г.Москва |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А40-279737/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей: |
С.М. Мухина, Г.М. Никифоровой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.03.2024 по делу N А40-279737/23,
принятое по заявлению АО "Мособлгаз"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г.Москве,
третье лицо - Жданов Юрий Петрович,
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Петросян Л.А. по доверенности от 26.03.2024; |
от заинтересованного лица: |
Мхитаров К.Г. по доверенности от 29.12.2023, Кадымов Ф.Ф. по доверенности от 29.12.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлгаз" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г.Москве (далее- заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным постановления от 10.11.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-11488/2023.
Решением суда от 27.03.2024, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и в удовлетворении требований Общества отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал апелляционную жалобу, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, доводы жалобы и письменных объяснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 077/04/9.21-11488/2023 послужило заявление Жданова Ю.П. на действия (бездействие) АО "Мособлгаз" при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Дзержинского, земельный участок с кадастровым номером 77:13:0020229:323 (далее - объект), к сети газораспределения по договору от 27.05.2022 N 03/5470-К1532-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении).
В ходе проверки доводов заявления антимонопольным органом установлено, что 27.05.2022 между Ждановым Ю.П. и АО "Мособлгаз" заключен договор о подключении и выданы технические условия N К1532-81/1/6 (далее - ТУ).
В соответствии с заключенными между Ждановым Ю.П. и АО Мособлгаз
дополнительными соглашениями в качестве источника газоснабжения объекта определен газопровод низкого давления Р
5 кПа, D = 108 мм, проложенный по ул.Дзержинского, протяженностью 3457,05-м, принадлежащий АО
Мосолблгаз
(далее- газопроводисточник).
Согласно пп.4, 5 ТУ величина максимального часового расхода газа (мощности) газоиспользующего оборудования составляет 5 м3/час. Давление газа в точке подключения составляет 0,0023 МПа.
На основании п.3 договора и п.6 ТУ срок подключения (технологического присоединения) объекта к сети газораспределения составляет 135 дней с момента заключения договора.
Поскольку в соответствии с пп.2, 53 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее- Правила подключения) Жданов Ю.П. относится к заявителям первой категории, АО "Мособлгаз" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта в первоначальной редакции договора в срок не позднее 09.10.2022.
Положения п.58 Правил подключения позволяют продлить срок осуществления подключения по инициативе заявителя не более чем на 6 месяцев.
Вместе с тем, между заявителем и Ждановым Ю.П. неоднократно заключались дополнительные соглашения, в результате которых срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению должен быть осуществлен не позднее 15.10.2023.
Таким образом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта был продлен с максимально допустимого на 1 год и 6 дней (срок от 09.10.2022 с учетом возможности однократного продления на 6 месяцев).
Оценив изложенные обстоятельства и представленные доказательства, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Обществом п.58 Правил подключения в части неоднократного продления срока исполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения по договору, а также, в части превышения установленного данным пунктом Правил подключения предельно возможного срока продления исполнения мероприятий по договору о подключении.
09.10.2023 по факту выявленного правонарушения в отношении Общества составлен протокол N 077/04/9.21-11488/2023 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 077/04/9.21-11488/2023 вынесено оспариваемое постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Проверив процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил отсутствие нарушений, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, также соблюден.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении п.58 Правил подключения, а именно: в нарушении срока исполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения по договору, а также, в части превышения установленного данным пунктом Правил подключения предельно возможного срока продления исполнения мероприятий по договору о подключении.
Пунктом 78 Правил подключения установлена возможность изменения условий договора о подключении, которые при согласии сторон оформляются дополнительным соглашением.
На основании изложенного сторонами были заключены дополнительные соглашения, согласно которым изменены существенные условия договора в связи со следующими запросами третьего лица: запрос N 5916 от 08.06.2022 через ЛКК N 696199 на внесение изменений в ТУ N К1532 в части изменения наименования типа объекта; запрос N 6011 от 09.06.2022 через ЛКК N 696544 на внесение изменений в ТУ N К1532 в части изменения точки подключения; запрос N 10357 от 15.09.2022 на внесение изменений в ТУ N К1532 в части изменения технических параметров; запрос N 1463 от 28.01.2023 лично на продление сроков к договору ТП N К1532; запрос N 3720 от 28.02.2023 на продление сроков к договору ТП N К1532.
В частности, были изменены: объект подключения (хозяйственное строение вместо жилого дома), источник газоснабжения объекта заявителя, точка подключения, мероприятия по подключению объекта к газопроводу-источнику и размер платы за подключение (копии заявлений заявителя от 08.06.2022, от 09.06.2022 и дополнительных соглашений от 22.07.2022 N 1, от 22.07.2022 N 2, от 27.09.2022 N 3 имеются в материалах дела).
Указанные условия являются существенными и требуют дополнительного времени для осуществления данных действий, в связи с чем, третье лицо и обратилось с заявлениями о заключении дополнительных соглашений.
Срок выполнения мероприятий по договору в редакции заключенных сторонами дополнительных соглашений установлен не позднее 15.10.2023.
Таким образом, сторонами согласованы все существенные условия договора, а дополнительные соглашения заключены по инициативе третьего лица.
