г. Москва |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А41-86790/2023 |
Резолютивная часть постановления 30 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха на решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2024 по делу N А41-86790/2023.
В судебном заседании принял участие представитель:
Администрации городского округа Балашиха - Лузгачева К.Ф. по доверенности от 28.12.2023.
Администрация городского округа Балашиха (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Волкову Сергею Владимировичу (далее - ответчик, ИП Волков, предприниматель) о запрете осуществления коммерческой деятельности в нарушение целевого использования земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:11, об обязании использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично.
Истец с решением не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на обоснованности иска в полном объеме.
В судебном заседании представитель подателя жалобы на доводах жалобы настаивал.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 названного Кодекса в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение на предмет его законности и обоснованности пересмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции только в обжалуемой подателем жалобы части.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:11 площадью 1190 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, и находящегося на нем трехэтажного жилого дома с кадастровым номером 50:15:0020109:80 площадью 559,2 кв. м.
Указанное строение используется ответчиком в качестве гостиницы "Гостевой дом "Классик", что подтверждается информацией, размещенной в сети Интернет.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора го Балашиха и го Реутов по использованию и охране земель от 22.12.2016 ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению.
Решением Балашихинского городского суда от 05.10.2018 по делу N 2-5877/18 удовлетворены требования Балашихинского городского прокурора об обязании Волкова С.В. прекратить деятельность по организации гостиницы (гостевого дома, отеля) на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0020109:11.
Решением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 29.01.2019 Волкову С.В. отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования "Гостиничное обслуживание" для земельного участка 50:15:0020109:11.
В ходе выездного обследования земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:11 составлен акт от 28.02.2023 N 1, в котором сотрудниками КУИ Администрации городского округа Балашиха зафиксировано, что: земельный участок имеет ограждение; доступ на земельный участок ограничен; земельный участок используется под коммерческую деятельность: гостиница; земельный участок не используется для жилой застройки; расположенные на земельном участке объекты не используются в соответствии с видом разрешенного использования; строения, расположенные на земельном участке, не являются объектами жилого назначения, используемыми для постоянного проживания; имеются признаки использования земельного участка в предпринимательской деятельности; земельный участок используется не по целевому назначению.
Истцом вынесено предостережение от 17.03.2023 N 4-П о недопустимости нарушения обязательных требований, которое 20.03.2023 направлено ответчику.
По результатам повторного осмотра спорного земельного участка составлен акт от 31.05.2023 N 92/2023, из которого следует, что ответчик не исполнил предостережение, возражения не представил, нарушения не устранил, продолжает осуществлять коммерческую деятельность.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции признал обоснованным требование об обязании ответчика использовать земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020109:11 в соответствии с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020109:11 имеет вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", не имеет вспомогательного вида разрешенного использования, позволяющего размещение в его границах гостиниц и мотелей.
Отказывая в удовлетворения требования о запрете осуществления коммерческой деятельности в нарушение целевого использования земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:11, суд первой инстанции указал, что администрация не наделена полномочиями по обращению в суд с подобными исками.
Обоснованность отказа в удовлетворении данного требование ставится под сомнение администрацией в апелляционной жалобе.
Проверив доводы жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Исходя из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 ГрК РФ).
В силу пункта 2 статьи 36 ГрК рФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2 статьи 42 ЗК РФ).
При этом, исходя из положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ и пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Сфера деятельности органов местного самоуправления определена пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В свою очередь полномочия органов местного самоуправления закреплены в статье 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С точки зрения судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие у муниципальной администрации полномочий, позволяющих обращаться в суд с иском в гражданско-правовом порядке о запрете ведения коммерческой деятельности. Данные вопросы решаются в административном порядке.
Следовательно, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно отказал в данном требовании.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2024 по делу N А41-86790/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86790/2023
Истец: Администрация городского округа Балашиха
Ответчик: Волков Сергей Владимирович