнителем и заявителем акта о готовности; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
В силу п. 72 Правил N 1547 исполнитель обязан не только осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения при исполнении заявителем возложенных на него обязательств по осуществлению мероприятий по подключению (технологическому присоединению); но осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если договор о подключении содержит обязательства исполнителя осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка).
В силу подпункта "а" п. 74 Правил N 1547 заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.
Согласно п. 80 Правил N 1547 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Регионгаз-инвест" оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям (на территории Свердловской области) по тарифам, установленным Приказом ФАС России от 16.11.2022 N 828/22, а также составляющие их услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Между Куликовой Л.В. и АО "Регионгаз-инвест" был заключен договор N 648/23 от 02.06.2023 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Михайловск, ул. Власова, д. 23, кадастровый номер 66:16:2601006:68. Согласно выполнения по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства составляет 100 дней со дня заключения договора.
В качестве приложения N 1 к договору о подключении были приложены технические условия на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
Согласно п. 4 договора, АО "Регионгаз-инвест" обязано осуществить мониторинг выполнения заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства в срок не позднее, чем за 15 дней до дня подключения к сетям газораспределения и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
На основании п. 6 договора заявитель обязан уведомить общество о выполнении технических условий после выполнения мероприятий по техническому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, обеспечить АО "Регионгаз-инвест" доступ к объектам капитального строительства и газоиспользующему оборудованию для осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий.
14.08.2023 Куликовой Л.В. в адрес АО "Регионгаз-инвест" было направлено уведомление с просьбой о проведении мониторинга выполнения технических условий.
16.08.2023 обществом в ответ на уведомление в адрес Куликовой Л.В. было направлено письмо N 01-01/2861, в котором предложено представить дополнительную информацию, в том числе указано, что не представление заявителем схемы расположения сети газопотребления (с указанием длины, диаметра и материала трубы), а также размещение подключаемого газоиспользующего оборудования, означает невыполнение со стороны Куликовой Л.В. мероприятий, предусмотренных п. 12 Технических условий.
Согласно п. 12 Технических условий, являющихся приложением к договору N 648/23 от 02.06.2023, заявитель осуществляет:
1) предоставление схемы расположения сети газопотребления (с указанием длины, диаметра и материала трубы), а также размещение подключаемого газоиспользующего оборудования;
2) строительство (реконструкцию) сети газопотребления от точки подключения до газоиспользующего оборудования;
3) обеспечение подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Письмом от 24.08.2023 N 45/23 общество сообщило Куликовой Л.В. о выявлении по результатам мониторинга выполнения Технических условий (Приложение N1 к договору N 648/23 от 02.06.2023) при подготовке к подключению к сети газораспределения объекта капитального строительства, нарушений нормативных требований, указав следующие нарушения:
1. плита газовая Gefest ПГ 6100-02 N 1811522616 от 11.2018 г. с максимальным расходом газа, согласно паспорту 1,033 м3; котел газовый Bosch WBN 6000-24CR, с максимальным расходом газа 2,8 мЗ/ч. Суммарный максимальный расход газа по фактически установленному оборудованию, превышает максимальный расход газа по выданным техническим условиям (п. 4 приложения 1 "Технические условия на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации" к договору N 648/23 от 02.06.2023 г. о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации. Величина максимального часового расхода газа (мощности) газоиспользующего оборудования 3,60 мЗ/ч.).
2. плита газовая Gefest ПГ 6100-02 не оборудована системой "газ-контроль" (абз. 2 п.5.1 СП 402.1325800.2018. "Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления". Газовая плита должна быть оборудована системой "газ- контроль", прекращающей подачу газа на горелку при погасании пламени).
3. при прокладке газопровода через стену футляр не установлен (п. 6.7 СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб" при прокладке газопроводов через конструкции зданий и сооружений газопроводы следует заключать в футляр. Пространство между газопроводом и футляром на всю его длину необходимо заделывать просмоленной паклей, резиновыми втулками или другим эластичными материалами. Пространство между стеной и футляром следует тщательно заделывать цементным или бетонным, раствором на всю толщину пересекаемой конструкции. п.7.5 СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы". В местах пересечения строительных конструкций зданий газопроводы следует прокладывать в футлярах).
4. отключающие устройства расположены на высоте 0,45 м от уровня пола и с большой вероятностью будут закрыты мебелью, что препятствует доступности для обслуживания, замены либо незамедлительного предотвращения аварии (п. 4.41 СП 42-101-2003 Размещение отключающих устройств предусматривают в доступном для обслуживания месте, п. 7.9 СП 62.13330.2011* Запрещается установка запорной арматуры на скрытых и транзитных участках газопровода).
5. не установлена отключающая арматура для автоматического отключения подачи газа в случае аварийных ситуаций (п. 7.9 СП 62.13330.2011* При газификации зданий, как правило, на газопроводах предусматривается отключающая арматура для автоматического отключения подачи газа в случае аварийных ситуаций: *при превышении допустимого максимального значения расхода газа; *при появлении в газифицированном помещении опасных концентраций газа или оксида углерода; *при появлении в газифицированном помещении признаков пожара).