В соответствии с п.61 Правил подключения мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (третьим лицом), а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем (заявителем). Также заявитель (третье лицо) вправе обратиться к исполнителю (заявителю) с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка.
При этом административным органом не учтено, что Правила подключения не ограничивают заявителя (третье лицо) в выборе подрядчика для выполнения работ внутри границ его земельного участка, заявитель (третье лицо) вправе обратиться в любую специализированную организацию по данному вопросу, что в надлежащий срок третьим лицом сделано не было.
Третье лицо реализовало свое право и обратилось к заявителю по указанному вопросу только в январе 2023 года.
Свое позднее обращение по указанному вопросу, а также неоднократные просьбы по внесению изменений в технические условия третье лицо обосновывало тем, что объект построен недавно и требуется доработка и "усадка" большей части строения, а прокладка труб без учета "усадки" приведет к их деформации и разрушению.
На основании устных обращений третьего лица между ним и заявителем заключен договор подряда от 28.01.2023 N 03/856-К1532-2023-СМР на выполнение строительно-монтажных работ в границах земельного участка третьего лица, заявителем разработан проект строительства сети газопотребления.
Срок выполнения работ по данному договору подряда установлен 9 месяцев, что соответствует дате 28.10.2023.
К выполнению работ в границах земельного участка третьего лица заявителем привлечена подрядная организация ООО "Стройком-ГАЗ".
По состоянию на 31.08.2023 строительство сети газопотребления в границах земельного участка заявителя, включая разводку внутри дома, выполнена в полном объеме.
При этом подрядчиком на указанную дату зафиксировано отсутствие газового котла на объекте, который подлежал установке в соответствии с разработанным проектом.
Мероприятия внутри границ земельного участка третьего лица осуществлены в полном объеме с учетом его пожеланий (изменение внутридомовой сети газопотребления) и обеспечения наличия на объекте газоиспользующего оборудования, подлежащего подключению, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 06.09.2023, подписанным сторонами без замечаний (копия имеется в материалах дела).
Согласно подп."е" п.74 Правил подключения предоставление договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным, договор на поставку газа на указанную дату представлен не был, заключение данного договора должно осуществляться третьим лицом самостоятельно с АО "Мосгаз".
Документы, необходимые для подключения и пуска газа в газоиспользующее оборудование третьего лица, обязанность по предоставлению которых лежит на нем в соответствии с Правилам подключения, в полном объеме были предоставлены в адрес АО "Мособлгаз" только 29.09.2023: акт о техническом состоянии дымоходов и вентиляционных каналов, составленный специализированной организацией 07.09.2023, договор на техническое обслуживание внутри домового газового оборудования от 28.09.2023 N 2456/ТиНаО, заключенный с АО "Мосгаз".
Фактическое подключение и пуск газа в газоиспользующее оборудование заявителя осуществлено Обществом в пределах установленного договором срока 14.10.2023, что подтверждается актом о подключении (технологическом присоединении), содержащим информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, подписанным сторонами без замечаний (копия акта имеется в материалах дела).
Таким образом, исполнение Обществом обязательств по подключению объекта заявителя и пуску газа обусловлены исполнением встречных по отношению к ним обязательств третьего лица.
Согласно пп.57, 58 Правил подключения срок осуществления мероприятий может быть продлен по инициативе заявителя (за исключением случая установления срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в соответствии с п.57 Правил). При этом для заявителей первой категории указанный срок не может превышать срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) более чем на 6 месяцев.
Вместе с тем, целью заключения договора о подключении является газификация объекта третьего лица. Основанием для заключения договора становится обращение третьего лица, инициированное и поданное им с соблюдением норм Правил подключения.
Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства (ст.328 ГК РФ).
На основании подп."а" п.72 Правил исполнитель (заявитель) обязан осуществить мероприятия по подключению и пуску газа не позднее установленного договором срока при условии исполнения заявителем (третьим лицом) возложенных на него обязательств по обеспечению готовности объекта к подключению.
В рассматриваемом случае дополнительные соглашения и изменения условий договора обусловлены инициативой третьего лица и имели своей целью осуществить мероприятия по подключению с учетом его пожеланий, отказ в осуществлении которых сетевой организацией означал бы отсутствие принятия всех зависящих от нее мер, направленных на исполнение договора, что также могло бы повлечь привлечение заявителя к административной ответственности.
Таким образом, Обществом в настоящем случае приняты все зависящие от него меры для исполнения договора, в результате которых договор о подключении с третьим лицом исполнен в надлежащий срок.
При этом, антимонопольным органом не учтен факт продления сроков исполнения договора подключения по инициативе третьего лица, а также то обстоятельство, что Правилами подключения предусмотрено право исполнителя на расторжение договора, а не его обязанность.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких данных, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным и отмене постановления Московского УФАС России от 10.11.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-11488/2023.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований в полном объеме.
Доводы, приведенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ссылки подателя жалобы на судебную практику подлежат отклонению, поскольку обстоятельства указанных антимонопольным органом дел применительно к обстоятельствам настоящего спора не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.03.2024 по делу N А40-279737/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-279737/2023
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
Третье лицо: Жданов Юрий Петрович