г. Киров |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А17-8756/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Бычихиной С.А., Волковой С.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Буратино"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.03.2024 по делу N А17-8756/2023
по заявлению муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Буратино" (ИНН: 3701045260, ОГРН: 1093701000920)
к Контрольно-счетной палате Ивановской области
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район",
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Светлячок" с. Постнинский (далее - заявитель, МКДОУ детский сад "Светлячок") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Ивановской области (далее - ответчик, КСП Ивановской области) от 27.07.2023 N 02-05/2/497.
Определением 25.10.2023 (резолютивная часть от 24.10.2023) суд, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), произвел замену МКДОУ детский сад "Светлячок" с. Постнинский на его правопреемника - муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Буратино" (далее - МКДОУ детский сад "Буратино") в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКДОУ детский сад "Буратино" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает, что Учреждение не восстанавливало средствами областного бюджета расходы, произведенные за счет средств бюджета МО "Родниковский муниципальный района". По мнению заявителя фактически произведена оплата работ по благоустройству территории Учреждения в пределах объема средств, выделенных на эти цели из областного бюджета.
КСП Ивановской области в отзыве на апелляционную жалобу указала на неправильное понимание МКДОУ детский сад "Буратино" норм права, просила оставить решение суда без изменения.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 17.05.2023 по 13.07.2023 КСП Ивановской области проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и целевого использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2022 году бюджетам муниципальных районов Ивановской области на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области (выборочно)" (далее - контрольное мероприятие).
По итогам указанного планового контрольного мероприятия, результаты которого подробно зафиксированы в акте от 13.07.2023, надзорным органом установлено, что МКДОУ детский сад "Светлячок" средства областного бюджета в сумме 691,2 тыс. руб. по коду бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: раздел/подраздел 0700/0701 "Образование"/"Дошкольное образование", целевая статья 0190088400 "Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области", вид расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" - были направлены на восстановление (частичное восстановление) расходов, произведенных за счет средств бюджета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" в рамках мероприятия "Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций" муниципальной программы Родниковского муниципального района "Развитие образования Родниковского муниципального района", утвержденной Администрацией муниципального образования "Родниковский муниципальный район" от 13.12.2013 N 1565 (ред. от 07.10.2022), что не предусмотрено Методикой распределения и правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Ивановской области на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области в 2022 году, являющейся приложением N 22 к подпрограмме "Развитие общего образования" государственной программы Ивановской области "Развитие образования Ивановской области", утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 450-п (ред. от 29.12.2022), соглашением от 15.02.2022 N 15-БТ о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области, заключенным между Департаментом образования Ивановской области и и.о. главы муниципального образования "Родниковский муниципальный район", и в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) является нецелевым использованием бюджетных средств.
Представлением от 27.07.2023, выданным ответчиком на основании статьи 24 Закона Ивановской области от 21.12.2006 N 140-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Ивановской области" (далее - Закон N 140-ОЗ), на заявителя возложены следующие обязанности:
1) возместить в доход областного бюджета средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 691,2 тыс. руб.;
2) принять меры по предотвращению нарушений бюджетного законодательства в части надлежащего исполнения полномочий получателя бюджетных средств, а также целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
3) рассмотреть вопрос о принятии мер дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим нарушения.
Полагая, что указанное представление не соответствует закону и нарушает права Учреждения, МКДОУ детский сад "Светлячок" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.06.2022 между Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (заказчик) и ООО "Стройтехнология" (подрядчик, исполнитель), как победителем электронного аукциона от 08.06.2022 N 0133200001722001672 (идентификационный код закупки: 223372100799237210100100590014399244), заключен муниципальный контракт N 7/22 (далее - контракт) на выполнение работ по благоустройству территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области, которые выполняются подрядчиком в объеме, установленном Техническим заданием (приложение N 1 к контракту), и в объемах, установленных в Локальных сметных расчетах по благоустройству территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области (приложение N 2 к контракту) (далее - ЛСР), на сумму 17 174,9 тыс. руб., без НДС.
По соглашению "О расторжении муниципального контракта N 7/22 от 21.06.2022" от 13.12.2022, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт от 21.06.2022 расторгнут с 13.12.2022 по соглашению сторон с выполнением работ на сумму 16 570,0 тыс. руб., в оставшейся части суммы 604,9 тыс. руб. муниципальный контракт подлежит расторжению. Стороны претензий друг другу не имеют.
Таким образом, возник остаток неиспользованных средств, который составил 691,2 тыс.руб. (86,3 тыс.руб. (результат экономии по результатам торгов) + 604,9 тыс.руб.).