6. фактическое расположение дымохода менее 0,5 м по горизонтали от окна (п. Г.21 Приложения Г СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб" Отверстия дымовых каналов на фасаде жилого дома при отводе продуктов сгорания от отопительного газоиспользующего оборудования через наружную стену без устройства вертикального канала следует размещать в соответствии с инструкцией по монтажу газоиспользующего оборудования предприятия - изготовителя, но на расстоянии не менее: - 2,0 м от уровня земли; -0,5 м по горизонтали до окон, дверей и открытых вентиляционных отверстий (решеток); -0,5 м над верхней гранью окон, дверей и вентиляционных решеток; -1,0 м по вертикали до окон при размещении отверстий под ними).
В письме также разъяснено, что в целях исключения рисков угрозы жизни и здоровью, которые могут возникнуть в результате эксплуатации газоиспользующего оборудования, до момента устранения выявленных нарушений подписание акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) преждевременно.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в указанных действиях АО "Регионгаз-инвест" имеет место наличие события административного правонарушения, выразившегося в навязывании Куликовой Л.В. услуг и обязательств, не предусмотренных п. 80 Правил N 1547.
Суд первой инстанции с выводами УФАС по Свердловской области согласился.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно подпункту "б" пункта 72 Правил N 1547 исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если договор о подключении содержит обязательства исполнителя осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка.
Непосредственно пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, в том числе на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования после подписания газораспределительной организацией с потребителем акта о готовности сетей газопотребления.
Готовность сетей газораспределения к подключению предполагает выполнение предусмотренных техническими условиями к договору обязательств, как со стороны исполнителя, так и заявителя (п. 12 Технических условий).
Таким образом, заявитель должен обеспечить подключаемый объект газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Положения норм СП 402.1325800.2018 "Свод правил Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления"; СП 42-101-2003 "Свод правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб"; СП 62.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы"; соответственно СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", нарушение которых допущено заявителем при подготовке к подключению к сети газораспределения объекта капитального строительства, носят обязательный характер и являются специальными нормами при строительстве сети газопотребления до 0,005-1,2 Мпа, которую должна была построить Куликова Л.В. (пункт 5 Технических условий к договору).
На обязательность вышеназванных СП и СНиП указывает их область применения, а также распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1005-р "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, содержащие правила, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газопотребления и осуществления оценки соответствия" (СП 42-101-2003, СП 62.13330.2011 и СНиП 42-01-2002). СП 402.1325800.2018 применяется для целей соблюдения Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, принятым Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ (в том числе для объектов индивидуального жилищного строительства).
Выводы суда первой инстанции об отсутствии у заявителя обязанности по соблюдению указанных СП и СНиП, поскольку ни п. 42 Правил N 1547 и технические условия, являющиеся приложением к Договору, таких требований не содержат, являются ошибочными как несоответствующие закону и условиям п. 12 Технических условий (Приложение N 1 к договору).
Акт от 31.07.2023, составленный ООО "Михайловская жилищная компания", фиксирует лишь факт работоспособности дымохода и не подтверждает соответствие его требованиям СП 42-101-2003 в части расположения до окна, поэтому не может быть принят судом во внимание как доказательство, подтверждающие выполнение Куликовой Л.В. Технических условий.
Выводы суда о фактическом проведении обществом строительного контроля в отношении заявителя суд апелляционной инстанции находит неверными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Принимая во внимание, что предусмотренный договором о подключении (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения результат работ в виде технологического присоединения предполагает пуск газа во вновь присоединяемую сеть и газовое оборудование, в целях обеспечения безопасности фактического подключения газовой сети и газового оборудования, Куликова Л.М. как лицо, осуществляющее строительство сети газопотребления, обязана была в силу названных выше норм обеспечить готовность сети газопотребления к подключению, пуску газа и безопасной эксплуатации.
Требование АО "Регионгаз-инвест" об устранении выявленных при мониторинге выполнения заявителем технических условий нарушений направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности при газификации жилого дома, что отвечает интересам собственника и корреспондирует его праву на газификацию жилого дома.
Таким образом, соответствующее требование АО "Регионгаз-инвест" является законным, соответствует положениям Правил N 1547 и корреспондирует праву Куликовой Л.М. на газификацию ее жилого дома.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и незаконности оспариваемого постановления антимонопольного органа и выданного на его основании предписания.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, постановление и представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10.11.2023 по делу N 066/04/9.21-3324/2023 следует признать незаконными и отменить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2024 года по делу N А60-65691/2023 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить постановление и представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10.11.2023 по делу N 066/04/9.21-3324/2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-65691/2023
Истец: АО "РЕГИОНГАЗ-ИНВЕСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Куликова Людмила Васильевна