г. Тула |
|
6 июня 2024 г. |
Дело N А09-5689/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд: в составе
председательствующего судьи Егураевой Н.В.,
судей Грошева И.П. и Воронцова И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления имущественных и земельных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2023 по делу N А09-5689/2022 (судья Грахольская И.Э.),
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", г. Брянск, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к публично-правовому образованию - Брянской области в лице управления имущественных отношений Брянской области (далее - УИО БО, г. Брянск, ИНН 3250059309, ОГРН 1053244057085) о взыскании 323 036 руб. 43 коп. убытков в размере бездоговорного потребления тепловой энергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) привлечены государственное бюджетное учреждение Брянской области "Лесопожарная служба" и департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 321 731 руб. 57 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ГУП "Брянсккоммунэнерго" к управлению о взыскании убытков, причиненных бездоговорным потреблением тепловой энергии. По мнению ответчика, исходя из представленных истцом актов обследования не усматривается, что бездоговорное потребление тепловой энергии осуществлялось именно публично-правовым образованием, а не государственным бюджетным учреждением Брянской области "Лесопожарная служба", учитывая тот факт, что учреждение использовало все здание для осуществления своей уставной деятельности. Апеллянт указывает, что собственником спорного помещения является Брянская область, а УИО БО никогда его не использовало и следовательно, не могло быть потребителем поставляемой тепловой энергии. Ссылается на то, что в материалы дела не представлены сведения о том, кому до апреля 2019 года были оказаны услуги.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. Стороны ходатайствовали о проведении заседания в отсутствие своих представителей, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 41, 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из реестра государственного имущества административное здание, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вали Сафроновой, д.56, общей площадью 741,40 кв.м, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Брянской области.
В период с 19 апреля 2019 года по 28 февраля 2022 года истец осуществил отпуск тепловой энергии на вышеуказанный объект (нежилое помещение) на общую сумму 215 357,62 руб., что отражено в акте о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии от 19.04.2022 N 594.
Ответчик принял поставленную тепловую энергию, однако ее оплату на основании выставленных истцом счетов не произвел, что привело к возникновению убытков.
Претензия от 26.04.2022 N 2401/сб, направленная истцом в адрес ответчика, оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их частичного удовлетворения, при этом суд руководствовался следующим.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в силу положений статьи 310 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По смыслу статьи 539 ГК РФ обязанность по оплате поставленной тепловой энергии несет тот, кто принял соответствующую обязанность по договору либо, не состоя в обязательственных отношениях путем подписания договора, но имея присоединенные теплопотребляющие установки, фактически потребил энергию.
В последнем случае юридическое значение приобретает отношение лица к теплопотребляющим установкам, а также к имуществу, на содержание которого была израсходована тепловая энергия (статьи 210, 216 ГК РФ).
Этот же вывод следует из пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), согласно которому потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Таким образом, в случае взыскания задолженности с лица, чьи обязательственные отношения с энергоснабжающей организацией опосредованы фактом присоединения теплопотребляющих установок и фактическим потреблением тепловой энергии, юридически значимыми обстоятельствами являются: 1) законность владения теплопотребляющими установками, и, в целом, объекта, на содержание которого израсходована тепловая энергия; 2) объем и стоимость потребленной тепловой энергии.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя энергоресурса от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В силу пункта 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Объект недвижимости, в отношении которого имело место потребление тепловой энергии, является собственностью публично-правового образования - Брянская область, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что лицом, осуществляющим полномочия субъекта Российской Федерации Брянской области в отношении спорного объекта недвижимого имущества, является ответчик.
Судом установлено, что договор теплоснабжения указанного объекта недвижимости между сторонами не заключался, абонентом в адрес теплоснабжающей организации плата за поставленную тепловую энергию не вносилась. Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Количество переданной истцом в спорный период тепловой энергии подтверждается представленным в материалы дела расчетом количества потребленной тепловой энергии и ответчиком по существу не оспорено. Договор между сторонами не заключался.
На основании пункта 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
Согласно части 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Ответчик доказательств наличия договорных правоотношений с истом не представил.
Истец на основании пункта 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении произвел расчет убытков с применением повышающего полуторакратного коэффициента, размер которых составил 323 036 руб. 43 коп., являющихся бездоговорным потреблением, что соответствует правовому подходу, изложенному в определении ВС РФ от 08.02.2018 N 305-ЭС17-14967.