Источником финансирования работ по контракту является иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области, в рамках подпрограммы "Развитие общего образования" (далее - Подпрограмма) государственной программы Ивановской области "Развитие образования Ивановской области", утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 450-п (ред. от 29.12.2022).
Согласно пункту 1.15 Подпрограммы иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов Ивановской области на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций предоставляются в соответствии с Методикой распределения и правилами предоставления, установленными приложением 22 к настоящей подпрограмме (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 15 Методики не использованный на 1 января текущего финансового года остаток иного межбюджетного трансферта подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством.
Однако, вопреки названным требованиям Методики, Учреждением не был осуществлен возврат вышеуказанных бюджетных средств.
Вместо этого справкой-уведомлением от 02.12.2022 N 785 Управлением образования до МКДОУ детский сад "Светлячок" доведены лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 0701 0190088400 244 в сумме 691,2 тыс. руб.
На основании доведенных лимитов бюджетных обязательств Учреждением составлено и Управлением образования, как главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственному ему Учреждению, 02.12.2022 утверждено изменение показателей бюджетной сметы МКДОУ детский сад "Светлячок" на 2022 финансовый год и плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе по КБК 0701 0190088400 244 в сумме 691,2 тыс. руб.
Расходным расписанием от 02.12.2022 N УО00-00000007 Управлением образования до Учреждения доведены предельные объемы финансирования по КБК 0701 0190088400 244 на сумму 691,2 тыс. руб.
МКДОУ детский сад "Светлячок", как получателем бюджетных средств, в УФК по Ивановской области направлены уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, которыми предусмотрено изменение реквизитов платежных поручений в части корректировки КБК:
- уведомлением от 02.12.2022 N ПО00-000002 вносятся изменения в реквизиты платежного поручения от 05.10.2022 N 302591 на сумму 511,2 тыс. руб.: КБК 0701 0190023300 244 заменяется на КБК 0701 0190088400 244 с указанием назначения платежа - "за предварительную подготовку основания асфальтного покрытия "дорожная подушка" (1 этап), муниципальный контракт N 22/К-384 от 08.08.2022, акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) (далее - акт ф. КС-2) N 1 от 23.09.2022";
- уведомлением от 02.12.2022 N ПО00-000003 вносятся изменения в реквизиты платежного поручения от 10.10.2022 N 325800 на сумму 381,1 тыс. руб.: КБК 0701 0190023300 244 заменяется на КБК 0701 0190088400 244 с указанием назначения платежа - "за предварительную подготовку основания асфальтного покрытия "дорожная подушка" (2 этап), муниципальный контракт N 22/К-385 от 05.09.2022, акт ф. КС-2 N 1 от 23.09.2022" и суммы платежа: по КБК 0701 0190023300 244 - 201,1 тыс. руб., по КБК 0701 0190088400 244 - 180,0 тыс. руб.
Бухгалтерскими справками от 05.12.2022 N ПО00-000009, N ПО00-000010 к документу "Сторно" главным бухгалтером МКУ ЦБ Отдела образования осуществлен перенос денежных обязательств, принятых на основании актов ф. КС-2 от 23.09.2022 N 1 в рамках исполнения муниципальных контрактов от 08.08.2022 N 22/К-384, от 05.09.2022 N 22/К-385 и оплаченных за счет средств бюджета МО "Родниковский м/р", в общей сумме 691,2 тыс. руб., в том числе:
- с КБК 0701 0190023300 244 на КБК 0701 0190088400 244 в сумме 511,2 тыс. руб.;
- с КБК 0701 0190023300 244 на КБК 0701 0190088400 244 в сумме 180,0 тыс. руб.
При проведении проверки надзорным органом выявлено, что платежными поручениями от 05.10.2022 N 302591, от 10.10.2022 N 325800 МКДОУ детский сад "Светлячок" были оплачены работы по предварительной подготовке основания асфальтового покрытия "дорожная подушка" на территории Учреждения, выполненные в рамках муниципальных контрактов от 08.08.2022 N 22/К-384 (на сумму 511,2 тыс. руб.), от 05.09.2022 N 22/К-385 (на сумму 381,1 тыс. руб.), заключенных между МКДОУ детский сад "Светлячок" и ООО "Стройтехнология", ООО "ГрандСтрой" соответственно. Средства в общей сумме 892,3 тыс. руб. на оплату данных работ были выделены Учреждению по КБК 0701 0190023300 244 (раздел/подраздел 0700/0701 "Образование"/ "Дошкольное образование", целевая статья 0190023300 "Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций", вид расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг") за счет средств бюджета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" в рамках мероприятия "Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций" подпрограммы "Развитие, сохранение и укрепление материально-технической базы муниципальных организаций образования" Муниципальной программы.
Справкой-уведомлением от 29.07.2022 N 236, расходным расписанием от 05.10.2022 N УО00-00000006 Управлением образования до МКДОУ детский сад "Светлячок" доведены лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования по КБК 0701 0190023300 244 в сумме 892,3 тыс. руб., соответственно.
Исходя из вышеизложенного, Учреждением по КБК 0701 0190088400 244 (средства иного межбюджетного трансферта, предоставленного муниципальному образованию "Родниковский муниципальный район" из бюджета Ивановской области на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области) восстановлены (частично восстановлены) расходы в общей сумме 691,2 тыс. руб., произведенные МКДОУ детский сад "Светлячок" за счет средств бюджета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" (КБК 0701 0190023300 244) в рамках реализации мероприятий Муниципальной программы.
Пунктом 2 Методики, абзацем 2 пункта 1.1, пунктом 1.3 раздела I Соглашения N 15-БТ определено:
- иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных районов Ивановской области в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств муниципальных районов Ивановской области, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных районов Ивановской области полномочий в сфере образования, в части реализации мероприятий по благоустройству территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области;
- иные межбюджетные трансферты направляются на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области (выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия и укладке бортового камня на территориях муниципальных дошкольных образовательных организаций);
- не допускается использование иного межбюджетного трансферта на цели, не предусмотренные Методикой распределения иных межбюджетных трансфертов.
Следовательно, восстановление (частичное восстановление) расходов бюджета муниципального образования за счет средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из бюджета Ивановской области, Методикой распределения иных межбюджетных трансфертов, соглашением N 15-БТ не предусмотрено.
Таким образом, целевой характер бюджетных средств, выделенных МКДОУ детский сад "Светлячок" по КБК 0701 0190088400 244 на благоустройство территории (выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия) определен бюджетной росписью Управления образования, где Учреждение определено получателем бюджетных ассигнований, справками-уведомлениями, которыми до Учреждения доводились лимиты бюджетных обязательств, бюджетной сметой Учреждения.
Учреждением в рамках исполнения бюджетных ассигнований, выделенных по КБК 0701 0190088400 244, муниципальные контракты на выполнение работ по благоустройству территории не заключались, оплата денежных обязательств не производилась.
На основании изложенного суд первой инстанции признал обоснованным и документально подтвержденным выводом КСП Ивановской области о том, что расходование Учреждением средств областного бюджета в сумме 691,2 тыс. руб. на восстановление (частичное восстановление) расходов, произведенных за счет средств бюджета муниципального образования "Родниковский муниципальный район" в рамках мероприятия "Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций" Муниципальной программы, в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
В апелляционной жалобе МКДОУ детский сад "Буратино" ссылается на то, что оно не восстанавливало средствами областного бюджета расходы, произведенные за счет средств бюджета муниципального образования, а в соответствии с пунктом 40 Порядка N 21н реализовало свое право на уточнение в пределах текущего финансового года операции по казначейскому платежу, в строгом соответствии с утвержденной Управлением образования бюджетной сметой. Указанный аргумент получил надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и справедливо отклонен им с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 40 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н, предусмотрено, что получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета, финансовый орган, орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по казначейским платежам и (или) коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым данные операции были отражены на его лицевом счете, в следующих случаях:
- при изменении на основании нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации или финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочиями принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
- при ошибочном указании получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) в Распоряжении о совершении казначейских платежей, на основании которого был отражен казначейский платеж на его лицевом счете, кода бюджетной классификации Российской Федерации.
В данном случае суд не применил положения пункта 40 Приказа N 21н, так как изменения нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление иного межбюджетного трансферта, в проверяемом периоде к проверке не представлены; ошибочного указания получателем бюджетных средств КБК в платежных документах (платежные поручения от 05.10.2022 N 302591, от 10.10.2022 N 325800) не установлено. КБК, указанный в платежных документах (платежные поручения от 05.10.2022 N 302591, от 10.10.2022 N 325800), соответствовал коду доведенных до Учреждения бюджетных ассигнований.
Какие-либо иные правовые основания, позволяющие восстановить (частично) восстановить расходы бюджета муниципального образования за счет иного межбюджетного трансферта, представленного из бюджета Ивановской области, заявитель не приводит.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.03.2024 по делу N А17-8756/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Буратино" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8756/2023
Истец: МКДОУ детский сад "Светлячок"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Ивановской области
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд, УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОДНИКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН", МКДОУ детский сад "Буратино", Скороходов Андрей Васильевич