Контррасчет задолженности ответчиком не представлен, равно как и не представлено в материалы дела доказательств оплаты задолженности за поставленный коммунальный ресурс в спорный период в полном объеме или в части, как и отсутствуют доказательства заключения между сторонами договора теплоснабжения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска, взыскав 321 731 руб. 57 коп. с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности. Истец решение суда области не оспаривает.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика об отсутствии обязательств по оплате потребленного ресурса, поскольку бремя содержания объекта возложено на иное уполномоченное лицо, а именно на государственное бюджетное учреждение Брянской области "Лесопожарная служба", поскольку на основании соответствующего договора от 28.02.2018 N 23 учреждению в безвозмездное пользование была предоставлена часть нежилого помещения, площадью 547,5 кв.м, расположенного в спорном административном здании, общей площадью 741,40 кв.м.
При этом ответчик указывал, что учреждение использует все административное здание целиком в своей деятельности. В подтверждение данного факта УИО БО в материалы дела представлены фотоматериалы помещений и находящегося в них имущества.
Суд первой инстанции правомерно отнесся к данным фотоматериалам критически и не принял их в качестве безусловных доказательств, подтверждающих факт использования государственным бюджетным учреждением Брянской области "Лесопожарная служба" всего объекта, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Вали Сафроновой, д.56.
Из материалов дела следует, что 28.02.2018 заключен договор передачи в безвозмездное пользование административных зданий, нежилых помещений государственной собственности Брянской области N 23 между ссудодателем - УИО БО и ссудополучателем" - государственным бюджетным учреждением Брянской области "Лесопожарная служба".
Согласно условиям договора ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование недвижимое имущество - нежилое помещение площадью 547,5 кв.м, (позиции с 8 по 18, позиция 20 первого этажа, позиции с 1 по 17 второго этажа), расположенное в административном здании общей площадью 741,4 кв.м, по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вали Сафроновой, д.56, а также гараж площадью 112,7 кв.м и складские помещения площадью 66,8 кв.м, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Вали Сафроновой, д.56. По истечении срока действия договора на тех же условиях был заключен договор от 09.02.2021 N 30.
В соответствии с пунктом 3.2.1 договора, обязывающего ссудополучателя заключить договор с поставщиками коммунальных услуг, государственным бюджетным учреждением Брянской области "Лесопожарная служба" заключен пролонгируемый договор с ГУП "Брянсккоммунэнерго" на поставку тепловой энергии из расчета объема здания, который соответствует части площади, закрепленной договором за государственным бюджетным учреждением Брянской области "Лесопожарная служба" (547,5 кв.м).
01.03.2022 на основании приказа УИО БО от 28.02.2022 N 242 в оперативное управление государственного бюджетного учреждения Брянской области "Лесопожарная служба" перешли следующие объекты: административное здание площадью 741,4 кв.м (547,5 кв.м, ранее закрепленной площади и 193,9 кв.м, (позиции с 1 по 7, позиция 19 первого этажа) площади, переданной дополнительно с 01.03.2022), гараж площадью 112,7 кв.м, и складские помещения площадью 66,8 кв.м, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Вали Сафроновой, д.56.
Государственное бюджетное учреждение Брянской области "Лесопожарная служба" заключило договор с ГУП "Брянсккоммунэнерго", согласно которому с 01.03.2022 платежи за тепловую энергию производятся исходя из расчета объема дополнительно закрепленной площади здания (193,9 кв.м).
Как следует из отзыва государственного бюджетного учреждения Брянской области "Лесопожарная служба" платежи по заключенным учреждением договорам с ГУП "Брянсккоммунэнерго" производятся в полном объеме в установленные сроки. Истец данные пояснения не опроверг.
В спорный период, то есть с 19 апреля 2019 года по 28 февраля 2022 года нежилое помещение площадью 193,9 кв.м (позиции с 1 по 7, позиция 19 первого этажа), расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Вали Сафроновой, д.56, принадлежащее Брянской области, не было передано и закреплено за государственным бюджетным учреждением Брянской области "Лесопожарная служба".
Представленные ответчиком акт от 16.02.2022 и фотоснимки не подтверждают использование третьим лицом спорного государственного имущества в заявленный период, кроме того, указанный акт учреждением не подписан.
С учетом изложенного суд области пришел к верному выводу об отсутствии оснований считать государственное бюджетное учреждение Брянской области "Лесопожарная служба" лицом, на которое возложена обязанность по содержанию спорного объекта и оплате потребленных ресурсов в части площади 193,9 кв.м.
Вопреки доводам апеллянта, имелось ли ранее бездоговорное потребление, не имеет значение для рассмотрения настоящего спора, так как период ранее апреля 2019 года не является спорным. Иного ответчиком не представлено, равно как и не подтверждено документально заключение договора теплоснабжения ранее 19 апреля 2019 г.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Кодекса безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2023 по делу N А09-5689/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5689/2022
Истец: ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Ответчик: Управление имущественных отношений Брянской области
Третье лицо: ГБУ Брянкой области "Лесопожарная служба", Департамент финансов Брянской области